Цветовые тенденции мирового и российского автопрома

Минпромторг требует перейти на российские краски

Минпромторг, ранее пытавшийся обязать автоконцерны использовать российский алюминий для поддержки «Русала» Олега Дерипаски, теперь требует окрашивать автомобили российскими лаками и красками. Также автоконцерны обяжут использовать шины, произведенные только в странах ЕАЭС. Переход на отечественные шины на авторынке считают в целом допустимым, но лакокрасочную продукцию, соответствующую глобальным требованиям концернов, Россия не производит.

По данным “Ъ”, Минпромторг разработал поправки к постановлению правительства №719, требующие углубить локализацию продукции автопрома за счет использования российской лакокрасочной и шинной продукции. Речь идет об использовании с 2020 года не менее 30% российских лакокрасочных материалов (ЛКМ) при окрашивании легковых автомобилей, не менее 50% — легких коммерческих, не менее 70% — грузовых автомобилей, не менее 80% — автобусов и не менее 90% — любых деталей, узлов шасси и комплектующих. Также с 2020 года предполагается обязать автоконцерны использовать шины, произведенные только в странах ЕАЭС. Новые требования, по данным “Ъ”, будут обсуждаться 9 ноября в ходе совещания в Минпромторге под председательством заместителя главы ведомства Виктора Евтухова (материалы к совещанию есть у “Ъ”). В Минпромторге “Ъ” не прокомментировали ситуацию.

В автоконцернах “Ъ” не ответили. В «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (завод Hyundai в РФ, выпускает модели Solaris, Creta, а также Kia Rio) “Ъ” сообщили, что закупают импортные краски и лаки у BASF и KCC. «Мы используем краски на водной основе, они более безопасны с точки зрения экологии и здоровья сотрудников, но сегодня российский завод BASF не выпускает такие краски»,— сказали в компании.

В российском автопроме ищут премиальность

Гендиректор «Nokian Tyres Россия» Андрей Пантюхов говорит, что существующие в РФ производства могут покрыть потребности концернов в шинах. По данным компании, объем производства легковых шин в РФ в 2017 году составил 46,8 млн единиц, экспорт — 17,1 млн единиц. При этом доля шин для первичной комплектации, по его словам, составила 5,4 млн шин, и большая часть была обеспечена локальным производством.

Собеседники “Ъ” на авторынке подозревают, что новые требования пролоббировали химики по следам попытки Минпромторга внести в то же постановление поправки об обязательном использовании российского алюминия. Такую меру ведомство предусмотрело, чтобы помочь «Русалу» Олега Дерипаски, попавшему под санкции США (см. “Ъ” от 1 августа). Переход на шины производства ЕАЭС к 2020 году в теории возможен, и сложности носят чисто технический характер, полагают источники “Ъ”, но с ЛКМ ситуация иная: необходимые для автопрома технологии с учетом глобальных требований концернов в РФ сегодня отсутствуют.

Почему позиции ведомств и отрасли по господдержке автопрома пока расходятся

По словам гендиректора Inventra (входит в группу Creon) Рафаэля Григоряна, доля импорта в потреблении ЛКМ для легкового автомобилестроения — около 70%, коммерческого транспорта — 45%. Он отмечает, что автопром далеко не основной сегмент потребления ЛКМ в РФ, но один из самых перспективных. В ООО «Хелиос Рус» (лакокрасочная продукция Helios поставляется группе ГАЗ и КамАЗу) признают, что требуемый уровень использования российских ЛКМ в автопроме будет «довольно сложно» достигнуть. Там указывают на отсутствие в РФ необходимых для автопрома технологий покрытия и качественного сырья. Доля потребления ЛКМ для автопрома за первое полугодие, говорят в компании,— около 65% от общего рынка промышленных ЛКМ, при этом потребление такой продукции российского производства — не более 10% от общего объема применяемых в РФ лаков и красок. В BASF “Ъ” сказали, что поставляют материалы с завода автолакокрасочных покрытий в Павловском Посаде многим автоконцернам, среди которых АвтоВАЗ, Ford Sollers, Volkswagen. Большая часть сырья на завод поступает из Германии, говорят в компании.

«В России нет целых классов сырья и пигментов, например, для алифатических полиуретановых красок, которые используются в основном для окраски белых автомобилей и являются единственным покрытием, которое не желтеет под воздействием ультрафиолета,— говорит глава Rupec Андрей Костин.— Спрос на такой тип краски российские производители не смогут закрыть даже на 30%, так как нет технологии»,— говорит он. Сейчас, поясняет эксперт, у каждого производителя есть проверенные глобальные поставщики, с которыми уже налажены четкие схемы поставок. И поиск других вариантов на не самом крупном с точки зрения объемов производства автомобилей российском рынке может увеличить себестоимость окраски. «Если бы российские краски были конкурентоспособны по цене и качеству, они бы давно наладили поставки на местные автозаводы, как это сделали производители пластиков»,— полагает господин Костин.

Названы самые популярные цвета у российских автомобилистов

При выборе автомобиля, будь то совершенно новая машины или транспортное средство со вторичного рынка, одним из критериев подбора справедливо выступает цвет. Он не играет решающей роли для большинства покупателей, хотя есть и такие люди, которым принципиально важно найти авто конкретного окраса.

Читайте также:
В России будет открыт новый завод по производству диоксида титана

Автолюбителям, которые только планирует приобрести себе транспортное средство, наверняка будет интересно познакомиться не только с самыми красивыми цветами автомобилей, но ещё и узнать, какой цвет для машины в настоящее время самый популярный и распространённый.

Специально для этого следует обратиться к результатам исследований таких компаний как Axalta и BASF. Они ежегодно публикую свежую информацию, которая касается рейтингов популярности цветов. А отдельно будет рассмотрен топ-5 из наиболее модных вариантов окраса кузова машины.

Общемировой рейтинг

Прежде чем рассказать про самые популярные цвета автомобилей конкретно в России, стоит взглянуть на общемировую статистику и тенденции, которые наблюдаются на международной арене. Интересно и то, что вкусы несколько отличаются, и россияне предпочитают не совсем такие же цвета, как в Европе, США или Азии.

Axalta и BASF публикуют статистику по итогам каждого прошедшего года. Эксперты уверены, что по итогу года картина существенно не поменяется, и лидеры точно не будут смещены со своих мест.

На международном автомобильном рынке наблюдается достаточно интересная картина. Всего 4 цвета покрывают 80% от общего числа окрашенных машин. И только 20% приходится не все остальные палитры.

Отвечая на вопрос о том, какой цвет для окраса машины в настоящее время самый популярный, можно привести определённую статистику. В ней учитывались именно новые машины, которые были выпущены за 2018 год.

  • Лидером рынка всё ещё остаётся белый. Этот цвет вряд ли уступит свою позицию кому-либо из конкурентов в ближайшее время. Каждое четвёртое транспортное средство в США является белым. В Европе это каждая третья машины. Если же говорить про Азию и Тихоокеанский регион, то здесь, по подсчётам аналитиков, каждую вторую машину делают белой. Общая картина примерно такая. На долю белого цвета, включая все его оттенки, приходится 38% от всех выпущенных за 2018 год автотранспортных средств.
  • С огромным отрывом, но на втором месте, находится чёрная краска. Её применяли на 18% выпускаемых за минувший год автомобилях. Несмотря на имеющиеся недостатки, чёрный всё равно остаётся в тренде и свои позиции конкурентам не уступает. Хотя те за последние несколько лет оказались несколько ближе ко второй строчке рейтинга.
  • На третьем месте расположились одновременно два цвета. Некоторые их воспринимают как идентичные варианты окраса, но эксперты всё же различают и разделяют серый и серебристый цвет. Если же их объединить, тогда они займут вторую строчку рейтинга с показателем в 24%. А так на серый и серебристый цвет приходится по 12% от доли мирового рынка новых автомобилей.
  • Чётвертое место занимает синяя палитра. Этих машин достаточно много, если взглянуть на автомобильные дороги. Но по факту за 2018 год было выпущено 7% машин с синим окрасом кузова. Синий считается лидером среди так называемых хроматических цветов.
  • На пятую строчку эксперты поставили автотранспортные средства красного цвета. Такая палитра является достаточно насыщенной, в большей степени подходит для женской аудитории автомобилистов. Отсюда и 5% от общего числа выпущенных и реализованных машин.
  • А вот бежевые и коричневые тона объединили в общую группу. Вместе они занимают 6 позицию в топе, демонстрируя такой же показатель, как и самостоятельного красного. Их показатель составил скромные 5% от общемирового рынка новых автомобилей, произведённых и окрашенных в 2021 году.
  • Только на 7 месте оказались автомобили жёлтого цвета. В мире эта палитра постепенно реанимируется, становится более востребованной, как раньше. Хотя далеко не все покупатели решаются брать столь яркий и заметный цвет. При его преимуществах, жёлтый также обладает и явными недостатками.
  • Замыкает рейтинг с показателем в 1% зелёный окрас кузова.

В компании BASF отмечают, что красные автомобили чаще всего представляют сегмент небольших городских транспортных средств.

Ведущие автопроизводители стараются не экспериментировать с палитрами, которые являются чрезмерно броскими и яркими. Да, есть возможность заказать уникальный и оригинальный цвет, но этой услугой покупатели пользуются не так часто.

А вот компании, которые не обладают высоким уровнем спроса, либо же стараются всячески выделиться, отдают предпочтение более ярким и насыщенным тонам. Всё чаще можно наблюдать тенденцию, согласно которой маленькие машины делают ярче и заметнее, нежели крупные седаны, универсалы или кроссоверы вместе с внедорожниками.

Если отдельно взглянуть на европейский рынок, с которым чаще всего сравнивают Россию, то здесь на долю белых машин приходится лишь 25%. А это заметно меньше, нежели по общемировому рейтингу. На втором и третьем месте оказались серые и чёрные цвета. Здесь лидирует именно серая палитра с показателем 22%, в то время как в чёрный цвет машины в Европе окрашивались в 21% случаев за 2018 год.

Нельзя не отметить тенденцию роста популярности автомобилей с металлическим и перламутровым эффектом. Всё больше машин уже с завода красят в металлик. Перламутровый и металлический эффект встречается на 66% всех выпущенных за минувший год транспортных средствах. Это указывает на постепенный отказ от обычных дешёвых эмалей даже со стороны производителей бюджетных и недорогих авто.

Читайте также:
Почему в России не выпускается оборудование для нанесения порошковых покрытий?

Белый рулит

Еще несколько лет назад белый цвет был связан исключительно с общественным транспортным средством. Авто в этом цвете было легко оклеить рекламой. Индивидуальный покупатель был не совсем заинтересован в белой машине. Продавцы часто даже понижали цену таких автомобилей.

Однако вскоре белый цвет или его разновидность жемчужно-белый, стал наиболее желанным, самым продаваемым и самым модным цветом в автомобильных салонах. Это подтверждает отчет, опубликованный производителем автомобильных лаков (Axalta) на 2014 год. До 29 процентов (в других отчетах это 24 или 25 процентов) покупателей новых автомобилей выбирают именно белый или жемчужно-белый. Впрочем, этот цвет в моде не только в Европе, но и на всех ключевых рынках мира.

Как ни странно, в белом нравятся машины разных сегментов: малого, среднего класса, роскошные лимузины, внедорожники, и, что самое странное, спортивные автомобили. Несколько лет назад никто не мог себе представить Феррари любого цвета, кроме красного, теперь белый Ferrari в моде.

Второе место в этом рейтинге занимает черный цвет (19 процентов) и трудно найти здесь практическое отношения к покупке, потому что и белый, и черный – это менее практичные цвета автомобилей. Третье место занимает цвет серебро – 14%. Есть и другие рейтинги, но на первом месте всегда белый, порядок популярности цветов остается тот же, только небольшие процентные различия.

Рейтинг по России

Отдельно стоит взглянуть на самые популярные цвета кузова автомобилей конкретно в России.

Тут аналитики дают несколько иную картину. Она отличается не только от общемировой, но также и от европейской.

  • Первое место, как и во всём мире, занимают машины белого цвета. Но, в отличие от Европы, россияне больше любят белую палитру, поскольку тут доля рынка составляет 33%.
  • На второй позиции в рейтинге популярности окраса кузова в России оказался серебристый оттенок, в то время как в мире на второй строчке уверенно располагается чёрный цвет.
  • В России чёрные тона любят меньше, нежели белые и серебристые. В итоге только 3 место с показателем 13% от общего числа новых машин.
  • Четвёртое место у транспортных средств, выполненных в серых тонах. Их доля составляет 9%.
  • Практически с аналогичными показателями на 4 месте располагаются оттенки бежевого и коричневого. На них приходится немного меньше 9%.
  • Внушительные 8% занимают автомобили синего цвета. Это немного меньше, чем в Европе, но заметно больше, нежели по всему миру.
  • Далее идёт красный цвет. В этих тонах было выпущено около 3% автомобилей на территории России.
  • Вслед за красным расположился зелёный тон. Довольно яркий и насыщенный цвет, который не получил должной популярности в Европе и по всему миру. Если там зелёных автомобилей менее 1%, то в России этот окрас имеет долю в 2%. Разница довольно существенная.
  • Разнообразные оттенки жёлтого, включая золотистые машины, имеют в России только 1%.
  • Все остальные цвета, занимающие 4% от российского рынка цветов авто, замыкают рейтинг.

Если взглянуть на самые популярные и востребованные цвета для окраса кузова автомобилей в России и по всему миру, то картина несколько отличается. Местами разница довольно существенная, что говорит о разных предпочтениях и выборе потребителей. Каждый сам для себя решает, в какой цвет будет окрашен автомобильный кузов, поскольку вкусы у всех разные, и критерии подбора также соответствующие.

Рейтинг не навязывает покупку машины того или иного окраса, а лишь демонстрирует общую картину происходящего. Лидером может быть белый, но никто не мешает вам купить фиолетовую или розовую машину.

Названы самые популярные цвета автомобилей в России

Россияне рассказали о том, какого цвета должна быть машина их мечты. Соответствующий опрос провел сервис «Авто.ру», исследование поступило 23 декабря в редакцию «Известий».

Каждый четвертый россиянин мечтает о черном автомобиле (25%), также популярностью пользуется белый (15%), синий (13%) и красный (12%) цвета. Стать владельцем зеленой или серой машины хотят по 8% респондентов. Самыми непопулярными цветами стали бежевый, золотой и розовый — их выбрали только каждый сотый респондент.

Хмуриться не надо: россияне активно покупают новые автомобили

Рынок демонстрирует рост на фоне дефицита

Также аналитики сервиса изучили базу объявлений и выяснили, автомобили каких цветов чаще всего встречаются в продаже в разных регионах страны.

Среди новых автомобилей, выставленных на продажу на «Авто.ру», чаще всего встречаются машины белого, черного, серого и серебристого цветов — на них приходится почти три четверти объявлений. При этом 41% из них — это машины белого цвета, за который у большинства автопроизводителей не нужно доплачивать.

Читайте также:
Краска с эффектом сенсорной панели создана в США

По информации сервиса, среди цветных машин чаще всего дилеры предлагают синие и коричневые автомобили: эти цвета встречаются в палитре большинства брендов. При этом желтые, золотистые и розовые машины на «Авто.ру» в этом году почти не продавались.

На вторичном рынке чаще всего продаются черные и белые авто — суммарно это 40%, еще 29% — серебристые и серые авто. На остальные цвета приходится 31%.

Чаще всего цветные автомобили продаются в Костромской, Новгородской и Псковской областях — суммарно почти 40%. Предпочтение в этих регионах отдают синему (больше 10%), красному (8%) и зеленому (7%) цветам.

В Чукотском автономном округ в этом году цветные автомобили не продавались: среди объявлений на «Авто.ру» таких машин не было. Одновременно с этим в регионе рекордно высокая доля черных и белых автомобилей — 50% и 33% соответственно. Остальное — серые и серебристые машины.

Редко продавались цветные автомобили на Кавказе, в Чеченской Республике таких только 18%, в Ингушетии — 20%. Лидируют там также черные машины — 31% и 30% соответственно.

В опросе «Авто.ру» приняли участие более 2 тыс. человек. Также в ходе исследования изучены 4 млн объявлений о продаже автомобилей, опубликованных на сервисе с января по ноябрь 2021 года.

17 сентября аналитики сервиса провели среди автомобилистов опрос и выяснили, какие опции им нужны в машине в первую очередь. В частности, для покупателей автомобилей ценой до 1,5 млн рублей важны кондиционер или климат-контроль, «зимний пакет» (подогрев руля, ветрового стекла, сидений и т.д.), камеры заднего вида или кругового обзора.

Модные и трендовые оттенки

Отдельно стоит поговорить про актуальные модные цвета. В рейтинг попали топ 5 уникальных, местами необычных и распространённых оттенков.

  • Гренадин. Оттенок под названием Grenadine является разновидностью красной палитры. Красные машины всегда были популярными и умели выделять авто на фоне общего потока. Гренадин ещё лучше справляется с этой задачей, демонстрируя особый шарм. Такой оттенок создан для энергичных и смелых женщин. Мужским этот цвет назвать сложно.
  • Балетная тапочка или просто Ballet Slipper. Цвет во многом балетный за счёт своей лёгкости и воздушности. Это светло-розовый оттенок, созданный для утончённых дам и настоящих леди. Оттенок получил широкую популярность среди молодых девушек. Чаще всего в него окрашивают маленькие хэтчбеки и городские машинки. Выглядит, словно розовая зефирка.
  • Морской пион. Он же Navy Peony. Цвет отличается высоким уровнем практичности и выглядит одновременно стильно. Это оттенок синей палитры, подходящий для мужчин и женщин.
  • Нейтральный серый. Кажется странным, что Neutral Grey вошёл в этот список, но факт остаётся фактом. Оттенок крайне практичный, оставляет незаметными пыль, грязь и мелкие царапины. Универсальный, подойдёт для девушек и мужчин. Хорошо подчёркивает статусные автомобили.
  • Золотой Лайм. Замыкает рейтинг довольно необычный и смелый цвет под названием Golden Lime. Выглядит невероятно сочно, ярко и насыщенно. Подходит для смелых, активных людей с хорошим чувством юмора. Если вы стремитесь быть заметным, вне зависимости от модели или марки авто, этот цвет точно для вас.

Хотя цвет машины вовсе не является ключевым параметром при выборе транспортного средства, на него всё равно обращают особое внимание.

Оттенки разнообразные, предлагают различные возможности, обладают определёнными преимуществами и недостатками. Кто-то выбирает сугубо исходя из вопроса практичности. Другие хотят получить малозаметную машину, которая не будет привлекать к себе лишнее внимание. А есть и такая категория людей, которые не обращают внимания на заметность грязи и пыли, и им просто важно получить яркий и необычный автомобиль. Выбор за вами.

Российский автопром: итоги 2020 года и перспективы развития

Внутреннее производство автомобилей в стране по итогам 2019 года демонстрировало снижение показателей во всех сегментах. Влияние пандемии COVID-19 — вынужденная приостановка деятельности автомобильных заводов и сокращение реальных располагаемых доходов населения усилили негативные тенденции в 2020 году.

Наиболее сильно снижение было выражено в сегменте автобусов и микроавтобусов. По итогам прошлого года отрицательная динамика достигла -18% к уровню 2019 года. В сегменте легковых автомобилей снижение составило около 17,4%. Динамика внутреннего выпуска грузовых автомобилей демонстрировала менее выраженные негативные тренды, что было обусловлено сохранением спроса на коммерческий транспорт со стороны отраслей междугородних грузоперевозок и служб доставки, позитивно развивавшихся под влиянием пандемии. Тем не менее в анализируемый период объем выпуска грузовых автомобилей в стране уменьшился с 163 тыс. шт. до 142 тыс. шт.

Согласно оценке «Смарт Консалт» всего по итогам 2020 года автомобильные заводы, расположенные на территории РФ, в том числе локализованные в стране мощности зарубежных компаний, в общей сложности произвели более 1,4 млн единиц автомобильной техники. При этом около 87% от этого объема в натуральном выражении пришелся на сегмент легковых автомобилей.

Читайте также:
Утилизацию пластических емкостей из-под красок начали в Москве

Наибольшую долю в структуре внутреннего выпуска в разрезе компаний-производителей по итогам 2020 года занимал ГК «АвтоВАЗ» (21,5%). Также ТОП-3 производителей формировали российские заводы Hyundai — ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (15,5%) и ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» (12,9%).

Следует отметить, что на протяжении 2014-2019 гг. в тройку лидеров всегда входил российский автомобильный завод «Автотор», выпускающий на контрактных условиях легковые автомобили марок KIA, Hyndai и BMW, однако в 2020 году производственные показатели компании сократились на 28% в натуральном выражении, объем выпуска составил около 156 тыс. ед, доля в совокупном объеме российского выпуска не превышала 11,1%.

В качестве одного из ключевых трендов развития отечественного автопрома, актуальных для 2020 года, следует выделить интенсивное развитие рынка каршеринга. Согласно оценкам экспертов, с одной стороны, рост популярности услуг каршеринга в РФ способствует увеличению объема продаж легковых автомобилей в b2b-сегменте. Потребителями в данном случае выступают игроки рынка аренды автомобилей, количество которых в Москве и прочих крупных городах стремительно растет. Отметим, что заключение крупных контрактов на поставку автомобилей каршеринговым компаниям позволили ООО «Фольксваген Груп Рус» значительно увеличить объем продаж в 2019 году и обеспечить себе место в ТОП-3 автопроизводителей а 2020 году.

С другой стороны, на фоне ощутимого роста цен на автомобили и резкого снижения реальных располагаемых доходов населения, в 2020 году значительно снизился объем спроса со стороны b2c-потребителей в Москве и прочих крупных городах, в особенности в экономичном и среднем ценовом сегменте. Принимая во внимания объективные преимущества эксплуатации каршеринга в крупных городах — бесплатную парковку, возможность в любой момент и в любом месте припарковать автомобиль и пересесть на общественный транспорт с целью экономии времени, можно сделать вывод о том, что данная тенденция надолго вошла в российскую действительность и ее влияние в перспективе 2021-2025 гг. будет только усиливаться.

Значимой тенденцией автомобильной промышленности на следующие 5 лет вероятно станет повсеместный запуск на российских заводах производства электроавтомобилей, а также беспилотников. Такие планы озвучены всеми крупными участниками рынка, однако, ввиду инертности спроса на продукт в стране и отсутствие инфраструктуры, необходимой для эксплуатации таких автомобилей, ожидать стремительно развития данного сегмента в перспективе до 2025 года не стоит.

Что касается традиционных сегментов, то в перспективе следующих пяти лет выраженный рост ожидают только производители грузовых автомобилей. Для сегмента легковых автомобилей наиболее вероятна стагнация, ощутимый рост спроса на уровне 2,5-3% может наблюдаться только в 2021-2022 годах, что будет обусловлено реализацией фактора “отложенного спроса” – так в этот период автомобили приобретут те потребители, кторые отказались от плкупки в 2020 году.

Автомобили, которые признали самыми красивыми за 100 лет

Истории автопрома уже больше сотни лет. Как выбрать самые яркие творения инженеров за целую эпоху? Авторитетный немецкий журнал Auto Bild составил список 100 самых красивых автомашин начиная с 1920-х годов прошлого века. В международное жюри вошло 55 экспертов: дизайнеры и историки, руководители концернов и журналисты, инженеры и автогонщики.

Опираясь на этот список, можно проследить, какие автомобили вызывали больше всего восхищения в каждом десятилетии.

От конной повозки — к скорости и роскоши

Примерно до середины 1920-х годов автомобили напоминали конные экипажи. Однако строительство асфальтированных дорог привело к появлению элегантных, с низкой посадкой автомобилей, которые стали символом эпохи «ревущих двадцатых». Самыми красивыми представителями того времени стали две модели компании Bugatti.

Bugatti Type 35, также известная как Pur Sang («Чистокровная»), — маленькая, изящная гоночная машина, которая за семь лет своего существования выиграла 1800 гонок и установила 47 рекордов.

Вторая модель — образец роскоши Bugatti Type 41 Royale. Компания выпустила Royale всего в шести экземплярах. Это самый большой легковой автомобиль в мире — длина его кузова составляет 6,4 метра. Для сравнения: у джипа Ford Expedition — рекордсмена по длине среди серийных джипов — этот показатель равен «всего» 5,76 метра. Добавим, что габариты никак не сказались на способности «королевского» автомобиля разгоняться до 300 км/ч.

Конкуренцию на конкурсе автокрасоты Bugatti в те годы составляют Alfa Romeo 6C, Delage D8 и Horch 8. Все автомобили также отличают длинный кузов и элегантный, роскошный дизайн эпохи Гэтсби.

Вперед, в будущее

В 1930-е годы конструкторы работали над аэродинамикой, что привело в конце десятилетия к созданию стиля stream-line (дословно — «линия обтекания»). Среди первых красавцев того времени — представительский Lincoln Continental и вновь Bugatti, модель Type 57.

Тогда же созданы еще две удивительные машины. Первая — Rolls-Royce Phantom I Jonckheere Coupe, выпущенный в 1934-м в единственном экземпляре и сразу получивший первое место на конкурсе элегантности в Каннах. Второй уникальный автомобиль — Phantom Corsair. Это шестиместное купе так и не было запущено в производство, но прославилось благодаря футуристическому дизайну: закрытые обтекаемые крылья, составляющие единое целое с кузовом, электрические кнопки вместо дверных ручек, индикация открытия дверей и включения света и радио. Обе модели выставлены в автомобильных музеях как образец уникального дизайна.

Читайте также:
Натуральная глиняная штукатурка CLAYWORKS – ассортимент и особенности

Вторая мировая война привела к важной инновации в дизайне автомобилей: стилю Ponton. Это была кульминация десятилетней тенденции к объединению передних и задних крыльев в единую непрерывную линию. Первой машиной в стиле «понтон» на массовом рынке в 1946 году стала советская «Победа-20». «Понтон» на ближайшие 20 лет определил образ автомобиля. Образцами стиля того времени эксперты Auto Bild назвали, например, Porsche 356 и Cisitalia 202.

Отдельно стоит упомянуть автомобиль, который был создан именно как продукт военного времени и серьезно отличался от своих собратьев. Это американский внедорожник Willys MB.

1950-е годы — расцвет «плавникового» стиля. Его также называют «аэростиль» или «детройтское барокко». Его особенность заключается в наличии у автомобиля парных хвостовых плавников, которые позволяют смягчить «горб» крышки багажника. Машины той эпохи отличались хищным стремительным силуэтом, приземистой посадкой и причудливого дизайна фарами и бамперами. В автомобильном дизайне угадывались черты надвигающейся космической эпохи.

Легендой этого десятилетия называют Cadillac Eldorado. Более массовая, но знаменитая и яркая представительница «плавникового» стиля — Plymouth Fury 1958 года. Она стала прообразом героини романа Стивена Кинга «Кристина» и превратилась в объект поклонения.

Стоит вспомнить и европейских дизайнеров. В то время как Америка делала упор на гигантские размеры и чванливую эстетику, в Старом Свете конструкторы переходили на более компактные и экономичные формы. В списке самых красивых европейских машин 50-х годов — Citroen DS, получивший неофициальное имя «Богиня», и спортивный Mercedes 300SL с необычными, открывающимися вверх дверьми. Автопроизводители по обе стороны океана также начали экспериментировать с цветами — от пастельных оттенков до разноцветной окраски.

Прощание с аэродинамикой

Гигантские, подобные космическим кораблям или океанским лайнерам автомобили в 1960-е годы уступают место более простым и экономичным моделям. В США появляется класс недорогих спортивных машин для молодежи — pony cars. Культовыми его представителями стали Ford Mustang и Chevrolet Camaro.

В Европе самыми красивыми автомобилями эпохи названы, например, модели компаний Alfa Romeo (Canguro, Junior, 33 Stradale), Ferrari (250 GTO и 512 Berlinetta Speciale) и легендарная модель Porsche — 911.

Машины 1960-х годов в рейтинге журнала Auto Bild собрали больше всего призовых мест, включая и лидера списка — Jaguar E-Type. Этот автомобиль также занял первое место в народном голосовании британского издания The Telegraph.

Цвет на любой вкус

Автомобильный дизайн развивается не в вакууме, поэтому нефтяной кризис 1970-х годов отразился и на облике автомобилей. Прощальным приветом ушедшей эпохи стал Pontiac Firebird, после чего в США также перешли к разработке компактных машин, чтобы конкурировать с европейцами. Жесткие линии и острые края стали стилистической нормой дизайна.

В 1970-х автопроизводители продолжают эксперименты с цветом. После того как Porsche выпустили модель 911 в 39 оттенках на выбор, на рынок вышли желтые, оранжевые, синие, зеленые и даже красные — традиционный цвет гоночных машин — автомобили.

Эталоны красоты 1970-х годов — швейцарская марка Monte Verdi, De Tomaso Mangusta или Lancia Stratos HF.

1980-е годы стали эпохой универсального, «коробочного» дизайна. На первый план вышли проблемы безопасности и экономии топлива. Это десятилетие можно назвать периодом, когда цвет умер: на смену ярким краскам пришли металлические оттенки. Радуют глаз в эти годы Fiat Panda, Ferrari Testarossa и Lamborghini Countach.

Еще десять лет спустя плавные изгибы и очертания переживают эпоху ренессанса. Особенно это заметно у дорогих спортивных автомобилей, как, например, Porsche 911 или более скромная Mazda Miata.

Автомобильная мода оказывается столь же цикличной, как и мода на одежду: элегантные линии 1930-х и 1960-х годов снова становятся востребованными. Возврат к аэродинамическим формам был вызван поиском способов сделать автомобили более экономичными. Поиск гладких, обтекаемых форм останется актуальным и в ближайшем будущем.

Среди классических автомобилей 90-х годов — Audi TT, Aston Martin DB7 и BMW 8-й серии, одна из моделей которой, Z8, также вошла в рейтинг Auto Bild.

Смешались в кучу

2000-е ознаменовались взрывом автомобильного дизайна во всех формах и стилях. С одной стороны, в эти годы популярен обтекаемый, каплевидный Lexus RX, в облике которого прослеживаются стилистические черты 1930-х годов. С другой — спросом пользуется наследник жестких и четких линий 1970–1980-х годов Range Rover.

Разнообразие форм тем не менее не повлекло разнообразия оттенков. Самыми популярными цветами стали белый, серебристый, черный и серый.

Кто лидирует на конкурсе красоты? Aston Martin DB9.

В топ-100 красавцев текущего десятилетия попали спортивные Bentley Continental Convertible, Corvette Stingray C7 и BMW i8, представительский Rolls-Royce Wraith и бессменный Jaguar E-Type. Получается, что обтекаемые линии, футуристический дизайн и элементы роскоши по-прежнему в моде, как это было в 1950-х и 1990-х. Ожидает ли нас после этого возврат к минимализму, четким линиям и простоте 1970–1980-х годов? Продолжаем наблюдать.

Читайте также:
Иностранные инвестиции в российский рынок ЛКМ возрастут

Три главных тренда автомобильного рынка будущего

Начиная писать этот обзор, посвященный актуальным тенденциям развития авторынка, воплощение которых мы будем наблюдать в этом году и десятилетии XXI века, я вспомнил два своих ярких впечатления последнего времени. Первое — от новости, что в Швеции стартовал шеринг кроссовок. Второе — от новости, что мой хороший знакомый, известный кинорежиссер и сценарист, продал свой Landrover и перешел на каршеринг, потому что собянинское правительство решило сломать здание кинотеатра, в подвале которого у моего знакомого находился подземный гараж. Обе эти новости, как легко догадаться, являются индикаторами одного и того же процесса. Шеринг кроссовок — это шеринг средства передвижения в буквальном смысле этого слова. И если шеринг одежды — хорошее подспорье для старого доброго секонд-хенда, вещь вполне обычная, не слишком этически выдающаяся, существующая в мире довольно давно и даже проникающая в Россию, то шеринг кроссовок является челленджем, атакующим брезгливость, интимные границы и привычку к чистоплотности разом. На этом фоне главный аргумент против каршеринга — «не знаю, кто там сидел до меня» — меркнет. Шузшеринг самим фактом своего появления указывает на то, что каршеринг не победить.

Последние лет десять о каршеринге все говорят, восемь из них для нас, москвичей, он является реальностью. Каршеринг можно назвать одной из основных тенденций развития авторынка не потому, что он связан с производством новых моделей, а потому, что в прямом смысле слова воздействует на рынок — снижает долю личных автомобилей. Пока что наибольшее давление каршеринг оказывает на средний и нижний ценовой сегмент, поскольку таких машин больше всего в каршеринговых парках, но в будущем идеальном мире шеринговой экономики распределение автомобилей на рынке по классам не слишком изменится: богатые будут ездить на премиальном каршеринге, средний класс — на каршеринге среднего класса, и так далее. Насколько реальна эта фантастическая картина, сказать трудно: первый сервис по аренде авто был запущен в далеком 1948 году в Цюрихе, но просуществовал всего два-три года, после чего на Западе возникали периодические попытки, многообещающие, но так и не ставшие тенденцией. Истинно победительное движение по миру каршеринг начал лишь в миллениум, и к настоящему моменту каршеринговые парки развитых стран — это десятки тысяч автомобилей, к крупнейшим из них относится рынок Германии. Однако совсем недавно мировым лидером каршеринга стала Москва: 30 тысяч каршеринговых машин колесило по ее улицам и стояло за символическую цену на ее дорогущих для автовладельцев платных парковках еще в 2019 году. В 2021 году планируется сближение рынков такси и каршеринга.

Иными словами, что шведу кроссовки, то русскому — автомобиль.

Наступление каршеринга на авторынок — это первый из трех глобальных вызовов традиции, сервисный. Два других глобальных вызова — технологические. Второй — электромобили. Еще пять лет назад в масштабах всего мира это была капля в море. В 2015 году в США — а это крупнейший автомобильный рынок из всех — из 17 миллионов проданных новых автомобилей электрокаров было 115 тысяч, менее 1%. Всего в мире по дорогам в 2020 году ездило примерно 10 миллионов электромобилей, тогда как в 2016-м их было менее двух миллионов. По подсчетам нефтяников, в 2019 году электромобили убрали с рынка 600 тысяч баррелей нефти. Но основную угрозу в будущем они представляют не столько для нефтяной отрасли как таковой, сколько для традиционного автомобилестроения. По прогнозу Bloomberg, доля электромобилей в 2023 году составит 7% от общего объема продаж. Если сравнивать эту цифру с пятилетней давности соотношением на американском — самом крупном — рынке, то можно видеть очевидный прогресс.

Коммунизм, который, как мы знаем, есть советская власть плюс электрификация всей страны, наступит не скоро, причем не потому, что нет советской власти, а по исключительно экономическим причинам. Электрификация пока не столь выгодна, сколь эффектна и экологична. Бурный рост автомобильной электрификации сдерживается покупательским рацио: электромобиль слишком дорог. Экономия на топливе несоразмерна высокой стоимости самого автомобиля и его обслуживания. Поэтому 2021 год не принесет никаких революционных изменений на этом поле. Тем более в России, где в Москве всего около 100 электрозаправок, а во всей стране — 160 с небольшим.

Иллюстрация: vectorpouch/Freepik

В 2021 году на мировом и отчасти на российском рынке появится сразу несколько электрических новинок. Первый электрический кроссовер выпустит Audi. К нему будет прилагаться еще купеобразная версия. Свой электрокроссовер, способный проехать на батарейке 450 км, представит также Mercedes. Появится, но не доедет до России электрокар от Ford. Ну и наконец, Tesla представит электропикап, внешне похожий скорее на космолет, бороздящий пыльные тропинки далеких планет — как ему, в сущности, и положено. Немецкий ответ на эту инициативу — электрокар BMW iNext следующего поколения также должен выйти на рынок в 2021 году — как тебе такое, Илон Маск?

Читайте также:
Завод по производству этилена могут построить в Башкирии

Третий тренд — автоматизация. В 2010 году я был в знаменитом баварском BMW Welt — штаб-квартире бренда, совмещающей в себе много всего, от трека до музея. И посреди обширной и во всех смыслах богатой экспозиции красовался концепт-кар — полностью автоматизированный автомобиль, который умел сам включать фары, складывать и раскладывать зеркала, а также, само собой, ездить и парковаться. Раскрыв рот, публика смотрела на чудо техники. Немецкие инженеры с гордостью и слегка туманно говорили, что эта машина — сумма технологий близкого будущего.

Будущее это если еще не наступило, то уже начинает наступать. Роботы доставляют еду и напитки, занесли дамоклов меч над целыми отраслями и профессиями, а старое доброе слияние пилота с механизмом, сиречь водителя с автомобилем, все не хочет потесниться. Не хочет, да придется. Другое дело, что процесс этот долгий и многоступенчатый, но то, что он масштабный и что намерения у автопроизводителей серьезные, стало ясно еще несколько лет назад. Кооперация автопроизводителей и технологических компаний пока не так заметна, как кооперация банков и IТ, но от того не менее глубока. В это сложно поверить, учитывая, например, что автомобильная «музыка» всегда позапрошлого поколения и в силу своей «автомобильности» стоит вдесятеро дороже аналогичной «просто музыки», но это так. В 2015 году Toyota создала центр исследования искусственного интеллекта. Годом позже корпорация General Motors приобрела стартап, занимающийся разработкой беспилотных автомобилей, а Ford Motor Company открыла подразделение в Кремниевой долине. Дальше, как говорится, подтянулись остальные. В свою очередь Google открыл подразделение в Детройте.

Дальше процесс пошел сам. Ford объявлял, что в 2021 году выпустит на рынок абсолютно беспилотную модель. Однако пока этого не произошло (год ведь только начинается), больше того — произошло нечто почти обратное: компания Uber, также лет пять назад имевшая большие беспилотные планы и для их воплощения открывшая исследовательский центр в Питтсбурге, не смогла запустить коммерческое беспилотное такси, да и сам Ford за несколько лет превратился из оптимиста в пессимиста. Отказ Uber от смелых планов был обусловлен трагическим случаем: в 2018 году беспилотник насмерть сбил пешехода, не распознав его. Случай выявил системные проблемы и показал, что до «умного» города с беспилотным вождением как до Луны. При этом концерн Volkswagen совсем недавно объявил о планах увеличить инвестиции в беспилотники до 73 миллиардов евро и прогнозирует начать продажи в 2025–2030 годах. Концерн Toyota запатентовал тем временем беспилотный автомобиль-дозаправщик. Вообще, автоматизация автомобилей пока что осторожно щупает сервисную почву. И все больше по части автобусов, грузовиков, но не личного транспорта. Так, в Стокгольме в прошлом году вышли на линию беспилотные автобусы.

Между тем некоторые автобренды намерены уже в 2021 году выпустить свои автоматизированные новинки: Honda Legend, пригодная для автоматизированного вождения, появится в марте, Великобритания легализует беспилотные автомобили весной 2021 года, концерн Daimler планирует выпуск серийных роботизированных такси также с 2021 года, а в России в следующем году появится первая мойка для беспилотных автомобилей.

В целом планы по широкой автоматизации автомобильного движения — разной степени амбициозности — есть у всех развитых стран, от Кореи до США. Однако горизонт планирования тут — лет десять-двадцать минимум. К тому же в силу разных причин он может отдалиться, как мы уже видели из примеров выше. В наступившем же году обновление авторынка произойдет в основном косметическое. Показ мод — автоматизация, электрификация и прочее — лишь демонстрирует тенденции, внедрение которых в жизнь может занять достаточно времени, вплоть до неограниченного. Так или иначе, в течение третьего десятилетия XXI века в них будет достигнут качественный прогресс. Ну а мелкие улучшения, фейслифтинг, конструктивные доработки — этого добра в этом году планируется примерно столько же, сколько и в прошлом, и все они найдут свое отражение в бесчисленных автообзорах, столь же увлекательных, сколь и субъективных.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Личное». Присоединяйтесь

Эксперты рассказали, когда рост цен убьет спрос на авторынке

Российский авторынок в июне продолжил расти, однако уже не теми темпами, что прежде. И дело тут не только в более высокой базе прошлого года: с июня 2020-го, напомним, дилерские центры вернулись к работе после локдауна по всей стране.

Читайте также:
Попытка белорусов заработать на промышленном шпионаже

Рост реализации по-прежнему сдерживает дефицит новых машин у дилеров, без которого продажи были бы заметно выше.

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, за первый летний месяц россияне купили 157,8 тыс. автомобилей, что на 29% больше показателя годичной давности. По отношению же к июню “доковидного” 2019-го продажи автомобилей увеличились только на 10%. А всего с начала нынешнего года в нашей стране реализовано 870,7 тыс. новых машин – на 37% и 5% больше, чем в первой половине 2020-го и 2019 года соответственно.

По словам генерального директора сети автосалонов Fresh Auto Дениса Мигаля, одним из стимулов к покупке автомобиля стала отсрочка повышения утилизационного сбора, что, в свою очередь, позволило сдержать рост цен на новые машины. Помимо этого, распространение нового штамма коронавирусной инфекции и рост внутреннего туризма в сезон отпусков в очередной раз доказали, что личный автомобиль является самым безопасным и удобным средством передвижения.

Между тем, с началом отпускного сезона активность покупателей в автосалонах все же несколько снизилась.

По данным ассоциации “Автомобильные дилеры России”, в июне индекс контрактования новых автомобилей в дилерских центрах сократился на 2% по отношению к предыдущему месяцу, несмотря на внеплановые 10-дневные майские каникулы в этом году. Как отмечают в РОАД, проблемы с поставками новых автомобилей приводят к росту цен и нервозности, и такое состояние рынка, вероятнее всего, продлится до конца нынешнего года.

Как отмечает генеральный директор ГК “АвтоСпецЦентр” Андрей Терлюкевич, продажи в июне, как правило, поактивнее, чем в мае, однако большинство московских дилеров ощутили снижение трафика в дилерских центрах. В первую очередь на покупателей и спрос влияет сейчас не цена, а доступность автомобилей. А ситуация с поставками ухудшается, и негативная тенденция продолжится: это связано, в том числе, и с предстоящими каникулами на автозаводах.

“На рост цен на автомобили влияет, прежде всего, дефицит полупроводников и рост стоимости энергоресурсов и металла. Цены повышаются постепенно, шаг составляет 1-2%, резкие скачки цен происходят только на новые модели. Поэтому, если все запланированные автомобили до нас доедут, то в июле мы ожидаем продажи чуть выше июня”, – говорит Андрей Терлюкевич.

Ценовой беспредел

Действительно, автопроизводители повышают цены на свои модели с завидной регулярностью: только в июне это сделали 32 компании, а некоторые обновили прайс-листы аж дважды за месяц.

Как показывают данные мониторинга “Цена Авто”, за первую половину июля уже 14 автопроизводителей переписали ценники на ряд моделей, в том числе лидеры рынка – Lada, Kia, Hyundai, Renault, Skoda и Volkswagen. Не остались в стороне и китайские Geely с Haval, причем последний увеличил стоимость лишь одной модели – нового кроссовера Jolion, который совсем недавно поступил в продажу.

“Я не вижу существенных рисков в части повышения цен с 1 июля. Все уже настолько привыкли, что цены на автомобили и на другие товары повышаются регулярно, что очередной рост цен не вызывает каких-либо эмоций. Большинство клиентов приняли эту ситуацию как есть и дальше строят свои планы. Они готовы подождать и выбрать автомобиль, который точно им нужен, а не покупать то, что есть”, – рассуждает генеральный директор ГК “Автодом” Андрей Ольховский.

Что касается дальнейших перспектив российского авторынка, то в ближайшие месяцы положительная динамика продаж продолжит снижаться. Этому будет способствовать не только отпускной сезон и более высокая база прошлого года, но, прежде всего, сохраняющийся дефицит.

В этих условиях правительство в очередной раз решило отложить возобновление госпрограммы льготного автокредитования, хотя ранее планировало вернуть кредиты со скидкой от государства в августе, в канун парламентских выборов. Теперь же в Минпромторге говорят, что пока спрос на авторынке превышает предложение, господдержка ему не нужна, а значит, есть вероятность, что в этом году льготных автокредитов ждать уже не стоит. Впрочем, и с объявленной ранее индексацией утильсбора на автомобили в ведомстве пока тоже не спешат.

На этом фоне АЕБ улучшила свой прогноз на 2021 год с 2,1% до 9,8% роста, что означает продажу 1 млн 756 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей. При этом в ассоциации выражают надежду на то, что несмотря на ухудшение эпидемиологической обстановки в стране, полного локдауна и резкого падения продаж удастся избежать.

Как считает Андрей Ольховский, июль и август будут аналогичны классическим летним месяцам – у граждан, безусловно, смещаются приоритеты в расходовании накоплений, но с приходом сентября и возвращения из отпусков объемы контрактование и общая активность будут восстановлены.

“С учетом сохраняющегося кризиса полупроводников и дефицита автомобилей по этой причине, российский авторынок во втором полугодии может продемонстрировать нейтральную или отрицательную динамику.

Читайте также:
ТК 195 «Материалы и покрытия лакокрасочные» был создан в России

Предпосылкой к этому может стать очередное повышение цен на новые авто, так как нестабильность курса рубля, задержки в логистике из-за новой волны распространения вируса, а также традиционная корректировка прайс-листов в соответствии с инфляцией ближе к осени могут повысить стоимость автомобилей еще на 8%. Несмотря на то, что цены уже достигли всех разумных пределов, спрос на них сохраняется, так как автомобиль становится выгодной инвестицией как раз благодаря постоянному увеличению стоимости”, – резюмирует Денис Мигаль.

Анализ современного состояния автомобильной промышленности России

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 05.12.2017 2017-12-05

Статья просмотрена: 7655 раз

Библиографическое описание:

Филонова, А. И. Анализ современного состояния автомобильной промышленности России / А. И. Филонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 211-217. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46884/ (дата обращения: 24.09.2021).

Соотношение выпуска иностранных и отечественных автомобилей в России можно увидеть на рис. 1.

Рис. 1. Структура производства иностранных и российских брендов в России [Источник: АСМ Холдинг]

Производство автомобилей под отечественными брендами имеет тенденцию к сокращению. Причиной этому также явилась интеграция с зарубежными концернами. Например, одного из крупнейших Российских производителей — АВТОВАЗ — уже по праву можно назвать международной: 50 % акций владеет группа Renault, 17,3 % — Nissan и 32,87 % акций владеет Госкорпорация Ростех.

В российской автомобильной промышленности до сих пор применяется советская система деления легковых автомобилей на классы в зависимости от объёма двигателя — Единая отраслевая нормаль ОН 025270–66 от 1966 года (далее «Нормаль»).

Система классификации легковых автомобилей вСССР

Цифра

Класс

Рабочий объём двигателя, см³

Однако большинство автозаводов оставляют её лишь для внутреннего пользования (поскольку «Нормаль» применяется для определения типа автомобиля при налогообложении).

Например, новые модели АвтоВАЗа более известны под буквенными обозначениями (Lada Kalina, Priora, Granta, Largus и т. д.), а их цифровые обозначения применяются преимущественно во внутризаводской документации.

В последнее время становится все более популярной классификация Европейской экономической комиссии, но не менее распространены системы классификации США и Англии.

Кроме того, организация EuroNCAP применяет для проходящих краш-тесты моделей собственную классификацию деления автомобилей по актуальным для пассивной безопасности параметрам — размерам, массе и типу кузова.

Согласно Европейской классификации рынок пассажирских автомобилей делится на 9 сегментов (см. табл.2.).

Сегментация рынка автомобилей согласно классификации Европейской экономической комиссии

Класс

Расшифровка

A

Mini cars («мини-класс»)

B

Small cars («малый-класс»)

C

Medium cars («средний класс», «гольф-класс»)

D

Larger cars («большой класс»)

E

Executive cars («бизнес-класс»)

F

Luxury cars («представительский класс»)

S

Спорткары / купе / кабриолеты;

M

Multi-purpose cars (минивэны);

J

Sport utility cars (кроссоверы и внедорожники)

Источник: Regulation (Eec) No 4064/89 Merger Procedure

За 16 лет произошедших с начала 2000 года структура продаж легковых автомобилей по классам претерпела некоторые изменения. Если в 2000 году автомобили С-класса занимали львиную долю рынка — 68 %, сейчас их доля опустилась до 22 %. Заметно выросли доли автомобилей класса B и J. Если в 2000 году -класс занимал около 3 % рынка, а J — 8,1 %, то к 2016 году доля класса B увеличилась до 36 %, а класса J до 30,5 %. Отечественный автопром пока представлен на рынке только в 4-х классах: А, В, С и J.

Ещё одним видом сегментации рынка является ценовое разделение. Обычно выделяют 5 сегментов: менее $10 тыс.; от $10–20 тыс.; от $20–30 тыс.; от $30–40 тыс.; свыше $40 тыс. В последнее время наблюдается тенденция смещения спроса на автомобили в более дорогие сегменты.

На сегодняшний день развитие российской отрасли производства легковых автомобилей осуществляется в соответствии с утвержденной в 2010 году «Стратегией развития автомобильной промышленности на период до 2020 года», сформулированной и утвержденной Правительством РФ. В соответствии с этим документом, основными задачами российского автопрома являются:

– увеличение доли добавленной стоимости, формируемой отраслью;

– рост доли внутреннего производства на рынке автомобилей;

– увеличение глубины локализации сборочных производств, созданных на территории России иностранными компаниями.

Реализация стратегии принесла свои плоды: в 2012 году в России было произведено почти 2 млн. новых легковых автомобилей (на 63 % больше, чем в 2010 г.), а доля внутреннего производства в видимом потреблении увеличилась до 67 %. Но уже в 2014 году из-за падения потребительского спроса, обусловленного девальвацией рубля и ухудшением экономической ситуации, производство легковых автомобилей сократилось к уровню 2012 года на 12 % и составило 1,74 млн. штук.

По итогам 2015 года российские предприятия по выпуску легковых автомобилей были загружены на 59 %. Для сравнения: на пике производства, достигнутом в 2012 году, уровень использования среднегодовой мощности составлял 80 %.

В силу произошедшего спада производства отрасль в 2015 году балансировала на грани убыточности. При этом положительного уровня рентабельности не позволил достичь даже почти 11 %-ный рост цен производителей (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года). В первом полугодии 2015 года убыточность производства легковых автомобилей возросла до 3,6 %, а убыток от продаж составил 16 млрд. руб., и это, несмотря на ускорение роста цен производителей (+17 % в июне 2015 года к июню предыдущего года).

Читайте также:
Новый состав безвредного кремнийорганического лака

При всем при этом отрасль продолжает демонстрировать положительные темпы роста инвестиций. Так, в 2014 году в основной капитал по виду деятельности «производство легковых автомобилей» было инвестировано около 71 млрд. рублей, что на 26 % выше показателя 2013 года.

Тенденция увеличения направляемых в отрасль инвестиций сохранилась и в 2015 году: в основной капитал отрасли было направлено более 70 млрд. руб. инвестиций. Даже, несмотря на ухудшение производственных и финансовых показателей отрасли, российский рынок легковых автомобилей характеризуется значительным потенциалом роста, обусловленным низким (относительно показателей развитых стран) уровнем автомобилизации населения (менее 300 автомобилей на 1000 жителей) и высоким средним возрастом легкового автомобиля в парке страны (12 лет).

Основным игроком российского рынка остается Волжский автомобильный завод (ВАЗ), с доминирующим на рынке брендом «Lada». Его доля в структуре производства легковых автомобилей составляет около 20 %. Завод входит в альянс AVTOVAZ-RENAULT-NISSAN с совокупной долей на рынке более 30 %. Также в ТОР-3 производителей входят корейский концерн HYUNDAI-КIA и VolksWagen group. Суммарная доля трех ведущих игроков приближается к двум третям суммарного объема российского рынка.

Стратегия развития автомобильной промышленности на период до 2020 года, предусматривает следующие параметры, которые должны быть достигнуты отраслью:

– повышение доли добавленной стоимости в автомобильной промышленности с уровня 2008 г. — 21 % (492,8 млрд. руб.) до 48 % (2200 млрд. руб.) в 2020 году;

– увеличение к 2020 году доли продукции российского производства легковых автомобилей до 80 % в общем объеме потребления на внутреннем рынке в натуральном выражении;

– увеличение доли экспорта легковых автомобилей от общего объема их производства в натуральном выражении к 2020 г. — до 8 %.

Уже в 2013 году, когда уже состоялось присоединение России к ВТО (одним из условий которого является поэтапное снижение пошлин на ввоз новых и подержанных легковых автомобилей), а отечественный рынок автотехники продемонстрировал первые признаки стагнации, Минпромторг РФ внес в Стратегию развития автопрома ряд уточнений и корректировок. Утверждены они были Приказом Минпромторга РФ № 2155 от 27 декабря 2013 года «О внесении изменений в Стратегию развития автомобильной промышленности на период до 2020 года».

Документ предусматривал следующее:

– рост объемов промышленного производства легковых автомобилей в Российской Федерации к 2020 году до 3,136 млн. шт.;

– обеспечение к 2020 году доли продукции российского производства в общем объеме потребления на внутреннем рынке легковых автомобилей -76 % (снижено на 4 %);

– увеличение доли экспорта легковых автомобилей от общего объема производства к 2020 году — до 8 % (сохранено на ранее принятом уровне).

Однако в 2014 году ситуация в экономике вообще и на рынке автомобилей в частности продолжила ухудшаться, что вызвало необходимость внесения новых изменений. Так, Минпромторгом была разработана и представлена на рассмотрение и в Правительство новая программа обновления автотранспортных средств. Программа получила одобрение и вступила в силу с 1 сентября 2014 года. На этот раз минимальный возраст автомобиля не ограничивался. За 2014 год по программе было реализовано 170 тыс. автомобилей. В 2015 году программа утилизации была вновь продлена.

В 2015 году вновь заработала (остановлена в 2013 году) программа льготного кредитования. В соответствии с размещенными на официальном сайте Минпромторга данными, за 2015 год, с начала текущего года по программе льготного автокредитования было реализовано 171 тыс. авто, по программе обновления парка — 262 тыс. авто.

Согласно данным Росстата, по состоянию на 2016 год в Российской Федерации существует 29 предприятий, основным видом деятельности которых является выпуск новых легковых автомобилей. В целом же по отрасли, выпуском автомобилей всех видов заняты 139 предприятия.

Однако, согласно предоставляемым тем же Росстатом, данным о концентрации производства, учитывающим фактический выпуск продукции, реальным производством заняты не более 20 предприятий, имеющих мощности по сборке. Учитывая изменения в структуре выпуска по годам и мнение экспертов, можно сказать, что отрасль в целом ограничивается 17–20 предприятиями. По состоянию на сегодняшний день, выпуском традиционно российских марок заняты лишь два предприятия. Все остальные предприятия отрасли легкового автомобилестроения заняты сборкой моделей иностранных марок.

Производители легковых автомобилей вРоссии, по маркам

Предприятие, расположение

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: