Темперные краски: что это такое и как применять их в живописи

Темпера. История и особенности материала

Что такое темпера? Темпера (в переводе с латинского “temperare” – смешивать краски) – это водорастворимая краска, состоящая из порошкового пигмента и связующего вещества, которое в свою очередь бывает искусственным (высыхающие масла в водном растворе клея) и натуральным (эмульсия из воды и яичного желтка). Темперная живопись является одной из древнейших художественных техник, которая появилась более 3 тысяч лет назад, и не утрачивала популярности среди живописцев вплоть до 15 века, пока не появились масляные краски. Темперная живопись развивалась в основном в Византии, когда появилась иконопись, также получила распространение и в России, с приходом христианства, в стенной живописи и народных промыслах. Многие русские соборы Москвы, церкви Ярославля и других городов расписаны темперными красками в 15-17 веках. Разновидности темперных красок Выделяют три основных вида темперы: 1. Яичная темпера, где в качестве связующего выступает эмульсия из яйца, масла и скипидарного или масляного лака. Существует несколько разновидностей яичной темперы: из цельно яйца, белковая, но самая популярная – темпера из желтка. Яичный желток, являясь естественной эмульсией, способен эмульгировать с маслами и лаками, что делает краску очень эластичной. Яичная темпера излишне “жирная”, что приближает ее к отрицательному свойству масляных красок – способности со временем приобретать желтизну и темнеть. 2. Масляно-казеиновая темпера – это водная эмульсия казеина с высыхающим растительным маслом Казеино-масляная темпера предназначена для работы на специально грунтованной поверхности. Такая краска при высыхании быстро твердеет и прочно пристает к поверхности. Красочный слой не растрескивается даже при пастозном наложении. После высыхания краски дают бархатистый слой, неразмываемый водой, а также практически не изменяет цвет. 3. Восково-масляная – водная эмульсия на основе поверхностно-активных веществ Восково-масляная темпера проста в работе своей пастозностью и хорошей разносимостью, обладают прочной адгезией и хорошо ложится только на загрунтованную поверхность. Такая живопись прекрасно подходит для росписи стен, данная краска предназначена не только для станковой живописи, как яичная темпера, но и для монументальной живописи. Данный вид краски является более пластичным и дышащим, что позволяет картинам сохраниться намного дольше, благодаря составу. Отрицательная особенность восково-масляной темперы состоит в том, что при высыхании она темнеет гораздо сильнее, чем остальные темперы, и сохнет более продолжительное время. 4. Поливинилацетатная – водная дисперсия на основе клея ПВА Главные отличительные особенности темперы ПВА состоят в том, что ее краски эластичны и прозрачны, могут наноситься как пастозно, так и лессировочно. Такая живопись позволяет накладывать новые красочный слой на высохший без угрозы отслаивания. Помимо этого, темперу ПВА можно наносить практически на любую поверхность, что делает ее универсальным материалом для живописных и декоративно-оформительских работ. При высыхании образует бархатистый матовый слой, цвета становятся немного приглушенными, но, чтобы добавить сочности и звучности по завершению, работы покрывают финишным лаком. Современная темпера Современные темперные краски бархатистые и матовые, не нуждаются в покрытии лаком. Особенность художественных темперных красок в том, что рисовать ими можно разными приемами – лессировкой, тонким слоем или густо нанося краску. Преимуществами современных темперных красок, безусловно, является долговечность тона. При высыхании объем слоя краски практически не меняется, в отличие от масляных красок, у которых процесс изменения объема может длиться энное количество времени. Однако темпера быстро сохнет и это нужно учитывать при работе с ней. Одними из лучших темперных красок, продающихся в России является темпера «Мастер-класс» , изготавливаемая петербургским Заводом Художественных красок «Невская палитра». Палитра включает в себя все основные цвета и продается как поштучно, так и в наборах.

Темперные краски: как рисовать темперой

Что представляют из себя темперные краски, для чего они нужны и как с ними работать – читайте подробную статью на моем сайте!

  1. Что такое темперная живопись
  2. История техники живописи темперой
  3. Виды темперных красок
  4. Темпера на основе яичного желтка
  5. Темпера на основе казеина – синтетического белка
  6. Темпера на основе воска
  7. Темпера на основе клея ПВА
  8. Современная темперная живопись
  9. Как рисовать темперными красками
  10. Как еще можно рисовать темперой?
  11. Вопрос – ответ

Что такое темперная живопись

Темпера – что это такое и как с ней работать? Давайте разбираться по порядку.

Темпера, в переводе с итальянского, означает, смешивать. Сама по себе, темперная краска представляет эмульсию, смешанную с водорастворимой сухой краской в виде порошка.

Причем эта эмульсия может состоять как из натуральных компонентов, так и из синтетических. Искусственная эмульсия сделана на основе масла, воды и клея, а натуральная – из воды и яичного желтка.

Читайте также:
Декоративная покраска стен своими руками

Более подробно о видах и составах эмульсий, а также особенностях темперных красок, мы поговорим ниже. А пока давайте разберемся, как зародилась темперная живопись, узнаем ее историю, и как так получилось, то масло стало популярней темперы?

История техники живописи темперой

Многие иконы написаны темперой, как, например, эти иконы Андрея Рублева

Как вы знаете, масляная живопись зародилась в Европе, в XV веке, и очень быстро завоевала любовь и доверие художников того времени.

Но как же так, масляные краски появились только в 1600х годах, а живопись существует уже несколько тысяч лет… Чем же тогда пользовались мастера прошлого?

Безусловно, художники прошлых столетий и даже тысячелетий, создавали краски сами, на основе натуральных красителей и других доступных ингредиентов. И темпера входила в их число.

Благодаря стараниям археологов, на раскопках в Древнем Египте были обнаружены саркофаги, расписанные темперными красками. Другие раскопки, но уже на месте Древнего Рима и Древней Греции, помогли найти старинные фрески и предметы быта, также расписанные темперой.

Таким образом, если подсчитать возраст этих изделий, можно смело утверждать, что темперной краске где почти четыре тысячи лет!

Не только саркофаги, но и предметы быта расписывались древними мастерами – вазы, статуэтки, посуда и другие вещи

Кроме саркофагов фараонов и посуды древних империй, темперная краска очень широко использовались в иконописи, а также росписи храмов. Краска широко использовалась в Византии, Восточной и Западной Европе, а потом и на Руси. Некоторые соборы, храмы и церкви европейской части нашей страны были также расписаны темперными красками.

Темперой расписывали стены храмов Византии и Древней Руси

Вам, наверное, интересно, почему темперная краска и живопись в целом пользовались таким успехом? Во-первых, все дело в доступности всех компонентов, из которых замешивалась краска. Вода, как и яичные желтки были почти в каждом доме, не говоря уже о дворе императоров, царей и фараонов.

Во-вторых, сам процесс приготовления краски был несложным – нужно было лишь смешать все ингредиенты в нужных пропорциях и правильно их хранить. Ну и в-третьих, темперные краски держались очень хорошо, и можно сказать наверняка, были точно проверены временем!

Есть еще один вариант, почему темперная краска была такой популярной, но он в принципе очень понятный и очевидный – у древнейших мастеров просто не было других аналогов темперной краски. Масляную краску еще не изобрели, про акрил никто даже не догадывался, а если бы и захотел сделать, технологии бы не позволили и так далее.

Поэтому, остается темпера. А вот какой она бывает, давайте разберем ниже.

Виды темперных красок

Современная темперная краска конечно отличается от той, что расписывали стены византийских дворцов, но все же некоторые виды по составу и компонентам выделить можно.

Темпера на основе яичного желтка

Сразу скажу, что темперные краски можно делать не только из желтка, можно добавлять целое яйцо, или один белок. Но наибольшей популярностью пользуется именно желток.

Чтобы создать темперную краску на основе желтка, вам понадобится смешать его с водой, уксусом, краской и ароматным отдушкой (желательно натуральной, например, природной смолой) для более приятного запаха при использовании.

Хоть такая краска и является очень эластичной, минусы у нее тоже есть – яичная темпера имеет свойство темнеть и желтеть с течением времени.

Темпера на основе казеина – синтетического белка

Такая краска делается из льняного масла и искусственного белка казеина с добавлением цветного пигмента. Еще в такую краску добавляют фенол – он служит своеобразным антисептиком и не дает краске заплесневеть.

Чем хорош именно этот вид темперы? Она очень хорошо сцепляется с грунтом и прочно ложится на поверхность. Такая темпера будет прочно держаться годами, даже если вы будете накладывать ее толстым слоем, как при пастозной живописи. А еще, казеиновая темпера не потемнеет и не пожелтеет со временем.

Читайте также:
Краска для дерева для внутренних работ: какую выбрать?

Темпера на основе воска

Пчелиный воск, вода, органические смолы, растительное масло – это лишь часть того, что входит в состав этой темперной краски. Такая краска хорошо ляжет на загрунтованную поверхность, а еще послужит прекрасным материалом для росписи стен. Хоть она и сохнет, а также темнеет, гораздо дольше и сильнее других видов, восковая темпера из-за своего состава сохраняет все свои свойства на долгое время.

Темпера на основе клея ПВА

Такая краска очень быстро сохнем, поэтому и использовать ее нужно максимально быстро. Очень хорошо такой краской создавать эффект лессировки – она достаточно прозрачная для этого.

Темперная краска на основе клея ПВА не расслаивается, хорошо держится на разных декоративных поверхностях, поэтому пользуется широким спросом в декоративно-прикладном искусстве.

Если вас будет смущать матовая текстура высохшей краски, просто покройте работу финишным лаком, и она заиграет новым и ярким цветом, сохранив при этом все свои качества.

Современная темперная живопись

Не случайно перечислять виды темперы я закончила на поливинилацетатной краске. Есть также темпера на основе акриловой смолы, она тоже в свою очередь очень устойчива к внешним раздражителям – температуре, солнечным лучам и так далее, из-за своего химического состава.

Помните я говорила вам, что масляная живопись смогла вытеснить темперу с ее тысячелетней историей в XV веке? Так вот, через 5 веков, в эпоху промышленного бума и технического прогресса, состоялось легендарное возвращение темперы, и, следовательно, темперной живописи.

И кто знает, может быть если бы не были изобретены все эти искусственные материалы и полимеры, возможно эта древнейшая краска, а вместе с ней и техника живописи, исчезли бы навсегда?

Знаменитый итальянский живописец ХХ века, Пьетро Аннигони, писал портреты темперной краской

Так для чего же нужны темперные краски сегодня? И разве нам недостаточно акрила, масла и гуаши, тем более, что они стали такими доступными и понятными для широкого использования?

На сегодняшний день состав темперных красок настолько усовершенствован, что художник, выбравший их для себя, может рассчитывать на полную свободу действий, была бы фантазия.

Этой краской можно как писать картины и иконы, так и расписывать стены или предметы интерьера.

Темпера, в отличие от масла, надолго сохраняет свой тон и несмотря на то, что она быстро сохнет, такая краска остается более яркой и насыщенной долгие годы.

Как рисовать темперными красками

Писать темперой можно по-разному: например, почти прозрачными лессировками, наносить краску ровно, но плотно, а также, грубыми, рельефными мазками в пастозной технике.

Помните, что темперная краска быстро сохнет, поэтому и работать ей лучше быстро. Зато можно не бояться смешения слоев краски, а также не ждать, пока высохнет очередной слой.

Любой вид темперы прекрасно ложится на хорошо загрунтованную поверхность, поэтому, прежде чем пользоваться краской, подумайте о грунтовке холста. Если поверхность будет плохо загрунтована, краска при высыхании изменит свой цвет.

Как еще можно рисовать темперой?

Темперные краски очень часто сравнивают с гуашью, хотя это две совершенно разные по свойствам краски: гуашь легко смывается водой, имеет менее насыщенный цвет и может «размазаться» по поверхности.

А вот темперные краски не светлеют при высыхании, хорошо держатся на поверхности, особенно те, что имеют в составе ПВА.

Вопрос – ответ

Можно ли темперой писать по маслу?

Очень часто спрашивают, можно ли поверх слоя с масляной краской наносить темперные краски. Делать это можно, но следует учесть, что велика вероятность плохого сцепления слоев этих двух красок. Худшее, что может случится, если вы решите нанести темперу на масло – это скатывание краски.

Чтобы этого не произошло, некоторые художники, перед нанесением темперы, промывают поверхность холста мыльным раствором.

Для чего можно использовать темперные краски?

На сегодня, современные темперные краски можно применять практически в любом виде изобразительных и декоративных работ: писать картины, иконы, расписывать игрушки, скульптуры, статуэтки, шкатулки и другие изделия.

В целом, темпера – это универсальная краска, которая одинаково хорошо ложится и на холст, и на дерево, и на камень.

Какие марки темперных красок купить?

Хорошие темперные краски, с богатой палитрой вы сможете найти у завода «Невская палитра», это всем известные краски фирмы «Мастер-класс». У них вы найдете темперу как отдельных тубах, поштучно, так и в наборах.

Читайте также:
Техника рисования «набрызг» и варианты ее применения

Темперные краски: что это такое и как применять их в живописи

К эмульгирующим веществам относятся: казеин, белок и желток яйца, гуммиарабик, декстрин, мыло. Раствор клея, механически склеиваясь с частицами масла, образует эмульсию. При таком механическом смешении масла и воды масло находится во взвешенном состоянии и раздроблено на мельчайшие шарики, обволакиваемые раствором клея. Входя в состав связующего вещества, оно делает краски эластичными, не способными к растрескиванию.

Из-за хрупкости темперных красок рекомендуется предварительно холст наклеивать на жесткое основание – картон, фанеру и пр. Приклеивают холст казеиновым клеем. Но нередко темперными красками работают на холсте, натянутом на подрамник, что требует при хранении живописи достаточно аккуратного обращения.

В качестве основания под темперу используют фанеру, картон, загрунтованный холст, а также плотную, натянутую на планшет бумагу.

Поверхностью под темперную живопись служит тот материал, который не впитывает в себя связующее вещество из красок. Если же писать по рыхлому пористому материалу, то полученное изображение при высыхании может сильно изменить насыщенность цвета. Холст под темперу — лучше всего льняной, плотный, с ровным переплетением нитей. Его натягивают на подрамник.

Вполне пригоден под темперную живопись картон (лучше тряпичный), который можно загрунтовать после проклейки любым клеевым или эмульсионным грунтом. Под темперу используют и лучшие сорта плотной бумаги. Если бумага невысокого качества, ее следует проклеить. Материал, обладающий достаточной плотностью, можно не грунтовать, а ограничиться лишь проклейкой. Темперой можно писать и по поверхностям, покрытым масляным грунтом или масляной краской (например, при декоративной росписи стен). Однако в этом случае возможно скатывание краски и непрочность сцепления красочного слоя темперы с грунтом. Что бы этого избежать, следует предварительно промыть поверхность мыльной водой.

По сравнению с масляными темперные краски быстро высыхают, так что по просохшему слою уже через несколько часов можно писать повторно. Темпера превосходит масляную живопись и по прочности, стойкости к различным внешним влияниям — влаге, атмосферным колебаниям температуры.

Яичная темпера получила особенное распространение в средние века и эпоху Возрождения, когда ею работала целая плеяда выдающихся художников, таких, как Рафаэль, Леонардо да Винчи и многие другие.

Этот вид темперы длительное время применялся и после усовершенствования масляной живописи.

Большое распространение яичная темпера получила и на Руси, о чем убедительно говорят росписи XV-XVI веков многих русских храмов.

Существует несколько видов яичной темперы: из цельного яйца, белковая, но самое широкое распространение получила темпера из желтка.

Яичный желток, являясь естественной эмульсией, в состав которой входят: вода, альбумин и ветелин, яичное масло, лицетин, минеральные вещества и др. и которая отличается особой прочностью и стабильностью, способен эмульгировать с маслами, лаками и водой.

Яичное масло, входящее в желток, в основном состоит из олеиновой, пальмитиновой и стеариновой кислоты; оно играет роль связующего при изготовлении красок.

Лицетин является эмульгатором и пластификатором в темперных красках, он окрашивает желток, придавая ему желтый цвет.

Альбумин придае т желтку клеящие свойства, необходимые для связывания пигментов, и улучшает адгезию красок.

В настоящее время широкое распространение получила казеиново-масляная темпера. Эта краска обладает нерастворимой пленкой и может применяться на таких основаниях, как дерево, холст, штукатурка, стекло, бумага, картон и на многих других поверхностях.

Масляно-казеиновая темпера представляет собой водорастворимую краску, состоящую из тонкоперетертых пигментов, смешанных с эмульсией, составленной из отбеленного льняного масла в водном растворе казеина, являющегося связующим пигмента, ализаринового масла, служащего эмульгатором, и антисептика – фенола, предохраняющего краску от плесени и разрушения спорами различных грибков.

Масляно-казеиновая темпера – краска, предназначенная для работы на специально грунтованном холсте, бумаге, а также на картоне и дереве.

При работе темперными красками следует не механически смешивать краску, а применять оптическое смешение, как совокупность просвечивающих слоев.

Вторичную прописку живописи можно производить лишь по достаточно просохшему слою, примерно через 1-2 дня.

Наиболее удачным разбавителем темперных красок является снятое и немного разбавленное молоко. Молоко содержит 2-3% казеина, что дополняет эмульсию темперных красок. Применение воды как разбавителя красок обычно вызывает растрескивание, отслаивание и меление красок.

Читайте также:
Как покрасить туалет в квартире

Правильно приготовленные темперные краски после высыхания дают слегка бархатистый, без крупинок и трещин, слой. Хорошо просохший красочный слой не должен размываться водой. В отличие от гуаши темпера после высыхания почти не изменяет качеств цвета. Однако у таких красок, как охра, умбра, изумрудная зелень, синий и фиолетовый кобальт, обычно замечается посветление, а у желтых, некоторых оранжевых и даже белил про исходит некоторое потемнение. И то и другое во многом зависит от свойств грунта и от количества покрытий, сделанных в процессе живописи.

Специфической особенностью темперных красок является изменение их тона по мере высыхания.

Незначительно высветляются: окись-хрома, кобальт зеленый, светлый и темный, кадмий красный светлый, а также черные краски. Сильнее высветляются: кобальт синий, голубой и фиолетовый, церулеум, охра светлая и золотистая. Значительно высветляются: охра красная, умбра натуральная и изумрудная зеленая. Резко темнеют, а затем высветляются: сиена натуральная и жженая, марс коричневый-светлый и темный, умбра жженая, английская красная, краплак красный и ультрамарин. Последующее высветление у различных красок происходит в различной степени.

Темнеют: ганза желтая, литоль оранжевая и ярко-зеленая.

Таким образом, остаются без изменений лишь: белила цинковые, стронциановая желтая, кадмий желтый и оранжевый, хром, кобальт сине-зеленый и зелено-голубой (склонны к потускнению), ганза лимонная и красная, а также тиоиндиго.

Художнику необходимо знать такие особенности краски:

  • В случае необходимости внесения каких-либо исправлений в темперной живописи рекомендуется исправляемые места смачивать водой для получения первоначального тона.
  • Для получения цветовой насыщенности темперных красок живопись покрывают лаком, и краски приобретают глубину и прозрачность. При этом различные краски приобретают различную цветовую интенсивность и глубину. Готовую работу покрывают лаком не ранее чем через 20-30 дней. Перед нанесением лака рекомендуется темперную живопись предварительно покрыть 4-процентным раствором желатинового клея. Лак не только создает однородную плотность живописного слоя, но и предохраняет его от проникновения пинена, что дает возможность при внесении исправлений, дописок растворить лак пиненом без воздействия на красочный слой.
  • Для покрытия живописи пользуются одним из покрывных живописных лаков, например: даммарным, акрилфисташковым и др. При этом лак должен быть разведен пиненом примерно наполовину для получения приемлемого лакового блеска, не нарушающего восприятия живописного произведения.
  • Если этюд, написанный темперой, покрыть лаком, то все изображение приобретает насыщенность цвета и прозрачность, то есть приблизится к масляной живописи. Однако при этом во многом теряется своеобразие темперы.
  • Часто затруднения при работе, масляно-казеиновой темперой у художников возникают из-за того, что используются краски с пропущенным гарантийным сроком. Срок использования масляно-казеиновой темперы составляет всего 6 месяцев. По истечении гарантийного срока происходит расслоение эмульсии и коагуляция пигмента. Такая темпера непригодна для работы: красочный слой, нанесенный такой краской, может шелушиться, мелиться и распыляться. При этом замечено, что одни краски отслаиваются в большей, а другие в меньшей степени. Очень заметно отслаивание, например, цинковых белил, кобальтов, окиси хрома и др.
  • Масляно-казеиновую темперу следует считать полноценной лишь тогда, когда она не загустевает, не расслаивается, не изменяется резко в цвете по высыхании. Даже в относительно корпусном слое легко разводится водой и не размывается после высыхания. Поэтому рекомендуется работать свежей темперой, приобретая которую следует проверять дату выпуска, проставленную на тубах.
  • Темперу следует хранить при комнатной температуре. При температуре ниже 0 о и высоких температурах происходит разрушение эмульсии и краска расслаивается.

Что такое темперные краски и для чего они нужны

Темперные краски — это древнейшие средства, которые использовались еще в Древнем Египте, ими расписывали саркофаги фараонов, создавали свои Шедевры Микеланджело, Рафаэль и другие великие художники мира. Сохранение работ столь длительное время, на практике показывает долговечность подобных красок. По этому параметру с ними не могут сравниться масляные краски, которые со временем теряют свою яркость. Подробнее о красках темперных будет рассказано далее.

Темперная краска — что это такое

Современные красящие варианты, как и раньше, получаются путем смешения разных компонентов, само название означает «смешивание красок». Составным компонентом служат пигмент в виде порошка, элемент, связывающий остальные, сейчас это могут быть натуральные, либо искусственные добавки, масло и вода.

Читайте также:
Краска для тротуарной плитки - характеристики и нанесение

Все эти ингредиенты перемешиваются, пропорции могут делаться разные, в итоге готовый вариант получается густой, далее добавляют воду для получения необходимой консистенции. Применять ее можно на разных материалах, художники создают с нею всевозможные работы, благодаря удобству работы.

Особенности темперы

Темпера краска лучше себя проявляет при нанесении на впитывающие материалы, либо на полотнах, которые предварительно подготавливают путем грунтования. Когда краски высыхают, то получается матовая текстура, схожая с гуашью, но также происходит небольшое изменение оттенков.

Для станковой живописи это не подходящий вариант, однако, некоторые живописцы пользовались лишь ею, и успешно справлялись с поставленными задачами.

Так краски темпера для чего лучше использовать? Чаще всего применяется для лессировочной техники. Она помогает рисовать небольшие детали. Если решено реализовать пастозную технику, то следует учесть, что покрытие отличается быстрым высыханием, происходит это на палитре. Производить перемешивание на полотне сложная задача, можно ее выполнить, если работают маслом. Особенностью её является худшая пластичность в сравнение с маслом, в связи с этим при нанесении излишне толстого слоя происходит растрескивание.

Достоинства и недостатки

Лучше понять темперные краски что это, поможет рассмотрение положительных и отрицательных их сторон. К преимуществам темперы можно отнести следующее:

  • Первичные краски требовали от художника соблюдения правила работы, поэтапного нанесения, современные виды позволяют творить без строгой системности работы, давая больше возможностей для реализации задумок;
  • Если сверху покрыть рисунок лаком, то эффект получится лучше, чем у масляных видов;
  • Со временем темпера не теряет своего первоначального вида, служит очень долго;
  • Процесс высыхания происходит недолгое время, при этом нет затяжного периода уменьшения объема;
  • Не остаются следы от кисти;
  • Лак не изменяет оттенка краски;
  • Не размывается водой;
  • Проникающая способность, проникает в структуру древесины.

Есть у нее и пару недостатков:

  • Высокая скорость высыхания;
  • Изменение оттенка после высыхания.

Разновидности темперных красок

Различаются темперные краски в зависимости от составных компонентов, это влияет на их свойства, поэтому будет приведено рассмотрение каждого вида отдельно.

Яичная темперная краска

В данном виде добавками применяется эмульсия, которая состоит из яйца, масла и лака. Лаком может быть масляный, либо скипидарный вид. Сочетание этих компонентов можно создавать разное, поэтому вариантов создания их имеется множество. Хотя необходимо учитывать некоторые закономерности изменения пропорций.

Яичный желток, либо целое яйцо выделяются способностью сочетаться с таким же количеством масла, но лак может использоваться в меньшем количестве. Подобное соотношение масла и лака к яйцу для приготовления эмульсии максимально. Поэтому в рецепте не стоит использовать излишние количество масла и лака, иначе это приведет к получению эмульсии, которая будет разрушаться.

Также подобное увеличение в составе масла может привести к получению схожей на масляную краску консистенцию, и отсюда появятся у краски минусы этого вида. Может начать желтеть и темнеть, но при этом не получают плюса масляного вида – долговременной подвижности.

Казеиновые и растительные темперные краски

Казеиновый раствор, который может быть получен разными способами, перемешанный с маслом и смолами эмульсии, дает возможность получить в чем-то превосходящий вариант темперы яичной.

Казеиновые растворы для получения эмульсии создают из порошка казеина, которые смешиваются с другими добавками: сода, бура, едких кали, извести, натра и иных элементов. Можно использовать творожный казеин, однако затрудняется процесс расчёта соотношения. Так же как и яйцо, казеин может эмульсировать одинаковое количество масла, и меньшее количество лака. Нужно учитывать данной свойство при составлении пропорции элементов.

Также для получения темперных красок могут применяться растительные клеи. Популярнее вариант с использованием гуммиарабика, кроме того допустимо использование декстрина, вишнёвого клея и иных плодовых деревьев.

По своим свойствам темпера на растительных клеях получается менее качественной. Но часть живописцев ценят ее за легкость оттенков. Отличается низким свойством прилипания, не пристает к масляному грунту и сползает с него.

Современные технологии в изготовлении красок

Современные технологии создания красок темперных позволили получить более совершенные варианты. Они по текстуре матовые и бархатистые, сверху не требуется наносить лак. Могут использоваться для разных техник – лессировки, тонкого окрашивания, и наоборот толстого нанесения.

Читайте также:
Расход водоэмульсионной краски на 1м2

Важным достоинством данных видов является долговечность яркость, потеря объема минимальна, что, безусловно, отличается от масляных красок. Но при этом выделяется и быстрый темп высыхания, что важно учитывать художнику при создании картины.

Как пользоваться краской темпера

Данные красящие средства отличаются своей хорошей текучестью, создавая четкий тонкий штрих. Время высыхание короткое, она просыхает тогда, когда вода испарится, процесс высыхания на этом, по сути, завершается.

Самые мелкие частички пигмента надежно соединяются с основой, поэтому растрескивание исключается. Если сравнивать темперу с акварелью и гуашью, то она выигрывает своей прочностью и устойчивостью к влаге. Это свойство присуще и масляному виду, но масляные краски смешивать проще.

Основу необходимо покрыть грунтовкой, подходит клеевой и эмульсионный раствор, может применяться водоэмульсионная краска с акрилом в основе. Может выбираться картонная, деревянная, штукатурная основа и холст. С учетом быстрого темпа высыхания, оттенок подбирается на палитре. Кисточка лучше подойдет из щетины, для мелких деталей колонковый инструмент.

При применении акварели с темперой, можно избежать приобретения большой палитры. Подбор оттенков производится на усмотрения самого живописца.

При работе современными красящими составами не требуется соблюдения определённых систем. Можно применять жидкие составы или пастозную методику. Наносить сверху можно лаки, используемые для масляной живописи.

Краски темперные это отличный вариант для творчества. Чтобы создавать ими картины, нужно приноровиться, но со временем работать с ними станет легко, а полотна будут сохранять свой первоначальный вид долгие годы.

Видео: Как работать с темперными красками

Чем известна живопись темперой: описание техники, примеры картин, история

Темперная живопись – одна из техник, известных с самого начала творческой деятельности человека. С течением лет она почти не претерпела изменений и сегодня остается такой же популярной и востребованной.

  • Что такое темпера
  • История создания краски
  • Виды темперы
  • Современная темпера
  • Свойства и особенности
  • Отличия темперы от акварели, акрила, масла и гуаши
  • Процесс рисования
  • История живописи темперой
  • 10 лучших художников, писавших темперой

Что такое темпера

Темпера – это древнейшая техника, зародившаяся, предположительно, в Античном Египте. Древнеегипетские мастера научились получать качественные краски на основе сухих порошковых пигментов (основа темперы), смешивая их с эмульсиями на натуральной или искусственной основе. Первоначально этот вид живописи применялся для росписи пирамид.

На протяжении тысячелетий темпера была наиболее востребованной техникой в изобразительном искусстве. Художники ценили ее за универсальность. Работы, выполненные в этой художественной технике, отличались глубокой матовой фактурой. Краски не разрушались, сохраняли яркие оттенки.

С появлением техники масляного письма популярность темперы стала постепенно угасать. Но сегодня мы видим постепенный возврат к забытой технике. Качество темперных красок, разработанных на основе полимерных составов, пришлось по душе многим современным мастерам.

Происхождение термина

В основе определения «темпера» лежит латинский термин «temperare», который буквально переводится как «смешивать в определенной пропорции». Мастера древности сами делали краску, используя в качестве красящего пигмента цветные минералы. Их измельчали их в порошок и смешивали в определенных пропорциях с эмульсией на основе яичного желтка.

В некоторых источниках высказывается другое предположение: название техники могло произойти от итальянского слова «tempo» (буквально – «время»), так как связующие эмульсии отличались быстрым высыханием. Художники должны были наносить краску на холст очень оперативно, «в темпе». Технология изготовления темперных красок и работы с ними впервые были описаны итальянским художником Ченнино Ченнини в трактате «Книга об искусстве».

История создания краски

Краска темпера и сегодня представляет собой сухие пигменты, замешанные на эмульсиях (специальных связующих составах), хотя ее рецепт был изобретен более трех тысяч лет назад в Древнем Египте. В то время ей расписывали памятники и саркофаги. Зная прекрасные эмульгирующие характеристики куриных яиц, египетские художники решили использовать их в приготовлении краски.

Сфера применения яичной темперы со временем расширялась. Появился первый опыт ее применения в станочной живописи (Фаюмские портреты – посмертные изображения египтян, созданные примерно в III-IV веках).

Поскольку в то время было мало цветных пигментов, египтяне стали использовать желтки в качестве оттеночного вещества (его добавляли в краску для получения оттенков желтого и коричневого).

Большое значение имело и качество желтков. У яиц деревенских несушек были яркие желтки, и работы темперой сельских художников имели более насыщенные оттенки, чем картины, выполненные в городе.

Читайте также:
Покраска под дерево - выбор материала и инструментов, подготовка и нанесение

Следующим материалом для приготовления темперных красок, используемым в качестве эмульсии, стали органические жиры (бараний, куриный и даже крокодилий). У красок на их основе была более густая консистенция, а, значит, они отличались высокой насыщенностью оттенков.

Постепенно темперная живопись стала распространяться по всему миру. Качество красок не могло быть одинаковым. В Египте уже тогда был открыт знаменитый синий пигмент, что позволило получить более разнообразные цвета темперы. В Европе цветные пигменты было достать трудно, там использовали желтую глину. Поэтому знаменитые картины ранних европейских художников написаны в желто-коричневой палитре.

Особо выделяются картины темперой греческих авторов. Они делали свои краски на основе оливкового масла, придавая им особую структуру и блеск. Недостатком оливковых красок был долгий период высыхания.

В России яичная темпера нашла применение, главным образом, в церковной живописи. Благодаря этой технике до наших времен сохранились дивные образцы старинной храмовой росписи и иконографии.

Современные синтетические краски, созданные по новейшим технологиям, отличаются высоким качеством, и сегодня живопись темперой возвращает былую популярность. Составы прекрасно ложатся на холст, в течение долгого времени остаются яркими, отличаются большим разнообразием цветов.

Виды темперы

Все темперные краски создают по единой технологии, а различаются, главным образом, эмульсионными компонентами. Основные виды темперных красок:

  • яичная (в качестве эмульсии применяются свежие куриные яйца);
  • казеино-масляная (связующими веществами выступают водная эмульсия казеина и растительное масло);
  • акриловая (содержат водную взвесь полиакрилатов);
  • восково-масляная (готовят на основе эмульсии воска с водой с добавлением растительных масел и поверхностно-активных веществ);
  • поливинилацетатные (современные виды красок на основе водной эмульсии клея ПВА).

В древности использовали краски на основе натуральных ингредиентов (наиболее была распространена яичная). Для приготовления эмульсии использовался яичный белок (иногда с добавлением желтка), смешанный с водой в определенной пропорции. У яичного желтка идеальный эмульгирующий состав (яичное масло, лицетин, альбумин), позволяющий делать краски необычайно твердыми и качественными.

Еще в состав краски входили натуральный консервант (белое вино, уксус), красящий пигмент, натуральный ароматизатор.

Остальные виды темперы появились гораздо позже. Сегодня они изготавливаются промышленными методами на основе современных технологий.

Современная темпера

Казеино-масляная темпера отличается универсальным составом, позволяющим применять ее на различных поверхностях (бумага, картон, стекло, штукатурка, дерево). После нанесения краска быстро сохнет, образуя ровный и прочный слой.

Эмульсию готовят из очищенного льняного масла, разведенного в водном растворе казеина (применяется как связующий элемент), ализаринового масла (используется в качестве эмульгатора), фенола (антисептик). Для масляной темперы подойдет только качественный пигмент тонкого помола.

Поливенилацетатная темпера – наиболее современный вид краски, получаемый при смешении синтетических смол, искусственных стабилизаторов и веществ, улучшающих структурность. Этот вид темперы отличается универсальными свойствами, пригоден для различных техник письма.

Краски ПВА обладают высокой прозрачностью, прочны, но очень быстро высыхают. Можно смело работать ими, нанося несколько слоев и не опасаясь расслаивания. Но работать следует очень быстро. Для работы подойдут любые виды поверхностей. Если необходимо избежать матовой текстуры, поверхность покрывают лаком.

Восково-масляная темпера создается на основе пчелиного воска, содержит связующие вещества (казеиново-масляную эмульсию или эмульсию ПВА). В качестве вспомогательных ингредиентов применяют органические смолы и масла. Красящий слой восково-масляной темперы обладает высокой стойкостью и укрывистостью.

Материал хорошо ложится на загрунтованные поверхности. Высыхает довольно долго, и, после высыхания немного темнеет. Благодаря восковой основе, окрашенные поверхности приобретают красивый глянцевый налет.

Акриловая темпера готовится на основе акриловой смолы. Отличается устойчивостью к внешним раздражителям, в зависимости от компонентов бывает матовой или глянцевой.

Современные виды темперы по качеству не уступают тем, что применялись в древние времена. Наносимые на поверхности слои ложатся ровно, обладают матовым оттенком. У краски множество сфер применения (включая станочную живопись, настенные росписи). Она невосприимчива к солнечным лучам, влаге, изменениям температурного режима.

Современной темперой можно рисовать, используя любые приемы – тонкую, воздушную лессировку, пастозную живопись или оба метода вместе. Один из недостатков — быстрое высыхание после нанесения.

Свойства и особенности

Художники, работающие в технике темперы, отмечают основные особенности применения темперных красок:

  • Окрашенные поверхности становятся темнее после высыхания краски.
  • Отсутствие текстурности красок дает возможность тщательно прорисовывать тончайшие детали.
  • После полного высыхания слой темперы становится устойчив к воздействию окружающей среды. Это позволяет использовать краску на открытых поверхностях.
  • Краска хорошо пропитывает пористые поверхности (например, древесину), поэтому удалить ее довольно сложно.
  • Для того чтобы защитить готовую работу от повреждений и влаги, наносят покрывной лак (даммарный или акрил-фисташковый).
  • При покупке темперных красок очень важно обращать внимание на срок годности. Несвежая краска существенно снижает свои качества.
  • Наиболее выигрышный способ нанесения темперных красок – лессировочная техника, дающая возможность прорисовывать мелкие детали.
Читайте также:
Как покрасить велосипед в домашних условиях: выбор краски и пошаговая инструкция

Отличия темперы от акварели, акрила, масла и гуаши

Темпера считается довольно сложным материалом по сравнению с другими видами красок. При работе необходимо учитывать существующие отличия:

  • С течением времени темперные краски не усыхают, а сохраняют объем. У масляных процесс деформации красочного слоя продолжается довольно длительное время.
  • В связи с высокими растворяющими способностями с темперой нельзя работать «по-мокрому». Чтобы не произошло смешивания слоев, нужно дождаться высыхания нижнего слоя краски.
  • Темперные краски (при работе в пастозной технике) ложатся плотным слоем, полностью скрывая нижний фон.
  • Краски на белковой основе обладают хорошей эластичностью. Они не смываются, не покрываются трещинами с течением времени.
  • Темперная техника обеспечивает высокую четкость линий и плавный переход от более ярких тонов к менее насыщенным.

Процесс рисования

Технику рисования темперой иногда сравнивают с техникой работы маслом или акварелью. Отличия заключаются в особом составе темперных красок.

Готовясь к творческому процессу, предварительно обрабатывают рабочую поверхность (подходят холст, картон, дерево). Ее полотно покрывают грунтовкой на основе клея или эмульсии. Помня о быстром высыхании, цвета подбирают и смешивают на палитре.

В качестве инструмента берут кисти из щетины, а для прорисовки мелких элементов – тонкие колонковые кисточки.

Роль темперы в технике Старых мастеров

Как рисовать натюрморт

Что для художника важнее – талант или мастерство?

Роль темперы в технике Старых мастеров

Художники эпохи Возрождения создавали свои шедевры темперой. Эта древнейшая краска, которую применяют уже более 3 тысяч лет, просто готовится и обладает устойчивостью цвета. Картины, написанные маслом, со временем темнеют и тускнеют, а темпера всегда сохраняет яркость и насыщенность цветов. Темперные краски ложатся тонким слоем и не оставляют грубых следов, поэтому мы используем их для приготовления специальных смесей. В технологии оптических просветов (ТОП) составами на основе темперы ведется около 70% всей работы, направленной на получение правильной светотени и создание новых оттенков. Результат проработки портрета оптическими смесями можно увидеть в видео изображение стало более объемным, появились новые оттенки, выровнялся фон.

Особенности темперных красок

С латинского языка темпера переводится как «смешивать в пропорции». Для приготовления красок используется яичный желток, который смешивается с водой и сухими цветовыми пигментами. Раньше красители готовили вручную из перетертых на воде или камне растений и эмульсии (желток + клей), сейчас готовят промышленным способом из искусственного сырья с добавлением льняного масла и казеина. Структура темперных красок такова, что позволяет рисовать не только на бумаге и холсте, но и на дереве, железе, стенах и других покрытиях.

Техника темперной живописи заключается в нанесении на подготовленную поверхность нескольких последовательных слоев. При этом необходимо дождаться, чтобы предыдущий слой высох, иначе получится грязь. Темпера быстро сохнет, поэтому неудобств не доставляет, и художник может работать, не прерываясь.

По сравнению с другими видами красок разбавленная водой темпера имеет ряд преимуществ:

  • позволяет делать тонкие штрихи;
  • легко стекает (в отличие от густого масла);
  • быстро затвердевает (как только испаряется вода);
  • высыхание не сопровождается негативными процессами, поэтому появление трещин исключено.

Те красители, которые практически не сохнут в масле, в темпере высыхают в течение нескольких минут. Темперные краски эластичны, поэтому в них можно добавлять больше связующих веществ – вязкость будет оставаться прежней.

Как использовали темперу Старые мастера

Художники эпохи возрождения работали темперными красками на загрунтованной и идеально отшлифованной поверхности. Подготовка полотна –обязательное условие в технике Высокого мастерства. Если этого не сделать, краска будет ложиться толстым слоем, что приведет к выходу композиции из воздушной перспективы, а значит – ухудшению зрительного восприятия. Кроме того, со временем краска начнет отслаиваться, и картина придет в негодность.

Читайте также:
Краска для тротуарной плитки - характеристики и нанесение

Уникальность техники Старых мастеров заключается в нанесении тончайших просвечивающихся слоев, благодаря чему достигается объем и гармония цвета, зарождаются новые оттенки. Художники эпохи возрождения работали сухой кистью и использовали специальные составы на основе темперы, что позволяло им наносить и удалять буквально микроны красящего пигмента.

В основанной на методике Старых мастеров технологии оптических просветов для приготовления темперных смесей (колеров) используются:

  • чистые белила;
  • охра светлая + белила (более светлый краситель);
  • охра светлая + белила (более темный краситель);
  • охра светлая + черная краска.

Первой смесью прорабатываются света, вторая и третья предназначены для полутонов (от более светлых к более темным), а третья – для глубоких теней. Для приготовления оптических составов масляные краски не подходят, потому что являются кроющими, а суть технологии заключается во взаимодействии просвечивающихся слоев. Только в этом случае будут работать лессировки, обеспечивающие глубину пространства, и имприматура, которая дает внутреннее свечение. И только таким способом можно создавать гармоничную природе живопись.

Почему темперу не нужно смешивать?

Одним из недостатков темперы считают сложность смешивания, поскольку краска быстро высыхает. Но художники эпохи Возрождения никогда не смешивали краски на палитре, как это делают современные живописцы. Они использовали предварительно приготовленные колера, которые накладывали друг за другом полупрозрачными слоями. Смешивание красок происходит непосредственно на поверхности и совсем не так, как в современных методиках, а оптическим способом. При разведении красок на палитре можно получить грязь, что при многослойном методе ведения работы полностью исключается. Смешиванием красок, невероятно сложно попасть в цвет, потому что один и тот же оттенок на белой палитре и на холсте, где уже присутствуют другие цвета, выглядит по-разному. Наверное, нужно быть гением, чтобы в точности представить себе, как будут смотреться оттенки на будущей композиции и с учетом этого правильно смешать краски.

В технологии оптических просветов работа ведется совершенно по-другому. В формировании цветов участвуют лессировки и имприматура, которые в сочетании с темперными смесями рождают новые органичные природе оттенки. Одновременно с этим появляется объем и устраняются погрешности, возникшие при проработке композиции наждачной бумагой – одного из важнейших этапов ТОП. Краски вводятся локально – для подкрашивания отдельных участков, где отсутствуют нужные оттенки. Чаще всего применяется акварель, так как она полупрозрачна и способна взаимодействовать с нижними слоями. Подробнее о том, что представляет собой технология оптических просветов и почему эта методика считается уникальной, можно узнать из книги. Ссылка для скачивания – здесь.

Темпера — техника живописи с тысячелетней историей

Темпера (от итальянского temperare — «смешивать») — древняя техника живописи, в которой для создания художественных образов используются водорастворимые краски на основе сухих порошковых пигментов и натуральных или искусственных эмульсий. Темперой в изобразительном искусстве также принято называть непосредственно сами водоэмульсионные краски различных видов. Эта живописная техника была самой популярной в мировом искусстве на протяжении нескольких тысячелетий, вплоть до изобретения масляных красок в XV веке.

Темпера издавна считалась универсальной техникой живописи. Ее повсеместно использовали не только для написания картин, но и при создании фресковых росписей, и в иконописи. В наши дни, благодаря появлению новых видов темперных красок на основе полимерных эмульсий, эта техника вновь востребована среди художников.

Виды темперы

Темпера древних мастеров по своему химическому составу значительно отличается от современных красок данного типа. Существует 5 основных разновидностей этих художественных материалов:

  • яичные;
  • казеиново-масляные;
  • акриловые;
  • поливинилацетатные;
  • воско-масляные.

Основой для приготовления яичной темперы служит куриный яичный желток. Этот натуральный ингредиент смешивают с водой в отношении 1:3 или с белым вином в пропорции 1:2. К полученной эмульсии добавляют:

  • красящий пигмент;
  • несколько капель уксуса (для замедления процесса окисления желтка);
  • небольшое количество ароматной природной смолы (для получения приятного запаха краски).

Казеиново-масляную темперу промышленным способом изготавливают из отбеленного льняного масла и натурального или синтетического белка — казеина, а также красящего пигмента. Для предотвращения образования плесени в состав краски добавляют антисептик — фенол.

В акриловой темпере связывающим веществом служит особая водорастворимая акриловая смола. Этот полимер характеризуется повышенной устойчивостью ко многим негативным природным факторам: перепадам температуры, сильным морозам, воздействию солнечных лучей.

Читайте также:
Как покрасить велосипед в домашних условиях: выбор краски и пошаговая инструкция

Основой для создания поливинилацетатной темперы является водная эмульсия ПВА. Она обладает ярко выраженным связующим эффектом и очень быстро высыхает после нанесения на поверхность.

Воско-масляная темпера по своему химическому составу является самой сложной разновидностью данных красок. Для ее промышленного производства используют смесь из множества разных компонентов, в их число также входят:

  • натуральный пчелиный воск;
  • дистиллированная вода;
  • органические смолы;
  • растительное масло.

История темперы

История темперы, по самым скромным оценкам специалистов, насчитывает более четырех тысячелетий. Еще в Древнем Египте неизвестные мастера использовали ее для росписи погребальных саркофагов фараонов. Многочисленные образцы старинной живописи обнаружены археологами в Индии и на Ближнем Востоке, до наших дней сохранились фрески Древнего Рима и Греции.

В христианской европейской культуре темперные краски длительное время оставались основным материалом в станковой и монументальной живописи. Их повсеместно использовали для росписи храмов в Византийской Империи и изготовлении икон. Оттуда техника распространилась по всей Восточной и Западной Европе. Этому способствовали несколько факторов:

  • доступность основных ингредиентов;
  • относительная простота рецепта приготовления красителей;
  • длительная сохранность художественных изображений на разных типах поверхностей.

Безраздельное господство темперы в Европе завершилось лишь в начале XV века, когда великий голландский художник Ян ван Эйк (Jan van Eyck) усовершенствовал масляные краски. Уже в начале XVI века масло стало основной художественной техникой в большинстве европейских государств. Только в России темпера сохранила за собой пальму первенства в среде изобразительного искусства вплоть до конца XVII столетия.

К началу XIX века темперные краски очень редко использовали художники разных стилей и жанров. Первым попытался возродить к ним интерес англичанин Уильям Блейк (William Blake). Но его работы не пользовались особым успехом у публики и были по достоинству оценены только через полвека после смерти мастера. Более успешно возрождали старинную технику назарейцы и прерафаэлиты — представители двух заметных течений европейской живописи викторианской эпохи.

Но полноценное возвращение темперы в мировую живопись состоялось уже в середине ХХ века, благодаря бурному развитию химической промышленности. В это время появилось множество новых полимеров и были изобретены удобные для использования типы темперных красок на основе искусственных материалов. В наши дни уникальная техника живописи вновь занимает достойное место в мировом искусстве.

Достоинства и недостатки темперы

У современных темперных красок много очевидных преимуществ. Среди них особенно выделяются:

  • Возможность использования разнообразных художественных приемов (нанесение краски тонким слоем, лессировка и пастозное письмо).
  • Повышенная стойкость к воздействию влаги, УФ-лучей и перепадов температуры.
  • Хорошая водопроницаемость (краска не препятствует испарению избытка влаги со стены после росписи).

К основным минусам техники можно отнести высокую скорость высыхания и незначительное изменение оттенков цвета созданного изображения со временем.

Известные художники, творившие в технике темперы

Среди самых знаменитых художников эпохи Ренессанса, создавших в технике темперы великие шедевры мировой культуры, есть множество громких имен. Но автор этой статьи хочет отдать дань уважения другим живописцам, которые возродили популярность старинной техники уже в наше время. Среди них:

  • Джозеф Саутхолл (Joseph Edward Southall) — ведущий мировой живописец-темперист конца XIX — начала XX века. Английский художник большую часть жизни посвятил возрождению древней техники, много экспериментировал и добился не только признания у критиков, но и громкого коммерческого успеха у публики.
  • Ремедиос Варо (Remedios Varo) — знаменитая испанская сюрреалистка, автор множества картин с глубоким философским смыслом. Мастер создания волшебных образов мифических существ.
  • Эндрю Уайет (Andrew Wyet) — яркий представитель регионализма в американской живописи. Обладатель многочисленных государственных наград за заслуги перед искусством.
  • Пьетро Аннигони (Pietro Annigoni) — ярый последователь классических традиций в живописи и непримиримый противник авангардного искусства. Уникальный мастер романтического портрета второй половины ХХ века.

На портале Very Important Lot ценители прекрасного всегда могут принять участие в арт-аукционах и приобрести шедевры мирового антиквариата. А еще — купить картины напрямую у современных художников, написанные в разных техниках.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: