Какими красками рисовать по дереву: советы
- 3 Ноября, 2018
- Рукоделие
- Черноус Роза
Расписывать деревянные изделия научились очень давно. Еще в Древней Руси занимались раскрашиванием различными средствами деревянных досок, панно, подносов, шкатулок, ложек. Многие и сегодня хотят самостоятельно декорировать такие предметы из дерева. Сначала нужно знать, какими красками рисовать по дереву, виды росписи, подготовку к работе, методы нанесения средств. Об этом мы и расскажем в нашей статье.
Декоративная роспись по дереву
Своими корнями декоративная роспись по древесине уходит в давно минувшие годы. Еще древние люди научились делать из дерева посуду и задумывались о придаче ей красивого и оригинального вида. В наши дни оригинальными рисунками украшают мебель, игрушки, посуду. Этим занимаются не только взрослые, но и дети. Поэтому многим хочется узнать, какими красками рисовать по дереву, об особенностях этих средств и методах их нанесения.
Роспись как декоративно-прикладное искусство передается из поколения в поколение. Особенно взрослым и детям нравиться изображать оригинальные узоры с народными мотивами. Сегодня очень популярно расписывать различные предметы интерьера: от картин, до панно. Рисунки можно увидеть на игрушках, посуде, музыкальных инструментах. Вам не помешает иметь представление о том, какими красками рисовать по дереву. Применение масляной краски очевидно, но также используется гуашь, акрил, акварель, анилин. О каждой из них мы поговорим подробнее.
Главные виды росписи
Многим читателям будет интересно не только какими красками можно рисовать по дереву, но и какие основные виды росписи бывают. Ведь иногда даже дети пробуют оформить красивые расписные дощечки для нарезки продуктов. Сначала подбирается рисунок, затем переводится на поверхность и постепенно разукрашивается в той или иной технике. Для гармоничного вида досок важно еще и правильно сочетать оттенки.
Стоит выделить следующие три вида росписи:
- Хохлому. Сначала оформляется черный фон, затем наносятся причудливые цветы в желтых и красных тонах.
- Городецкую роспись. На рисунках изображаются различные городские сцены, цветочные композиции, мотивы из народных былин.
- Мезенскую роспись. Для основных сюжетов используются лошади и орнаменты.
Чтобы мастерски владеть хотя бы одним из этих видов, нужно знать способы нанесения, какими красками рисовать по дереву и чем их закреплять.
Подготовка к работе
Чтобы нанести красивые узоры на деревянные изделия, вам не обойтись без следующих приспособлений:
- Самого деревянного предмета, на который и будет наноситься выбранный шедевр.
- Палитры для смешивания красок.
- Мягких карандашей и стиральной резинки.
- Наждачной бумаги для обработки поверхности изделия.
- Жестких листов бумаги для выполнения эскизов.
- Кисточек для рисования разных размеров и степени жесткости.
- Готовых шаблонов.
- Красок определенного вида.
- Грунтовки и прозрачного лака для закрепления, чтобы рисунок не испортился от воздействия влаги.
Сначала наждачной бумагой или шкуркой доводят основу до гладкого состояния. Затем на древесину наносят грунтовку, подходящую определенному виду красящего средства. Когда грунт высохнет, приступают к нанесению основы в нужном тоне. Как только она станет сухой, начинают наносить сам рисунок.
Работа с масляной краской
Опытные мастера или те, кто уже более-менее владеет техникой нанесения средств на дерево, пользуются масляными красками. Они позволяют получать красивые яркие узоры на темных тонах. Масляные тюбики заполнены очень яркими оттенками. Они долго сохнут, но потом практически въедаются в поверхность, после чего их невозможно стереть.
Для разведения масляного средства из тюбика используют растворитель (уайт-спирит или олифу). Именно масляные краски позволяют делать роспись на темном фоне под хохлому. Для производства таких красок используют льняное, сафлоровое или ореховое масло. Именно оно придает краскам насыщенный тон. Художественные масляные средства имеют свойство храниться около трех лет.
Особенности акрилового покрытия
Вам интересно, какими красками лучше рисовать по дереву? Удобнее всего для занятий народным творчеством пользоваться акриловыми средствами. После засыхания акрила образуется нерастворимая пленочка, позволяющая не покрывать изделие лаком. У акрилового средства прекрасная укрываемость. Оно подходит не только для дерева, но и для стекла, кожи, металла.
Акриловая краска хороша тем, что разбавляется обычной водой. Сегодня в магазинах продается огромный ассортимент оттенков акрила в тюбиках. Краска абсолютна не токсична, подходит даже для нанесения временных татуировок. Золотистым цветом часто преображают мебель и рамки картин. Эта эмульсия может быть глянцевой и матовой, характеризуется быстрым высыханием.
Красящие вещества на основе анилина
Чаще всего анилиновыми красками разрисовывают деревянные стены. Они очень хорошо растекаются, поэтому подходят для создания абстрактных рисунков, оригинальных сочетаний и перехода оттенков. На открытом солнце эта краска очень быстро выгорает, хотя изначально имеет яркий тон. Чтобы закрепить результат, лучше покрыть изделие лаком. Стоит отметить, что в наше время анилиновые краски для декоративных работ по дереву используют редко, чаще ими красят ткани.
Использование гуаши
Предметы регулярного обихода часто расписывают гуашевыми красками. Они немного похожи на акрил, только чуть менее насыщенные. Их густая непрозрачная масса позволяет создавать на дереве сложные рисунки со множеством тонов. Гуашь с легкостью наносится на поверхность, не растекается и не трескается. Для более прочного крепления краски к поверхности ее покрывают водным раствором клея ПВА (1:1). После его нанесения изделие уже не нужно грунтовать.
Узоры гуашью всегда яркие, сочные, ведь не зря ее называют плакатной краской. Гуашью могут пользоваться даже начинающие художники. Состоит эта эмульсия из глицерина, фенола, ализаринового масла, воды. После высыхания деревянное изделие обязательно нужно покрыть лаком.
Всем знакомая акварель
Акварельная краска представляет собой тонко растертый пигмент, смешанный со связующими веществами, основанными на растительном клее. Также в ее состав входит глицерин и фенол. Акварель характеризуется прозрачностью. В продаже можно встретить три вида этой краски:
- Жидкое средство в тюбиках.
- Мягкая краска в кюветах.
- Твердое вещество в плитках.
Начинающие художники используют именно акварель для разрисовки матрешек. Она отлично подойдет для фона на больших участках, потому что разбавляется водой. Вот преимущества этой краски:
- создает легкие и воздушные рисунки;
- оснащает изображения тенью и переходом оттенка;
- делает мазки незаметными;
- правдиво передает естественные оттенки;
- отлично смешивается с другими средствами для окрашивания дерева.
Изделия, разукрашенные акварелью, лучше покрывать прозрачным лаком.
Темперные краски
Классическая роспись по дереву осуществляется темперой. Она изготавливается на клеевом растворе или яичном желтке. Использовалась она еще в древности, потом была вытеснена масляными составами. Именно ею пользовались в иконописи. Даже рисунки в саркофагах фараонов Древнего Египта сделаны темперой.
Темперные краски хорошо разводятся и смываются водой. Они хорошо сохраняют цвет и не трескаются. В тюбиках они не густеют и не загнивают, но для этого нужно их правильно хранить. В домашних условиях готовят яичную или желтковую смесь, в промышленных условиях – акриловую, восково-масляную, клеевую. Сегодня можно приобрести матовые, полуматовые и глянцевые эмульсии. Налажено производство темперных красок в наборах и отдельных тубах. Эту универсальную профессиональную краску используют самые требовательные художники не только для росписи по дереву, но и для пейзажей на холсте, миниатюр на камне.
Методы нанесения краски
Опытный мастер уже быстро сможет нанести шедевр на дощечку. Начинающим художникам можно использовать наши подсказки и воспользоваться одной из технологий:
- точечной;
- с использованием изготовленных трафаретов;
- рисунком по эскизу.
Точечная технология позволяет создавать шедевры на деревянных изделиях начинающим художникам. Достаточно на эскизах расставить специальные точки, которые помогут перенести рисунок на основную поверхность. Это что-то похоже на то, как в младших классах обучают рисовать по линиям. Чем больше точек будет нанесено, тем четче и выразительнее будет картинка. В конце рисунок разукрашивают и доводят до финала.
Самым простым считается трафаретный метод. Сначала берут купленный или изготовленный трафарет, прижимают его к изделию, обводят карандашом и приступают к разрисовке. Рисовать с помощью шаблона очень просто.
Иногда прежде чем сделать рисунок на деревянной заготовке, делают пробный эскиз на бумаге. Это позволяет экспериментировать с самыми разными узорами: абстракциями, геометрическими фигурами, профессиональными набросками.
С помощью темной или белой копировальной бумаги также можно наносить рисунки на деревянные изделия. Копирка позволяет сделать аккуратный рисунок. Каким бы методом вы ни воспользовались, полученные изделия станут хорошим подарком или украшением для дома.
Как стильно и красиво расписать деревянные поверхности
Издавна наши предки рисовали на деревянных поверхностях разнообразные узоры. Ведь роспись по дереву великолепно смотрится и на деревенском наличнике, и на кухонной деревянной утвари, уместна она и в интерьере жилых помещений.
Содержание:
- Подготавливаем все для работы
- Особенности красящих материалов
- Гуашевые
- Акварельные
- Акриловые
- Масляные
- Анилиновые
- Готовимся расписывать
- Как сделать рисунок
- Трафаретный метод
- Точечный метод
- По эскизам
Возможно, кто-то захотел бы сам попробовать украсить свое жилье расписными предметами обихода, но не знает, с чего начать, что для этого нужно. Для этого нужно, кроме кистей и красок, совсем немного – большинство из необходимых вещей можно обнаружить у себя дома.
Подготавливаем все для работы
Прежде чем приступить к созданию художественного шедевра, нужно заранее приготовить все, что может пригодиться в процессе работы:
- заготовки (любой предмет из дерева, который планируется сделать красивым и уникальным);
- мягкий карандаш;
- ластик;
- наждачную бумагу различной зернистости;
- бумажные листы (для тех, кто работает по эскизам);
- набор кисточек различной толщины;
- палитру;
- шаблоны (для не умеющих рисовать);
- краску;
- грунтовку;
- прозрачный лак (готовый узор желательно покрыть лаком, чтобы он меньше повреждался);
- емкость для жидкостей (для воды или растворителя, в зависимости от красящего вещества).
Грунтовка по дереву подбирается в соответствии с типом краски, а вот к выбору краски нужно отнестись серьезно.
Особенности красящих материалов
Наиболее часто домашние мастера, делая роспись по дереву, используют следующие виды красок:
- гуашевые;
- акварельные;
- акриловые;
- анилиновые;
- масляные.
Гуашевые
По-другому эти красители еще называют плакатными. Они представляют собой густую непрозрачную массу. Работать с ними легко, но сложные рисунки с множеством оттенков создать невозможно. Для рисования гуашь должна отвечать следующим требованиям:
- легко наноситься на поверхность;
- после высыхания не стираться, не растрескиваться.
Чтобы узор, нарисованный гуашью, держался более прочно, для разведения краски используют не воду, а водный раствор клея ПВА в соотношении 1:1. Такое разведение краски позволяет обойтись без предварительной грунтовки.
Рисунки гуашью всегда получаются яркими, красочными, а стоит краситель дешево. Гуашь подойдет для тех, кто начинает осваивать роспись по дереву и создавать свои первые шедевры.
Акварельные
Всем знакомы простые акварельные краски, которыми рисуют школьники. По сравнению с гуашью они более прозрачны, позволяют создать сложный узор с множеством оттенков. Для того чтобы получился красивый рисунок, акварель должна:
- ложиться на поверхность заготовки ровно, без пятен и разводов;
- после высыхания прочно держаться.
Основным плюсом акварели является то, что, если возникли ошибки при рисовании, изделие можно помыть, просушить, прогрунтовать и расписывать снова.
Акриловые
Краски на основе акрила являются одними из лучших, и роспись ими по дереву не только красива: акриловые красители дополнительно защищают и укрепляют материал. Производители художественных красок предлагают широкую цветовую палитру для рисования, но новичкам ими пользоваться невыгодно.
Почему? Дело в том, что акриловые составы стоят довольно дорого, поэтому начинающим художникам, еще не до конца освоившим технику рисования, пользоваться ими будет накладно. Но те, кто уже достиг некоторого опыта, могут создавать ими свои шедевры для украшения интерьера.
Масляные
Расписывать заготовки маслом рекомендуется тем, кто уже хоть немного освоил, как делать роспись по дереву.
Красящее вещество разводится до рабочей консистенции рекомендованным растворителем (Уайт-спиритом, олифой), после чего можно рисовать. Но масляные краски имеют следующие особенности:
- дают только яркие оттенки (ими можно расписать предмет под хохлому или сделать стильный золотой узор на черном фоне);
- прочные, после высыхания их удалить невозможно.
Тем, кто имеет хоть небольшой опыт рисования, понравится работать с масляными красками, ведь ими недорого и надолго можно украсить интерьер жилых комнат.
Анилиновые
Красящие вещества на основе анилина все чаще встречаются в интерьере домов, ими разрисовывают деревянные стены или небольшие декоративные предметы, а в сельской местности умельцы украшают ими свои дома. Анилиновые красители обладают рядом положительных качеств:
Но они быстро выцветают. Чтобы сохранить яркость рисунка, если он сделан на улице, надо покрыть его устойчивым к ультрафиолету лаком.
Готовимся расписывать
Прежде чем наносить красивые узоры, основу необходимо подготовить. Для этого надо выполнить следующие действия:
- зачистить «шкуркой», постепенно меняя от более крупной к более мелкой, основу до гладкости;
- покрыть поверхность грунтовкой по дереву, соответствующей применяемой краске;
- дождаться высыхания грунта и нанести цветовую основу, выкрасив изделие нужным цветом.
После высыхания цветовой основы, возможно нанесение рисунка по любой технологии.
Как сделать рисунок
В зависимости от уровня мастерства роспись по дереву можно делать, используя следующие технологии:
- точечную;
- с использованием трафарета;
- рисунка по эскизам.
Трафаретный метод
Рисунок с использованием шаблона является самым простым: для этого нужно только положить трафарет на поверхность, обвести мягким карандашом, и можно раскрашивать. Трафарет можно сделать самостоятельно, скопировав любую понравившуюся картинку или попросив сделать шаблон знакомого художника.
Точечный метод
Точечная методика тоже помогает создавать красивые вещи тем, кто не имеет художественных навыков. Точечный метод заключается в том, чтобы на рисунке-эскизе нарисовать множество точек-ориентиров и как можно точнее скопировать из выбранного эскиза на разрисовываемую поверхность.
Точечный способ рисования требует некоторых навыков. Но, может, стоит вспомнить, как в детстве соединяли линиями цифры, и получался какой-то силуэт? Точечный способ разрисовывания основан именно на этом, и чем больше будет перенесенных точек, тем точнее будет соответствие выбранной картинке, которую потом останется только раскрасить.
Точечный способ перенесения картинки на основу позволяет создавать художественные шедевры тем, кто почти не имеет навыков рисования. Достаточно просто скопировать один или несколько рисунков при помощи мягкого карандаша и раскрасить. Можно сделать, как было в оригинале, но лучше проявить фантазию и подобрать собственные цвета.
По эскизам
Эта техника подразумевает свободное творчество, когда рисуется эскиз, а потом переносится на основу и раскрашивается. Эскизами могут быть как элементы картины (для художников), так и любые геометрические элементы (для тех, кто не умеет профессионально рисовать). Используя эскизы, можно придумать свой неповторимый узор для рисования, и неважно, что при этом используется: геометрические фигуры, растительные элементы или свободное профессиональное творчество.
Готовый и высохший шедевр рекомендуется покрыть лаком для долговечности. Основа лака, как и основа грунтовки, подбирается в соответствии с красителем. После высыхания лака разрисованным изделием можно пользоваться.
Расписывать деревянные предметы несложно. Освоив одну из предложенных техник и подобрав подходящую краску, можно создавать настоящие шедевры, сделав свой дом или интерьер квартиры по-настоящему неповторимыми.
Рисование акриловыми красками по дереву
Акриловые краски для рисования по дереву нашли широкое применение в современном искусстве. Их используют для росписи деревянных изделий. Роспись по дереву является старинным народным ремеслом. Пока люди не научились обрабатывать металл, дерево являлось самым доступным материалом для изготовления бытовых предметов: кухонных принадлежностей, шкатулок для драгоценностей, сундуков для хранения вещей.
Краски для росписи по дереву.
- Характеристики акриловой краски
- Виды художественной росписи
- Подготовка дерева
- Как сделать рисунок
- Трафаретный метод
- Точечный метод
- По эскизам
Характеристики акриловой краски
Акриловые краски – это водно-дисперсионные красители, в основе которых лежат полиакрилаты (сополимеры), формирующие защитную пленку.
Основные компоненты смеси:
- цветовой пигмент – предназначен для получения необходимого цвета, повышения показателя устойчивости к ультрафиолетовому воздействию;
- полимерная акриловая эмульсия;
- вода.
- Прочность, повышенная устойчивость к изнашиванию. Свежий краситель можно легко убрать с поверхности изделия. А когда покрытие полностью засохнет, оно уже не будет пропускать воду, и, в отличие от акварели, его можно мыть водой.
- Стойкость к атмосферным осадкам, ультрафиолетовым излучениям, температурным перепадам и механическим повреждениям. Краска не выгорает, не теряет свою первоначальную яркость после продолжительного периода эксплуатации деревянных изделий.
- Быстрое высыхание обработанных поверхностей. Через 2 часа после нанесения первого слоя красителя можно накладывать второй.
- Краска экологически безопасна для окружающей среды. Она не содержит вредных компонентов для человека, а при нагревании не выделяет токсичных веществ. Поэтому при работе с красителем не требуются дополнительные средства защиты.
- После застывания краски на поверхности обработанных предметов формируется защитная пленка, на которой не образуются трещины. Материал не боится высоких температур.
- Акриловое покрытие является паропроницаемым, поэтому не мешает выведению паров из дерева.
При выборе цвета для изделия необходимо учитывать, что первоначальный тон краски на основе акрила после ее высыхания на деревянной поверхности становится темнее.
Виды художественной росписи
Вариантов росписи дерева акриловыми красками множество. Только хохломская роспись по типу орнамента имеет несколько подвидов. Широко распространены по всему миру такие техники росписи, как хохломская, владимирская, мезенская, борецкая, городецкая, волховская и пр. Но самыми знаменитыми являются мезенская, городецкая и хохломская техники.
Мезенская роспись – старинное искусство, представляющее собой орнаментный декор, который используется для посуды из дерева и прочих бытовых предметов. Основные характеристики:
- используемые цвета – красный и черный;
- дробные узоры – черточки, крестики и звездочки;
- геометрический орнамент – крестики, ромбики и солярные диски.
Еще на деревянные изделия наносятся схематические изображения животных – оленей, коней. Роспись осуществляется по негрунтованным поверхностям. Сначала наносится рисунок красной охрой, затем выполняется обводка черной краской.
Городецкая роспись – технология, которая появилась в XIX в. Это более сложная техника мастеров Нижегородской губернии. Роспись выполнялась без предварительной разметки поверхности. Основные композиции – это цветы, сказочные и городские сюжеты.
Мастера расписывали изделия темперными красками на ярком фоне. Поверхность предметов сначала покрывалась необходимым цветом фона, затем на него наносились большие цветные пятна.
На следующем этапе формировался рисунок с помощью тонкой кисти. Завершающая стадия росписи – наведение контраста с помощью тонких белых точек и штрихов.
Хохломская роспись – это старинный русский промысел, возникший в XVII в. в Нижнем Новгороде. На Руси всегда ценилась деревянная посуда. Но без предварительной обработки древесина хорошо впитывает воду и загрязняется. Поэтому предметы из дерева начали покрывать олифой – вареным льняным маслом, благодаря которому на изделии формировалась водонепроницаемая пленка.
Особенность этой расписной технологии – золотистый блеск готового покрытия без применения золота. Принцип золочения хохломы основан на старинной иконописной технологии. Чтобы сэкономить на золоте, фон икон исполняли серебром, а впоследствии алюминием и оловом. Затем выполняли изображения святых, обрабатывали льняным маслом и просушивали в печке. Под воздействием высокой температуры масляная пленка обретала золотой оттенок.
В хохломской росписи использовались следующие цвета: основные – это золотой, черный и красный, дополнительные – желтый и зеленый. Мастера работали без предварительной разметки поверхностей изделий, все детали наносились от руки. Основные мотивы росписи – растения, ягоды, животные.
Хохлома есть двух видов:
- верховая роспись – по серебряному (золотому после обжига в печи) фону выполняется рисунок черным и красным цветом;
- роспись под фон – наносится контур орнамента и заполняется черной краской, а на нем выполняют изображение золотым цветом.
Подготовка дерева
Покраска дерева предполагает выполнение комплекса работ.
Перед нанесением изображения основания предметов тщательно обрабатываются: выравниваются, шлифуются и зачищаются, покрываются грунтовкой для повышения адгезии. А чтобы продлить срок службы, изделия после покраски дополнительно покрывают лаком.
Пошаговая инструкция подготовки деревянного предмета к покраске:
- Поверхность изделия обрабатывается наждачной бумагой (зернистость 140-180). Для обработки изогнутых частей предмета можно использовать шлифовальную абразивную губку. Шлифование нужно выполнять только вдоль расположения древесных волокон.
- После проведения шлифовки с поверхности необходимо полностью убрать пыль специальной обтирочной тканью. Приобрести такую ткань вместе с наждачной бумагой можно в любом хозяйственном магазине или в торговых точках по рукоделию. При отсутствии обтирочной ткани можно воспользоваться тканевой тряпкой, смоченной водой и хорошо отжатой. Протирать поверхность изделия рекомендуется даже в том случае, если шлифовальные работы не проводились, т. к. имеющаяся на нем пыль будет мешать закреплению грунтовочного материала и краски.
- На подготовленную поверхность деревянной заготовки наносится грунтовочный слой под покраску, который улучшает сцепление раствора с древесиной. Грунтовку можно распылять по поверхности с помощью специального баллончика или наносить кистью. Сначала рекомендуется обрабатывать переднюю часть изделия, затем боковые и в конце – заднюю.
- Прежде чем приступать к покраске предмета, грунтовке необходимо дать полностью высохнуть. А чтобы поверхность получилась максимально гладкой, рекомендуется первый грунтовочный слой после высыхания зачистить наждачной бумагой и покрыть следующим. Такую процедуру рекомендуется выполнять до полного исчезновения неровностей на изделии.
Как сделать рисунок
Изображения на деревянных поверхностях можно рисовать разными способами:
- при помощи предварительно подготовленного трафарета;
- использовать точечную технику росписи;
- сделать рисунок по эскизу.
Выбор расписной техники зависит от навыков и опыта мастера.
Трафаретный метод
Трафаретная печать по дереву.
Использование трафарета для нанесения изображения – это самый простой способ рисования по дереву. Готовый шаблон рисунка накладывается на основание, обводится карандашом и раскрашивается акрилом.
Трафарет любого изображения можно изготовить самостоятельно. Для этого достаточно найти в интернете необходимый рисунок, распечатать на принтере и вырезать. А можно заказать изображение у знакомого художника.
Точечный метод
Эта технология росписи по дереву подойдет тем, у кого отсутствуют художественные навыки. С помощью точечного рисования можно создавать красивые узоры.
По технологии точечного рисования на готовый эскиз наносится множество точек, которые являются ориентирами для копирования изображения на деревянную плоскость. Чем больше таких ориентиров, тем точнее можно перенести оригинал картинки на необходимый предмет.
Воспользовавшись точечной методикой копирования, даже те, у кого нет навыков рисования, могут создавать художественные шедевры. Для этого надо скопировать мягким простым карандашом точечный эскиз на поверхность предмета из дерева и покрыть красками под оригинал или проявить собственную фантазию.
По эскизам
Под методикой росписи по эскизам подразумевается свободное творчество. Мастер предварительно создает эскиз изображения, затем переносит его на деревянное изделие и раскрашивает.
Для художников эскизами выступают детали картин. А те мастера, которые не занимаются профессионально творческой деятельностью, могут использовать в качестве эскизов геометрические фигуры. При помощи эскизов можно создавать собственные узоры, используя растительные и геометрические компоненты.
После полного высыхания декорированную поверхность рекомендуется покрыть тонким слоем лака, состав которого подбирается в зависимости от используемых красителей. Это увеличит период эксплуатации предмета.
Роспись по дереву
Сегодня мы расскажем об одном из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства – росписи по дереву.
Сегодня мы расскажем об одном из самых старинных видов художественного искусства – росписи по дереву. Затейливые узоры, рисунки, герои и сцены из литературных произведений на дощечках, подносах, шкатулках и вазах и сегодня прекрасно смотрятся в интерьере любых помещений.
Роспись по дереву — декоративно-прикладное искусство, имеющее многовековою историю. Художественная роспись по дереву велась яркими красками . Расписные сувениры передавались из поколения в поколение и ценились подрастающей молодежью. Сегодня роспись по дереву широко применяется в области мебельного производства, посуды, игрушек, музыкальных инструментов.
Виды росписи по дереву
Существует очень много видов росписи по дереву, разных традиционных техник и школ. В одной только хохломской росписи есть несколько подвидов, в зависимости от типа используемого орнамента!
Сегодня мы рассмотрим три самых популярных росписи — хохломская, мезенская и городецкая, поскольку именно они являются самыми популярными и широко известными. На важно помнить, что кроме них есть множество других, не менее замечательных видов росписи: например, волховская, борецкая, владимирская и др.
Этот вид росписи является старинным русским промыслом, зародившимся в окрестностях Нижнего Новгорода около XVII века.
Деревянная посуда всегда была в почёте на Руси, но необработанная древесина впитывает влагу и быстро загрязняется. Во избежании этого посуду стали покрывать варёным льняным маслом — олифой, которая покрывала поверхность деревянного предмета непроницаемой плёнкой.
Отличительной чертой техники является придание изделию золотистого блеска без использования золота.
Хохлома берёт свой принцип золочения без золота из старинных иконописных техник: в целях экономии фон иконы закрашивали серебром (а позже более дешёвым оловом или алюминием), наносили изображения святых, а затем покрывали льняным маслом в несколько слоёв в отдельной просушкой в печи каждого слоя. Под воздействием температуры пленка олифы приобретала золотой оттенок и серебряный фон, находящийся под ним тоже отливал золотым переливом.
Основные цвета в хохломе:
Роспись в хохломе наносится от руки, без предварительной разметки. Традиционные элементы — сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Различают два типа росписи: «верховую», когда по серебристому фону (который после обжига станет золотым!) наносят рисунок красным и чёрным цветом; и «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется чёрной краской, рисунок же остаётся золотым.
2. Городецкая роспись.
Эта роспись также появилась в Нижегородской губернии, но позже, чем хохлома — в XIX веке.
Сюжетные композиции в этой росписи гораздо более сложные, но мастера также наносили их без предварительной разметки.
Городецкую роспись исполняли по яркому фону темперными красками.
Основной приём росписи — сначала на изделие наносится цвет фона, потом на него наносится «подмалёвок» — крупные цветовые пятна. После этого рисунок прорабатывается тонкой кистью, затем роспись заканчивает «разживка» — дополнительные тонкие штрихи и точки, нанесённые, как правило, белой краской, и подчеркивающие детали и контраст. Основные мотивы — цветочные композиции, сказочные и былинные сюжеты, городские сценки.
3. Мезенская роспись.
Старинный вид декорирования деревянной посуды и других предметов быта. Эта роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.
Основная черта: дробный узор — звёзды, крестики, чёрточки, — выполненный в два цвета: чёрный и красный .
Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты. Также в качестве орнамента используются схематичные изображениями животных: коней или оленей. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.
Изделие расписывается по чистому негрунтованному дереву сначала красной охрой, а затем делается чёрная обводка.
Кстати, у нас на сайте вы можете посмотреть несколько мастер-классов по мезенской росписи и её стилизации!
Смотрите наши мастер-классы и используйте промокод BLOG20 на скидку 20% в нашем интернет-магазине! Скопируйте промокод в поле “ввести купон” при оформлении заказа.
С чего начать и как делать роспись по дереву
Роспись по дереву акриловыми красками – это художественный процесс, в котором каждый мастер стремится найти свою изюминку и индивидуальность. Прежде чем пытаться сформировать индивидуальный стиль, стоит ознакомиться с существующими традиционными видами росписи. Перед тем, как переходить к росписи непосредственно по дереву, стоит сперва отточить на бумаги навыки владения кистью и рисование базовых элементов.
После этого необходимо научиться подготавливать деревянную поверхность к работе
Алгоритм росписи по дереву для начинающих:
1. Очистка древесины щеткой и шлифование дерева наждачной бумагой.
2. Покрытие грунтовкой. Иногда в качестве грунта может выступать краска, создающая основной цвет фона.
3. Нанесение рисунка кисточкой и красками.
4. Закрепление акриловым лаком.
Материалы для росписи
Основные материалы, которые потребуются для акриловой росписи по дереву, это:
• наждачная бумага для очистки поверхности дерева и для придания небольшой шероховатости. Делается это для того, чтобы рисунок наносился более точно и в дальнейшем был долговечным. Понадобится два вида наждачной бумаги: жёсткая и мягкая. Зачищается дерево вдоль волокон.
• защитный материал – морилка. В некоторых росписях принято наносить рисунок сразу на деревянную поверхность, но иногда цвет сырой необработанной древесины довольно невыразителен. В таких случаях, можно воспользоваться морилкой, которая придаст древесине какой-нибудь оттенок и подчеркнёт естественный рельеф и фактуру.
• грунтовку можно наносить кистью, но если область большая и широкая, то используют валик.
• для закрепления готовой росписи на декоративном предмете можно воспользоваться акриловым лаком. Однако, если изделие часто планируется использовать в быту (подставки под горячее, подносы), лучше воспользоваться специальными мебельными лаками.
Подходящие краски
После того как предмет для росписи подготовлен, наступает время художественной части работы. Многие задаются вопросом, какие краски для росписи по дереву лучше использовать. Обычно для того, чтобы получился стойкий и насыщенный цветом рисунок, берут акриловые или масляные краски. Их существенное различие лишь в том, что масляные краски дольше сохнут. Акриловые краски сохнут быстро, имеют яркие тона и по стойкости они превосходят масляные.
Отличным выбором для любой росписи станут специальные краски для росписи (так называемая акриловая темпера), которые отличаются мягкой консистенцией, пастозностью, высокой кроющей способностью и приятной матовой бархатистой поверхностью после высыхания.
Стоит отметить, что те, кто только начинают постигать азы народной росписи по дереву, могут для оттачивания навыков использовать обычную художественную гуашь.
Кисти для росписи по дереву
Лучшими кисточками для росписи по дереву считаются мягкие кисти природного происхождения. Особо ценятся беличьи, колонковые, реже – соболиные. Однако, для акриловых красок прекрасно подойдут и синтетические кисти.
Перед процессом важно определиться с подходящими размерами для кисточек, которые обозначаются цифрами. Для новичков советуют брать одну большую, две средние и одну тонкую малую кисть.
Важно помнить, что все старинные промысловые росписи зарождались в крестьянском сословии, в руках людей, которым плуг и молот был гораздо привычнее, чем кисть. А если смогли они, сможете и вы! В традиционных росписях нет нужны прорисовывать лица, фигуры или соблюдать портретное сходство. Самое главное — отточить технику рисования разных элементов, научиться свободно проворачивать в руках кисть и смешивать цвета. Нужно приложить немного терпения, раз за разом рисуя одинаковые элементы и в конце-концов вы научитесь их рисовать в совершенстве! Довольно небольшое количество простых базовых элементов и их сочетания — вот и всё!
И важно понимать, что если признанные мастера разных видов росписи могли наносить её без предварительно рисунка, то нам, простым смертным, наносить рисунок можно не сразу красками, а использовать для начала карандаш, трафарет, копирку или кальку, но не слишком увлекаться. Ведь, если постоянно прибегать к готовым рисункам, способность самостоятельно фантазировать притупляется. Помните, главное – это всегда получать удовольствие от процесса росписи.
Как подготовить деревянное изделие к росписи и реставрации
Хочу поделиться с вами своими секретами подготовки деревянного изделия под роспись. Я расскажу, как обработать деревянную поверхность перед тем, как расписывать, чтобы впоследствии, после покрытия лаком изделие было гладенькое. Также вы здесь можете найти полезные советы, как отреставрировать старую, треснувшую деревянную поверхность.
1) деревянное изделие;
3) емкость с водой;
4) кисть (все равно какая);
5) наждачная бумага;
6) клеенка (можно и без нее).
Прежде, чем расписывать дерево, его нужно зачистить наждачной бумагой. Если оно довольно гладкое, то можно № 0.
Это то, что мне понадобится.
Зачищаю наждачной бумагой.
После того, как поверхность максимально гладкая делаем раствор. Нужно добавить в воду немного клея ПВА. В соотношении примерно 80% воды и 20% клея.
Нанести на изделие. Я наношу два слоя, чтобы не было пропусков. Один по горизонтали, второй по вертикали.
Это делается для того, чтобы поднять ворсу, потому что она все равно поднимется под влажными красками, но зачистить ее уже будет нельзя. А еще мы делаем прослойку между краской и деревом, так что со временем дерево не впитает в себя ни краску, ни лак. Дайте высохнуть изделию и зачистите наждачкой до максимальной гладкости. Можно расписывать.
Но бывает, что в изделии попадаются трещины от сучков, которые совсем не к месту. Я покажу, как их убрать на примере балалайки. Я взяла балалайку отреставрированную мастером, но кое-где были неровности и под краской они будут смотреться некрасиво.
Я делаю с балалайкой все то же самое, что выше описывала на примере дощечки.
После того, как я зачищала балалайку 1 у меня осталась от нее пыль. Это будет наша шпаклевка по дереву. Соберите пыль влажной кисточкой или мастихином.
Кисточкой можно собирать, если вам нужно совсем немного шпаклевки. Для большего количества шпаклевки быстрее собирать мастихином.
Насыпаю пыль в емкость с клеем.
Смешайте с ПВА. Воду не добавлять.
Должна получиться вот такая тягучая смесь.
Вот моя маленькая трещина, которую я собираюсь шпаклевать.
Я наношу мастихином нашу шпаклевку. Выравниваю и убираю лишнее. Даю высохнуть и зачищаю наждачной бумагой.
Вот, что получается.
Поверхность гладкая, а главное такая шпаклевка очень прочная.
Зашпаклеванное место будет видно, если не покрыть фоном. Можно на нем что-то нарисовать, если нужен фон дерева. Мне нужна желтоватая балалайка. Смешиваю краску напополам с ПВА.
Можно покрывать акриловыми красками. Я просто больше люблю гуашь. Привыкла к ней.
Покрываю фоном сначала по горизонтали, потом по вертикали. Или наоборот. Так все хорошо прокрашивается.
Изделие готово к росписи. На готовой балалайке изъянов нет.
А это уже расписанная балалайка. Надеюсь, что мои советы пригодятся вам. Творческого вдохновения!
Удивительное искусство — роспись по дереву
Время чтения: 7 минут Нет времени?
Отправим материал вам на e-mail
Ценители настоящего ручного искусства не понаслышке знают, что такое роспись по дереву. Это удивительное искусство, которое известно с давних времен. Его стали практиковать как украшение различных предметов. В сегодняшней публикации мы обсудим, какие виды росписи существуют. Также в рамках статьи редакция HomeMyHome рассмотрит, как правильно украсить деревянные предметы.
С помощью росписи легко задекорировать кухонную утварь
ФОТО: domsireni.ru
Популярные виды росписи по дереву и их особенности
Существует много вариантов декора, которые используются для украшения деревянных деталей, предметов интерьера и других интересных вещиц. Но есть самые популярные варианты росписей, которые известны ещё с давних времён и не теряют свою популярность в настоящее время.
Главная особенность — это повторение узора
ФОТО: domsireni.ru
Гжель и городецкая роспись
Данный тип расписного декора появился в нижегородской области и изначально сумел заслужить внимание художников. Впервые данная роспись была представлена публике в XIX веке. Известно, что данный художественный мотив отличается сложностью рисунка. При этом, художники наносят его без предварительного эскиза.
Основными оттенками, которые создают фон, являются яркие тона красного и оранжевого. Также темперные краски могут накладываться на белый или кремовый фон. Как дополнение применяются оттенки зелёного, бордового, синего. В некоторых рисунках стараются применять чёрные тона, особенно, если художественные объекты занимают основное пространство на рисунке.
Мезенская роспись существенно отличается от остальных
ФОТО: domsireni.ru
Мезинская и петриковская росписи
Такой вариант оформления приемлем для росписи бытовых деревянных приспособлений, а также посуды. Такое декоративное украшение часто встречается на кухонных гарнитурах. Основными тонами, которые выступают для окрашивания, являются чёрный и красный. Приветствуется дробный узор и повторяющийся миниатюрный орнамент.
Главная особенность заключается в том, что роспись производится исключительно на чистое, предварительно непрогрунтованное дерево. Подобным способом издавна старались расписывать округлые предметы: шкатулки, бочонки, ручные мельницы. Эта традиция дошла и до нашего времени.
Искусство росписи дошло и до нашего времени
ФОТО: perunica.ru
Жостовское художество старались применять исключительно для подносов
ФОТО: perunica.ru
Жостовская роспись и хохлома
Хохлома считается уникальным произведением искусства. В ней используется два контрастных оттенка: чёрный и красный. В качестве дополнительных применяют золотистый или серебряный. На рисунках изображают различных птиц, животных, но чаще всего вырисовывают объёмную флористику.
Жостовская роспись исполняется на чёрном, синем или голубом фоне. Она предполагает исключительно цветочные мотивы. Краски для изображения применяют яркие, непохожие на настоящие. В качестве декора на подобных картинах может использоваться обрамление, вензеля и другие красивые орнаменты.
Не путайте роспись и декупаж. Это разные виды декоративного искусства
ФОТО: s-nezhnostyu.ru
Подготовка деревянной поверхности для росписи: важные моменты
С целью подготовить изделие к будущей росписи, необходимо выполнить несколько простых шагов. Самое главное, иметь под рукой необходимый инструмент и материал. Итак, для подготовительного этапа понадобятся:
- наждачная бумага;
- клей ПВА;
- чистая вода;
- клеёнка;
- кисть.
Для росписи можно использовать специальные шаблоны с возможностью переноса их на основу
ФОТО: belvedor.com
Далее действуем следующим образом:
- Накрываем плёнкой стол или любую другую поверхность, на которой будем работать. Также для этой цели можно использовать старую ненужную ветошь.
- Счищаем шероховатости изделия. Для этого используем наждачку с абразивом №0. На тот случай, если шершавости больше, нужно взять шлифовальную бумагу покрупнее.
- Сметаем весь мусор. Смешиваем клей ПВА с водой в пропорциях 2:8, соответственно.
- Перемешиваем раствор, затем кистью наносим его на деревянную поверхность. Делаем это два раза, сначала горизонтально, затем вертикально.
- Дожидаемся, пока дерево высохнет, отшлифовываем появившиеся неровности. Далее можно приступать к окрашиванию поверхности.
Клей вместе с водой создают защитный слой, на который отлично накладывается краска и в дальнейшем не впитывается в дерево. Кроме того, покрытие вместе с лаком всегда будет оставаться ярким и новым.
Расписные изделия не эксплуатируются, а служат в качестве украшения
ФОТО: xoxloma-nn.ru
На заметку! Важно не переборщить с водой, так как в дальнейшем возможно растрескивание древесины, и, как следствие, отставание лакокрасочного покрытия.
Как перенести рисунок на деревянную поверхность
Настоящие художники предпочитают использоваться разные способы переноса эскизов на дерево. Наша редакция предлагает к рассмотрению самые основные техники, которые подойдут даже тем, кто совершенно ничего не смыслит в данном направлении.
При помощи трафарета
Всё, что понадобится – это специально подготовленный трафарет с выбранным рисунком. Разумеется, его лучше приобрести в магазине, но можно и распечатать. Однако, чтобы бумага не размокла и не разорвалась во время переноса, потребуется выполнить срисовку на картон.
На трафарете все детали вырезаются, соответственно эскиз необязателен. Можно сразу приступать к окрашиванию
ФОТО: pinterest.ie
Подготовленную поверхность укладываем на стол, проверяем, чтобы она не шаталась. Далее прикладываем трафарет и аккуратно, не надавливая, простым карандашом выводим эскиз. После этого, можно, не дожидаясь, начинать рисование красками.
Точечным способом
Точечная методика считается одной из самых сложных. В данном способе важно не упустить элементы, в противном случае, можно получить некорректный рисунок. Весь рисование осуществляется путём применения контуров. Помимо них ставятся точки разного диаметра. В результате, получается эффектный узор.
Некоторые рисунки просто переводятся на поверхности через копирку
ФОТО: ekduncan.com
Трафарет, где скомбинировано точечное и обычное нанесение контура
ФОТО: ekduncan.com
Если выбран рисунок, в котором, кроме точек, ничего нет, каждый элемент просто обводится по внешнему контуру, либо сразу приступают непосредственно к окрашиванию. Однако для таких целей лучше приобретать пластиковые или жесткие силиконовые заготовки для переноса.
Рисунок по эскизам
Чтобы реализовать такую тактику потребуется обязательно выполнить предварительный рисунок отдельно на бумаге. Те, кто создаёт его самостоятельно, а не печатает, смогут без труда перенести изображение сразу красками.
Чтобы рисунок перенёсся как можно четче вместо карандаша можно использовать дотс
ФОТО: spainbay.ru
Кроме того, эскиз очень легко переносится через копирку. Важно только надёжно зафиксировать схематический рисунок и обвести его по контуру. Это необходимо, чтобы пятна и потёртости от чернил отсутствовали.
Как расписать деревянную заготовку своими руками разными красками
Для росписи тарелок, ложек, досок и других деревянных принадлежностей можно использовать профессиональные и любые домашние краски. Канцелярские предметы тоже придут на помощь в данных случаях.
На спилах интересными получаются животные, птицы, натюрморты. В дальнейшем они служат как картины для оформления кухонь, прихожих, коридоров
ФОТО: art-sova.livejournal.com
Роспись акварелью: видео
Разрисовывать древесину можно с помощью акварельных красок. Но данный материал применяется больше в технике пейзажа. Создаются различные картины на спилах. Предлагаем вашему вниманию один из интересных вариантов в видеоуроке.
Рисунок гуашью
Роспись гуашью стараются использовать на любых деревянных плоскостях. Для начала основу подготавливают, затем дожидаются её высыхания и приступают к действию.
Иллюстрация | Описание |
---|---|
![]() |
Берём красный оттенок и разбавляем его с белилами, чтобы получить бледный тон. Кистью в центре заготовки делаем заполненную окружность. Рядом вырисовываем вторую такую же, но только меньшего диаметра. Создаём розочку. Для этого возле круга делаем вензеля белого и бордового оттенка |
![]() |
Круговыми движениями выполняем рисование второго цветка, расположенного выше. Создаём некоторые элементы с помощью двойного цвета. Для этого не соединяем два оттенка, а просто кладём их рядом, чтобы кисть их захватывала одновременно |
![]() |
Все основные цвета обязательно дополняем, используя для этого белые или серые тона. Они создают контур и делают роспись живой. Чтобы дощечка не выглядела пустой, рисунок обязательно дополняют листочками синего или тёмно-зелёного цвета. Затем их оттеняют незначительным количеством белил |
В результате, остаётся дождаться высыхания и выполнить финишную отделку доски с помощью прозрачного лака.
Роспись дерева масляными красками: особенности
Масляными красками стараются пользоваться те, кто уже в совершенстве владеет навыками выполнения росписи по дереву. Это один из лучших вариантов нанесения декора на любой вид древесины. При правильной обработке заготовки удаётся получить невероятно яркие рисунки на тёмных тонах.
Чтобы изображение качественно держалось, лучше использовать материал без сучков
ФОТО: grazy-gunner.livejournal.com
Главный минус данной техники в том, что масляная основа очень долго сохнет. Поэтому, чтобы закончить шедевр, потребуется неделя ожидания.
Роспись темперными красками: основы
Темперные краски отлично ложатся на поверхность и не растекаются даже в том случае, если рисование осуществляется по глянцевому покрытию. Главное условие при использовании данной техники — это наличие обрамления вокруг уже готового орнамента.
Темперные краски используются в иконописи
ФОТО: muzeon42.ru
Данное сырьё изготавливается на темперной основе, поэтому краски считаются самыми надёжными при проведении росписи на деревянной поверхности. Некоторые даже удачно наносят изображения на заранее не подготовленную древесину. Темперные краски отлично разбавляются водой, при этом их очень легко отмывать. Соответственно, есть возможность корректировать рисунок.
Анилиновые краски
Анилиновые краски одинаково подходят для росписи на дереве и тканях. Они устойчивы, не поддаются размыванию, не растекаются. Наносятся такие контуры с помощью мягких кисточек аккуратными мазками.
Продаются красящие составы в баночках или тюбиках с дозаторами
ФОТО: my-shop.ru
Для работы анилиновыми красками всегда выбирается дополнительный инструмент. В росписи таким способом отлично помогают стеклянные трубочки и палочки.
Идеи для росписи: фото интересных вариантов
Насколько красивыми получаются расписные тарелки, деревянные горшочки и другие предметы, которые пришли к нам из далекого прошлого. Несомненно, эти дореволюционные экземпляры ценятся и сейчас. Для оформления дерева стараются внедрять новые идеи. С несколькими из них можно ознакомиться на фото.
Яркий синий мотив с точечной росписью отлично будет смотреться в кухнях с побелкой или в саманных избушках
ФОТО: handhobby.ru
Яркие варианты ручной работы часто предлагаются для выставок, конкурсов или на продажу
ФОТО: madeheart.com
Полукруглые варианты стараются расписывать под различных представителей фауны: рыб, птиц
ФОТО: maxi-land.ru
Кухонные разделочные доски с художеством часто создают как составляющую уже готового комплекта (горшка, черпаков, тарелок)
ФОТО: romantik.pro
Оформление росписью подходит даже для использованных разделочных досок
ФОТО: sam.mirtesen.ru
Уважаемые читатели нашего онлайн-журнала, задавайте вопросы, комментируйте и оценивайте публикацию. Возможно, у вас есть свой опыт в выполнении росписи одной из приведённых техник, мы будем рады узнать о нём.
Экономьте время: отборные статьи каждую неделю по почте
Декоративная роспись по дереву для начинающих: виды и особенности нанесения
Затейливые линии, сказочные персонажи, литературные сценки на дощечках, шкатулках и подносах актуальны и по настоящее время. Самобытными изделиями украшают дома и офисы, они отлично смотрятся практически в любом интерьере. Сегодня в обзоре редакции Homius расскажем об удивительном старинном ремесле – росписи по дереву. Сувениры, расписанные вручную, становятся прекрасным подарком на любой праздник, кроме того, такая техника росписи позволяет и сейчас модно декорировать мебель, украшать посуду, музыкальные инструменты и детские игрушки. В этой статье вы познакомитесь с основными видами, а также техниками и приёмами росписи по дереву.
Роспись по дереву: основные виды прикладного искусства
Существует огромное множество видов, подвидов и техник художественной росписи по дереву. Сегодня мы рассмотрим наиболее популярные.
Мезенская и петриковская роспись по дереву
Основные сюжеты мезенской росписи – орнаментальный декор и изображение лесных обитателей и лошадей. Второе название направления – палащельская роспись. Можно выделить характерные особенности техники:
- орнаменты красно-чёрного цвета;
- дополняют картину дробные узоры: звёзды, ромбы, диски, чёрточки и крестики;
- многократный повтор узоров создаёт ощущение движения.
Мезенская роспись наносится по негрунтованному дереву. Сначала используют охру красного цвета, затем узоры обводят чёрной краской.
В мезенской технике раскрашивают предметы домашнего обихода
Петриковская роспись характеризуется, как растительная, в большинстве случаев это цветочные узоры, а также изображение некоторых ягод. На их базе создаются фантастические рисунки.
Роспись наносится без предварительного контура, поэтому для мастеров важен хороший глазомер и ловкость рук. В качестве инструмента используют тоненькую кисточку, а также стебли растений. Ягоды могут быть нарисованы пальцем.
Сюжет с центральным элементом — главная особенность петриковской росписи
В росписи преобладают красные и зелёные оттенки
Гжель и городецкая роспись
Гжель невозможно перепутать ни с одним видом художественной росписи, характерная особенность народной техники – пышные композиции синего цвета на белом фоне. Несмотря на сложные сюжеты, работа выполняется без предварительного эскиза. Изначально росписью украшали только детские игрушки и аптекарские сосуды. Только в начале девятнадцатого века были построены заводы по выпуску фарфора, который впоследствии украшали гжельской росписью.
Характерные особенности гжели – это объёмные розы-агашки, пейзажи с зимними сюжетами, сказочные сценки, например, детки на санках или жители деревни провожают зиму. После нанесения рисунка изделия покрывают глазурью и ставят на обжиг.
Техника нанесения состоит из нескольких этапов:
- нанесение фона;
- рисование крупных цветных элементов;
- прорабатывание мелких деталей тонкой кисточкой;
- нанесение дополнительных штрихов белой краской для придания контраста.
Основа прикладной городецкой росписи – оживление яркого рисунка белыми штрихами. Ремесленники на дереве изображали статных вороных коней с тонкими ногами, гордых петухов с пышными хвостами, а также различные сценки из жизни купцов. Каждая картина должна была быть украшена букетами и цветочными венками.
Красивыми узорами в былые времена украшали шкатулки и хлебницы, ложки и ларцы, детские игрушки, а также ставни, мебель и прочие предметы домашнего обихода. Особой популярностью пользовался конь-каталка.
Хохлома и жостовкая роспись
Основная черта хохломы – фон чёрного или жёлтого цвета, на котором изображены причудливые цветочные композиции. Идея рисунка золочения, без использования золота, взята из древних иконописных техник, которые основываются на нанесении серебра, масла и последующего запечатывания рисунка высокой температурой. От этого олифа начинала отдавать золотым оттенком.
Основная гамма цветов:
- золотой;
- красный;
- чёрный.
В качестве дополнения используют жёлтый и зелёный оттенки. Рисунок наносится без предварительного эскиза. Традиционные элементы – рябина, земляника, веточки и цветы. Также встречаются изображения представителей фауны.
Изначально жостовская роспись использовалась только для украшения металлических подносов, но, спустя несколько лет, ей стали украшать и дерево. Главная идея техники – изображение цветочных композиций на чёрном фоне. По центру располагались крупные растения, по краям – более мелкие. Также прорисовывали тени, это создавало ощущение объёма. Добавки в краситель в виде сусального золота, металлического порошка и перламутра придавали рисунку особое свечение изнутри.
Прочие виды росписи по дереву
Следует отметить ещё несколько видов росписи по дереву, которые остаются популярными и в наше время.
Особенности подготовки деревянной заготовки для росписи
Чтобы научиться правильно расписывать заготовку из дерева, необходимо предварительно её подготовить. Весь процесс состоит из нескольких этапов:
- В первую очередь, правильно выбрать заготовку. На ней не должно быть сучков, которые после высыхания могут просто вывалиться из поделки.
- Если сучки всё же присутствуют, их следует удалить, а отверстия зашпатлевать. Использовать можно только шпатлёвку по дереву.
- Несколько дней заготовка должна просто полежать в помещении и подсохнуть. Не стоит размещать её для просушки около обогревательных приборов, от повышенных температур она может деформироваться.
- Обработать поверхность сначала среднезернистой наждачкой, затем мелкозернистой.
- Прогрунтовать заготовку, для чего развести в равных пропорциях клей ПВА с водой и покрыть поверхность широкой кистью. Важно не допускать подтёков и необработанных мест.
- Высушить заготовку в течение нескольких часов.
- Отполировать мелкой наждачкой. При необходимости, ещё раз прогрунтовать и отшлифовать.
Совет! Можно собрать мастихином пыль, которая осталась после шлифовки, добавить её в ПВА и вязкой смесью зашпатлевать небольшие изъяны дерева. После полного высыхания отполировать мелкой наждачкой.
Обработанное место будет просматриваться через прозрачный фон. Лучше всего сделать цветную основу
Как перенести рисунок на заготовку
Профессиональные ремесленники сразу расписывают заготовку, но для начинающих мастеров потребуется предварительный перевод картинки на поверхность. Для этого существует несколько способов. Можно попробовать разные варианты переноса и подобрать более удобный.
Трафаретная методика
Перенести рисунок на заготовку можно при помощи трафарета. Для этого в интернете подобрать рисунок и с помощью канцелярского ножа вырезать его. Этот способ возможен для переноса только простых картинок, поскольку для витиеватых узоров понадобится время, ловкость рук и аккуратность.
Более удачный вариант – при помощи кальки. Для этого простым карандашом на шероховатую сторону переносят рисунок, затем прикладывают его к деревянной поверхности, закрепляют скотчем и обводят с обратной стороны. Один узор можно переносить до четырёх раз. Специалисты советуют использовать жёсткий валик. Его следует прокатать несколько раз по закреплённому эскизу.
Важно! Необходимо помнить, что рисунок при помощи кальки переносится в зеркальном отображении.
Перенос рисунка при помощи кальки
Многие выбрали для себя термический перенос рисунка при помощи утюга. Для этого подойдет плотная бумага, а также глянцевые страницы журналов. Следует на лазерном принтере распечатать узор, затем приложить сторону с рисунком к заготовке и прогладить. Из-за неровной структуры дерева не весь рисунок хорошо переведётся, кроме того, здесь важно подобрать оптимальную температуру утюга, чтобы картинки с глянца тоже не перевелись на изделие.
Термический способ перевода узора
Точечная методика
Точечная методика – это прекрасный вариант для тех, кто совсем не умеет рисовать. Техника заключается в нанесении на основу множества точек, которые впоследствии соединяются сплошной линией. Чем больше их будет нанесено на эскиз, тем точнее получится узор. Также её используют для соединения мелких элементов, например, травинок, стеблей, просветов между узорами.
Существует точечная техника росписи по дереву, в которой эскиз на заготовку переносят тремя способами.
- На заготовке делают разметку, отмечают основные точки и двигаются к ним при помощи точек.
- На поверхности из дерева последовательно отрабатывают каждый цвет.
- Последовательная работа с каждым участком рисунка, этот вариант самый удачный, поскольку картина вырисовывается сразу.
Рисунок по эскизам
Ещё один вариант переноса изображения – под копирку, для этого желательно подбирать её по цвету рисунка, поскольку могут остаться пятна. Работать нужно следующим образом.
- Распечатать рисунок.
- Положить его на копирку, красящая сторона которой должна лежать лицом к заготовке.
- Закрепить рисунок при помощи скотча и обвести его по контуру.
Перенос эскиза под копирку
Опытные художники самостоятельно рисуют эскиз на бумаге, это может быть целая картина или некоторая её часть. Затем рисунок переносят на поверхность и расписывают.
Какие краски подходят для художественной росписи по дереву
К выбору краски следует подходить осторожно, поскольку от этого зависит окончательный результат работы. Начинающим мастерам необходимо поработать с традиционными материалами, отточить базовые элементы и только после этого приступать к дорогостоящим.
Гуашь
В советские времена гуашевые краски использовались для создания плакатов, многие их так и называли – плакатные. Работать с ними довольно просто, однако более сложные орнаменты сделать не получится. Гуашь должна соответствовать следующим требованиям:
- быть лёгкой в нанесении;
- после высыхания узор не должен растрескиваться и пачкаться.
После полного высыхания гуаши, поверхность покрывают несколькими слоями лака.
Гуашью можно выполнить петриковскую роспись по дереву
Акварель
Многие профессиональные мастера считают, что акварельные краски совершенно не подходят для росписи дерева, поскольку обилие воды приводит к набуханию поверхности. Но если выполнять всё правильно, вреда основе влага не принесет.
Порядок работы следующий:
- Перенести рисунок на заготовку.
- Мокрой кисточкой провести один раз по закрашиваемому участку. Это необходимо для лучшего сцепления краски с основой.
- Разрисовать большие участки, затем перейти к прорисовке деталей.
Использование акварели для росписи по дереву имеет несколько особенностей:
- мазки получаются лёгким и воздушными;
- можно создавать плавные переходы и тени, однако рельефный рисунок не получится.
Готовую работу желательно покрыть лаком.
Роспись матрёшки акварелью
Акриловые краски
Акрил – это один из наиболее удобных вариантов для новичков. Эти краски легко наносить на поверхность. Структура их достаточно густая, они не растекаются. Кроме того, для достижения требуемого оттенка, можно смешивать палитру между собой.
Совет! Готовую роспись не обязательно лакировать. Лак применяется только в том случае, если поделка будет активно использоваться в быту. Если же она будет выполнять только декоративную функцию, достаточно того, что акрил создаёт на поверхности защитную плёнку.
Роспись подноса акрилом
Масляные краски
Использовать масляные краски рекомендуется тем, кто уже имел навыки росписи по дереву. Предварительно их нужно развести до определённой консистенции олифой или льняным маслом. После этого можно приступать к работе.
Отметим некоторые особенности работы с масляными красками:
- можно получить только яркую гамму оттенков, они прекрасно подходят для хохломы или золотого орнамента на чёрном фоне;
- медленно сохнут, особенно те, которые разведены маслом;
- после высыхания состав практически невозможно удалить.
В магазинах для художников можно купить специальные масляные краски для росписи по дереву
Анилиновые краски
Анилиновые краски для дерева признаны одним из бюджетных вариантов. Их используют для украшения шкатулок, браслетов, кухонной утвари и сувенирной продукции, которую затем продают туристам.
Из основных достоинств выделим следующие:
- яркая палитра оттенков;
- работа с ними сложностей не вызовет;
- их легко смешивать между собой.
Единственное, о чём нужно помнить, анилин выгорает. Поэтому поделки следует оберегать от прямых солнечных лучей, используя для этого лак, устойчивый к ультрафиолету. Кроме того, основа, во избежание растекания красок, требует двойной предварительной грунтовки.
Техника росписи имеет свои особенности:
- нельзя наносить краску два раза на одно и то же место, придётся научиться делать правильные мазки с первого раза;
- добиться чистого тона удастся только при нанесении его на тщательно прогрунтованную основу;
- при сочетании двух оттенков, наложенных друг на друга, получится третий тон.
Темперные краски
Роспись по дереву темперными красками относится к категории «люкс» и считается настоящим искусством. Её используют для украшения предметов, которые затем будут переходить по наследству, а также в качестве подарков на особо памятные даты. Их изготавливают на яичном желтке либо на клеевом растворе. Основные требования, предъявляемые к темпре:
- она должна легко разводиться водой, но после высыхания узор не должен ею смываться;
- узор не должен растрескиваться.
В составе темпры всего 2 компонента: эмульсия и красящий пигмент. Они соединяются между собой на поверхности из натурального камня, затем растираются до однородного состояния при помощи куранта.
Фотопримеры художественной росписи по дереву
Роспись по дереву сложна только на первый взгляд. Предлагаем посмотреть фотоподборку готовых изделий. Сделать нечто подобное смогут люди, даже не имеющие навыков. Работа принесёт настоящее удовлетворение, а результат приведёт в восторг близких.