Резьба по камню: основы и правила, советы мастеров

Работа с камнем: художественная резьба для начинающих

Существует огромное количество видов искусства, которые не оставляют людей равнодушными. Одним из них является резьба по камню. С каждым годом такое увлечение набирает всё большую популярность.

Хобби берёт своё начало ещё с древних времён. Ведь человеку присуще находить что-то новое для саморазвития. Если вы решились начать осваивать это ремесло, вам не обойтись без усидчивости, терпения и желания обучаться.

История появления хобби

Такой материал, как камень, люди начали использовать ещё в ранний период палеолита. Из прочного материала изготавливались орудия, копья, рабочие и режущие инструменты. С развитием человечества люди начали изучать и применять другие материалы: металл, древесина, кости. Но всё же полностью камень вытеснить из повседневной жизни не удалось. Что касается ручной каменной резьбы как хобби, то невозможно установить точный период зарождения. Основными центрами считаются Китай, Америка, Европа и Россия.

В начале периода средневековья (V век) камень использовали в основном для храмов, сокровищниц при замках, в монастырях. В X—XV вв. начали появляться мастерские с художественной резьбой по камню. В основном они работали на заказ для аристократов, купцов и других состоятельных господ. Ещё этот период знаменит началом изготовления чешской мозаики, которая не имеет по сей день аналогов.

В XV веке набирал популярность с помощью украшений, но не простых, а церковных. Мастерские активно начали делать сувениры, бусы, амулеты, чётки из мягких материалов.

Высокий пик совершенства этот вид искусства достиг во времена ренессанса (XVI—XVII века). Появляются первые вазы, кубки, чаши и много другое.

Использование камня в России

Проявление интереса к камню на территории России началось в XIII столетии, но упоминание как об искусстве приходится на период XVIII века. Самое знаменитое место по добыче камня было в Новгородской губернии. Неподалёку от центра располагалось старинное село Борнуково, известное своими пещерами. Местные жители продавали камень в другие города. Из него делали украшения.

Во времена правления Екатерины II каменоломню подчинили Дворцу и установили запрет на свободную торговлю материалом. Его начали использовали для отделки петербургских поместий.

В 30-х годах прошлого столетия в селе была создана фабрика «Борнуковская пещера». Этот период считается новым расцветом каменного искусства в России. Мастера передавали свои знания из поколения в поколение, перенимали опыт других резчиков, совершенствовали свои навыки. Неоднократно удостаивались высоких оценок, наград как в своей стране, так и за её пределами. Чаще всего изготавливали скульптуры и статуэтки животных, птиц. Реже — человеческие фигурки.

На сегодняшний день борнуковские резчики являются самыми востребованными. Ведь они сохранили традиции и секреты обработки камня, что делает их особенными среди других мастеров.

С чего начать работу

Чтобы сделать первые шаги на пути к изучению нового хобби, следует определиться с целью. Это поможет облегчить задачу с подбором материалов и инструментов для изготовления. Существует несколько вариантов обработки, а именно:

  • для строительных работ (шлифовка и резка материала для облицовки, а также можно скрафтить из камня кирпичи);
  • для ювелирных украшений (гранение драгоценных камней);
  • художественная резка (статуэтки, фигурки животных, чаши и так далее).

Нужные инструменты

Существует классический набор инструментов для начинающих. Резьба по камню — очень кропотливый и нелёгкий вид хобби. Соответственно, на инвентаре лучше не экономить. Для начала вам понадобятся:

  • Молоток.
  • Долото или зубило.
  • Напильник.

Чтобы работа не казалась уж слишком тяжёлой, приобретать молоток стоит с двумя плоскими поверхностями и весом не больше одного килограмма. Долото тоже должно быть с двух сторон плоским и без зубчиков. На этапе завершения фигура обрабатывается напильником.

В зависимости от размера изделия, подбирается необходимый инструмент. То есть, если нужно проработать мелкие детали, подходит маленький напильник. Для обработки большего участка используют соответствующий размер.

У мастеров имеются и другие инструменты для резьбы по камню. Всё будет зависеть от вашей цели. В работе каменщики используют также:

  • кувалду (для работы с объёмным материалом);
  • кирку (основной инструмент для откола и обработки больших камней);
  • отбойный молоток (обтёсывает камень);
  • стамески разных размеров (для более чёткой проработки деталей);
  • столярный молоток (используют для укладки каменной плитки);
  • щётку (шлифует изделие);
  • скарпель или резцы (гравировка и надписи на каменных материалах);
  • чертилку (помогает оставлять разметку или рисунок на изделии);
  • фрезы (применяются для полировки фигур или в ювелирных целях).

Подбор материала для резьбы

В первую очередь стоит выбирать мягкие и доступные материалы. Для их обработки не понадобится много инструментов. Самые популярные камни для работы начинающим — это стеатит, алебастр или гипс. Такие заготовки легко найти в строительных и художественных магазинах.

Следующим этапом перед обработкой будет выявление трещин. Чтобы их заметить, необходимо смочить заготовку. Если вы нашли изъяны и они немалых размеров, то такой материал нежелательно использовать. Ведь в дальнейшей обработке ваша задумка может раскрошиться.

И последнее, что стоит знать начинающему, — правильный подбор размера. Заготовка должна быть больше самого эскиза, так как в процессе обработки будут удаляться лишние детали. Благодаря этому новичок не будет бояться за конечный результат.

Дополнительные советы и техника безопасности

При работе с любыми материалами всегда важно думать о своём здоровье и минимизировать варианты негативных последствий. Даже если вы обрабатываете мелкие заготовки и пользуетесь всего парой инструментов, не стоит пренебрегать безопасностью. Для уменьшения риска соблюдайте следующие правила:

  • Всегда надевайте защитные очки. При работе молотком и зубилом будут откалываться осколки, которые могут поранить глазное яблоко.
  • Надевайте маску или респиратор. В заготовке может содержаться вредный для организма асбест.
  • Защищайте руки перчатками, чтобы избежать мозолей и ссадин. Материал зачастую бывает шероховатый с острыми выступами.
  • Инструмент должен быть прочным и острым. Это облегчит обработку и снизит риск травмироваться от поломки инвентаря во время работы.
Читайте также:
Все о защите деревянных поверхностей

Обучение резьбе по камню — дело не из лёгких. Терпение и усердие станут лучшими союзниками в этом хобби. Чтобы немного облегчить работу, существует несколько простых советов, а именно:

  • Периодически смачивайте камень водой. Она поможет сбить пыль.
  • Купите мешок с наполнителем или песком. Он отлично сыграет роль подставки для крупных заготовок. Вы с лёгкостью сможете поворачивать изделие как вам удобно.
  • Подготовьте эскиз. Прежде чем начнёте ваять свое творение, перенесите его на бумагу. Так будет легче представить конечный результат.
  • Вместо чертилки можно использовать мелок.

Процесс создания поделки

Чтобы начать резьбу по камню своими руками, важно знать ещё кое-какие нюансы. Они, как правило, возникают в процессе работы. Поэтапная резьба по камню:

  1. Создание на бумаге рисунка. За основу берите простую картинку.
  2. Представить плоский эскиз более объёмным. В этом поможет абстрактное мышление.
  3. Определить направление слоёв изгиба. Высекать необходимо вдоль этих линий, для того чтобы ваше изделие не раскололось. Это же правило применяется к трещинам на заготовке. Не высекайте поперёк.
  4. Зубило необходимо вести от края к центру и под углом не более сорока пяти градусов. Если всё правильно делать, от изделия будут откалываться небольшие осколки.
  5. На завершающем этапе нужно обработать изделие напильником, но не в классическом варианте, а от себя.
  6. Для полировки воспользуйтесь мелкозернистой наждачкой.

Когда вы закончите обработку наждачной бумагой, промойте изделие раствором соляной кислоты с водой и дайте ему просохнуть. Затем нанесите на камень специальную грунтовку. Она даст лёгкий блеск и защитит вашу работу от сколов и повреждений.

Originally posted 2018-08-29 11:03:04.

Резьба по камню: из чего и как создаются удивительные изделия

Приветствуем, друзья! Тяга к прекрасному у человека заложена от природы. Нам мало окружить себя комфортными и функциональными вещами, мы стремимся к эстетическому наслаждению и это стремление делает нас людьми. Является ли резьба по камню в вашем понимании тем самым прекрасным, к которому хочется быть как можно ближе? Знаем точно, что как один из старейших видов искусства, это занятие не оставит равнодушными.

  • 1 Резьба по камню: как все начиналось?
    • 1.1 Этапы резьбы
    • 1.2 Вариация резьбы: работа с кирпичом
    • 1.3 Художественная резьба и виды
    • 1.4 Какие инструменты понадобятся
    • 1.5 Резьба по мрамору — где используется

Резьба по камню: как все начиналось?

О том, что с камнем можно проводить интересные манипуляции, человеку стало известно много тысяч лет назад. Люди старались использовать камни в обиходе, придавая им удобную форму. Так возникли первые орудие труда, приспособления для охоты и даже украшения. Со временем резьба по камню стала разнообразней, люди научились использовать навыки по работе с камнем для улучшения повседневной жизни, как с практической, так и с эстетической стороны.

Интересен тот факт, что в резьбе по камню как ремесле, каждый может найти для себя, реализовать творческий потенциал и неплохо заработать своими руками. У кого-то получаются изысканные статуи для интерьерного дизайна, а кто-то преуспевает в огранке драгоценных камней.

Этапы резьбы

Любой резчик по камню знает, что проект начинается с эскиза и резьба не исключение. Эскиз появляется на бумаге, затем перевоплощается в небольшую модель из глины или пластилина для оценки соблюдения пропорций. Если вы только пробуете себя в новом деле, начните с абстрактных форм, не уделяя внимания деталям. Мелкие элементы — это сложно и получаться они начнут лишь со временем.

Работу с камнем начинают с придания ему нужной формы. Используя молоток, инструментом работают по направлению от центра к краю для снижения вероятности появления случайных сколов. Очень важно не забывать работать параллельно образующимся трещинам. Последние штрихи легко наносятся напильником, шлифование выполняется обычной наждачной бумагой. Неровности фигуры и асимметрию легко исправить дополнительными инструментами, срезая и подравнивая. Из камня можно вырезать как простые поделки, так и настоящие произведения искусства — все зависит от мастерства, терпения, усидчивости и творческого видения.

Вариация резьбы: работа с кирпичом

Интересный вариант обработки камня — отделка кирпича. Для работ подходит напильник любого размера и формы. Особенно эффектно получается, если работать с инструментом с алмазным напылением. Ему поддаются любые поверхности камней, а результат превосходит ожидания даже у начинающих мастеров. Работать с алмазным инструментом несложно и быстро. Обработка кирпича бывает нескольких видов:

  1. Обжигающим инструментом. Камень нагревают до 1000 градусов по Цельсию. В результате обработки плавится верхний слой с сохранением структуры.
  2. Царапание. В процессе воздействие происходит на фактуру кирпича, на поверхности образуются царапины. Рисунки получаются интересными и необычными. Такой способ обработки — самый популярный и эффектный.
  3. Отполированное зеркало — еще один вариант отделки кирпича. С наружной стороны поверхность становится гладкой как зеркало, сам же рисунок гармонично дополняет картину слегка размытыми линиями.
  4. С применением кислоты. Самый необычный вариант воздействия на камень. Характеризуется нанесением на раскаленную плиту кислоты с непродолжительным выжиганием.
  5. Природная текстура — кирпичу придают вид массивного природного камня, который ничем не отличается от обычного булыжника.
  6. Симметричные неровности — обработка позволяет придать кирпичу вид обычной скалы с помощью подручных инструментов.

Все это простые виды отделки камня для незамысловатых поделок и дизайнов. Но есть и другая сторона медали — художественная резьба. Это уже искусство.

Художественная резьба и виды

С минимальными опытом и навыками добиться создания художественных шедевров из камня непросто. Резьба по камню — мастерство, оттачиваемое годами. Опытные мастера способны вдохнуть жизнь в огромную глыбу, придать ей сходство с человеком, животным, вырезать из нее целый сюжет с несколькими действующими лицами.

В России пользуется популярностью борнуковская резьба. Это один из самобытных и уникальных способов обработки камня, не имеющий аналогов. Его отличает анималистический стиль и объемность фигур. Чаще за основу берут природный алебастр, голубой или розовый ангидрид, монокристаллический гладкий гипс.

Для остальных видов резьбы по камню часто выбирают как мягкие, податливые породы, так и твердые.

  • Самый мягкий камень — стеатит. Его еще называют мыльным из-за особенностей структуры. Порода настолько гибкая, что при нажатии на нее остаются отпечатки пальцев. Важно подбирать образцы стеатита без включений асбеста, опасного для здоровья.
  • Алебастр — лучший камень для резьбы, особенно для начинающих. Его второе название «строительный гипс» говорит само за себя. Порода пластична, удобна в обработке и достаточно прочная. Работа с алебастром доставляет сплошное удовольствие.
  • Еще один вариант — известняк. Так же, как и алебастр, он удобен в обработке, подходит для начинающих мастеров. Единственный минус — скудность оттенков, ограничивающих возможности для развития творческого потенциала.
Читайте также:
Жидкий металл: уникальная новинка для декоративной отделки

Мало знать, как называются камни, подходящие для резьбы. Важно понимать, какие тонкости использования каждого из них. Например, стеатит, представленный обычно в серых, черных и зеленых цветах не требует специальной подготовки и подастся обработке с минимальным набором инструментов. В то же время, его суперэластичость — серьезный недостаток для создания небольших фигурок с обилием мелких деталей.

Известняк для работы нужно выбирать только тот, что поддается шлифовке, а строительный гипс — лучший вариант для отработки навыков с минимальным набором инструментов, доступный по цене и приятный в использовании.

Из сложных для работы материалов, подходящих для опытных скульпторов, выделяют мрамор и гранит. Эти породы подходят для реализации масштабных задач, требуют определенного опыта, мастерства, терпения и инструментов. Над одним проектом мастера трудятся годами, работая только над отдельными деталями беспрерывно на протяжении 4-5 дней.

Какие инструменты понадобятся

Как только получится выбрать подходящий материал для работы, стоит перейти к вопросу о наборе инструментов. Если вы начинающий мастер и пока не знаете с чего начать, советуем сформировать универсальный комплект, в который будут входить:

  • мягкий молоток — вес до 900 г;
  • плоское или зубчатое долото;
  • напильники для работы с разными деталями и площадями;
  • мешок с сыпучими наполнителями для подложки;
  • защитные средства (перчатки, маска, очки);
  • пульверизатор с водой для уменьшения пыли во время работ;

Кроме того понадобятся шаблоны, трафареты и правильное освещение, если работы проводятся в помещении.

Резьба по мрамору — где используется

Мрамор для скульптора, как полотно для художника. Это самый желанный и обожаемый камень. Его используют для создания художественных шедевров, активно применяют в архитектуре. Уникальность мрамора в его природной грации, красоте и прочности, с годами лишь усиливающимися.

Мраморные изваяния не просто долговечны, они бессмертны. Важно, что технические характеристики породы не ограничивают возможностей ее обработки разными методами. Мраморные плиты шлифуют, накаливают, кристаллизуют и полируют. При желании породу искусственно старят и конечно же, популярна резьба по мрамору.

Мраморные изделия с изящной резьбой привносят в атмосферу грации и королевской роскоши. Чего только стоят мраморные солидные и прочные ступени, балюстрады или массивный резной камин. Отдельная история — мраморные скульптуры. Иметь такую в собственном саду — роскошь и счастье. Изящные фигурки животных, героев сказок и мифов, античные девы и эльфы станут яркими акцентами в оформлении ландшафтного дизайна.

Активно пользуются техникой резьбы по камню и мастера прикладного искусства. Камнерезы используют нефрит и яшму, горный хрусталь и кораллы, аметист и бирюзу, а также другие яркие, отличные по свойствам камни для создания миниатюрных шедевров, таких как раковина с художественной резьбой, например, цветных фигурок птиц и животных.

Если вы только начинаете осваивать мастерство резьбы по камню, уже имеете какой-либо опыт и даже фото готовых работ — поделитесь постом с друзьями в соцсетях для обсуждения!

Резьба по камню: советы для начинающих, инструменты, выбор подходящего материала для работы

Человек с ранних веков хотел обустроить мир вокруг себя под личные нужды. Первые попытки подчинить себе камень – каменный век, во время которого изготавливались инструменты из этого прочного материала. Позже из него начали строить жилища, использовать и в декоративных целях, ну а самое раннее и известнейшее творение древности из камня – египетские пирамиды. Для резьбы по камню существует множество инструментов, мы расскажем и покажем самые популярные из них!

Кроме обыкновенной породы существуют еще драгоценные и полудрагоценные камни, отличающиеся своей красотой и редкостью. У большинства женщин есть украшения из изумрудов, рубинов, агатов или ограненных алмазов – бриллиантов. Натуральную красоту можно подчеркнуть оправой или полировкой, но помимо этого существует целое направление – резьба по камню.

Прежде всего, следует разобраться с целями подобного занятия. Можно обрабатывать камень в строительных целях, например, вырезать и шлифовать гранит для создания и облицовки зданий вокзалов, университетов или просто домов. А можно заниматься ювелирной, художественной резкой по драгоценным камням.

Многие люди видели в интернете и даже в книгах различные поделки из камня в виде зверей, рыб, птиц. Уникальные творения, которые сложно с чем-либо спутать, принадлежат барнуковским мастерам. А ведь село Барнуково когда-то славилось переработкой и добычей строительного гипса – алебастра. Позже из добываемого там же цветного камня стали производить известные на весь мир статуэтки и предметы быта.

Изучаем резьбу по камню: от инструментов до популярных техник

В зависимости от вида и цели обработки этого материала, существуют различные инструменты. В резьбе по горной породе помогут кувалда, кирка, отбойный молоток, болгарка с алмазными дисками, киянки, стамески и прочее. Они нужны, главным образом, для придания формы породе. Если же речь идет о ювелирной работе, то пригодятся следующие орудия: скарпель для гравировки, чертилка для создания прямых линий, ручные и электрические фрезы для придания формы заготовке, кривые и прямые напильники и прочие мелкие вспомогательные инструменты.

Читайте также:
Пеностекло: технические характеристики, преимущества и недостатки, применение и особенности монтажа

Для начинающих подойдет максимально мягкая порода камня. Стеатит, мыльный, восковой камень, талькохлорит – это все названия одного и того же камня, – очень мягкий и податливый материал для работы. По нему можно вырезать даже более твердым камнем или подручными инструментами. Для работы с ним не требуется большого количества инструментов, приобрести его можно в специализированных строительных или художественных магазинах, а также заказать в интернете на многочисленных ресурсах.

Если отсутствует возможность приобрести стеатит, можно также выбрать алебастр. Он бывает разных цветов; немного тверже первого, но все же отличный материал, с ним легко работать, он легок и прочен.

С твердыми породами лучше не работать новичку. Для них понадобится много сложных специальных инструментов, процесс получится трудоемкий, а результат, возможно, не оправдает ожиданий.

Размер заготовки должен быть больше будущего изделия. Это логично, ведь в процессе работы от цельного бруска отрезаются части для придания формы. Лучше взять брусок намного больше, чтобы был запас, который необходим новичку для уверенной работы.

Выбор подходящей структуры камня для работы.

Помимо материала и размера болванки для вырезания, важно правильно выбрать структуру камня. Важно, чтобы имеющиеся трещины не были большими или проходящими через весь камень, ведь в противном случае велика вероятность раскола во время работы. Однако, если это и произошло, не следует расстраиваться: отколовшуюся деталь можно приклеить на эпоксидную смолу, которая продается в строительных отделах.

При вырезании ювелирных украшений или декораций для интерьера важно помнить об осторожности:

  • Инструменты должны быть острыми и прочными, чтобы они не сломались во время работы.
  • Защитные очки использовать обязательно, так как пыль и осколки от камня могут повредить глаза. Лучше иметь запасную пару, так как они могут быстро поцарапаться и прийти в негодность.
  • Необходимо во время работы надевать маску или респиратор, чтобы не вдыхать тяжелую и вредную пыль
  • При работе с большими глыбами лучше использовать специальные защитные перчатки во избежания травм рук и натирания мозолей. Если изделие готовится небольшое, то достаточно простых садовых перчаток.
  • С большим куском породы лучше работать вне дома или обеспечить хорошую вентиляцию
  • Удобно держать камень во время работы на мешке из плотной ткани с песком или кошачьим наполнителем: так глыба будет держаться в нужном положении, при этом легко поворачиваясь под руку мастера.

Во время резки по камню своими руками очень важно соблюдать технологию:

  • Определить направление трещин у камня. Подобно волокну дерева, камень тоже имеет направление, по которому лучше высекать. В таком случае получатся более ровные срезы и уменьшается возможность того, что инструмент поведет не в ту сторону
  • Изобразить на бумаге будущее изделие. Многим помогает не просто нарисовать, а вылепить из пластилина или другого материала, в таком случае появится лучшее представление об объеме.
  • Не следует начинать со сложных форм, чтобы не разочароваться в себе и этом мастерстве. Принцип постепенности при обучении говорит о постижении от более простого к более сложному
  • При высечении фигуры из породы следует вести долото от краев к центру. Так меньше вероятность ненужных сколов. Долото при этом следует держать под острым углом к камню, иначе будут не срезаться куски, а выбиваться дырки.

Подборка видео и мастер-классов по теме статьи

Работа с камнем: художественная резьба для начинающих

История появления хобби

Такой материал, как камень, люди начали использовать ещё в ранний период палеолита. Из прочного материала изготавливались орудия, копья, рабочие и режущие инструменты. С развитием человечества люди начали изучать и применять другие материалы: металл, древесина, кости. Но всё же полностью камень вытеснить из повседневной жизни не удалось. Что касается ручной каменной резьбы как хобби, то невозможно установить точный период зарождения. Основными центрами считаются Китай, Америка, Европа и Россия.

В начале периода средневековья (V век) камень использовали в основном для храмов, сокровищниц при замках, в монастырях. В X—XV вв. начали появляться мастерские с художественной резьбой по камню. В основном они работали на заказ для аристократов, купцов и других состоятельных господ. Ещё этот период знаменит началом изготовления чешской мозаики, которая не имеет по сей день аналогов.

В XV веке набирал популярность с помощью украшений, но не простых, а церковных. Мастерские активно начали делать сувениры, бусы, амулеты, чётки из мягких материалов.

Высокий пик совершенства этот вид искусства достиг во времена ренессанса (XVI—XVII века). Появляются первые вазы, кубки, чаши и много другое.

Приспособления для резьбы по камню

Еще с незапамятных времен человек старался покорить камни. Самым известным примером покорения являются «Египетские пирамиды». Но и сегодня этот природный материал является одним из самых востребованных в строительной, ювелирной и других отраслях промышленности. Ведь изделия из полудрагоценного камня обладают особой прочностью и красотой.

Схема отделки стены декоративным камнем.

Для придания выраженной красоты и необходимой формы мастерам-каменщикам служат разнообразные инструменты. Резьба по камню — источник реализации вдохновения в руках умелого мастера. Так какие же инструменты нужны мастеру в его работе? Далее будет подробно рассматриваться резьба по камню, инструмент и некоторые нюансы.

Читайте также:
Чем обработать сруб из бревна - обзор средств

Для обработки камня существуют электрические и механические инструменты. Все зависит от вида работ.

Так, для резьбы по камню основой служат такие инструменты, как фрезы.

С их помощью мастер вытачивает необходимую форму, отсекая от камня все лишнее. Шлифовальные и полировочные машинки также являются вспомогательными инструментами хорошего мастера.

Раскалывание производится постепенным осаживанием клиньев, вставленных в пробуренные шпуры в теле камня.

Для работы с мягкими породами камня или с камнем искусственным используется такой инструмент, как напильник. Напильник может быть разной формы, кривой или прямой, и служит для формирования мелких деталей в изделии.

Сегодня помимо ручных инструментов существует и современный автоматический инструмент. Автоматические стационарные или переносные станки и машины значительно облегчают работы по обработке, шлифовке и резьбе камня.

Так как камень может быть различной твердости, то не обошлось и без усовершенствования материала, из которого сделан инструмент каменщика.

Самым эффективным считается инструмент с алмазным клинком. Несмотря на то что стоимость алмазного инструмента значительно выше его более простых аналогов, она вполне оправдана.

Ведь клинок на основе алмаза гораздо практичнее, чем клинок на основе стандартного абразива из комбинаций кремния со смесями пластмассы, мраморной крошки, магнезии и др.

Уникальные свойства алмаза, который является самым прочным материалом, помогают быстро и качественно справиться с каменной глыбой любой твердости.

Профессиональный инструмент — легкая резьба по камню

Схема производства декоративного камня

Сегодня в арсенале работы каменщика все большую популярность приобретают электрические станки. Алмазные инструменты для резьбы и обработки камня успешно используют как в промышленности, так и в бытовых условиях.

Резьба по камню станет намного легче, если использовать машинки с алмазными дисками, которые должны входить в арсенал любого профессионального мастера. Так что же это такое, алмазные диски? Это стальной диск, на поверхность которого нанесены пластины из алмазной крошки и связующего материала.

С чего начать работу

Чтобы сделать первые шаги на пути к изучению нового хобби, следует определиться с целью. Это поможет облегчить задачу с подбором материалов и инструментов для изготовления. Существует несколько вариантов обработки, а именно:

  • для строительных работ (шлифовка и резка материала для облицовки, а также можно скрафтить из камня кирпичи);
  • для ювелирных украшений (гранение драгоценных камней);
  • художественная резка (статуэтки, фигурки животных, чаши и так далее).

Нужные инструменты

Существует классический набор инструментов для начинающих. Резьба по камню — очень кропотливый и нелёгкий вид хобби. Соответственно, на инвентаре лучше не экономить. Для начала вам понадобятся:

  • Молоток.
  • Долото или зубило.
  • Напильник.

Чтобы работа не казалась уж слишком тяжёлой, приобретать молоток стоит с двумя плоскими поверхностями и весом не больше одного килограмма. Долото тоже должно быть с двух сторон плоским и без зубчиков. На этапе завершения фигура обрабатывается напильником.

В зависимости от размера изделия, подбирается необходимый инструмент. То есть, если нужно проработать мелкие детали, подходит маленький напильник. Для обработки большего участка используют соответствующий размер.

У мастеров имеются и другие инструменты для резьбы по камню. Всё будет зависеть от вашей цели. В работе каменщики используют также:

  • кувалду (для работы с объёмным материалом);
  • кирку (основной инструмент для откола и обработки больших камней);
  • отбойный молоток (обтёсывает камень);
  • стамески разных размеров (для более чёткой проработки деталей);
  • столярный молоток (используют для укладки каменной плитки);
  • щётку (шлифует изделие);
  • скарпель или резцы (гравировка и надписи на каменных материалах);
  • чертилку (помогает оставлять разметку или рисунок на изделии);
  • фрезы (применяются для полировки фигур или в ювелирных целях).

Оборудование и технология работы с камнями

Мастер глиптики должен работать в защитных очках, респираторной маске, перчатках. Для осадки пыли используют пульверизатор, воду. Заготовку кладут на тканевый мешочек с песком или другую подложку с сыпучим наполнителем.

Инструменты для резьбы на небольших камнях:

Ручные Механические Для начинающих
Широкие, острые и тупые стамески Граверы, фрезы разной формы и размеров Молоток (мягкий) 700–900 г
Прямые и кривые напильники Шлифмашинка Плоское долото
Гравировальный скальпель
Чертежный инструмент Пневматическая бормашинка, фрезы, напильники, сверла Зубчатое долото
Твердосплавные наконечники (спицы) для нанесения рисунка Шаблоны рисунков, трафареты
Закольники Пневматическое зубило Набор напильников
Шпунты

Для резьбы на каменных стенах или глыбах пользуются кувалдой, болгаркой, киянкой, киркой, большими стамесками, отбойным молотком. Разрезают и шлифуют дисками или насадками с алмазным либо корундовым напылением.

Технология резьбы по каменным поверхностям:

  1. Заготовку резного камня берут на 1–2 размера больше будущего изделия.
  2. Определяют наличие и расположение трещин. Поврежденный минерал отбраковывают или склеивают.
  3. Начинают с более простых рельефов.
  4. На самоцвете или бумаге рисуют эскиз изображения или лепят его из пластилина.
  5. Вырезают вдоль текстуры породы (если есть прожилки, другие особенности).
  6. Иссекают зеркальный рельеф. Для сверки рисунка поверхность регулярно очищают, делают контрольные оттиски.
  7. Долотом сбивают камень от краев к центру, инструмент держат под острым углом.

Славится борнуковская резьба анималистическим жанром и камнями для гемм. Мастера с. Борнуково делают фигурки животных, птиц, людей и предметы быта из ангидрита.

На видео смотрите как происходит работа с материалом:

Дополнительные советы и техника безопасности

При работе с любыми материалами всегда важно думать о своём здоровье и минимизировать варианты негативных последствий. Даже если вы обрабатываете мелкие заготовки и пользуетесь всего парой инструментов, не стоит пренебрегать безопасностью. Для уменьшения риска соблюдайте следующие правила:

  • Всегда надевайте защитные очки. При работе молотком и зубилом будут откалываться осколки, которые могут поранить глазное яблоко.
  • Надевайте маску или респиратор. В заготовке может содержаться вредный для организма асбест.
  • Защищайте руки перчатками, чтобы избежать мозолей и ссадин. Материал зачастую бывает шероховатый с острыми выступами.
  • Инструмент должен быть прочным и острым. Это облегчит обработку и снизит риск травмироваться от поломки инвентаря во время работы.
Читайте также:
Пескоструйная насадка на «Керхер»: пескоструй из мойки своими руками

Немного истории

Впервые человеку в голову пришла мысль о том, что с камнем можно проводить какие-то манипуляции ещё в доисторические времена. Люди пытались обеспечить себя нужными материалами, используя при этом все подручные средства. Так появилось первое оружие, посуда и бытовые предметы. Позже это дело назвали резьбой по камню, она обрела много разновидностей, стилей и начала широко использоваться в повседневной жизни.

Особенностью этого дела является то, что каждый имеет возможность найти в нём выгоду. Кто-то сможет сделать красивую статую, которая подходила бы под интерьер, а кто-то нашёл бы себя в более кропотливом деле — огранке драгоценных камней. Также это поможет стать вам более терпеливыми и усидчивыми.

Процесс создания поделки

Чтобы начать резьбу по камню своими руками, важно знать ещё кое-какие нюансы. Они, как правило, возникают в процессе работы. Поэтапная резьба по камню:

  1. Создание на бумаге рисунка. За основу берите простую картинку.
  2. Представить плоский эскиз более объёмным. В этом поможет абстрактное мышление.
  3. Определить направление слоёв изгиба. Высекать необходимо вдоль этих линий, для того чтобы ваше изделие не раскололось. Это же правило применяется к трещинам на заготовке. Не высекайте поперёк.
  4. Зубило необходимо вести от края к центру и под углом не более сорока пяти градусов. Если всё правильно делать, от изделия будут откалываться небольшие осколки.
  5. На завершающем этапе нужно обработать изделие напильником, но не в классическом варианте, а от себя.
  6. Для полировки воспользуйтесь мелкозернистой наждачкой.

Когда вы закончите обработку наждачной бумагой, промойте изделие раствором соляной кислоты с водой и дайте ему просохнуть. Затем нанесите на камень специальную грунтовку. Она даст лёгкий блеск и защитит вашу работу от сколов и повреждений.

Originally posted 2018-08-29 11:03:04.

Художественный вид резьбы

Это самое благородное, но и самое сложное искусство резьбы по камню. По сути, это те самые изящные формы из камня, которые новичкам в этом деле так трудно даются. Используя художественную резьбу по камню, мастера создают настоящие шедевры.

Особой популярностью пользуются изделия из таких камней, как мрамор и гранит. Но для художественной резьбы используют разные породы камней, твердость которых различается. Инструменты для работы более разнообразные, чем при обычной резьбе. Мастера резьбы по камню чаще всего используют следующие материалы.

  • Бело-розовый, голубоватый ангидрид. Его еще называют «небесным камнем» или «нижегородским мрамором».
  • Монокристаллический гипс, поверхность которого блестящая и гладкая, отливает перламутром. Его называют «Марьиным стеклом», потому что в далеком прошлом камень заменял людям стекло.
  • Селенит – этот камень называют «лунным». Он обладает волокнистой структурой и ни с чем не сравнимым блеском, напоминающим шелковую гладь. Образованные камнем прожилки в мелкозернистом гипсе и глинах смотрятся потрясающе красиво.
  • Стеарит – его называют «черным камнем». Мастера используют его, когда нужно создать глазки или носики животным.
  • Алебастр природный с нежно-желтым, а также розоватым оттенками. Ему свойственна мягкая прозрачность и изящные узоры, составленные пятнами и разводами причудливой формы.

Инструменты

Как и для каждого дела, тут очень важным элементом является правильный выбор материалов и инструментов. Для человека, который делает это впервые, легче будет творить на мягком камне. И стеатит очень хорошо подходит под это описание. А для большей стойкости и податливости вашего эксперимента, рекомендуется использовать алебастр или строительный гипс. Так вы сможете потратить минимум нервов во время работы и намного дольше любоваться тем, что получилось. Также у гипса есть целая палитра нежных оттенков и скульптура получится намного эстетичнее.

Прежде чем работать, не забывайте проверять своё полотно для творения на наличие трещин. Дело в том, что камень сам по себе очень хрупкая и непредсказуемая порода — одно неправильное движение, и все ваши старания пойдут насмарку. Все изъяны лучше всего можно рассмотреть на мокром камне — так что перед работой следует его хорошенько намочить. Размер тоже имеет значение, поэтому учитесь сразу выбирать камень нужной величины.

А теперь перейдём непосредственно к самим инструментам. Для этого вам понадобится:

Резьба по камню: нужные инструменты, борнуковская технология и подробный мастер класс своими руками

История появления хобби

Такой материал, как камень, люди начали использовать ещё в ранний период палеолита. Из прочного материала изготавливались орудия, копья, рабочие и режущие инструменты. С развитием человечества люди начали изучать и применять другие материалы: металл, древесина, кости. Но всё же полностью камень вытеснить из повседневной жизни не удалось. Что касается ручной каменной резьбы как хобби, то невозможно установить точный период зарождения. Основными центрами считаются Китай, Америка, Европа и Россия.

В начале периода средневековья (V век) камень использовали в основном для храмов, сокровищниц при замках, в монастырях. В X—XV вв. начали появляться мастерские с художественной резьбой по камню. В основном они работали на заказ для аристократов, купцов и других состоятельных господ. Ещё этот период знаменит началом изготовления чешской мозаики, которая не имеет по сей день аналогов.

В XV веке набирал популярность с помощью украшений, но не простых, а церковных. Мастерские активно начали делать сувениры, бусы, амулеты, чётки из мягких материалов.

Высокий пик совершенства этот вид искусства достиг во времена ренессанса (XVI—XVII века). Появляются первые вазы, кубки, чаши и много другое.

С чего начать работу

Чтобы сделать первые шаги на пути к изучению нового хобби, следует определиться с целью. Это поможет облегчить задачу с подбором материалов и инструментов для изготовления. Существует несколько вариантов обработки, а именно:

  • для строительных работ (шлифовка и резка материала для облицовки, а также можно скрафтить из камня кирпичи);
  • для ювелирных украшений (гранение драгоценных камней);
  • художественная резка (статуэтки, фигурки животных, чаши и так далее).
Читайте также:
Тунговое масло: виды, свойства, состав, применение, нанесение и хранение

Нужные инструменты

Существует классический набор инструментов для начинающих. Резьба по камню — очень кропотливый и нелёгкий вид хобби. Соответственно, на инвентаре лучше не экономить. Для начала вам понадобятся:

  • Молоток.
  • Долото или зубило.
  • Напильник.

Чтобы работа не казалась уж слишком тяжёлой, приобретать молоток стоит с двумя плоскими поверхностями и весом не больше одного килограмма. Долото тоже должно быть с двух сторон плоским и без зубчиков. На этапе завершения фигура обрабатывается напильником.

В зависимости от размера изделия, подбирается необходимый инструмент. То есть, если нужно проработать мелкие детали, подходит маленький напильник. Для обработки большего участка используют соответствующий размер.

У мастеров имеются и другие инструменты для резьбы по камню. Всё будет зависеть от вашей цели. В работе каменщики используют также:

  • кувалду (для работы с объёмным материалом);
  • кирку (основной инструмент для откола и обработки больших камней);
  • отбойный молоток (обтёсывает камень);
  • стамески разных размеров (для более чёткой проработки деталей);
  • столярный молоток (используют для укладки каменной плитки);
  • щётку (шлифует изделие);
  • скарпель или резцы (гравировка и надписи на каменных материалах);
  • чертилку (помогает оставлять разметку или рисунок на изделии);
  • фрезы (применяются для полировки фигур или в ювелирных целях).

Все, что нужно знать о резьбе по камню для начинающих

Ручная резьба по камню использовалась во всех исторических периодах развития человечества, во всех странах и у всех народов мира. Особенно широкое распространение она получила в архитектуре, скульптуре и ювелирном деле.

В палеолите из камня изготавливали орудия труда. Отсюда произошло название этого периода — каменный век. В палеолите и мезолите обработка камня производилась путем скалывания. В неолите были созданы первые пилы и сверла. Также в это время стали применять шлифовку с использованием песка.

В древнем Шумере резьбу стали применять в архитектуре и глиптике – создании рельефов на драгоценных и полудрагоценных камнях. Древнеегипетские художники изобрели собственный стиль: вокруг фигуры выбирался фон, и она сама становилась выпуклой. В Египте камень применялся во многих сферах: зданиях храмов, дворцов и пирамид, саркофагах, стелах, статуях и сосудах, предметах ювелирного и декоративного искусств. Там же резьба по камню разделилась по видам, каждым из которых занимались разные специалисты.

В античных Греции и Риме большое внимание уделяли красоте общественных мест, где граждане проводили основную часть свободного времени. Здания той эпохи украшены колоннами, резным орнаментом и скульптурами очень высокого качества.

В Средневековье появились первые цеха по обработке камня. В них мастера вырезали высокохудожественные изделия для знати. В эпоху Возрождения искусство снова возвращается к античным образцам и каменная резьба по камню переживает свой расцвет. Она применяется для изготовления ювелирных изделий, ваз, чаш и других предметов утилитарного назначения.

В XIX веке предметы камнерезного искусства наконец-то становятся доступными для широких слоев населения. Но их массовое изготовление привело к снижению качества. В XX веке каменная резьба перестает быть такой популярной, и в то же время она выходит на более профессиональный уровень.

В древней Руси резьба по камню была относительно редкой. Это объясняется недостатком подходящего каменного материала, наряду с широким распространением дерева. Архитектурная обработка камня пришла на Русь вместе с принятием христианства и ориентировалась на византийские образцы. Тогда же появились первые резные иконки-панагии. Наивысший уровень работ этого времени — древнерусская резьба по камню Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире, церковь Покрова на Нерли и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.

Второе рождение отечественная резьба по камню получила на Урале в XVIII веке, как сопутствующее добыче металлов ремесло. Во время разведки месторождений руды попадалось много драгоценных и поделочных камней, которые и стали сырьём для камнерезов.

Петр I основал горное ведомство, которое занялось целенаправленным поиском новых месторождений самоцветов и строительного камня. Разнообразные минералы вызвали огромный интерес к искусству обработки камня. В этом деле русские мастера достигли высокого мастерства, в чем можно убедиться, посетив соборы Санкт-Петербурга и Государственный Эрмитаж. В этих работах видна большая любовь к материалу, понимание его истинной красоты. Основными центрами по обработке стали Санкт-Петербург, Екатеринбург и Колывань.

Художественная резьба по камню в нашей стране продолжила свои традиции и в советское время.

С чего начать

Прежде всего, следует определить, какой именно резьбой вы хотите заниматься. Это может быть одна из следующих областей:

  • архитектура,
  • скульптура,
  • декоративно-прикладное искусство,
  • ювелирное дело.

Архитектурная резьба, в свою очередь, подразделяется на следующие виды:

  • барельеф – выпуклое изображение, выступающее над фоном менее чем на половину объема;
  • горельеф — изображение, выступающее на половину объема или больше;
  • врезанный рельеф — изображение, вдавленное в фон. Примером может служить древнеегипетская резьба букв на камне стен и обелисков;
  • сквозная резьба предполагает узор без фона. Наиболее распространена в качестве алтарных преград.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство разделяются в основном по жанрам:

  • портретный,
  • исторический,
  • мифологический,
  • бытовой,
  • символический,
  • аллегорический,
  • анималистический.

Ювелирное дело предполагает работу с камнями разной степени твердости.

Необходимые материалы и инструменты для резьбы по камню

В качестве материала выступает сам камень. А инструменты зависят от вида обработки, но, в любом случае, они должны быть качественными. Используя их, освоить ремесло можно на курсах по резьбе по камню https://tech-school.ru/craft-school/stone-carving-courses. В крупных скульптурных и архитектурных работах понадобятся следующие инструменты:

  • кувалда,
  • небольшой молоток,
  • кирка,
  • щётки, чтобы шлифовать изделие,
  • отбойный молоток,
  • болгарка с дисками по камню,
  • долото или зубило,
  • киянки,
  • стамески,
  • наждачная бумага.
Читайте также:
Пескоструйная обработка: выбор оборудования и абразивов, перечень возможных работ

В ювелирном деле и декоративно-прикладном искусстве нужны следующие инструменты:

  • скарпель или резцы для гравирования,
  • чертилка, чтобы проводить прямые линии,
  • различные фрезы, чтобы придавать форму заготовке,
  • напильники разных форм и размеров.

Процесс работы

Работа разделяется на следующие этапы:

  1. создание эскиза, как и в любом проекте;
  2. создание чертежа будущего изделия в 3-х проекциях, а в случае необходимости и с разрезами;
  3. лепка макета из глины или пластилина, чтобы оценить пропорции;
  4. придание приблизительной грубой формы заготовке с помощью отбойного молотка и болгарки;
  5. скалывание всего лишнего молотком и зубилом для проработки деталей; инструмент надо вести под углом не более 45 градусов, чтобы откалывались небольшие осколки;
  6. обработка напильником для сглаживания углов;
  7. полировка изделия наждачной бумагой в порядке возрастания зернистости.

В ювелирном деле и декоративно-прикладном искусстве этапы те же, но с применением другого инструмента.

Советы новичкам

  1. Для начала надо выбирать мягкие породы, более легкие для обработки. Это может быть мыльный камень, алебастр или гипс.
  2. Важно правильно подобрать размер – кусок должен быть больше готового изделия по всем измерениям, потому что все лишнее надо будет удалить.
  3. Далее необходимо тщательно осмотреть заготовку на предмет выявления трещин. При наличии любой трещины, уходящей вглубь, при обработке изделие, скорее всего, рассыплется.
  4. Необходимо соблюдать технику безопасности при работе. Глаза должны быть защищены очками, нос – маской или респиратором, а руки – перчатками.
  5. Инструмент надо вовремя затачивать и осматривать на предмет повреждений. Это ускорит обработку и понизит риск получения травм.

Итог

Резьба по камню на протяжении всей истории человечества оставалась востребованной, хотя и меняла свое значение от чисто утилитарного до элитного и высокохудожественного. Произведения резьбы по камню широко распространены по всему миру. Сейчас она применяется в отделке значимых общественных и дорогих частных зданий, а также в своих менее монументальных формах: скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и ювелирном деле.

Дополнительные советы и техника безопасности

При работе с любыми материалами всегда важно думать о своём здоровье и минимизировать варианты негативных последствий. Даже если вы обрабатываете мелкие заготовки и пользуетесь всего парой инструментов, не стоит пренебрегать безопасностью. Для уменьшения риска соблюдайте следующие правила:

  • Всегда надевайте защитные очки. При работе молотком и зубилом будут откалываться осколки, которые могут поранить глазное яблоко.
  • Надевайте маску или респиратор. В заготовке может содержаться вредный для организма асбест.
  • Защищайте руки перчатками, чтобы избежать мозолей и ссадин. Материал зачастую бывает шероховатый с острыми выступами.
  • Инструмент должен быть прочным и острым. Это облегчит обработку и снизит риск травмироваться от поломки инвентаря во время работы.

Процесс создания поделки

Чтобы начать резьбу по камню своими руками, важно знать ещё кое-какие нюансы. Они, как правило, возникают в процессе работы. Поэтапная резьба по камню:

  1. Создание на бумаге рисунка. За основу берите простую картинку.
  2. Представить плоский эскиз более объёмным. В этом поможет абстрактное мышление.
  3. Определить направление слоёв изгиба. Высекать необходимо вдоль этих линий, для того чтобы ваше изделие не раскололось. Это же правило применяется к трещинам на заготовке. Не высекайте поперёк.
  4. Зубило необходимо вести от края к центру и под углом не более сорока пяти градусов. Если всё правильно делать, от изделия будут откалываться небольшие осколки.
  5. На завершающем этапе нужно обработать изделие напильником, но не в классическом варианте, а от себя.
  6. Для полировки воспользуйтесь мелкозернистой наждачкой.

Когда вы закончите обработку наждачной бумагой, промойте изделие раствором соляной кислоты с водой и дайте ему просохнуть. Затем нанесите на камень специальную грунтовку. Она даст лёгкий блеск и защитит вашу работу от сколов и повреждений.

Originally posted 2018-08-29 11:03:04.

Советы для новичков

Если вы решили приобщиться к резьбе по камню, то предлагаем ознакомиться с некоторыми особенностями работы для начинающих.

Первым делом, перед началом работы необходимо правильно выбрать камень. Если у вас мало опыта в резьбе и небольшой набор инструментов, самым лучшим материалом станет стеатит. Он легко поддается обработке, для этого не требуется прикладывать больших усилий.

Но имейте в виду, что некоторые разновидности мыльного камня содержат абсент, длительное вдыхание которого представляет опасность для здоровья.

Наилучшим соотношением податливость/износостойкость обладает алебастр или известняк.

Избегайте камней твердых пород (гранита, мрамора). Для их обработки пригодно только специальное оборудование, своими руками сделать из них что-нибудь довольно сложно.

По размеру камень должен превосходить предполагаемый результат резьбы.

Проверьте камень на наличие трещин. Так как это природный материал, избежать изъянов полностью не получится, но лучше, чтобы их было минимальное количество. Это понизит риск раскола камня при работе.

Прочтите это: Резьба по дереву: фотографии, рисунки и эскизы для работы

12 методов обработки ДСП от влаги

Отправим материал на почту

  • Чем покрыть и обработать ДСП от влаги
  • Ламинирование поверхности
  • Оклеивание полимерными пленками
  • Отделка бумажно-слоистыми полимерами
  • Шпонирование
  • Нитроцеллюлозный лак
  • Обработка ДСП олифой
  • Покраска плит ДСП клеем ПВА
  • Пропитка ДСП — защита от запаха
  • Обработка стыков и кромок
  • Разновидности грунтовки для древесно-стружечных плит для их защиты
  • Краска из баллончика также применима в целях грунтования. Этот вариант подходит для небольшой поверхности ДСП.
  • Покрытие краской
  • Чем обрабатывать ДСП перед укладкой линолеума
  • Заделка стыков ДСП на полу
  • Заключение

Древесно-стружечная плита – широко распространённый в строительстве материал. При проведении мероприятия по защите ДСП от воды, срок его эксплуатации возможно увеличить в разы.

Читайте также:
Жидкий металл: уникальная новинка для декоративной отделки

Чем покрыть и обработать ДСП от влаги

Плиты из древесной стружки используют при строительстве зданий и производстве мебели. Невысокая стоимость и возможность применения при разных условиях объясняют популярность ДСП. Однако из-за влаги и особенностей состава материал подвержен быстрому разрушению.

Ламинирование поверхности

При ламинировании плиту обрабатывают пленкой с бумажно-смоляным составом. Процесс происходит при температуре, достигающей 200°С, и давлении – до 30 МПа, благодаря чему поверхность ДСП получает защитный слой из расплавленной смолы. После ламинирования плита может выглядеть глянцевой либо стать похожей на дерево. Такая обработка защищает от механических повреждений, повышенной влажности и от воздействия солнечного излучения.

Оклеивание полимерными пленками

Чтобы обработать ДСП полимерной пленкой, необходимо обмазать клеем плиту и под прессом нанести термопластичный материал. В основном используют поливинилхлоридную пленку, иногда заменяя акриловой и полистироловой. Оборудование для отделки ДСП таким способом также подходит для обработки бумажно-слоистыми полимерами и шпоном. Метод нанесения бывает холодным и горячим. Полимерными пленками можно оклеить профильные детали из ДСП. Однако плиты после этого не отличаются стойкостью к высоким температурам и прочностью.

Видео описание

Как закромить и обработать ДСП кромкой.

Отделка бумажно-слоистыми полимерами

В качестве облицовки ДСП полимерами используют различные материалы, которые ложатся слоями. Это может быть бумага, шпон, ткань и другие наполнители. Обработка бумажно-слоистыми полимерами подразумевает использование бумаги, которая обладает хорошей прочностью и пластичностью, а также улучшает внешний вид ДСП. Перед отделкой плиту нужного размера очищают от пыли с применением щеток и сжатого воздуха для достижения максимального сцепления между ДСП и полимером. Облицовка происходит под прессом.

Процесс может быть холодным и горячим. В первом случае клей ПВА-дисперсии наносится между древесной плитой и бумажно-слоистым полимером. Во втором случае используют клей ПВА или на основе карбамида. Из-за необходимости задействования помещений большой площади, при одинаковых результатах холодное прессование менее востребовано, по сравнению с горячим. Спецоборудование и высокие температуры обеспечивают конечный этап облицовки, во время которого происходит формирование нужной геометрии с приданием изгибов.

Шпонирование

Отделка натуральным шпоном листов ДСП на самом деле называется фанерованием. Таким способом обрабатывают не только древесно-стружечные плиты, но и мебельные щиты. В результате получается мебель, превосходящая по качеству ламинированную. Тем не менее ламинат обладает большей прочностью в сравнении со шпоном.

Нитроцеллюлозный лак

Нанесение вещества на поверхность ДСП – один из способов защиты от влаги. При этом свойства нитроцеллюлозного лака сходны со свойствами полиуретанового. Плита после нанесения лака становится неустойчивой к механическим повреждениям на максимально допустимом уровне, а вода не проникает внутрь ДСП. Нитроцеллюлозный лак не требует предварительной подготовки поверхности перед нанесением, но обработка грунтовым составом улучшит результат.

Древесно-стружечные плиты прослужат долго, если использовать комбинированную защиту. Прежде чем нанести лакокрасочное покрытие на поверхность, необходимо пропитать листы ДСП защитным составом.

Уже больше 50 лет листовой материал используется в качестве покрытия пола. С течением времени технологии производства улучшают качественные и структурные характеристики ДСП.

Плиты производятся из экологически чистого материала с возможностью противостоять воздействию влаги и механическим повреждениям. Низкая стоимость, объяснимая производством из остатков древесины, в сумме с хорошим качеством вывела ДСП в лидеры среди сходных материалов. Черновой вариант использования плит в качестве напольного покрытия продлит срок службы любого пола.

Видео описание

Видео урок. Как сделать так что бы ЛДСП не разбухло.

Обработка ДСП олифой

К простым методам обработки листового материала относится нанесение олифы. Этот способ выбирают при укладке плит перед созданием стяжки пола в черновом варианте. Олифу наносят на всю поверхность ДСП дважды. Поперечные грани листов требуют обработки олифой не менее трех раз.

Битумный лак в качестве добавки к жидкости улучшит устойчивость к влаге. Соотношение 1:5 считается проверенным вариантом при смешивании.

Покраска плит ДСП клеем ПВА

Если есть необходимость в монтаже перегородок и выравнивании стен плитами из прессованной стружки, листы подлежат обязательной обработке. Вода не нанесет вред материалу при обработке поверхности клеем ПВА. Это простой и надежный вариант. Использовать ДСП следует после окончательного высыхания клея.

Нанесение двойного слоя ПВА облегчит дальнейшие строительные работы. Краска, шпатлевка или штукатурка будет легко ложиться на плиты, как будто стены предварительно грунтовали.

Пропитка ДСП — защита от запаха

ДСП – природный материал, производимый на основе древесины. Технология изготовления обусловила восприимчивость плит к влаге и способность поглощать запахи. Избежать неблагоприятных последствий поможет пропитка материала специальными составами.

Деревянные поверхности и листы ДСП обрабатывают как можно раньше, чтобы предотвратить впитывание влаги. После нанесения пропитки строительный материал прослужит дольше.

Обработка защитным составом – начальный этап работ. После окончательного высыхания поверхность штукатурят или красят в зависимости от намеченного плана.

Разнообразие отделочных материалов для пропитки ДСП на строительном рынке достаточно широко. Хорошо зарекомендовали себя следующие фирмы-изготовители:

  • пропитка «Wood Protect» для наружных и внутренних работ. Состав основан на алкидном лаке, который формирует водоотталкивающую пленку. В результате поверхность отлично переносит перепады атмосферы;
  • универсальная пропитка «МультиПротект». Используется при обработке камня, бетона и деревянных поверхностей. После покрытия составом ДСП становится пригодным для применения самоклеящейся пленки.

Перед началом обработки листы ДСП следует тщательно очистить от пыли и грязи. Это улучшит конечный результат.

Обработка стыков и кромок

Вода всегда найдет углубление или самое низкорасположенное место. Любые стыки на поверхности собирают достаточное количество жидкости. Таких соединительных мест в секционной мебели, которую изготавливают в основном из ДСП, много.

Кухни наиболее подвержены воздействию влаги: частая готовка и мойка посуды разрушают мебель. Первыми портятся столешницы и места, расположенные рядом с раковиной и кухонной плитой. Хорошим примером послужит часть столешницы с вмонтированной раковиной. Со временем кран начинает капать, а вода попадает на незащищенный край ДСП. В итоге столешница разбухает и портится.

Читайте также:
Пеностекло: технические характеристики, преимущества и недостатки, применение и особенности монтажа

Избежать порчи мебели можно с помощью предварительной обработки. Высушенный стык сначала промазывают клеем ПВА, а после полного высыхания в качестве дополнительной защиты наносят строительный герметик или силикон.

Сушилка для посуды, расположенная в шкафу, становится источником влаги. Отсутствие поддона делает уязвимым ДСП. Сберечь кухню поможет обработка поверхности герметиком с предварительным обезжириванием.

Санитарный силикон для мебельных швов избавит от появления плесени. Материал можно подобрать в нужном цвете.

Части мебели без ламинированного покрытия требуют дополнительной защиты в виде соединительных и торцевых планок, которые могут быть металлическими или пластиковыми. Перед установкой этих элементов кромку столешницы также высушивают и обрабатывают мебельным лаком, клеем ПВА либо герметиком.

Разновидности грунтовки для древесно-стружечных плит для их защиты

Обработка листового материала подразумевает нанесение грунтовки, которая бывает в виде:

  • Морилки. Применяется для плит из прессованной стружки после ламинирования. Жидкость делает текстуру более выраженной, улучая внешний вид.
  • Лака. Бесцветный вариант выбирают для защитной функции. Различные тона лака используют с декоративной целью.
  • Акрилового состава на водной основе. Требует предварительной обработки ДСП, поскольку легко впитывается.
  • Латексного состава. Лакокрасочные материалы водно-дисперсионного вида обеспечивают надежную защиту от попадания жидкости. Недостатком считается высокая стоимость и сложности с удалением покрытия.
  • Алкидной эмали. Достоинством этой грунтовки является возможность нанесения без предварительной подготовки поверхности. Такая обработка увеличит расход грунтовки.
  • Краска из баллончика также применима в целях грунтования. Этот вариант подходит для небольшой поверхности ДСП.

Краска из баллончика также применима в целях грунтования. Этот вариант подходит для небольшой поверхности ДСП.

Перед покраской древесно-стружечных плит выбирают грунтовку, которая способна хорошо пропитать материал, чтобы сократить пористость. Акриловая грунтовка с добавлением латекса и антисептическим составом защитит от плесени и проникнет в глубокие слои ДСП.

Улучшить конечный результат поможет правильный выбор краски и грунтовой смеси. Материалы для отделочных работ должны иметь одинаковый состав. Для акриловой краски подойдет такая же грунтовка.

Перед нанесением алкидной эмали поверхность дважды обрабатывают олифой.

Покрытие краской

При отсутствии ламинирования на древесно-стружечной плите ее обрабатывают лакокрасочным материалом несколько раз. Для наилучшего результата следует соблюдать такой порядок действий:

  • Очистка ДСП от частичек пыли и грязи.
  • Нанесение на листовой материал подогретой олифы.
  • Нанесение второго слоя холодной олифы.
  • Покраска первым слоем.
  • Высыхание.
  • Покраска вторым слоем.

Чем обрабатывать ДСП перед укладкой линолеума

Листы стружечного материала требуют нанесения защитного покрытия в обязательном порядке независимо от вида пола. Напольное покрытие может быть бетонным или дощатым. С типом обработки ДСП определяются после выбора крепежной техники на песчано-цементной стяжке.

Если листовой материал укладывают на бетон, то на древесно-стружечные плиты с тыльной стороны наносят лакокрасочное покрытие битумного типа или олифу. Обработка горячей жидкостью доказала свою надежность с течением времени. За счет высокой температуры олифа глубоко проникает в слои ДСП и высыхает за двое суток. Следует дождаться полной просушки плит перед укладкой материала на пол. Полиэфирные и акриловые лакокрасочные материалы обеспечат легкую обработку поверхности ДСП с лицевой стороны.

Укладка линолеума на древесно-стружечные плиты требует наличия ровной и гладкой поверхности. Для этого покраску акриловыми и полиэфирными составами производят в горизонтальном положении. Так удастся избежать подтеков краски и волн.

Видео описание

Покраска ДВП И ДСП.

Заделка стыков ДСП на полу

Напольное покрытие всегда находится под давлением. Листы материала неплотно прилегают друг к другу, поэтому могут «играть». Заделка швов ДСП шпатлевкой – не лучший вариант. Опытные мастера предлагают использовать другие способы для устранения стыков.

Заделка швов подразумевает приготовление смеси на основе горячего столярного клея и древесных опилок. Состав под действием высокой температуры проникает в щели и не дает влаге портить ДСП. Достоинством такого способа борьбы с «играющим» полом является низкая стоимость. Однако придется подождать несколько дней, чтобы смесь просохла. Ходить по полу до полного высыхания нельзя.

Если время играет важную роль, то можно использовать состав на основе эпоксидной смолы и мелких опилок. Замазка быстро сохнет, поэтому не стоит готовить большой объем заранее. Хороший результат обходится большими затратами на эпоксидную смесь.

Заключение

Любой из предложенных методов заставит ДСП прослужить долго и надежно. Дополнительное покрытие линолеумом увеличит срок службы.

Древесно-стружечная плита – отличный вариант для качественного пола. Надлежащая обработка и подготовка листов к укладке продлит эксплуатацию.

Чем покрыть и обработать ДСП от влаги

Невысокая стоимость ДСП, высокие эксплуатационные характеристики, универсальность применения сделали их очень востребованным материалом. Наиболее частые сферы применения ― мебельное производство и строительство. Главным врагом этих плит является вода – стружка увеличивается в объёме, плита разбухает, коробится и крошится.[contents]

Ещё в самом начале изготовления опилки и стружку после просушки пропитывают формальдегидными смолами. После прессования поверхность плит ламинируют, иногда даже лакируют.

Но защита поверхности не спасает от проникновения влаги торцы, через которые она поступает внутрь. Скапливаясь внутри, вода постепенно начинает проникать в древесные волокна, что приводит к разрушению плиты. Следовательно, от жидкостного проникновения в период эксплуатации спасать надо в первую очередь торцы. Если они будут наглухо загерметизированы, срок службы плит намного увеличится.

На фото – последствия воздействия воды на столешницу из ДСП

Почему именно торцы являются стартовой площадкой для разрушения? Да потому что производство плит нужных стандартных размеров, равно как и подготовка разных по величине кусков материала, требует распила. При этом нарушается целостность волокон древесины.

Читайте также:
Чем обработать сруб из бревна - обзор средств

Таким образом, защита ДСП от влаги осуществляется по трём направлениям:

  • пропитка древесных волокон смолами;
  • специальная обработка поверхности;
  • герметизация торцов.
  1. Первый шаг по пути влагостойкости
  2. Обработка поверхности плит
  3. Обработка стыков и кромок
  4. Заделка стыков ДСП на полу

Первый шаг по пути влагостойкости

Уже в начале производства ДСП осуществляется процесс, призванный защитить их от проникновения воды – так называемое осмоление стружки. Благодаря этой операции достигаются две цели ― насыщение волокон смолами и их склеивание. Для большей части изготавливаемых плит применяются формальдегидные смолы, уже по определению являющиеся гидрофобным компонентом изделия.

Зеленые вкрапления в ДСП – специальные водоотталкивающие компоненты

В случаях, когда от плит требуется ещё большая влагостойкость, применяют другое связующее, то есть формальдегидную смолу заменяют на мочевиномеламиновую. Она гораздо прочнее склеивает между собой стружки, тем самым являясь более сильной преградой на пути влаги. При дополнительном введении в стружечный ковёр расплавленного парафина или его эмульсии, влагостойкость ДСП ещё увеличивается.

Обработка поверхности плит

Лицевая и обратная поверхности плиты, как самые большие площади соприкосновения, без всякой защиты могут пропустить сквозь себя и впитать, соответственно, наибольшее количество жидкости. Будет не лишним покрыть эти плоскости чем-нибудь влагозащитным. Некоторые из способов такого покрытия возможны только в заводских условиях, некоторые ― и в домашних.

Один из главных способов защиты ― ламинирование. При нём на отшлифованную ДСП при высоком давлении и большой температуре укладывается меламиновая плёнка. Суть этого процесса не в прессовании, а в том, что в этих условиях плёнка полимеризует поверхность плиты, становясь с ней одним целым.

Есть ещё один способ, выполняемый в заводских условиях ― это каширование. Здесь также применяются давление и нагрев, но более щадящие. Уже отвердевшую плёнку прижимают к покрытой клеем плите. Если ламинирование ― химический процесс, то каширование ― механический.

Составляющие ламинированного ДСП

В домашних условиях часто неламинированную ДСП покрывают для защиты несколькими слоями краски. Перед покраской поверхность предварительно обработать:

  • с поверхности тщательно сметается и стирается пыль;
  • для первого раза плита промазывается горячей олифой;
  • далее это делается холодной олифой до образования наружной корочки;
  • поверху производится покраска. При любых способах покраски надо помнить, что каждый последующий слой краски наносится на уже высохший предыдущий.

Есть ещё несколько способов защиты от промокания. Например, поверхность, которая не будет подвергаться механическому воздействию, можно защитить так: натереть стеарином, потом нагреть феном. Дать остыть, и повторить это ещё пару раз. Или же: одна часть битумного лака мешается с пятью частями олифы. Покрытие осуществляется дважды.

Обработка стыков и кромок

Вода всегда ищет самое низкое место, углубление. А чем же, как не углублением, являются стыки на горизонтальных плоскостях? Особенно много таких стыков в корпусной мебели, которая производится как раз из ДСП. Кухонная мебель же вообще, как на передовой: и воды с избытком, и испарений хватает. Наиболее подвержены воздействию влаги мойка, шкаф с сушкой, столешница, мебель возле и над кухонной плитой.

Краны все когда-то начинают подтекать. Так вот в мойке самое перспективно опасное место там, где в столешницу врезается смеситель. Это место контакта металла и дерева. Возможно не только подтекание крана, но и конденсация воды в месте контакта. Поэтому это место зачищается, сушится феном. Далее наносится слой клея ПВА, после высыхания которого ― силикон. Можно строительный герметик, это тоже силиконовая масса, ею от протекания даже оконные рамы герметизируют.

Кромка не только защищает ДСП от воздействия влаги, но и уменьшает выбросы вредных веществ

В посудном шкафчике следует проверить наличие или отсутствие поддона: если его не будет, то жидкость, стекая на дно шкафчика, испортит его. Для всей кухонной мебели, где возможно намокание, надо взять себе за правило: обезжирить это место и потом не жалеть герметика.

Для заделки швов лучше использовать санитарный силикон подходящего оттенка: не будут на поверхности появляться тёмные плесневые пятна.

Неламинированные кромки столешницы закрывают соединительными или торцевыми планками. Они бывают металлическими или пластиковыми. Защита не ахти какая, поэтому предварительно торец столешницы следует обработать силиконом. Другой способ защиты ― нанесение на место среза мебельного лака или клея ПВА. Предлагаемые строительным рынком самоклеящиеся плёнки или скотч надёжной защитой назвать нельзя.

Заделка стыков ДСП на полу

Трудность заключается в том, что на полу плиты постоянно подвергаются значительным физическим нагрузкам, они “играют” относительно друг друга. По этой причине шпатлёвка держаться не желает. Существует несколько народных способов заделки таких швов.

Швы замазывают эпоксидкой, смешанной с опилками. Опилки предварительно мелко просеивают. Состав схватывается очень быстро, поэтому сразу большой объём такой замазки заготавливать не стоит. Такая защита служит долго и надёжно. Но цена эпоксидки высока, и заделка швов обходится дорого.

Можно заменить эпоксидку горячим столярным клеем. Надо замешать в нём опилки и пройтись по швам.

Эффект достигается даже больший, чем с эпоксидкой, так как горячий клей проникает глубоко внутрь. Такой способ и от влаги спасает, и стык перестаёт “играть”. Правда, несколько дней по такому полу желательно не ходить, так как столярный клей долго сохнет.

Обходится такой способ значительно дешевле. А если пол ещё поверху покрыть линолеумом, то о порче плит ДСП вообще можно забыть.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: