Пигменты для краски – виды и свойства

Пигменты для красок

  • Состав
  • Функции
  • Растворители

Каждая краска состоит из нескольких составляющих. В основе лежит обычно клейкая масса, которая должна скрепляться с поверхностью. Также существует множество цветов красящих веществ. Это говорит о том, что есть различные пигменты краски, которые можно выбрать для любого вкуса.

Состав пигментов

Они обычно выглядят как микрочастицы из твердого материала. Их распределяют в общей массе связующего элемента или образователе пленки. Есть еще вспомогательные пигменты. О них мы поговорим позже. Также существуют еще добавки, которые краску делают дешевле.

Настоящий пигмент может привнести отличную лепту в краску. Так как благодаря ему можно придать красящему элементу ценное качество. Он может придать свойство противокоррозийное, а также положительное качество покрытию. Что же касается удешевителям, то они никак не влияют на эти качества. Они только добиваются более низкой цены, которая позволяет лучше расходиться товару. Еще они могут повлиять на глянец, на яркость, а также облегчить шлифовку.

Основным пигментом служит диоксид титана.

Почему именно он? Так как это позволяет добиться пастельных или даже белых тонов. Ведь большинство интерьеров именно и отличаются такими светлыми цветами, но никак не яркими, которые могут быть поистине единичными. Такое же качество цвета наблюдается не только с квартирным интерьером, но и с автомобилями.

Обычно под диоксидом титана понимается только высококачественные пигменты. Используется его рутильная форма. Преломление является нам как показатель на высоком уровне. Дисперсность и размер микрочастиц – все просчитано по своим качествам. Кристаллы диоксида титана являются химически инертными, но при этом им свойственно фотоактивное свойство. Для того чтобы иметь качество фотоактивности в минимальном проявлении, применяется свойство покрытий, которые способствуют доведению фотоактивности до минимума. Это обычно связующий пигмент.

Помимо диоксида титана еще применяются такие вещества, как диоксид кремния, а также оксид алюминия. Для этого используется их различное соотношение, что позволяет добиться правильной концентрации, чтобы краска отлично ложилась на поверхность. Так как благодаря им уменьшается активность фотоэлементов практически до нуля, то они способствуют тому, что пигмент становится связующим звеном в дисперсном варианте.

Выделим два вида дисперсных элементов.

  1. Органические.
  2. Неорганические.

Ранее существовали такие пигменты, которые содержали свинец. Это были основные три типа пигментов. Речь идет о:

  • Хроматах,
  • Карбонатах,
  • Оксидах.

В современной практике подобные пигменты были отменены и уже практически полностью изъяты из употребления. Их заменяют безопасными пигментами. Правда, такое положение вещей приводит к тому, что не всегда удается пигментом-заменителем добиться антикоррозийного свойства и качественного цвета.

Для того чтобы правильно подобрать цвет, использовался обычно опытный колорист. Теперь же применяют компьютерные технологии. Хотя заменили еще не всех колористов, наиболее простые цветовые сочетания уже выполняют только компьютеры. Так в моде сейчас инструментальный подбор.

Таблица. Наиболее распространенные пигменты для красок.

Сажа, карбонат меди, диоксид марганца

Анилиновый черный пигмент

Хромат свинца, цинк и барий; сульфид кадмия, оксид железа

Никель желтый азопигмент

Синие, фиолетовые цвета

Ультрамарин, берлинская лазурь, кобальт синий

Карбозолов фиолетовый, индантрен голубой пигмент

Фталецианиновый зеленый пигмент

Красный оксид железа, селенид кадмия, свинцовый сурик

Толуидиновый красный, хинакридонный пигмент

Диоксид титана, оксид цинка, оксид сурьмы, карбонат свинца

Если речь идет о покраске машин, то пигмент должен быть совместно с чешуйчатым элементом из серии металлов, а именно алюминия. Получается в итоге прекрасное покрытие, которое имеет металлический блеск, что привлекает внимание к покрытию автомобиля каждого участника дорожного сообщения.

Благодаря тому, что выбираются самые разные размеры элементов, а также меняется их расположение, возможно получить самые разные оттенки металлического цвета. Оптический эффект будет самым разным. По-другому достичь такого эффекта просто невозможно. Правда, получить нужный цвет, таким образом, достаточно сложно, поэтому не всегда есть возможность их использовать. Но эстетика требует, как говорится, жертв.

Функции пигментов

Теперь поговорим о восполняющих пигментах, а также о том, что такое наполнители и удешевляющие элементы. Ведь они все в совокупности несут качество материала то же, но вот стоимость становится намного ниже.

Подобные вещества используются для самого большого числа элементов и материала. Они являются чем-то, что входит в состав практически всех современных красок, чтобы достичь нужных целей. Так как подобные пигменты имеют самую недорогую цену, то наряду с пигментами, которые мы рассмотрели выше, используют вспомогательные пигменты, чтобы достичь нужного эффекта.

В частности, вам может потребоваться создать пастельный цвет. Для этой цели используется основной пигмент, а именно, диоксид титана. Так получается эмульсионная краска белого цвета. Но данный элемент не может придать матовости краске. К тому же он вообще не для этого был придуман. Поэтому используются специальные частицы, которые немного грубодисперсные. Например, берут карбонат кальция. Когда его сочетают с указанным пигментом, то достигается белизна матового качества, чего невозможно получить из обычного основного пигмента.

Такой матовый цвет может быть использован для грунтовки, для промежуточных слоев. Обычно его используют для покраски автомобилей. После такого покрытия, которое не может быть основным, еще используется глянцевое. Как бы там ни было, но вспомогательные пигменты несут свой вклад не только в дешевизну краски, но и в дополнительные качества веществ.

Обычно подобные элементы являются бесцветными. И выбирают для добавления в уже имеющийся цвет именно бесцветные вспомогательные пигменты. Обычно их размеры невелики. Они находятся в пределах от доли до десятка микрон. Преломление выходит наряду с тем связующим веществом, в которое входит вспомогательный пигмент. Это означает, что покрыть подобным материалом поверхность сложно. Именно по этой причине удешевляющие добавки не могут использоваться самостоятельно, но только как добавление.

Если добавка выполнена в качестве пластинчатого типа, то она может защитить поверхность от воды. Материал становится водонепроницаемым. А это означает, что подобные вещества можно использовать в качестве антикоррозийного покрытия. Можно взять тальк, который часто применяют в автомобилях при их покрытии. Так можно добиться облегчения в шлифовке покрытия, которую нужно сделать перед тем, как нанести последний слой.

Читайте также:
Водоэмульсионная или вододисперсионная краска - отличия и особенности

Обычно удешевляющая добавка добывается прямо из природных материалов. Поэтому они требуют предварительной очистки. Все зависит от того, какая цель преследуется при использовании вспомогательных пигментов. Правда, они не имеют определенных устойчивых свойств, которые есть у основного пигмента. Поэтому может меняться состав частиц, их размеры, дисперсность.

Часто используются синтетически вещества, которые представляют собой наполнители на основе полимеров. Они могут быть в виде шариков, которые имеют диаметр до тридцати микрометров. Внутри каждого бисерного шарика находится воздух, размеры у него вообще субмикронные. Правда, такие наполнители оказались слишком дорогими, поэтому не получили широкого применения. Их просто на просто никто не стал покупать. Но если есть конкретная цель в использовании данного вещества, то можно использовать и данные полимерные шарики.

Пигменты для красок – разновидности, классификация

Виды пигментов для красок и особенности применения

Пигменты для красок представляют собой разбавленные посредством особых веществ тонко помолотые порошки, которые добавляют в лакокрасочные средства. Разноцветные краски (колеры) делают за счет смешивания различных пигментов.

Пигментирующие средства можно в целом классифицировать как искусственного и натурального происхождения.

Кстати, последние можно поделить на неорганические и органические, а природных веществ не так уж много, но в строительстве их используют активно, потому что их применение обойдется куда дешевле, чем производство компонентов искусственного типа.

Цвета пигментов

Для получения разных цветов могут быть использованы такие виды пигментов:

  • Желтый – охра или крон.
  • Белый – известь, мел или белила.
  • Синий – лазурь или ультрамарин.
  • Красный – мумие, сурик (свинцовый или железный), а еще киноварь.
  • Зеленый – свинцовая или хромовая зелень.

Далее рассмотрим, какие есть виды пигментов, боле подробнее.

Разновидности

Пигменты натурального происхождения

Итак, рассмотрим подробнее.

Минеральные красители

Пигменты, выполненные на натуральной базе, извлекают из окислов и металлов. К числу источников для получения красителей можно отнести еще и неорганические элементы с такими цветами, как:

  • Железные окислы (коричневый, желтый и красный).
  • Марганец (коричневый, фиолетовый и желтый).
  • Хром (зеленый).
  • Сурьма (желтый).
  • Медный окисел (красный, изумрудный и ярко-зеленый).
  • Охра (темно-желтый, золотистый, бледно-желтый, а при прокаливании красный).
  • Марс (темный и светлый коричневый).
  • Умбра (красно-коричневый и зелено-коричневый).
  • Ультрамарин (ярко-синий).
  • Ван-дик (коричневый).

Красители минерального типа характеризуются высокой степенью прочности, обладают устойчивость, к свету, прекрасной смешиваемостью и сочетаемостью со связующими компонентами.

Характеристики определенных неорганических пигментов:

  1. Охра в сухом виде. Извлекают ее из минералов глинистого типа, которые окрашены посредством гидратированных оксидов железа. Цвет охры в сухом виде желто-коричневый или просто желтый. Охра применяется как окрашивающее вещество при создании цементного раствора, который будет использован для получения декоративного вида штукатурки. Также применяется при создании клеевых и силикатных лакокрасочных составов. Средства с охрой прекрасно подойдут для окрашивания изделий из древесины, бетона и металла. Пигмент отличается прекрасной укрывистостью, степенью прочности и устойчивостью к щелочам, а также к свету.
  2. Сиена натурального происхождения. Еще один сухой пигмент для краски, а точнее глиняное окрашивающее вещество желтого цвета. На вид очень напоминает охру, но в составе сиены есть много оксида железа, а также кремнезема. Сиена обладает устойчивостью к щелочам, извести и используется почти во всех видах краски. При смешивании с маслом сиена получает лессировочные характеристики, и также составы часто применяют при работах по отделке по дорогостоящим древесным породам.
  3. Железный красный сурик. Он включает в себя оксид железа и следы от минералов кварцевого типа. Цвет окрашивающего вещества красновато-коричневый. Пигмент добывают посредством тонкого помола железных руд. Вещество само по себе не ядовитое, но его пыль может содержать токсины. Разные марки сурика железного используются для добавления в алкидные виды грунтовочных средств и лакокрасочных материалов особого назначения (для окрашивания судов и составы антикоррозийного типа). Еще сурик нашел применение в масляных составах для окрашивания металлических изделий, которые расположены на открытом воздухе. Цена изготовления элемента небольшая, и потому его применяют для эмалей и клеевых красок.
  4. Натуральная умбра. Пигмент будет включать в себя железные и марганцевые оксиды. Цвет умбры коричневый с оттенком темно-желтого или зеленого. В результате прокаливания умбра получит красно-коричневый цвет. Краситель отличается повышенным уровнем прочности, прекрасными окрашивающими свойствами. Добавление умбры дает возможность маслам просыхать куда скорее, и окрашивающее вещество используется для окрашивания штукатурки, деревянных и металлических изделий.
  5. Хрома оксид. Пигмент делают в результате сложных химических реакций, и цвет бывает от светлого зеленого до темного зеленого. Недостатком хрома оксида является его взрывная опасность, пожарная опасность и токсичность. Преимущества же вещества заключаются в высокой устойчивости к свету, прочности, устойчивости к щелочам и кислотам даже при высокой температуре. Пигмент можно добавлять ко всевозможным пигментам, и оксид хрома используется для особо важных покрытий на химическом предприятии, трубных поверхностях и оборудовании, которое постоянно подвергается воздействию высокой нагрузке термального типа.
  6. Свинцовый сурик. Его цвет может быть ярко-оранжевым или оранжево-красным. Он отличается большим весом, а еще является продуктом окисления глета свинца при высоких температурах. Свинцовый сурик является весьма токсичным материалом, и пигмент будет характеризоваться высокой устойчивостью к щелочам, отличной укрывистостью и антикоррозийными свойствами. Свинцовый сурик отличается низкой устойчивостью ко всевозможным кислотам.
  7. Коричневый марс. Цвет, как понятно по названию, темно-коричневый или светлый коричневый. Пигмент делают при прокаливании смеси, в которой есть марганец, железа оксид, а еще гидрат оксида алюминия. Марс отличается отличной устойчивостью к свету и щелочам, а еще приемлемым уровнем укрывистости и лессировочными качествами. Компонент применяют со связующими в неводных и водных составах. Окрашивающее вещество используют для покраски деревянных и металлических изделий, а также оштукатуренных поверхностей.
  8. Зелень изумрудная. Краситель имеет высокие лессирующие свойства, обладает устойчивостью к световому воздействию, газам и влажности.
  9. Синий кобальт. В этом случае цвет ярко-синий, и вещество является устойчивым к свету, а также прекрасно переносит воздействие атмосферных осадков, характеризуется высокими лессирующими и сиккативными свойствами. Синий кобальт отличается повышенной емкостью масла и невысокой степенью укрывистости.
  10. Берлинская лазурь устойчивая к свету, а еще ей свойственна интенсивность окрашивания и укрывистость.
Читайте также:
Фактурная покраска стен своими руками

Далее рассмотрим еще один вид красителей.

Органические красители

Пигменты, добавляемые в краски, могут быть органическими, и в таком случае органику извлекают из растений и насекомых. Такие виды красителей, в отличие от тех же минеральных, могут растворяться в воде, спирте и масле. Для органики будет характерной меньшая степень прочности по сравнению с минеральными красителями, и так как такие пигменты не создают слоя краски, а попадают в структуру поверхности, то они чаще всего используются при окрашивании ткани. Самым популярным видом органики будет краплак, который извлекают из корней крапа или марены. Еще одним веществом растительного происхождения является индиго, которое получают из вайды. При современной промышленности могут даже сделать синтетические индиго. Из морских моллюсков получают пигменты светлого коричневого цвета, и посредством способа прокаливания из органических материалов получают черные окрашивающие вещества.

Пигменты искусственного происхождения

Окрашивающие синтетические вещества отличаются максимальной степенью устойчивости ко влаге, осадкам атмосферного типа, света и газам. Они характеризуются яркостью цветов, и за счет такого набора качеств пигменты искусственного происхождения давно смогли занять лидирующее место среди остальных видов красителей. Пигменты синтетического происхождения могут быть разделены на минеральные или неорганические. Последние красители производят путем сложных химических реакций, и синтетические пигменты неорганического типа характеризуются постоянством химической структуры, чистым и ярким цветом.

Обратите внимание, что цена изготовления подобных компонентов стоит достаточно дорого по сравнению с натуральными окрашивающими составами. Используется неорганическая синтетика для строительной отрасли, чтобы делать не водные лакокрасочные составы.

Минеральные пигменты синтетического типа делают при сочетании двух или трех составляющих. По способу производства такие красители можно поделить на осажденные из металлических растворов и солей или сделанные посредством прокаливания.

Ультрамарин

Его можно отнести к виду неорганических синтетических красителей. Имеет в собственном составе серу и алюмосиликат натрия. Ультрамарин часто используют для области строительства и в малярных красках, неводных и водных лакокрасочных составах. Такими красками еще окрашивают металл, бетон, древесину и проштукатуренные поверхности. В чистом виде ультрамарин используют очень редко, а если такое и бывает, то цель обычно состоит в том, чтобы нейтрализовать желтую окраску от мела или извести. Также ультрамарин применяют и в качестве лессировочного красителя. Пигмент отличается устойчивостью к воздействию щелочей и света. Но добавление окрашивающего вещества в известковый раствор нежелательно, потому что в таком случае вещество потеряет цвет. Ультрамарин подойдет для взаимодействия со всеми видами связующих при выполнении наружных и внутренних отделочных работ.

Киноварь

Данный краситель характеризуется ярким красным окрасом, но может быть и в темных тонах. Киноварь может быть использована для производства всех типов лакокрасочных средств, которые применяют для окрашивания кирпичных, бетонных, деревянных и оштукатуренных поверхностей. Допускается применение и для внутренних, и для наружных работ по отделке.

Пигменты и свойства ЛКМ

Довольно важным элементов лакокрасочных материалов будет связующий компонент. Его функцией будет соединение пигментных частиц и закрепление их на поверхности. Связующие вещества будут оказывать воздействие и на цвет, потому что они отличаются по коэффициенту преломления световых лучей. Крайне важным показателем для масляных красок будет маслоемкость красителей.

Речь идет про показатель количества масла, которое нужно будет для изготовления красок на определенный уровень пигмента. Показатель емкости масла будет зависеть от общей площади поверхности частичек, а более того, от физико-химических характеристик масла, которое используется в качестве связующего. Еще одним существенным показателем, на который воздействуют пигменты станет скорость просыхания красок. Часть пигментов, например, свинцовые белила и кобальт, делают процесс просыхания интенсивнее. Некоторые пигменты (краплак, газовая сажа и прочие), наоборот, сделают высыхание дольше.

Обратите внимание, что пигмент для красок должен соответствовать эталону цветного фона, который будет определен структурой его частичек, их возможностями по преломлению, поглощению лучей солнца и отражению.

Еще одним требованием к пигменту будет нужная степень дисперсности. Под таким качеством понимают степень измельченности, которой добиваются дроблением механическим методом, отстаиванием, осаждением в растворной смеси (мокрый способ) или благодаря нагреванию в особой печи (сухой способ). Чем ниже будет показатель дисперсности, тем прозрачнее лакокрасочный материал. Дисперсность красителя в определенных красках определяет их оттенок, например, тонко измельченные цинковые белила дают синий оттенок, а сиена увеличит насыщенность тонов. В составах масляного типа повышенный уровень дисперсности приведет к уменьшению показателей пластичности.

Дисперсность воздействует и на иной показатель пигмента – степень укрывистости. Такая характеристика показывает число красителя, нужное на квадратный метр обрабатываемой поверхности. При этом будет подразумеваться, что под слоем материала не будет заметна грунтовка/обрабатываемая поверхность. Показатель зависит от внутренней структуры кристаллов, которым свойственны разные коэффициенты преломления световых лучей.

Красители, имеющие невысокую дисперсность, находятся в базе корпусных и кроющих лакокрасочных составов, а пигменты с высоким показателем имеют в составе лессировочных (то есть более прозрачных) лакокрасочных материалов. Интенсивность, как пигментная характеристика, является способностью менять тональность красочного слоя при взаимодействии с остальными пигментами. Самая большая интенсивность свойственная органическим красителям с высоким уровнем дисперсности.

Классификация и характеристики пигментов для лакокрасочных средств

Для того чтобы краски были более востребованными одних хороших характеристик недостаточно, необходимо еще и разнообразие цветовых решений. Именно с этой целью в них и добавляются цветовые порошки.

Для смешения разных оттенков обязательно нужно наличие:

  1. Белого (как правило это мел, известка или цемент).
  2. Желтого (охра).
  3. Синего (ультрамарин или лазурь).
  4. Красного (сурик).
  5. И зеленого цветов (хромовая зелень).

Типы красок

Пигменты бывают двух видов:

  • на натуральной основе (органические и неорганические);
  • искусственные.

Компонентов изготовленных натуральной основе существует меньше, чем синтетических, но, тем не менее их довольно часто используют во время проведения, например, строительных работ за счет гибкой ценовой политики.

Натуральные краски

Минеральные красящие средства

Все натуральные пигменты добываются из металлов или окислов. Сюда также можно отнести некоторые неорганические вещества определённых цветов:

  1. Из окислов железа получают желтые, красные и коричневые оттенки.
  2. Из марганца – желтый, фиолет или коричневый цвета.
  3. Из хрома извлекается зеленый пигмент.
  4. Из кобальта – синий оттенок.
  5. Медные окислы дают изумрудный цвет, насыщенный зелёный и красные оттенки.
  6. Из сурьмы получают желтый цвет.
  7. Из охры золотистые и бледно – жёлтые тона (если ее проколоть – красный цвет).
  8. Из марса извлекаются все оттенки коричневого.
  9. Из умбры красно-коричневые и зелено-коричневые тона.
  10. Из ультрамарина можно получить яркий синий цвет.

Минеральные краски имеют высокой уровень прочности. Также они светоустойчивые, хорошо взаимодействую с другими красителями и за счет наличия связующих компонентов хорошо ложатся на поверхность.

Свойства неорганических красящих средств:

  • Сухую охру получают из минералов глины или схожих веществ. Светло – бежевые и желтые тона ей придают окислы железа. Вещество часто применяют если необходимо изготовить, например, цемент, или штукатурку. Охру добавляют в силикатные красящие средства. В целом такие составы используются для покрытия оснований из бетона, металла или дерева. Они наделены высоким уровнем прочности, достаточно непрозрачные, что повышает степень укрывистости. Светоустойчивые и хорошо справляются с воздействием щелочей.
  • Окрас натуральной сиены – желтый и она глиноподобная. Присутствует в большинстве красителей. Ее не разрушают щелочи и известка. Если домешать в нее масло она приобретет качества лессировки. Красителями с присутствием этого вещества в составе окрашивают поверхности или изделия из дорогих пород дерева.
Читайте также:
Краски для гипса - выбор и техника нанесения

Красный сурик железный

  • Красный сурик железный имеет красный цвет с коричневатым оттенком. Сам пигмент из вещества можно добыть мелко перемолов железную руду. Во время такой работы нужно защитить кожный покров, слизистые и органы дыхания поскольку пыль от него токсична. Сурик железный входит в состав некоторых алкидных грунтовочных смесей и ЛКМ для окрашивания металлических поверхностей и конструкций. Также содержатся в ряде средств, предотвращающих образование коррозии, масляных красках и некоторых эмалях.
  • В натуральную умбру входят оксиды марганца и железа. Вещество имеет коричневый цвет с примесью зеленого или желтого тона. Краски, в которых есть умбра имеют высокий уровень прочности. Хорошо взаимодействуют с поверхностями, изготовленными из металла и дерева. Также используются если необходимо покрасить плоскости, покрытые штукатуркой.

Зеленый оксид хрома

  • Пигменты из хрома можно получить только за счет химических реакций. Цветовая гамма вещества варьируется от темных до светлых оттенков зеленого. Вещество токсичное и взрывоопасное. К преимуществам можно отнести прочность и высокую светоустойчивость. Материал не разрушают ни щелочи ни кислоты (в том числе при высоком температурном режиме). Присутствует в красках, предназначенных для нанесения на поверхности и конструкции эксплуатирующихся в условиях высоких температур.
  • У сурика свинцового окрас оранжевый или же красно – оранжевый. Весит вещество достаточно много, а получить его можно из свинцового глета, который окисляется при высоких температурах. Вещество очень токсичное поэтому работать с ним нужно очень аккуратно. К преимуществам можно причислить высокую степень укрывистости. Также материал предотвращает образование коррозии и хорошо противостоит разрушительным воздействиям щелочей, к недостатку – низкую сопротивляемость к кислоте.

  • Из марса коричневого добывается вещество коричневого цвета светлых и темных оттенков. Пигмент извлекается во время нагревания субстанции, в которую также входят марганец, окись железа и алюминия. Вещество светоустойчивое, его не разрушают кислоты и щелочи. Хорошо взаимодействует с поверхностями из металла и дерева, а также покрытыми штукатуркой.
  • Изумрудная зелень светоустойчива, непрозрачная, прочная. Материал хорошо использовать в помещениях с высоким уровнем влажности.

  • К светоустойчивым и прочным материалам также можно причислить кобальт синий. Подходит для покрытия наружных поверхностей, поскольку устойчив к перепадам температуры, осадкам и прочим погодным условиям. К недостаткам можно отнести низкий уровень укрывистости.
  • Берлинскую лазурь хорошо применять если необходимо получить контрастный насыщенный цвет поверхности. Устойчива к свету и достаточно непрозрачная, за счет чего экономно используется.
Органические красящие средства

Такие компоненты получают из растений или некоторых насекомых.

Они растворимы в воде и маслах, чего не скажешь об их «минеральных» собратьях. Вместе с тем органические продукты менее прочны и устойчивы к ряду воздействий за счет чего и уменьшается срок их службы.

В большинстве случаев такие краски применяют для окрашивания текстильных изделий. В связи с тем, что они не способны придать поверхности какой-либо оттенок, а лишь проникают в ее структуру.

К органическим веществам относятся краплак (содержится в корнях морены и крапе), индиго (присутствует в вайде).

Современный рынок предлагает потребителям индиго изготовленный из синтетических компонентов в состав которого входят морские моллюски. Пигмент получается светло – коричневый.

Если же требуется черный цвет сырье просто необходимо подвергнуть воздействию высокой температуры.

Пигменты из синтетических компонентов

Синтетика в целом, чего бы это не касалось, как правило, больше справляется с разными воздействиями из вне и служит более длительный период времени, нежели аналоги из натуральных компонентов. Это касается и красок.

У них намного более высокий уровень устойчивости к влаге, свету и перепадам температурного режима.

Цветовая гамма хоть и не маленькая, но состоит в основном из насыщенных цветов (что характерно для синтетики).

Красящие средства, изготовленные из синтетических компонентов, разделяются на неорганические и на минеральной основе. Первые из которых получаются за счет проведения химреакций. Что касается неорганических красок – они также насыщенные и имеют постоянную химическую структуру.

Чтобы изготовить синтетическую краску затрачивается в разы больше финансов, нежели на изготовление натуральных составов.

Используются синтетические материалы во время проведения строительных работ, а также они присутствуют в составах неводных красок.

Что касается смесей на минеральной основе то для их создания необходимы, как правило, два – три компонента.

Методик изготовления есть всего две. При первой – вещество нужно подвергнуть воздействию высокой температуры, вторая подразумевание оседание металлов и других элементов в растворе.

Ультрамарин

Синтетическая краска, которая изготавливается на неорганической основе.

Широко используется во время проведения строительных работ и входит в состав ряда красителей. Хорошо взаимодействует с бетонными, металлическими и изготовленными из дерева основаниями.

Читайте также:
Почему свернулась краска: причины и способы устранения дефекта

Что касается использования чистого ультрамарина, то к этому прибегают нечасто. Если, например, необходимо ликвидировать желтизну в извёстке.

Красящие средства с содержанием ультрамарина светоустойчивые и не разрушаются от кислоты и щелочей. Ультрамариновые красители одинаково хорошо использовать как при поведении работ внутри помещения, так и снаружи.

Киноварь

Материал представлен по большому счету в насыщенных цветах, хотя есть и темные оттенки.

Вещество добавляют в краски предназначенных для работ с бетонными или отштукатуренными основаниями.

Подходит как нанесения как на поверхности внутри помещения, так и для окрашивания фасадов.

Специфика пигментов

Связующие элементы, содержащиеся в красках, пожалуй, одни из самых важных её составляющих. За счет их наличия красящие средства более ровно ложатся на основу во время окрашивания.

Одной из самых важных особенностей масляных красителей есть то, что они маслоемкие. От этого показателя зависит объем цветового порошка, который необходимо будет затратить, для того чтобы изготовить, то или иное количество красителя.

От чего, собственно, зависит уровень маслоемкости? От общей квадратуры поверхности частичек, и некоторых физических и химических свойств материала, которое выступает связующим.

От пигментов также зависит и то насколько красящее средство быстро, или наоборот, медленно высыхает.

Если в красителе присутствуют, например, белила или кобальт он будет высыхать в разы быстрее, чем, при наличии в нем, например, краплака.

Примечание: каждый пигмент должен отвечать конкретному образцу цвета, который зависит от строения его частичек, их способности поглощать свет и ряда других факторов.

Еще важно помнить про такой критерий как дисперсность красящего состава. Это то, насколько краска сильно и качественно измельчена.

С этим напрямую связана степень её укрывистости. Чем она выше, тем более непрозрачная краска, и наоборот.

В ряде красящих средств от уровня дисперсности меняется и их тон. Например, если необходим синий оттенок, то белила нужно измельчить максимально тонко.

Что касается красителей на масляной основе, то чем выше уровень их дисперсности, тем менее они пластичны.

Примечание: красящие составы с низким уровнем дисперсности подходят для окрашивания металлических корпусов и поверхностей, те же у которых она, наоборот, высокая обладают лессированными характеристиками, и как правило представлены в боле светлых тонах.

Степень интенсивности пигмента представляет собой способность к изменению оттенка красителя при добавлении в него других пигментов.

Наиболее интенсивными являются красящие средства, изготовленные на органической основе с высоким уровнем дисперсности.

Пигменты и наполнители

Природные минеральные пигменты — неорганические компоненты красок.

С древнейших времен и поныне пигменты для красок приготовляются из молотых природных яркоокрашенных минералов (главным образом для темперы в станковой живописи, а также для гуаши и масляных красок).

Синтетические пигменты и некоторые компоненты, не имеющие аналогов в природе, производятся промышленным путем по специальным технологиям.

Назначение и свойства пигментов

Пигменты и наполнители предназначены для придания малярным составам цвета, непрозрачности, улучшения механических свойств и долговечности в эксплуатации.

Пигментами называют цветные тонкоизмельченные минеральные или органические вещества, нерастворимые или малорастворимые в воде и органических растворителях; в качестве пигментов применяют также металлические порошки (пудры). Пигменты бывают природные и искусственные, минеральные и органические.

Каждый пигмент имеет свой цвет и обладает определенными свойствами. К числу общих свойств пигментов относят укрывистость, красящую способность, тонкость помола, светостойкость, огнестойкость, стойкость против химических воздействий, атмосферостойкость.

  • Укрывистость пигмента характеризуют расходом его на 1 м 2 окрашиваемой поверхности.
  • Красящая способность — это свойство пигмента передавать свой цвет в смеси его с белыми, черными и синими пигментами.
  • Тонкость помола пигмента оказывает сильное влияние как на укрывистость, так и на красящую способность. С увеличением тонкости помола возрастают укрывистость и красящая способность.
  • Светостойкость — способность пигмента сохранять свой цвет под действием света. Это свойство очень важно для наружных покрасок зданий и сооружений.
  • Стойкость против химических воздействий — способность некоторых пигментов сохранять свой цвет под действием щелочей и других реагентов.
  • Атмосферостойкость — способность пигментов сопротивляться совместному действию температуры, влаги, углекислоты и других агентов внешней среды. Сурик железный, например, обладает хорошей атмосферостойкостью.
  • Огнестойкость пигментов — способность выдерживать действия высоких температур без разрушения и изменения цвета. Органические пигменты лишены огнестойкости; минеральные пигменты по-разному реагируют на изменение температуры.
  • Антикоррозионная способность — способность в сочетании со связующими защитить металлы от коррозии. Например, железный сурик и свинцовые белила обладают антикоррозионными свойствами, а сажа, наоборот, способствует развитию коррозии.

Виды пигментов

Пигменты минеральные природные получают путем обогащения и измельчения на специальных установках природных материалов (руды, глины). Их используют для приготовления известковых и клеевых красок, шпаклевок и цветных строительных растворов. К этой группе пигментов относят: мел природный молотый белого, цвета; охру сухую желтого цвета (глина с содержанием более 15 % оксида железа); сурик железный (Fe23, FeO) коричнево-красного цвета, обладающий высокой свето- и антикоррозионной стойкостью; мумию естественную сухую (бокситную, светлую и темную), имеющую светло-коричнево-красный цвет; графит серый; глауконит зеленый и пероксид марганца черного цвета.

Пигменты искусственные минеральные получают путем химической переработки минерального сырья. Такими пигментами являются:

  1. диоксид титана Ti02 белого цвета, получаемый из титановых руд;
  2. белила цинковые, получаемые возгонкой металлического цинка с последующим окислением паров цинка; они обладают хорошей укрывистостью, светостойкостью, не ядовиты;
  3. литопон белого цвета, представляющий собой смесь сернистого цинка и сернокислого бария; он недостаточно устойчив против действия атмосферы, применяют преимущественно для внутренних работ;
  4. крон цинковый малярный сухой светло-желтого (лимонного) цвета, представляющий собой двойное соединение оксида хромитов цинка с хромовокислым калием или натрием; содержит небольшое количество основных сернокислых или хлористых солей цинка; применяют в масляных, клеевых и грунтовых красках по металлу;
  5. сурик свинцовый красного цвета получают прокаливанием свинцового глета при температуре 450 °С; обладает стойкостью к действию щелочей, но растворяется в кислотах, хорошо защищает сталь от коррозии; применяют в масляных красках, антикоррозионных грунтовках по металлу и дереву;
  6. ультрамарин синего цвета, обладающий средней свето- и щелочестойкостью; применяют в масляных красочных составах, в цветных растворах и известковых красках;
  7. оксид хрома Сг23 зеленого цвета обладает стойкостью к действию кислот, щелочей, света и высоких температур; получают нагреванием измельченной смеси К2О2О7 с каким-либо восстановителем (порошком древесного угля, серы); применяют во многих красках;
  8. сажа газовая — продукт сжигания газов (ацетилена), является наиболее легким пигментом, имеет высокую кроющую и красящую способность, устойчива к действию кислот и щелочей.
Читайте также:
Краска для крыши - виды, подготовка и нанесение

Металлические порошки применяют наряду с минеральными искусственными пигментами: это алюминиевая пудра — тонкий порошок металлического алюминия — для наружной окраски металлических конструкций и для декоративной окраски; пудра золотистая — бронзовый порошок — для декоративной окраски по металлу.

Органические пигменты представляют собой синтетические красящие вещества органического происхождения, они обладают высокой красящей способностью и чистотой цвета. Органические пигменты нерастворимы или малорастворимы в воде и других растворителях.

К числу органических пигментов, применяемых в красках, можно отнести следующие: пигмент желтый, светопрочный лимонного цвета; оранжевый прочный, красный, алый, лак рубиновый, пигмент голубой фталоцианитовый, светло-синего цвета; пигмент зеленый фталоцианитовый и др. Органические пигменты используют для придания тона красочным композициям на различных связках. Однако щелочестойкость их сравнительно низкая, несколько ниже оказывается и светостойкость.

Виды и назначение наполнителей

Наполнителями называют нерастворимые минеральные вещества, в большинстве случаев имеющие белый цвет и добавляемые в лакокрасочные материалы для экономии пигментов и для придания этим материалам особых свойств, например повышенной прочности, кислотостойкости, огнестойкости и т. д.

В качестве наполнителей для приготовления растворов и выравнивающих составов используют каолин, молотый тальк, песок, пылевидный кварц, андезит, диабаз, асбестовую пыль, волокно и другие материалы.

Роль пигментов и наполнителей в ЛКМ

При введении в лаки пигментов и наполнителей получают пигментированные лакокрасочные материалы. Роль этих веществ в композициях очень важна.

С одной стороны, пигменты дают возможность получить все множество цветов и оттенков эмалей и красок. С другой стороны, многие пигменты для красок это химически активные вещества, способные участвовать в образовании пленки, делать ее прочнее, долговечнее.

Чрезвычайно важна роль пигментов и в повышении антикоррозионных свойств лакокрасочных материалов.

Наполнитель — это целевая добавка. Так, при введении в систему талька, частички которого имеют плоскую форму, материал не только упрочняется, но и повышается его атмосферостойкость.

Молотая слюда улучшает термостойкость, препятствует растрескиванию пленки при высоких температурах.

В зависимости от назначения материала состав пигментной части изменяется как качественно, так и количественно.

Виды пигментированных материалов

Существует несколько видов пигментированных материалов, это: грунтовки, шпатлевки (шпаклевки) и покрывные эмали, краски.

Этим термином обозначают группу материалов, представляющих собой суспензии пигментов или их смесей с наполнителями в пленкообразующем веществе, образующих после высыхания непрозрачную однородную пленку.

Суспензия (взвесь) смесь веществ, из которых одно (твердое) распределено в виде мельчайших частичек в другом (жидкости) во взвешенном состоянии.

Грунтовки предназначаются для нанесения первого слоя покрытия, поэтому к ним предъявляются высокие требования. Они должны обеспечивать хорошее сцепление пленки (адгезию) с окрашиваемой поверхностью и с покрывными материалами, наносимыми по грунтовке (межслойная адгезия). Кроме того, грунтовки должны надежно защищать поверхность изделий и иметь высокую коррозионную стойкость. Для этого в состав грунтовки вводят специальные пигменты.

Существует несколько типов грунтовок:

  • Изолирующие грунтовки обеспечивают низкую проницаемость пленки, препятствуя проникновению влаги, агрессивных сред к окрашенной поверхности. Обычно в такие грунтовки добавляют железный сурик, цинковые белила (оксид цинка) и др.
  • Пассивирующие грунтовки содержат в составе пигменты, способные пассивировать металл. Это в первую очередь различные хроматы и фосфаты, при введении которых в грунтовку даже в небольших количествах на поверхности металла образуется защитная оксидная пленка, предотвращающая коррозию.
  • Протекторные грунтовки содержат в своем составе до 90 % металлических пигментов (порошки цинка, сплав цинка с магнием, свинец). Защита металла протекторными грунтовками обусловлена тем, что при контакте с электролитом лакокрасочный материал, содержащий порошок цинка, цементируется продуктами коррозии цинка, образуя уплотненный слой пленки, который становится непроницаемым.
  • Фосфатирующие грунтовки применяются для фосфатирования поверхности изделий из черных и цветных металлов. Грунтовки облегчают пассивацию металла, фосфатируют его и способствуют значительному повышению адгезии пленки как к черным, так и к цветным металлам. Обычно эти грунтовки состоят из двух компонентов основы и кислотного разбавителя, содержащего ортофосфорную кислоту.
  • Грунтовки-преобразователи ржавчины наносят непосредственно на поверхность, с которой не удалены продукты коррозии (ржавчина, окалина). В состав грунтовок входит ортофосфорная кислота, которая превращает эти продукты в нерастворимые фосфаты железа. Эти грунтовки одновременно с преобразованием ржавчины создают на поверхности полимерную пленку, придающую коррозионную стойкость всему покрытию.

Грунтовки чрезвычайно важные материалы. К сожалению, часто пренебрегают рекомендациями и требованиями по окраске, когда в качестве первой окрасочной операции предлагается грунтование, а это приводит к снижению срока службы покрытия, ускорению коррозии подложки, необходимости более частой перекраски и в конечном счете к перерасходу более дорогих покрывных материалов, увеличению стоимости окрасочных работ.

Подсчитано, что при правильной окраске в общем количестве лакокрасочных материалов грунтовки должны составлять до 30%.

Следует отметить, что грунтовки не обладают высокими декоративными свойствами, поэтому практически не используются самостоятельно в качестве отделочных материалов.

Шпатлевки — высоконаполненные материалы, представляющие собой вязкую пастообразную массу, состоящую из смеси пигментов с наполнителями в пленкообразующем веществе.

Шпатлевки предназначены для заполнения неровностей и углублений, сглаживания окрашиваемой поверхности.

Как правило, шпатлевку наносят на предварительно загрунтованную поверхность, реже на металл. Для того чтобы шпатлевки хорошо просыхали по всей толщине, не давали усадки и легко шлифовались, содержание наполнителей в шпатлевке должно быть высоким.

В быту применяются алкидные (ошибочно называемые масляными), нитратцеллюлозные, эпоксидные и другие шпатлевки.

Для больших ремонтных работ наиболее удобны алкидные шпатлевки, обладающие хорошим комплексом свойств.

Для ремонта небольших повреждений, если требуется быстрое выполнение работы, применяются быстросохнущие нитрошпатлевки. Но надо учитывать, что они содержат большее количество растворителя и поэтому дают усадку. К числу безусадочных шпатлевок относятся эпоксидные и полиэфирные. Они хорошо известны автомобилистам. Это высококачественные шпатлевки, но дорогие. Кроме того, к их недостаткам можно отнести двухкомпонентность, что создает неудобства в работе, и ограниченную жизнеспособность после введения отвердителя.

Читайте также:
Краска для шифера - выбор, подготовка и нанесение

Для строительных работ, выравнивания больших поверхностей сейчас выпускаются шпаклевки на основе водных дисперсий полимеров, однако для подготовки металлических поверхностей их можно использовать только после грунтования.

Эмали и краски предназначаются для получения верхних слоев покрытия, к которым предъявляются высокие и разнообразные требования по декоративности и стойкости к воздействию внешних факторов.

Употребляемые термины «краска» и «эмаль» достаточно близки, но не тождественны.

Краска — это суспензия пигментов или их смеси с наполнителями в масле, олифе, эмульсии, латексе или другом пленкообразующем веществе, образующая после высыхания непрозрачную окрашенную однородную пленку. Ранее этот термин применялся преимущественно к композициям на основе высыхающих масел и олиф. Он сохранился применительно к лакокрасочным материалам строительного назначения (клеевые,вододисперсионные,силикатные и др.), материалам для неметаллических подложек (художественные краски, краски для кожи). Этот термин применяется и для порошковых составов (сухие краски, порошковые краски для металла).

Свойства красок, учитывая разнообразие применяемых пленкообразователей, весьма различны. Они применяются для защиты поверхностей и изделий, эксплуатируемых в самых разных условиях, однако в отличие от эмалей образуют покрытия с меньшей декоративностью.

Эмалями называют суспензии пигментов или их смесей с наполнителями в лаках, образующие после высыхания непрозрачную твердую пленку с различной фактурой (глянцевые, матовые, «муаровые» и др.) и декоративностью.

По физико-механическим характеристикам пленок (твердости, эластичности) и защитным свойствам эмали превосходят масляные и вододисперсионные краски.

Эмали, содержащие, как правило, большое количество пленкообразователя (синтетического лака) и малое количество наполнителя, обладают повышенной декоративностью.

Очень часто различие между красками и змалями ошибочно сводят к блеску: эмали блестят, краски же матовые. Такая упрощенная трактовка терминов встречается, к сожалению, и в литературе по лакам и краскам для быта.

Ассортимент лаков синтетических пленкообразователей чрезвычайно разнообразен. Но число лаков, используемых для производства эмалей, учитывая их разнообразные сочетания для получения заданных свойств, во много раз больше.

В настоящее время пигменты и наполнители находят применение в различных сферах деятельности. Основными покупателями продукции являются предприятия, выпускающие на рынок строительные и лакокрасочные материалы, а также компании нефтяной, химической промышленности и металлургии.

Коротко о красках для живописи. Пигменты.

Дорогие друзья!

Давно хотела сделать подборку по самым распространенным краскам которые используют для написания картин .

Какие свойства у каждой из красок, что входит в состав красок. Вот небольшя подборка или коротенькая статья для информации. Статья совсем коротенькая., но познавательная.Позже я расскажу о каждой краске в отдельной статье.

Пигменты

– красящие вещества – могут быть минерального или органического происхождения или при готовленные химическим путем из природных материалов, главным образом глин, содержащих окислы или соли металлов. Кроме указанных пигментов, в практике живописи используются красители растительного происхождения полученные из листьев, коры и корней растений (шафран индиго и другие), а также пигменты, получаемые обжигом виноградных, персиковых косточек и обжигом костей животных. По словам Плиния (I век н. э.), наиболее древними красками были: мелинум (белый пигмент), желтая краска (видимо, охра), красная (синопская земля) и черная, получаемая искусственным путем. При изучении красочного слоя фаюмских портретов, относящихся к I-III векам н. э., было установлено, что их живописный слой состоял из четырех красок: белой (свинцовых белил), желтой (охры), красной (земляной краски) и черной (угольной). Но на некоторых портретах был обнаружен органический краситель, а на других киноварь двух видов, а также земля зеленая, умбры, органическая черная в смеси с инднго и медная синяя.

По мнению античных и средневековых авторов, самой древней краской были свинцовые белила, которые получали искусственным путем, окисляя уксусом свинцовые стружки. Колер красок, которым располагали античные и средневековые живописцы, был ограниченным. Особая потребность была в зеленых пигментах. Распространенной краской в те времена была ярь-медянка, цвет которой мог иметь оттенки от зеленого и зелено-синего до сине-зеленого и голубого. Эта краска, используемая при приготовлении темперных красок, широко применялась живописцами XV- XVII веков. Изучение красочного слоя картин – XV-XIX веков дало возможность установить, что за этот период применялось в общей сложности до трехсот, видов различных пигментов, что свидетельствует о поисках художниками наиболее подходящих для живописи красок. Но в разное время количество фактически используемых красок было ограниченным. Например, с 1430 по 1600 год живописцы использовали для своей палитры всего одиннадцать пигментов, а в эпоху расцвета живописи, в XVII веке, – всего тринадцать. Южнонидерландские живописцы XV века и их последователи в XVI веке работали тремя синими красками, двумя желтыми, двумя красными и двумя зелеными, белой и черной. Живописцы XVII столетня применяли четыре синие, три зеленые, по две красные и желтые, белую и черную и только в XVIII веке и особенно в XIX веке палитра художников значительно обогащается и совершенствуется.

Для работы в различных техниках живописи используют подходящие для этого виды красок. Все краски содержат цветные пигменты и добавочные вещества. Например, чтобы удерживать частицы пигмента вместе и обеспечить их надежный контакт с рабочей поверхностью, в краски добавляют связующее вещество.

В зависимости от вида техники связующее вещество может быть различных типов: гуммиарабик в акварельной и гуашевой техниках, яичный желток – в темперной, высыхающее масло – в масляной живописи, акриловая эмульсия – в акриловой технике.

Акварель

Акварельные краски относятся к группе клеевых красок. Название« акварель » происходит от латинского слова « аква » – вода, так как вода является растворителем для этого вида красок. Акварель выпускается в виде туб или кювет. У каждого вида существует конкретный тип использования. На рынке акварель представлена художественными и детскими акварельными красками.

Гуашь

Гуашь (в переводе с французского – водная краска) также, как и акварель, клеевая водорастворимая краска. При изготовлении гуашевых красок применяют те же красящие вещества, что и при изготовлении акварели.Это непрозрачная краска, которая ложится плотным слоем на бумагу. В составе гуашеых красок в качестве добавок в разных количествах применяются белила, что придает им белесоватый вид после высыхания.

Читайте также:
Как перевести рисунок с бумаги на ткань: популярные методы, необходимые инструменты и рекомендации

Масляные краски

Масляные краски производятся из пигментов, перетертых в высыхающем масле. По сравнению с другими материалами живописи масляными красками можно работать существенно дольше – до тех пор, пока они сохраняют влажность. В масляной технике нанесенная влажная краска не меняет свой цвет после высыхания.

Темперные краски

По своим свойствам и составу темпера занимает промежуточное положение между клеевыми и масляными красками. Темперные краски можно разбавлять водой и писать на бумаге, картоне, а также, как маслом, по холсту, загрунтованному эмульсионным грунтом.

Акриловые краски

Акриловыми художественными красками можно работать в традиционных техниках станковой масляной или темперной живописи. Но в отличие от темперы акриловые краски меньше меняют цвет при высыхании и можно работать на более подвижных основах без риска растрескивания пленки.

Детские краски

Качественные детские акварельные краски безопасны для детей, так как их основу составляет раствор безвредного кукурузного клея декстрина и натуральные медсодержащие добавки (патока, сахар).

Пастель

Пастель изготавливается в виде коротких цветных палочек — карандашей без оправы из сухого красочного порошка с примесью скрепляющих или разбеливающих веществ. Карандаши пастели бывают твердые, средней мягкости и мягкие.

Пастель пишут и рисуют по шероховатой поверхности бумаги, картона, по грунтованному холсту, замше, пергаменту и т.д., начиная жестковатыми карандашами и заканчивая мягкими; красочный порошок растирают пальцами или растушкой. Дляпастели характерны бархатисто-матовая поверхность

красочного слоя, звучный и чистый цвет, мягкость красок, сохраняющих первоначальную свежесть. Однако пастель необходимо оберегать от прикосновений и сотрясений: ее краски легко осыпаются, а их закрепление возможно только за счет частичной утраты основных достоинств пастели. Техника пастели была особенно популярна в XVIII в. (Морис Кантен де Латур, ) вновь привлекла внимание художников во 2-й пол. XIX в. (Эдгар Дега, И. И. Левитан)

Большинство видов масляной пастели производится из смесей пигмента, углеводородных восков и животного жира. В определенном смысле она по своему составу больше напоминает восковые мелки, чем мягкую пастель.

Будучи преимущественно материалом на основе воска, масляная пастель не подвержена изменениям в процессе высыхания, чем отличаются масляные краски. Внешние признаки материала остаются неизменными, если не обрабатывать его уайт-спиритом (который растворяет состав пастели) и не нагревать до высоких температур (что приводит к плавлению).Природа масляной пастели позволяет вам создавать эффекты, которые неповторимы в других техниках рисунка. Однако специалисты не рекомендуют пользоваться масляной пастелью, если вы хотите добиться светостойких и долговечных характеристик. Более типичным видом ее применения являются работы, предназначенные для последующей репродукции или в качестве предварительного материала для компьютерной графики

На ЯМ много работ написаных в разных техниках, некоторые я представила в статье.

Пигменты главное при производстве лакокрасочных материалов цветных красок и эмалей по ral

Эмаль ЭП-437 для ледоколов черная

Пигменты являются одной из составных частей красок и эмалей. От типа пигмента зависят цвет лакокрасочного покрытия, его укрывистость, а также устойчивость к действию атмосферных факторов, химических реагентов и высоких температур. И самое главное-цвет. Купить краску по палитре РАЛ в любом количестве от производителя.
Пигменты обладают определённым цветом, так как они способны избирательно отражать лучи дневного света. Когда на пигмент падает световой луч, то часть лучистой энергии поглощается, а другая отражается, окрашивая пигмент в цвет отраженных лучей. Часть лучей дневного света, попадая на поверхность краски, проходит через прозрачное для них связующее, не окрашивая пленку.

Другая часть лучей отражается от краски, и это создает эффект зеркальной, блестящей поверхности (блик). Часть лучей полностью поглащается пигментом, и эта точка кажется темной. Лучи поглощаются избирательно: одна часть лучей, составляющих спектр дневного света, поглощается, а другая отражается от поверхности пигмента и окрашивает поверхность. Например, если пигмент поглощает фиолетовые, синие, зеленые, желтые лучи и отражает красные, то и поверхность воспринимается как окрашенная в красный цвет.
Пигмент, отражающий почти весь падающий на него свет, кажется белым, а пигмент, поглощающий падающие на него световые лучи – черным.
Основными цветами следует считать три – красный, синий и желтый. Эти пигменты входят в состав эмалей.Не исключение представляет и эмали ЭП-1236 для морских контейнеров.Смешивая их между собой, можно получить фиолетовый, оранжевый, зеленый. В малярной технике такой способ наложения краски на краску носит название “лессировка”.
Следует иметь в виду, что, смешивая пигменты между собой, мы получим равномерно окрашивающую краску, только тогда, когда показатели плотности пигментов близки. Пигменты добавляют в процессе изготовления краски. Цветные краски – хроматические; сочетания черного и белого – ахроматические цвета. Тонов пигментов более 250. Это позволяет производить краску стандарных цветов и по Системе цвета RAL. цвета по ral c названиями цветов /info/rasshifrovka-cvetov-ral-s-nazvaniyami-cvetov-v-tablichnom-formate

Химический состав пигмента обуславливает его главные свойства:

  • термостойкость
  • коррозионную и химическую устойчивость
  • цвет

Содержание водорастворимых солей в пигментах должно быть минимальным, так как под действием воды (дождь, погружение в морскую или речную воду) они вымываются, пленка становится пористой и разрушается.

Дисперсность пигмента характеризуется размерами его частиц, которые не должны превышать толщину пленки красочного покрытия, иначе поверхность будет неровной, шероховатой. Наилучшая укрывистость достигается при использовании частиц пигмента 0,2-10мкм. Пигменты, как правило, отличаются высокой тонкостью помола и просеиваются сквозь сито 10000 отв./кв.см. Для определения дисперсности пигментов используют методы ситового, микроскопического и седиментометрического анализов. Тонкодисперсные пигменты используются при производстве эмалей ЭП-1267 по пластику.
Маслоемкость – это способность частиц пигмента удерживать на своей поверхности определенное количество масла. Выражается она в граммах на 100 грамм пигмента и колеблется обычно от 40 до 100. Посколку стоимость связующего масла (олифы) обычно выше, чем пигмента, более экономичны пигменты с малой маслоемкостью. Кроме того, чем меньше связующего требуется для получения краски малярной консистенции, тем более долговечным будет покрытие.
Для определения маслоемкости к пигменту добавляют по каплям масло, перемешивая при этом смесь стеклянной палочкой до тех пор, пока вся масса не превратится в комок.
Укрывистостью называют способность краски (или пигмента, затертого на олифе) при равномерном нанесении на одноцветную поверхность делать невидимым цвет последней. Укрывистость выражается в граммах краски (пигмента), необходимой для того, чтобы сделать невидимым цвет закрашиваемой поверхности площадью 1 квадратный метр. Укрывистость пигментов считают хорошей, если она составляет 20-60 гр./кв.метр. Например, у железного сурика она 35 гр./кв.метр, у охры – 180 гр./кв.метр. Укрывистость в основном зависит от формы и размера частиц, цвета пигмента. В ряде случаев фирмы указывают расход краски (укрывистость) в метрах квадратных с одного килограмма (литра) краски.
Кроме того, важное значение имеют такие свойства пигмента, как плотность , которая колеблется от 0,5 гр./куб.см.(сажа), до 9,55 г/куб.см. (свинцовый сурик); интенсивность цвета , красящая способность, зауключающаяся в способности пигмента передавать свой цветовой тон смеси с белым пигментом; светоустойчивость; безвредность для здоровья работающих; щелочестойкость (для силикатных красок); коррозийная стойкость и т.д.
Цвет
– свойство тел вызывать определённое зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом и интенсивностью отражаемого или испускаемого ими видимого излучения. Основные качества цвета – цветовой тон, насыщенность и светлота. Цвет лакокрасочных материалов зависит в основном от цвета пигментов, наполнителей и связующих. Цвет может быть разным и даже по картотеке RAL, по заявке на эмаль ЭП-140 от потребителя. инструментальным методами (ГОСТ 16873-78).
Блеск – способность поверхности направленно отражать световой поток. Блеск лакокрасочных покрытий устанавливают фотоэлектрическим методом. Сущность метода заключается в измерении величины фототока, возбуждаемого в фотоприёмнике под действием пучка света, отражённого от поверхности испытываемого покрытия.
Светостойкость – свойство материала сохранять свой цвет под действием световых лучей. В процессе эксплуатации лакокрасочные материалы изменяют свой цвет под действием ультрафиолетовых лучей естественного света и источников искусственного освещения, излучающих ультрафиолетовые лучи. Лакокрасочные материалы заводского изготовления – готовые лакокрасочные материалы, а также пигменты, связующие и другие материалы, составляющие окрасочную плёнку, должны быть светостойкими. Это особенно важно для наружных лакокрасочных покрытий фасадов и кровель зданий, открытых металлических конструкций.
У лакокрасочных материалов и неорганических пигментов определяют условную светостойкость (ГОСТ 21903-76).
Атмосферостойкость – свойство лакокрасочного покрытия сопротивляться разрушающему действию солнечных лучей, дождя, мороза, снега, ветра, и других атмосферных факторов (например, газов и пыли, загрязняющих нижние слои атмосферы).
Для определения атмосферостойкости (ГОСТ 6992-68) образцы с лакокрасочным покрытием выдерживают в атмосферных условиях с последующей количественной оценкой стойкости покрытия по изменению декоративных и защитных свойств. Испытания проводят на атмосферных площадках, расположенных на открытом воздухе на крыше здания или на земле.

Читайте также:
Поливинилацетатные краски: состав, свойства и правила нанесения

Виды пигментов.

Наибольшее распространение получили неорганические пигменты, они делятся на природные и искусственные . Природных сравнительно немного, добываются они из недр земли и в своем естественном виде готовы к употреблению. Они уступают искусственным по яркости и насыщенности цвета, но дешевые, безвредны и весьма устойчивы к атмосферным воздействиям.

Природные минеральные пигменты:

Мел – порошок белого цвета. Состоит в основном из углекислого кальция (Ca CO3). Применяется в водных красках и шпатлевках.
Мумия – красный, с коричневым оттенком пигмент. Представляет собой алюмосиликат, окрашенный окислами железа. Применяется со всеми видами связующих.
Сурик железный – коричневато-красного цвета, представляет собой размолотую в мелкий порошок железную руду и в основной массе состоит из оксида железа (78-85 %). Отличается свето – и атмосферотойкостью.
Охра – желтый пигмент, состоящий из глин, окрашенных 10-25% раствором Fe2O3. Дешевый и стойкий пигмент.
Умбра – коричневый, с зеленым оттенком пигмент, содержит до 50% оксида железа и MnO.
Сиена – темножелтый, по составу алюмосиликат с содержанием 45-70% оксида железа. Сиена жженая имеет каштановый цвет.
Киноварь – сернистая ртуть. Встречается в виде минерала красного цвета.
Боксит (от белого до красного цвета) состоит в основном из гидроксидов алюминия. Отличается высокой атмосферостойкостью, светостойкостью и укрывистостью.
Пиролюзит (от черного до серо-стального цвета) состоит из перекиси марганца. Применяется для производства водных красящих составов.
Графит – темно-серый минерал, состоящий из углерода. Используется для покрытия орячих металлических поверхностей.

Искусственные минеральные пигменты

Белые пигменты

Белила цинковые – по составу представляют собой оксид цинка с небольшим количеством примесей. Эти белила применяются как для внутренних, так и для наружных работ. Они обладают хорошей свето – и атмосферостойкостью. Укрывистость – не более 100-110 г/кв.м., коэффециент отражения – 99,7%.
Белила литопон – тонкий порошок – продукт осаждения из раствора смеси ZnSO4 и BaSO4. Для получения атмосферостойких покрытий не пригоден, так как не обладает атмосферостойкостью (желтеет на свету). Укрывистость литопона не более 110г/кв.см., коэффециент отражения – 97,8%. Для повышения светостойкости литопона при его изготовлении добавляют к раствору сернокислого цинка 0,01-0,015% (от массы ZnSO4) сернокислого кобальта. При хранении в темноте сереет. Что мешает при производстве краски зеленого цвета эмали ЭП-255.
Белила титановые – порошок двуокиси титана. Двуокись титана по своей укрывистости превосходит все другие белые пигменты. Она нейтральна и может быть введена во все пленкообразующие. Укрывистость составляет – 50-70г/кв.м. Коэффециент отражения – 98,9%.
Белила свинцовые – углекислый свинец, атмосферостоек, химически вреден, поэтому применяется для наружной отделки.

Желтые пигменты

Из желтых пигментов наибольшее техническое значение имеют кроны , обладающие высокими защитными (антикоррозийными) свойствами. Кроме того, кроны улучшают пластические свойства малярных составов, способствуют равномерному распределению краски по окрашиваемой поверхности.
Крон свинцовый представляет собой хромат свинца (желтого цвета), а более светлый цвет – смесь хромата свинца с различным количеством сульфата свинца. Укрывистость кронов колеблется в пределах от 40г/кв.м. (для желтого крона) до 190 г/кв.м (для лимонного). Плотность желтого крона – 6,12 г/куб.см.
Крон цинковый – порошок светложелтого цвета. Чем больше в составе крона Ca2O3 и К2О, тем ярче его цвет, чем больше ZnO, тем он белее. Укрывистость крона в пересчете на сухой пигмент не более 120-170 г/кв.м / в зависимости от марки/. Плотность – 3,46 г/ куб.см.
Крон стронциевый – лимонно-желтый порошок, обладает хорошей светостойкостью, превосходящей светостойкость свинцовых и цинковых кронов.

Читайте также:
Фактурная покраска стен своими руками

Красные пигменты

Сурик свинцовый – это искусственно получаемый оранжевый или красный порошок, ядовит. По составу представляет собой свинцовую соль ортосвинцовой кислоты. Обладает высокой коррозийной стойкостью. Используется в замазках – уплотнителях водопроводных труб.
Марс красный – красящим веществом в нем является оксид железа. Укрывистость в нем составляет 10-20 г/кв.м., плотность – 4 – 4,5 г,/куб.см.
Сурик железный – искусственный пигмент, получаемый помолом колчеданных огарков, отличается высокой коррозийной стойкостью.

Синие пигменты

Лазурь малярная – искусственный пигмент, имеющий вид темно-синего порошка, Она устойчива к действию слабых кислот, но не устойчива к действию щелочей. Поэтому ее не используют в красках, предназначеных для нанесения по штукатурке, и в слабощелочных красках (латексных). Она представляет собой сложный цианид железа и щелочного металла и добавляется в специфические краски, например ледокольные эмали ЭП-437 серая или черная.
Кобальт синий – содержит соли кобальта и алюминия, получается путем прокаливания при температуре = 1350 градусов по цельсию. Светостоек, стоек к действию щелочей и кислот. Ускоряет сушку масляных красок. Способен выдерживать высокие температуры и используется для окраски горячих поверхностей.
Ультрамарин – продукт обжига смеси каолина+кварца+соды (от синих до светло-лазурных тонов).
Берлинская лазурь – ярко-голубой пигмент (железная соль железистосинеродистой кислоты).

Зеленые пигменты

Оксид хрома – пигмент темно-зеленого цвета, нерастворимый в щелочах и кислотах. Применяется для приготовления химически устойчивых, жаро- и атмосферостойких красок. Его химический состав – оксид хрома с небольшими примесями водорастворимых солей. Плотность – 4,6 – 5,2 г/куб.см., температура плавления – 1990°С.
Зелень изумрудная – гидроксид хрома.
Медянка – основная уксуснокислая соль меди. Ее часто применяют со свинцовыми белилами. Чернеет от сероводорода. Под действием света меняет бирюзовый цвет на ярко-зеленый.
Кроме того, применяют зелень изумрудную, свинцовую, пинковую.

Черные пигменты

Сажа печная, нефтяная, газовая – продукт неполного сжигания различных углеродосодержащих веществ, является почти чистым углеродом. Обладает высокой атмосферо- и светостойкостью.
Кость жженая – содержит в своем составе 10% углерода. 84% кальция, 6% углекислого кальция. Получается обжигом, без доступа воздуха, обезжиренных грубоизмельченных костей.

Металлические пигменты, или бронзы

Являются порошками тонко измельченных на специальных мельницах меди, алюминия, сплавов никеля и цинка (мельхиор) и других цветных металлов.
В отличие от минеральных пигментов металические бронзовые порошки характеризуются пластинчатой формой частиц. Благодаря такой форме эти частицы образуют в покрытии чешуйчатую поверхность, хорошо защищающую материал основания от воздействия агрессивных сред.
По основным оттенкам бронзы делятся на серебристые и золотистые . Оттенки бронзы получаются путем химической обработки в спиртовых растворах с анилиновыми красителями. При этом могут быть получены бронзы различных оттенков: голубого, фиолетового, пурпурного.
В золотистой бронзе металлические чешуйки должны быть отполированы во вращающихся барабанах при помощи жирных полировочных составов.
Бронзирование металлических конструкций: мостов, ферм, резервуаров, скульптур и т.д. хорошо предохраняет их от вредных внешних влияний.
Серебристый пигмент – алюминиевая пудра. Представляет собой почти чистый алюминий и содержит 3-4% парафина, предохраняющего его от окисления и устраняющего опасность самовозгарания и взрыва. Марки ПАК-1, ПАК-2, ПАК-3, ПАК-4. Укрывистость – 10 г/кв.м.
Кроме того применяют краски с использованием вспученного вермикулита (золотистого и серебристого цветов).

Искусственные органические пигменты
Органические красящие вещества обычно отличаются от неорганических большей дисперсностью, более высокой интенсивностью и яркостью цвета. Однако свето-термо-химическая стойкость их хуже.
Наибольшее применение находят органические черные пигменты: нигрозин, индулин; синие пигменты: ортолоциановый голубой, монастраль, индатрен; красные пигменты: литоль, ширлах; ганза желтый – лимонно-желтый с зеленоватым оттенком; пигменты алый, красный, зеленый. Применяются также фарблаки – пигменты, получаемые путем осаждения анилиновых красителей на белую основу, такие как мел и белила.

Пигменты: какие бывают сухие строительные краски

Строительные пигменты представляют собой порошок мелкого помола, разведенный специальным веществом. Именно из них и получаются различные колеры красок, используемых для малярных работ. Основные пигменты для красок – это известь, охра, кобальт, хром, умбра и сажа. Существуют и другие виды пигментов естественного происхождения или полученные искусственным путем.

Пигменты, или сухие строительные краски, используются в малярных работах в качестве вспомогательного материала и соединяются с мелом, олифой, клеем и т. д. В зависимости от того, какой взять пигмент для сухих строительных смесей, краска обретет тот или иной оттенок. Если есть повод сомневаться в качестве материала, его лучше не использовать, поскольку это может привести к браку, исправить который будет тяжело.

Сухие строительные пигменты для красок бывают: натуральные (органические) и искусственные. Их главные свойства — они хорошо просеиваются через сито и не растворяются в воде, масле или растворителе, при соединении с которыми через некоторое время оседают на дно.

Под воздействием солнечных лучей или после увлажнения цвет сухого красящего пигмента может измениться. Способностью противостоять выцветанию и намоканию и определяется качество сухих строительных красок. Многие сухие пигменты для красок не реагируют на воздействие щелочей — к ним относятся охра, сурик, сажа и др.

Еще одним свойством, определяющим качество красящего пигмента для красок, является его укрывистость (выражается в г/м2). Если говорить проще, определяется количество пигмента, необходимое для того, чтобы полностью покрыть определенный участок поверхности, равный 1 м2. При этом чем выше укрывистость, тем пигмент, добавляемый в краски, качественнее и долговечнее.

Сухие красящие пигменты, добавляемые в краски: белые и желтые

Различают несколько основных типов пигментов для строительных красок.

Белые пигменты. К белым пигментам относятся известь, мел и белила.

Известь, в свою очередь, делится на воздушную и гидравлическую.

Воздушная известь используется для окрашивания как внутренних, так и наружных поверхностей и может соединяться с пигментами, не подверженными воздействию щелочей.

Гидравлическая известь используется в тонко-измельченном виде для изготовления строительных растворов. Растворы из нее менее пластичны, чем из воздушной извести, но отличаются большей прочностью и свойством равномерно затвердевать по всей толще стены.

Читайте также:
Почему свернулась краска: причины и способы устранения дефекта

Для малярных работ используют гашеную известь в виде теста. Комовая известь гасится водой из расчета 1 часть извести на 3 части воды. Затем перемешивается, процеживается через сито и разводится водой до получения консистенции молока (так называемое известковое молоко).

Мел может иметь желтоватый или серый оттенок. В промышленности используется сухой натуральный пигмент максимально мелкого помола, проходящий через сито с 980 ячейками на 1 см2.

Если мел комовой, его перед применением перемалывают до необходимой тонкости. В бытовых условиях 1 часть комового мела заливают 3 частями воды, перемешивают, процеживают. Полученный раствор переливают в другую емкость и отстаивают. Затем воду сливают, верхнюю часть мела снимают, просушивают, перемалывают и просеивают.

Из просеянного через сито сухого мела можно приготовить замазку или шпатлевку. При этом следует учитывать, что чем крупнее помол мела, тем больше остается отходов.

При изготовлении клеевых или меловых красок эти материалы процеживаются предварительно через 2-3 слоя марли.

Белила представляют собой тонкий белый порошок из перемолотых и прокаленных цинка, титановой руды или углекислого свинца. Белила используются при производстве масляной краски, шпатлевки и других отделочных материалов.

Желтые пигменты. При приготовлении красок применяются две основные разновидности желтых пигментов — охра и кроны.

Цвет охры желтый с большим количеством оттенков. Пигмент устойчив к негативному воздействию. Кроны производятся из свинца или цинка и имеют оттенки от лимонного до оранжевого.

Сухие натуральные пигменты для красок: синие и зеленые

Синие пигменты. Выделяют несколько разновидностей синих пигментов — ультрамарин, лазурь, кобальт, лак и голубой пигмент.

Ультрамарин используется в малярных составах для осветления или нейтрализации желтого оттенка клеевых или известковых красок.

Темно-синяя лазурь применяется в масляных и эмалевых составах, предназначенных для окрашивания дерева или металла, а также для разбеливания бесщелочных составов. Если смешать лазурь с желтым кроном, можно получить зеленый оттенок.

Синий кобальт стоек к высоким температурам, поэтому его часто используют для росписи по горячим поверхностям.

Темно-синий лак применяется для росписи внутри помещений или для декоративной отделки.

Голубой пигмент в разбелах дает яркий голубой оттенок. Он стоек и отличается высокими качественными характеристиками. Его смешивают с масляными, эмалевыми, клеевыми и ПХВ-составами.

Зеленые пигменты. Зеленый пигмент входит практически во все малярные составы для внутренних работ. Существуют такие разновидности зеленого пигмента, как окись хрома, свинцовая и сухая цинковая зелень.

Окись хрома, или хромовая зелень, получается, если смешать лазурь и желтые кроны. Этот органический пигмент для красок отличается стойкостью и применяется для окрашивания поверхностей, эксплуатируемых в агрессивной среде.

Свинцовую зелень получают при смешивании однородной краски синего и желтого цвета. Выпускается три сорта свинцовой зелени — цельная, 1 и 2 сорта (без наполнителя) и 3 сорта с 5-50%-м наполнителем. Пигмент используется при окрашивании металла и дерева.

Сухая цинковая зелень выпускается трех сортов и смешивается с масляными и эмалевыми красками для окрашивания сухих оштукатуренных поверхностей.

Органические красящие пигменты для красок: коричневые и черные

Коричневые пигменты. В малярной работе используется три вида коричневого пигмента: умбра, жженая сиена и марс.

Умбра может иметь несколько оттенков и после обжига становится красновато-коричневой.

Жженая сиена близка к охре, но, в отличие от нее, может использоваться только для работы с деревянными поверхностями.

Марс выпускается светлый, темный прозрачный и непрозрачный. Пигмент стоек к щелочам и солнечным лучам. Используется при окрашивании металла, штукатурки и древесины.

Черные пигменты. Среди черных пигментов выделяют сажу и перекись марганца.

Сажа производится посредством пережога нефти или газа, смешивается с маслом, клеевой или мыльной водой. Печная сажа в малярных работах не используется.

Перекись марганца — это естественный черный пигмент, хорошо смешивающийся с водой. Входит во многие малярные составы.

Красные пигменты. В малярных работах находят применение три разновидности красных пигментов: железный сурик, мумия и киноварь.

Железный сурик — это природный пигмент кирпично-красного цвета, который изготавливается из руды тонкого помола. Железный сурик стоек к любому воздействию, его используют при внутренних и внешних отделочных работах.

Мумия — пигмент красного цвета с большим количеством оттенков от светло- до темно-красного. Мумия бывает естественная и искусственная. Устойчивость пигмента достаточно низка, поэтому он быстро утрачивает яркость.

Киноварьбывает искусственная и естественная. Синтетическая киноварь имеет яркий красный оттенок и используется для окрашивания древесины, бетона и кирпича при наружной и внутренней отделке. Пигмент быстро портится под воздействием прямых солнечных лучей, но в кислотной или щелочной среде его свойства не изменяются.

Металлические пигменты. Эти пигменты изготавливаются из алюминиевой и бронзовой крошки и используются для окрашивания металла и в некоторых видах малярных работ.

Применение всех типов пигментов для красок

Практически все перечисленные пигменты могут применяться для соединения с водными окрасочными составами, но не все применяются для окрашивания масляных и эмалевых составов. Например, известь и мел разводятся только в составах на основе воды.

Пигменты, устойчивые к кислотам и щелочам, могут использоваться для изготовления любых лакокрасочных материалов — это перекись марганца, киноварь, ламповая сажа, железный сурик, сиена, охра, умбра, ультрамарин. Другие перечисленные выше пигменты могут соединяться с клеевыми и эмульсионными красочными составами.

Основное применение белил – производство масляной краски. Кобальт используется для росписи внутри помещений или для декоративной отделки. Сухая цинковая зелень применяется при окрашивании металла и дерева, марс – для штукатурки и древесины. Желтый сурик и киноварь используют при внутренних и внешних отделочных работах.

Возможно применение одного пигмента или сочетание сразу нескольких сухих строительных красок.

Прежде чем добавлять сухой пигмент в окрасочный состав, его замачивают в воде. Затем смесь перемешивают, процеживают через сито и вводят в состав тонкой струей, непрерывно помешивая.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: