МНПЗ сертифицировал часть своей продукции

Компромат.Ru ®

Весь сор в одной избе

Елена Батурина ведет МНПЗ к банкротству

Чтобы выкупить по дешевке

© «Русский курьер», 24.06.2004, Как в Москве банкротят лучшие предприятия”

Владимир Свидерский

Стала проясняться ситуация вокруг Московского нефтеперерабатывающего завода (ОАО «МНПЗ»). Очевидно, что все, о чем писала пресса – «МК» и «Русский курьер» оказалось правдой. Вывод активов в ООО, сокращение персонала, снижение производительности производства, тяжбы с инофирмами, затеянные руководством и им же проигранные – все это имеет место. Нашло же это свое подтверждение самым неожиданным образом – в интервью генерального директора завода С. Лебедева. Презрительно согласившись с корреспондентом, что на заводе есть «запашок», г-н Лебедев «успокоил» рабочих, сообщив, что сейчас численность работающих 2700 человек (г-н Лебедев, видимо, не знал, что люди уже начали бежать с завода, не желая дожидаться увольнений), а должно быть 600-700 работающих. То есть, то, о чем писала пресса, предполагая, что уволены будут около 500 человек, оказалось цветочками. 2000 человек на улицу – вот планы новых руководителей. Ну, а шедевром речи г-на Лебедева следует считать место, где он признает, что у завода есть долги, но отдавать он их не собирается («а у кого их нет?» – вопрошает он). Более того, рассчитывает г-н Лебедев в решении вопроса не возврата долгов на помощь московского правительства. Что и говорить. Методы цивилизованные.

Московский нефтеперерабатывающий завод – еще в недавнем прошлом, прибыльный и успешный промышленный объект федерального значения, становится лакомым куском для разошедшихся в своей безнаказанности охотников за чужой собственностью. Скандал вокруг МНПЗ с участием семьи мэра Москвы длится не первый год. И, несмотря на выступления прессы, несмотря на громкие судебные процессы, в которых верх одерживают отнюдь не затеявшие их новые руководители завода, собственность МНПЗ уходит все более явно от Москвы – в частные руки.

Новые хозяева спешат, они понимают, что эпоха их безнаказанности не может быть вечной. На глазах у общественности преуспевающее и доходное по всем статьям крупное промышленное предприятие разоряют и умышленно ведут к банкротству.

В Москве стараниями Правительства были созданы все условия для успешного нефтяного бизнеса. Государство неоднократно делало большие вложения в развитие Московского НПЗ в Капотне. История его создания такова.

До 1994 г. МНПЗ был государственным предприятием. В 1994 г. он был приватизирован, как и другие предприятия во всем нефтегазовом комплексе по известному Указу Президента «Об особенностях приватизации …» С 1994 года МНПЗ был зарегистрирован как Акционерное общество, 51% акций которого оставался в федеральной собственности, оставшаяся часть должна была быть передана в управление предприятия «Роснефть».

Правительству Москвы было невыгодно иметь на своей территории такой крупный завод, но федерального, а не московского подчинения, и оно было заинтересовано в том, чтобы получить контроль над переработкой нефти в столице, исходя еще в те времена из соображений целесообразности профита городского хозяйства.

И в 1997 году специальным Указом Президента была создана «Центральная топливная компания», в которой 38% акций АО «Моснефтепродукт» и 38% акций АО «Московский нефтеперерабатывающий завод» передавались в собственность г. Москвы. Таким образом, правительство Москвы получало контроль над производством бензина и переработкой нефти в столице. В 1993 – 1995г. по решению Правительства РФ на территории МНПЗ и на его же средства был построен завод по производству полипропилена, а в 1995-2000 г., также по решению Правительства РФ, должен был строиться завод по производству изделий из полипропилена. На время строительства Правительством РФ МНПЗ были предоставлены таможенные, налоговые и валютные льготы. Таким образом, завод получил выгодное и прибыльное производство. Во всем мире спрос на полипропилен, или, проще говоря, пластмассу, не меньший, чем на нефть. Пластиковая посуда, мебель, бутылки, одноразовые шприцы – все это производится из полипропилена. В финансировании строительства завода по производству полипропилена участвовал и иностранный партнер – американская фирма «Джой Лад Дистрибьюторс Инт.Инк» («Джой-Лад»). В 1995г. этот комплекс был успешно сдан в эксплуатацию. Строительство другого комплекса – по производству изделий из полипропилена должны были завершить уже в начале XXI века. Тендер на поставку оборудования для него выиграла еще одна американская компания «Файбер Технолоджис Интернейшнл, Лтд» («Файбер»). В результате первая линия по производству пластмассовых изделий начала работать в 2000 году. Следует напомнить, что модернизация МНПЗ проходила в рамках федеральной программы «Топливо и энергия 1996 – 2000 гг».

Завод выжил в нелегкое для страны время. В 1992-94 добыча нефти падала, большинство государственных заводов стояли, шахтеры стучали касками на Горбатом мосту, учителя и врачи перекрывали дороги и железнодорожные пути, в это время МНПЗ осуществил строительство комплекса для выпуска высокотехнологичной продукции за счет экспорта нефтепродуктов фирме «Джой-Лад». В стране, экономику которой лихорадило от перемен, когда российский бизнес еще нащупывал пути становления, когда люди перепродавали ваучеры, приватизировали собственность, строительства производственных мощностей почти не осуществлялось. И это был ценный, положительный для России опыт, одобренный Министерствами топлива и энергетики РФ и Министерством экономики РФ.

Благодаря сотрудничеству с американскими фирмами строительство было произведено без невыгодных и грабительских кредитов. В то время, в отличие от других предприятий, на заводе выплачивалась зарплата и налоги, которые шли, как и положено, государству. И в этот сложный момент МНПЗ выстоял, сохранил свое производство, ввел новые производственные площади именно благодаря помощи государства и удачно подобранным иностранным партнерам. Следует напомнить, что сотрудничество с обеими фирмами «Джой-Лад» и «Файбер» позволило без потерь преодолеть и кризис 1998 года.

Читайте также:
Новый состав безвредного кремнийорганического лака

По мере того, как МНПЗ становился все более конкурентоспособным предприятием, к нему возрастал интерес и со стороны столичных властей. И на то были свои причины. Во-первых, завод обеспечивал Москву бензином. А тот, кто управляет МНПЗ, – контролирует топливный рынок столицы (и, в некоторой степени, сам город). Во-вторых, к тому времени во всю набирала обороты ЗАО «Интеко», которое, между прочим, является одним из крупнейших производителей изделий из полипропилена в стране. В свое время много шума наделала история с получением «Интеко» заказа на изготовление пластмассовых кресел для столичного стадиона «Лужники» и пластиковой посуды к Международным юношеским олимпийским играм в Москве. Очевидно, что тот, кто контролирует МНПЗ, тот «держит» и почти весь пропиленовый рынок в России.

Благодаря Указу Президента РФ Б.Н.Ельцина еще в 1997 году московским властям удалось заполучить контрольный пакет ОАО «МНПЗ». Но борьба за предприятие на этом не закончилась, а только активизировалась.

Новое образование, Центральную топливную компанию возглавил Юрий Шафранник, бывший министр Топлива и энергетики РФ. Он стал проводить идею реструктуризации производства завода, основным способом переработки нефти становится процессинг.

Цена процессинга по настоянию акционеров-поставщиков нефти постоянно снижалась. А весь полипропилен, получавшийся в результате переработки, по низким ценам забирало «Интеко».

В 2001 году 37% акций завода приобрела «Сибнефть». Центральной топливной компании (ЦТК) тогда принадлежал 51% акций МНПЗ. ЦТК находилась в управлении МНК, учрежденной Правительством Москвы. На тот момент, по информации журнала «Нефть и капитал», «весь выпускаемый МНПЗ полипропилен принадлежал «Интеко». Причем на чрезвычайно выгодных для частной фирмы условиях: завод получал от «Интеко» сырье для производства полипропилена на давальческих условиях, то есть на условиях переработки. Как указывает журнал «Нефть и капитал», цена переработки «для этой компании была установлена на минимальном уровне, не покрывающем затрат на производство. И расплачивалась она, как правило, не «живыми» деньгами, а тем же заводским полипропиленом, на который устанавливала цену, максимальную для рынка».

Однако растущие аппетиты потребителей полипропилена ЦТК, руководимая МНК, не удовлетворяла.

На месте МНК в составе учредителей МНПЗ появилась Московская нефтегазовая компания (МНГК), где доля Правительства Москвы составила 55%, а остальные акции – британской нефтяной компании “Sibir Energy”, владельцем которой является Шалва Чигиринский.– известный еще до 1991 года в России коллекционер антиквариата, личный друг Лужкова, девелопер, нефтяник.

«Sibir Energy» в уставный фонд МНГК внесла не деньги, а 50 % пакета акций СП «Сибнефть-Югра». Поскольку МНГК контролирует 51% акций Московского НПЗ, а Правительство Москвы также входит контрольным пакетом в МНГК, получается, что под контролем Юрия Лужкова находятся оба и МНПЗ и МНГК.

Но впоследствии выяснилось, что «Sibir Energy» владеет всего 1 процентом акций СП «Сибнефть-Югра», т.е., главный акционер МНПЗ – компания, уставный капитал которой полностью не проплачен, следовательно, по российскому законодательству подлежащая ликвидации.

В 2003 году Генеральным директором Московского НПЗ стал С. Лебедев человек, близкий к «Интеко», занимавший до этого момента должность вице-президента ЗАО «Интеко». И с этого момента вся деятельность МНПЗ очевидно сдвинулась в сторону получения прибыли не заводом, а «Интеко».

В то же время окончательно были прерваны контракты с иностранными партнерами завода – «Джой-Лад» и «Файбер». И именно по этой причине заморожено дальнейшее строительство комплекса по производству изделий из полипропилена. Объяснение этому очень простое: если завод сам начнет перерабатывать весь полипропилен, то с чем останется «Интеко»?

После завершения строительства комплекса по производству полипропилена и введения в действие первой очереди комплекса по переработке полипропилена в изделия решением Совета директоров ОАО МНПЗ оба производства были выделены в отдельные ООО, самостоятельные юридические лица на территории МНПЗ – ООО «НПП «Прогресс» и НПП «Нефтехим». А следующий шаг – ликвидация «НПП «Прогресс». На этом этапе не выдержала общественность. Председатель профкома завода был вынужден направить письмо заместителю мэра Москвы Валерию Шанцеву: «Когда эти два комплекса находились в составе завода, полипропиленовое производство было даже более рентабельным, чем нефтепереработка, – указывается в письме, – и перед выводом этих цехов из структуры завода всем работникам было гарантировано сохранение рабочих мест, увеличение производства, расширение ассортимента выпускаемой продукции. Однако не прошло и года, как руководство ООО «НПП «Прогресс» заявляет о невозможности обеспечить безубыточную деятельность предприятия, и направляет на согласование профкома проект приказа о сокращении всего персонала ООО… Понятно, что целью является банкротство предприятия с последующим его выкупом по дешевке».

Новому руководству завода во главе с Сергеем Лебедевым выгодно выводить в отдельные юридические лица самые успешные и прибыльные участки. Маленькие фирмочки стали выгодными для частных лиц, прибыльными, туда уходит продукция завода по заниженным ценам, что приведет в скором будущем к убыточности завода. Новое руководство завода надеется, что распознать, фиктивное, преднамеренное, или реальное это банкротство, будет трудно.

А еще лучше свалить с больной головы на здоровую – написать донос в прокуратуру на бывшего генерального директора завода, ветерана труда, проработавшего на заводе почти 26 лет, награжденного правительственными наградами как раз за успешное строительство того комплекса, который теперь выведен в отдельное ООО, что и привело к сегодняшним убыткам. Пока будут разбираться, насколько лживы заявления нынешнего начальства МНПЗ, глядишь, и сам от проверки уйдешь. Известно же по русской пословице, кто первым кричит: «Держите вора!» – на ком шапка горит.

Читайте также:
Цены на лакокрасочные материалы в РФ снизились на 12 процентов

Сейчас очевидно – завод целенаправленно ведут к банкротству. Новое руководство, опять же по согласованию с МНГК, во главе которой стоит уже упоминавшийся Ш.Чигиринский, и очевидно с одобрения Московского правительства, предпринимает все усилия, чтобы завод обанкротился к окончанию судебных процессов в международных арбитражных судах по взысканию убытков, вызванных односторонним прекращением заключенных Контрактов. Как нам стало известно, уже готова документация, обосновывающая снос Московского НПЗ. Этот факт, кстати, подтвердил в своем интервью и генеральный директор Сергей Лебедев. В самом деле, завод занимает территорию 350 га (это площадь ВДНХ), плюс защитная зона, еще 40 га. Существуют даже расчеты, что очистка этой зоны от загрязнения будет стоить около 200 млн. долларов (не тем ли же фирмам, пролеты в домах которых рушатся на Ходынском поле), но это копейки, по сравнению с баснословными прибылями, которые принесут продаваемые дома. Так почему же узкой группе людей дано право разрушать то, что строилось десятками лет, то, что составляло гордость промышленности – сначала АЗЛК, ЗИЛ, а теперь Московский НПЗ. Ведь все эти объекты строились на наши с вами деньги, и прибыль, которую они приносили до прихода сегодняшних хозяев, шла на зарплаты бюджетников, медицину, образование, а теперь пойдет в карманы нуворишей. Все эти объекты в той и ли иной степени принадлежат Правительству Москвы. И мы хотим получить ясный ответ о будущем Московского НПЗ и о том, что же происходит с заводом сейчас. Любые попытки умышленного банкротства (непомерные кредиты, взятые руководством, неплатежи по счетам и т.д.), безусловно, станут достоянием общественности и тогда тем кто уничтожает национальное достояние придется держать ответ по закону.

Московский нефтеперерабатывающий завод. Часть 2.

Вторая часть экскурсии по территории Московского нефтеперерабатывающего завода.
Посмотреть первую часть рассказа можно здесь. Под катом я постарался учесть замечания, полученные в первом посте, также с этого дня у нас небольшое нововведение. Теперь почти в каждом посте будет интересный опрос, проходите, голосуйте.

01. Газгольдеры — cтационарные стальные сооружение для приёма, хранения и выдачи газов в распределительные газопроводы или установки по их переработке.

02. Моя тень на резервуаре.

К слову о деталях, иногда попадаются такие экземпляры.

03. Резервуарный парк. Товарные и сырьевые парки оснащены резервуарами объемом 10, 20 и 50 тысяч тонн.

04. Он является неотемлемой частью общезаводского хозяйства и служит для накопления различных компонентов, поступающих с установок, а также для хранения сырья.

05. Фрагмент старого резервуара который находится на ремонте.

06. На любом нефтеперерабатывающем или нефтедобывающем предприятии имеется факел для сжигания газа. Это — как дыхание завода. Многих жителей угнетал вид факела, поэтому было принято решение спрятать огонь. Теперь огонь горит внизу, а из трубы идет дым, принципиально ничего не поменялось, но жители довольны.

07. Компрессорная станция МНПЗ служит для сжатия воздуха и газов.

08. Рабочие мечтают о море.

10. Очень красивые кнопочки, сейчас таких уже не делают.

11. Автоматизированный автомобильный терминал — наливная станция для отгрузки автобензинов. Здесь автоцестерны заполняют готовой продукцией и развозят ее по бензоколнкам.

12. С утра у завода выстраиваются большие очереди из бензовозов.

13. Колонки управления наливом. У водителя есть специальная карточка, перед заправкой он прикладывает ее к терминалу, все автоматизировано.

16. Обычно в цистерне бензовоза 2 или 3 отсека, во-первых, удобно перевозить несколько видов топлива, во-вторых, для дополнительной безопасности в случаи аварии.

17. Установка по производству битумов.

18. Битумное производство предназначено для получения дорожных и строительных битумов.

19. В состав производства входит эстакада для налива битумов в автоцистерны.

23. . и эстакада для загрузки битумов в железнодорожные бункеры и цистерны.

24. Молниеотводы — обязательный элемент на всех взрыво-пожароопасных установках и терминалах. Они не только портят кадр, но и защищают от молний.

Нажмите на фотографию, чтобы посмотреть в большом размере.

25. Напротив установки по производству битумов находится товарная станция МНПЗ на которой производится отгрузка продукции железнодорожным транспортом.

Нажмите на фотографию, чтобы посмотреть в большом размере.

29. Пролезть под цистерной и не запачкаться, задача не из легких.

30. Загруженный состав.

31. Вокруг всех установок установлены колонны с гидрантами, и в случае пожара под высоким давлением в них подается вода или пена. Непосредственно сами установки оборудованы автоматической системой пожаротушения. По красным каналам вода подается на все уровни.

33. Также на территории МНПЗ существует собственный парк пожарной техники для оперативного реагирования. Несмотря на все меры предосторожности, на заводе случаются ЧП, ниже список последних, информацию о ЧП в Советское время найти не удалось.
– 18 августа 2000 года на территории Московского нефтеперерабатывающего завода произошел пожар пятой категории сложности. Загорелись три цистерны с соляркой и две с мазутом. Площадь пожара составила 400 кв. метров. Жертв и пострадавших не было.
– 4 января 2002 года на Московском нефтеперерабатывающем заводе на одной из установок вспыхнул пожар. Ему был присвоен самый высокий пятый номер сложности. В результате пожара пострадали 4 человека.
– 25 мая 2005 года в результате энергоаварии на подстанции Чагино на Московском нефтеперерабатывающем заводе произошел выброс большого количества токсичных веществ.
– 21 апреля 2006 года на территории МНПЗ в одном из контейнеров произошло возгорание мазута. Пострадавших не было.
– 13 июля 2008 года из‑за отключения электроэнергии на МНПЗ произошел аварийный сброс газа.

Читайте также:
Покраска стадиона «Волгоград Арена» может негативно отразиться на здоровье граждан

34. Пару слов о безопасности. По всему периметру стоят камеры. Хотя видимой охраны почти не заметно, стоит остановиться и начать снимать, сразу подходят люди и проверяют разрешения и документы. Также очень строго с соблюдением техники безопасности, стоит появиться без каски, можно лишиться премии, а если закурить на территории — лишиться работы.

35. С крыши пожарной части открывает лучший вид на завод.

Нажмите на фотографию, чтобы посмотреть в большом размере.

36. Территория завода очень большая, некоторые сотрудники перемещаются по ней на велосипеде.

37. Периодически поднимается вопрос о выводе МНПЗ за пределы Москвы: “Пока остро не стоит вопрос о выводе за границы города МНПЗ, но в перспективе это может быть. Однако данный вопрос будут решать акционеры, в том числе правительство Москвы, которое является владельцем большого числа акций завода. Вопрос, выводить или нет, будет появляться в будущем”, – пресс-секретарь столичного департамента науки и промполитики Владимир Мироненко.

38. Неужели есть люди, кто разбирается во всех паутинах труб, кранов, задвижек и проводов? Одно дело, спроектировать, другое построить, но как во всем этом хозяйстве разобраться, если что-то сломается?

Все фотографии представленные в этом репортаже принадлежат фотоагентству “28-300”, по вопросам использования снимков, а также проведения фотосессий пишите на электронную почту mail@28-300.ru.

Вы можете разместить у себя в журнале ссылку на этот пост:
Московский нефтеперерабатывающий завод. Часть 2.

У вас есть уникальная возможность, посмотреть этот пост в журнале

МНПЗ сертифицировал часть своей продукции

Факел Капотни погасят Московский нефтеперерабатывающий завод через полтора года выселят из столицы. Производство будет перенесено в один из районов ближайшего Подмосковья. Причем «Капотнинский факел» погасят уже в самое ближайшее время. По данным газеты ВЗГЛЯД, новым местом расположения завода станет Балашиха. При переносе предприятия в противоречие вступают интересы московского правительства и Газпрома.

В этом году в технологический процесс Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ) будут внесены изменения, которые позволят существенно снизить выбросы вредных веществ, за счет чего факел Капотни просто исчезнет. При этом реорганизации с целью увеличения экологической безопасности подвергнется также еще целый ряд производственных территорий столицы.

Реорганизации подвергнутся заводы «Люблино-Перерва», «Грайвороново», «Южный порт», «Серп и молот», «Некрасовка», «Карачарово», «Курьяново», «Волгоградский проспект». При этом потенциал рабочих мест будет сохранен, сообщает «Финмаркет».

Однако аналитик инвестиционной компании «Файненшл Бридж» Игорь Васильев считает, что «ситуация с переносом Московского нефтеперерабатывающего завода в Подмосковье пока неоднозначно решенная». «Хотя правительство Москвы владеет более чем 50% обыкновенных акций данного предприятия, контрольного пакета у него в настоящий момент нет», – сообщил он газете ВЗГЛЯД.

«Дело в том, что по привилегированным акциям (которые обычно не имеют права голоса) не были во время заплачены дивиденды, и эти акции получили право голоса», – пояснил ситуацию эксперт. Игорь Васильев также отметил, что в настоящий момент идет ряд судебных процессов, в которых рассматриваются спорные вопросы, возникшие между собственниками предприятия.

По информации аналитика, помимо правительства Москвы, основной частью акций завода не напрямую владеют нефтяные компании «Сибнефть» и «Татнефть». «Нефтяникам не выгоден перенос предприятия в Подмосковье, – уверен Игорь Васильев. – Это довольно сложный процесс, который потребует значительных инвестиций».

«Кроме того, скорее всего, будет необходима модернизация значительной части оборудования, – пояснил аналитик. – Зачастую бывает проще построить завод с нуля». «Перенос предприятия фактически и будет заключаться в сносе старого и постройке нового завода, – уверен и сертифицированный Российской гильдией риэлтеров аналитик рынка недвижимости Андрей Бекетов. – Придется не только сносить корпуса, но и практически полностью заменять оборудование – оно морально устарело».

«Президент уже высказывал недовольство степенью переработки нефти на заводе, – отметил он. – Однако, если же завод действительно будет переноситься, это повлечет остановку производства на неопределенный срок. Понятно, что от всего этого Сибнефть и Татнефть не могут быть в восторге», – сказал аналитик.

«Московский нефтеперерабатывающий завод стоял в Капотне и будет стоять», – заявил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД один из высокопоставленных сотрудников Московского нефтеперерабатывающего завода, пожелавший остаться неизвестным. – Только дурак будет резать курицу, несущую золотые яйца».

Источник газеты ВЗГЛЯД также отметил, что теперь одним из основных владельцев завода является Газпром, купивший пакет акций Сибнефти. Сотрудник МНПЗ допускает, что газовому гиганту, возможно, удастся договориться о покупке части акций московского правительства и получить полный контроль над предприятием. «У Лужкова нет газовой трубы», – пояснил он.

Но, по мнению Игоря Васильева, правительству Москвы выгодно выселить предприятие за пределы столицы. Через полтора года проблема с дивидендами по привилегированным акциям будет решена, то есть к тому времени, когда придет пора выводить производство за пределы города, правительство восстановит контроль над заводом.

Однако московским властям крайне важно вывести предприятие за пределы города. В случае серьезной аварии на подобном предприятие, находящемся в черте города, экологические последствия будут крайне тяжелыми, пояснил Игорь Васильев задачу московских властей. «Кроме того, освободившуюся землю можно будет застроить жилыми домами», – добавил аналитик.

«Капотня в целом не самый удачный район в плане постройки жилых домов, так как слишком удален от метро и стоимость квадратного метра там не очень высокая, и хотя перенос Московского нефтеперерабатывающего завода приведет к росту цен на недвижимость в этом районе, кардинальных изменений не будет», – уверен Бекетов.

«В Капотне московское правительство намеревалось строить общежития, куда, в частности, в соответствии с новым Жилищным кодексом, будут переселяться злостные неплательщики квартплаты и коммунальных услуг, – отметил аналитик. – Вполне возможно, что именно общежития будут построены на месте Московского нефтеперерабатывающего завода в случае его переноса в Подмосковье».

Читайте также:
Биоразлагаемая строительная пена: экологичная новинка в мире стройиндустрии

При этом, по мнению Игоря Васильева, «правительству Подмосковья также выгоден перенос предприятия, поскольку это привлечет в регион дополнительные инвестиции». «Правда, не совсем понятно, каким образом в случае переноса предприятия столичные власти намерены решать проблему трудоустройства рабочих завода», – обратил внимание эксперт.

«Скорее всего, производство будет отнесено от столицы на довольно значительное расстояние, и добираться до него из Москвы будет крайне неудобно, – предположил специалист. – Поэтому проблема московских кадров встанет в этом случае довольно остро». Источник газеты ВЗГЛЯД на МНПЗ сообщил, что в качестве одного из возможных вариантов рассматривается площадка под Балашихой.

При этом Игорь Васильев отметил, что возможная остановка Московского нефтеперерабатывающего завода во время переноса производства не должна оказать никакого влияния на московский рынок бензина, где предприятие реализует основную часть своей продукции. В этот период просто будут увеличены объемы производства на Ярославском и Рязанском заводах, сообщил он.

Московский нефтеперерабатывающий завод в настоящий момент перерабатывает около 10 млн. тонн нефти год. Для сравнения, по данным Росстата, первичная переработка нефти в России за январь-февраль составила 35,8 млн. тонн. За этот же период производство автомобильного бензина составило 5,3 млн. тонн.

Однако цены на моторное топливо все равно продолжат расти, отметил Васильев. Это произойдет вследствие других причин – увеличения мировых цен на нефть и инфляции, пояснил он. В частности, цены на бензин в России за неделю с 13 по 19 марта повысились на 0,2%, сообщают РИА «Новости» со ссылкой на Федеральную службу госстатистики (Росстат). В среднем литр бензина по состоянию на 20 марта стоил 16,33 рубля, литр дизельного топлива – 16,73 рубля. За истекшую неделю розничные торговцы повысили продажи бензина на 8,4%, а запасы снизили на 2,7%. Оптовые торговые организации увеличили продажи на 12,5%, уменьшив запасы бензина на 1,4%.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Какие «ароматы» почувствовали жители столицы и причём тут Московский нефтеперерабатывающий завод

Вонь отсюда

Столичный нефтеперерабатывающий завод, принадлежащий «Газпромнефти», вновь оказался в центре скандала. Сначала московские экологи зафиксировали на юге концентрацию в воздухе сероводорода, значительно превышающую норму. Затем стало известно, что на МНПЗ произошла внештатная ситуация, из-за которой предприятие прекратило прием нефти и сдачу готовой продукции в систему «Транснефти». Завод опроверг связь внештатной ситуации и превышение ПДК по сероводороду. Но официально виновника локального экологического происшествия не объявили, а в версиях участников остаются недосказанности.

Дело запахло сероводородом

Все началось с сообщений столичных экологов. По данным Мосэкомониторинга, ранним утром 14 мая было зафиксировано превышение предельно допустимой максимально-разовой концентрации в воздухе (ПДК м.р.) сероводорода почти в 17 раз. Превышение ПДК м.р. значит, что из этого места лучше сделать ноги. Это произошло на юге столицы, в районе Орехово-Борисово Южное. А через сутки разорвалась информационная бомба. В «Транснефти» сообщили, что Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) 14 мая остановил прием нефти и сдачу готовой продукции. Пресс-секретарь нефтепроводной монополии Игорь Демин рассказал и о причине: на МНПЗ произошла внештатная ситуация. Подробности Игорь Юрьевич не привел. Но если политкорректный менеджер говорит «внештатная ситуация», то эти слова можно трактовать как «авария». А поскольку речь идет об опасном производстве в черте столицы России, то последствия могут быть самые разные.

Вскоре последовал ответ МНПЗ. Там сообщили, что никакой внештатной ситуации не было. Якобы 14 мая в 9:30 утра была остановлена установка получения серы. Сделано это в рамках тестирования автоматической системы безопасности. И вообще, все прошло в штатном режиме, подчеркнули в пресс-службе предприятия. На заводе действительно не так давно закончился большой ремонт и до сих пор идут пусконаладочные работы. И вроде бы все гладко и причесано. Но уж больно подозрительная последовательность событий: выбросы, заявление о «внештатной ситуации» и комментарий завода.

Масла в огонь добавили и москвичи, живущие на юго-востоке и юге мегаполиса. Они перед событиями на заводе, то есть ночью и рано утром, явственно ощутили запах сероводорода. Каждый, кто хоть раз испытывал эти ощущения, с трудом найдет в своем лексиконе приличное описание. Самым мягким будет «вонь» и «запах тухлых яиц». Кроме того, в СМИ появились истории про то, что на НПЗ установили некачественный отечественный катализатор, и не так давно были возгорания. Самое забавное, что прошедший ремонт и замена оборудования были сделаны в том числе ради экологии, и повышения качества и безопасности работы предприятия. Очередная иллюстрация поговорки благими намерениями устлана дорога в ад?

Дело ясное, что дело темное

Некоторые эксперты отмечают, что 14 мая первые превышения вредных веществ в атмосфере были зафиксированы в районе Жулебино. Это хорошо видно из данных Мосэкомониторинга.

Орехово-Борисово Южное

Этому району тоже не привыкать к неприятным запахам – рядом находятся знаменитые Люберецкие поля аэрации, куда идет столичная канализация. Поэтому резонно предположить, что волна испорченного воздуха шла с Люберец, а не с московского НПЗ. Концентрация выбросов была превышена в 3 раза, и произошло это около полуночи. Волна сероводорода могла идти оттуда и накрыть столицу. Эта версия экспертов также объясняет факт несовпадения времени отключений действий на заводе с временем регистрации ПДК. Ведь нельзя же допустить того, что ночью идет выброс вредных веществ, а установка на заводе после этого еще несколько часов работает, остановили-то ее, согласно официальному сообщению, в 9:30. Аргументы довольно сильные – и они на стороне завода.

Читайте также:
BASF расширяет производство

Но есть и нестыковки в этой теории. Явный пик в 3 ПДК м.р. в полночь в Жулебино. В 2-3 часа ночи экологи фиксируют небольшое превышение в районе Капотни, где и находится МНПЗ. А в 5-6 утра в нескольких километрах на юго-запад от завода, в Орехово-Борисово Южное, наблюдается всплеск сероводорода – превышение предельно допустимой концентрации почти в 17 раз! Откуда там взялся «гнилой воздух», совершенно непонятно. Если он шел из Люберец, то по законам физики и логики концентрация должна была пойти на спад. Сероводород не может образоваться в атмосфере сам по себе, да еще в таком количестве. Или произошло очень странное метеорологическое явление, которое сначала подняло тучу этого токсичного газа относящегося к третьему классу опасности вверх, а потом уронило через несколько километров. Выходит, все же НМПЗ? Но тогда, похоже, станция мосэкомониторинга рядом с ним вообще не работает?!

Токсичный газ, действующий непосредственно на нервную систему. Отнесён к 3 классу опасности. Смертельная концентрация этого газа в воздухе очень мала – всего 0,1%. Такое количество сероводорода может привести человека к летальному исходу за 10 минут. Стоит лишь немного увеличить концентрацию – и смерть наступает мгновенно, после первого же вдоха. Для примера: в канализационной системе концентрация сероводорода иногда достигает 16%. Наиболее заметные признаки сильного отравления сероводородом: отёк лёгких, судороги, паралич нервов, последующая кома. Если в атмосфере сероводород содержится в меньших количествах (от 0,02%), симптомы не столь фатальны, но очень неприятны: головокружение и головная боль, тошнота и быстрое привыкание к запаху «тухлых яиц».

Герой московской жизни

Впрочем, репутацию МНПЗ испортить трудно, ибо последние годы он не вылезает из скандалов. Не будем вспоминать про московский энергетический коллапс 2005-го, из-за которого завод, по-видимому, резко увеличил вредные выбросы в атмосферу. Это было при других собственниках. Ныне предприятием владеет нефтяной гигант с госучастием – «Газпромнефть», и при этом хозяине некрасивых историй хоть отбавляй.

2014-й. Москвичи жалуются на запах сероводорода. Причем не только жители юго-востока и юга, аромат распространяется на всю столицу. Власти напрямую обвиняют МНПЗ, но тот все опровергает. В итоге виновных во вредных выбросах за все эти годы так и не нашли.

Проблемы случаются не только на его территории МНПЗ, но и на его подступах. 2015-й. На берегу Москвы-реки начинается пожар, огонь перекидывается на воду, где загорается мазутное пятно. В результате гибнет человек. Нефтезавод открещивается от трагедии – действительно это происходит за его территорией. Но и «Транснефть», чьи нефтепроводы и топливопроводы идут по дну реки не захотели брать на себя ответственность. Чудо: нефть взялась в Москве-реке сама собой! Об утечки, видимо, предпочли забыть. Ситуация фантастическая: в Москве утечка топлива, погибли люди, нанесен огромный ущерб, а ответственности никто не понес.

Это только самые резонансные истории. А ведь был на МНПЗ и пожар, да и концентрация сероводорода уже в этом году привлекала внимание прокуратуры, предприятие, как заколдованное, выходит сухим из всех скандалов.

14-16 мая 2017 года завод закончил ремонт и восстановил поступление сырья по трубопроводам «Транснефти». И вот 17ого утром очередной выброс сероводорода рядом с МНПЗ. Теперь выброс сероводорода более 50 ПДК м.р.!

Можно предположить, что ворошить улей не хотят и власти. Московский завод – это рабочие места, на нем примерно 40% обеспечения столицы нефтепродуктами. А, главное, МНПЗ питает московский авиаузел. Ведь подумайте сами: что случится, если москвичи будут годами жить в вони? Подумаешь, подпортят здоровье. А что они хотели, эти жители этих районов? Не нравится – покупайте квартиры в центре или на Рублевке, там хорошо, воздух свежий, речка чистая без нефтепроводов… А вот если в аэропорты не поступит топливо, то за это никто по головке не погладит. Можно предположить, у завода всегда есть железные аргументы. И недаром сейчас в Минэнерго поспешили успокоить, заявив, что за 2-3 дня работу предприятия полностью восстановят, а благодаря запасам проблем с топливным обеспечением столицы не будет. Однако справедливости ради отметим, что в этой конкретной ситуации до конца не ясно, что все-таки было причиной вредных выбросов и какова роль в них предприятия.

Здесь можно было бы сказать нечто вроде «поживем – увидим» или «будущее покажет». Но не стоит. Мы, конечно, поживем и будущее обязательно наступит. Но судя по опыту, ничего мы не увидим и ничего нам не покажут.

«На Московском НПЗ продолжаются пусконаладочные работы после завершения плановых мероприятий по модернизации установок каталитического крекинга и первичной переработки нефти, а также стандартному ремонту установок «большого технологического кольца». 14 мая в 9:30 установка получения серы Московского НПЗ была остановлена в ходе тестирования автоматической системы управления. Система сработала штатно, внештатных ситуаций не было. Установка будет запущена в ближайшее время в соответствии с технологическим регламентом. Используемая на данный момент конфигурация технологических установок завода обеспечивает выполнение утвержденной производственной программы по выпуску товарной продукции. Напомним, что на площадке Московского НПЗ идут работы в рамках программы модернизации предприятия. В результате выполненных работ на 20 процентов увеличится мощность установки каталитического крекинга (Г-43-107), предназначенной для производства компонентов высокооктановых бензинов экологического стандарта Евро-5. На 16 процентных пунктов возрастет эффективность ключевого объекта завода — установки первичной переработки нефти (ЭЛОУ-АВТ-6), обеспечивающей подготовку сырья к дальнейшему производству товарных нефтепродуктов. Дополнительно повысится энергоэффективность Московского нефтеперерабатывающего завода и сократится воздействие на окружающую среду».

Читайте также:
ТК 195 «Материалы и покрытия лакокрасочные» был создан в России

Московский нефтеперерабатывающий завод — лидер экологических инвестиций России

Московский нефтеперерабатывающий завод — предприятие компании «Газпром нефть», которое входит в число крупнейших НПЗ страны по объемам нефтепереработки. Завод обеспечивает более трети рынка топлива столичного региона, снабжая в том числе Московский авиаузел, который включает в себя аэропорты Домодедово, Внуково, Шереметьево и Жуковский. Московский НПЗ — ведущий отечественный производитель современного дорожного битума и крупнейший налогоплательщик среди промышленных предприятий столицы.

Предприятие с 80-летней историей

АО «Газпромнефть-МНПЗ» ведет свою историю с конца 30-х годов прошлого века. В это время для обеспечения Москвы топливом было принято решение о создании рядом со столицей собственного нефтеперерабатывающего завода. 26 июня 1935 года приказом Наркомата тяжелой промышленности СССР была утверждена площадка под крекинг-завод рядом с подмосковным селом Капотня, и в феврале 1936 года началось его строительство. Уже 1 апреля 1938 года здесь была получена первая тонна бензина, а в 1939 году пущена в работу вторая крекинг-установка. Расчетная мощность НПЗ в первые годы составляла 155 тысяч тонн бензина в год, причем основным сырьем при его производстве тогда был мазут бакинских нефтепромыслов — его привозили баржами по Москве-реке и выгружали в районе Братеевской поймы. Позднее была построена система магистральных трубопроводов.

Во время Великой Отечественной войны завод невозможно было эвакуировать, и с первых дней боевых действий он подвергся воздушной атаке немецкой авиации. Стратегическое значение московского завода для обороны и народного хозяйства СССР трудно было переоценить. Поставщик топлива для армии, он стал важной целью для врага.

Чтобы замаскировать предприятие и отвести атаку, в трех километрах от него построили бутафорское сооружение из фанеры. Всю войну завод проработал без выходных и остановок, бесперебойно снабжая топливом и фронт, и тыл.

Свое название нынешнее название Московский нефтеперерабатывающий завод приобрел в 1952 году. Уже к 1956 году предприятие переработало 2,96 миллиона тонн нефти.

Для того чтобы повысить качественные показатели моторных топлив, увеличить глубину переработки и обеспечить химическую промышленность страны дополнительным сырьем, на заводе началось внедрение вторичных процессов переработки нефти. В 1962 году произошел пуск установки четкой ректификации бензинов, в 1996 году начато произ-одство полипропилена. В ноябре 1967 года был получен первый неэтилированный бензин АИ-93.

В начале 70-х завод подключили к магистральным нефтепроводам, по которым идет нефть с востока страны, это позволило отказаться от использования вагонов-цистерн для доставки сырья. Предприятие продолжило производственные и экономические показатели, что позволило полностью отказаться от госдотаций. В 80-е годы здесь активно внедрялись современные компьютерные методы контроля и управления производством.

В 1983 году на МНПЗ заработала установка каталитического крекинга — первый в СССР отечественный комплекс по глубокой переработке нефти. К началу 1990-х годов доля продукции предприятия на рынке нефтепродуктов Москвы и Московской области составляла 70%.

В середине 90-х годов Московский НПЗ был акционирован, управление заводом осуществляли нефтяная компания Sibir Energy совместно с правительством Москвы. В конце 2010 года компания «Газпром нефть» приобрела 100% акций Sibir Energy и стала основным акционером МНПЗ. В это время на предприятии стартовала реализация масштабнойпрограммы реконструкции и модернизации стоимостью более 250 миллиардов рублей. Завод начал последовательно избавляться от производственных объектов прошлого поколения и активно внедрять современные промышленные комплексы. Программа направлена на достижение европейских стандартов производства и экологической безопасности.

Сегодня Московский нефтеперерабатывающий завод занимает ведущие позиции в производстве высокооктановых бензинов и дизельных топлив, обеспечивая более 38% потребностей всего региона в нефтепродуктах. Установленная мощность Московского НПЗ — 11 миллионов тонн нефть в год.

— Люди имеют огромное значение. Понятно, что нужны ресурсы, нужны методы, технологии, но по большому счету всё это делается людьми. И так как мы реализуем достаточно дорогостоящие крупные проекты, очень важно обладать командой, которая в состоянии принимать эти квалифицированные решения. Это первый момент. Второй момент — это состояние каких-то постоянных изменений, в котором приходится жить. Это тоже очень тяжелый труд. Постоянно в какой-то динамике, в потоке. И перемены в процессах так или иначе влекут за собой перемены в команде. Это относится и к нашему заводу: команда обновляется, кто-то готов принимать изменения, кто-то нет, это вполне нормальный и естественный процесс, и надо быть к этому готовым с самого начала. Но в принципе, если говорить о людях, то, наверное, люди — это всё. Потому что для того, чтобы уметь правильно эксплуатировать установки, правильно их поддерживать (я имею в виду ремонт, обслуживание, развитие), нужны, конечно, квалифицированные кадры — с самого низа до самого верха. Генеральный директор АО «Газпромнефть-МНПЗ» Аркадий Егизарьян

Многоэтапная модернизация

ПАО «Газпром нефть» с 2011 года реализует комплексную программу модернизации Московского НПЗ. Проекты 2011–2015 годов позволили предприятию полностью перейти на выпуск бензинов и дизельного топлива стандартов Евро-5 (на три года раньше установленного срока) и на 50% сократить воздействие производства на окружающую среду.

Сегодня Московский нефтеперерабатывающий завод — лидер экологических инвестиций России. Благодаря второму этапу модернизации, который завершится в 2020 году, завод еще на 50% сократит воздействие на экологию города за счет замены оборудования и дальнейшего повышения эффективности производства.

Читайте также:
Тенденции развития лакокрасочной отрасли: взгляд издалека

Собственные экотехнологии

Сегодня МНПЗ совершенствует комплекс очистных сооружений: инновационные биологические очистные сооружения «Биосфера» дополнили действующие механические и повысили эффективность очистки сточных вод до уровня лучших мировых показателей. Проект, разработанный по передовым для отечественной нефтепереработке технологиям, был внесен в план мероприятий Года экологии в России.

Строительство «Биосферы» завершено в октябре 2017 года — важный этап программы экологической модернизации завода и ее финальный этап с точки зрения минимизации воздействия на водную среду. За счет использования современных технологий «Биосфера» обеспечит замкнутый цикл водопотребления и существенно снизит нагрузку на городскую очистную инфраструктуру. С пуском «Биосферы» Московский НПЗ в 2,5 раза сократил забор речной воды, 75% очищенных стоков возвращается обратно в производство. Инвестиции «Газпром нефти» в проект составили 9 миллиардов рублей.

В рамках реализации второго этапа модернизации ПАО «Газпром нефть» строит на Московском НПЗ самую современную комбинированную установку переработки нефти «Евро+». Она заменит пять объектов предыдущего поколения и улучшит экологические показатели за счет компактности, работы на газовом топливе и применения наилучших технологий энергоэффективности. Комбинированная установка переработки «Евро+» в два раза производительнее, занимает меньшую площадь и увеличивает интервал между ремонтами с 2 до 4 лет. Завершить строительство «Газпром нефть» намерена в 2018 году.

На Московском НПЗ действует современная комплексная система экологического мониторинга. Контроль осуществляется как на производственной площадке МНПЗ, так и в зоне влияния предприятия. С 2015 года МНПЗ первым среди нефтеперерабатывающих предприятий внедряет автоматизированную систему мониторинга воздуха (АСМВ). Девять постов контроля расположены на основных источниках воздействия производства на атмосферный воздух.

Сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов — приоритетные принципы ведения бизнеса для «Газпром нефти».

Они едины для всех дочерних обществ компании. На Московском НПЗ внедрена действующая на всех предприятиях «Газпром нефти» интегрированная система менеджмента качества, экологического менеджмента и менеджмента профессионального здоровья и безопасности труда, соответствующая международным стандартам OHSAS 1800, ISO 14001 и ISO 9001.

Сильные кадры

Сегодня на Московском нефтеперерабатывающем заводе трудятся более 2000 сотрудников. МНПЗ стабильно входит в число лучших работодателей России среди промышленных предприятий. Помимо конкурентоспособной оплаты труда и социального пакета, завод в рамках программы «Газпром нефти» активно взаимодействует с ведущими вузами страны, предоставляет возможности для профессионального развития и дополнительного обучения работников.

МНПЗ активно инвестирует в развитие своих сотрудников, создает условия для их профессионального роста. Предприятие располагает собственным современным учебным центром — это помогает сотрудникам получить доступ к новейшим образовательным программ и технологиям обучения без отрыва от производства.

По материалам официальных сайтов «Газпром нефть», «Газпромнефть-МНПЗ», из интервью газеты «КоммерсантЪ».

Московский НПЗ

Московский НПЗ (МНПЗ) – крупный современный нефтеперерабатывающий завод, расположенный на территории города Москвы в районе Капотня. По мощности и операционным показателям предприятие входит в десятку крупнейших НПЗ России. Основным акционером АО «Газпромнефть–МНПЗ» является ПАО «Газпром нефть».

НПЗ имеет в своем составе более 30 технологических установок различного назначения, включая установку каталитического крекинга, термокрекинга, риформинга.

Продукция Московского нефтеперерабатывающего завода насчитывает около 30 наименований и более 60 марок нефтепродуктов. Основной профиль завода – производство топливной продукции: автомобильных бензинов АИ-80ЭК, АИ92ЭК, АИ-95ЭК, дизельного, авиационного и судового топлива. Кроме этого, предприятие выпускает высокооктановые присадки и газы различного назначения, полимеры, серу, а также ряд темных нефтепродуктов – мазуты и битумы.

Московский НПЗ обеспечивает около 35% потребностей Московского региона в топливе и других нефтепродуктах, а также является основным поставщиком авиационного топлива для столичных аэропортов.

МНПЗ подключен к Московскому кольцевому нефтепродуктопроводу (МКНПП), который кольцом охватывает столицу и снабжает регион топливом. Этот нефтепродуктопровод имеет три нити, отдельно под бензин, дизель и авиационное топливо. Авиационный керосин поставляется напрямую трем крупнейшим столичным аэропортам: Шереметьево, Внуково и Домодедово. Бензин и дизель поступают на несколько нефтебаз, и уже оттуда развозятся бензовозами по заправкам. Помимо Московского нефтеперерабатывающего завода МКНПП принимает нефтепродукты от Рязанского и Нижегородского нефтеперерабатывающих заводов.

Помимо этого, в состав Московского НПЗ входит станция налива светлых нефтепродуктов в автотранспорт, на которой в 2019 году ввели автоматизированную систему отгрузки топлива.

Основные поставки нефти на МНПЗ осуществляются через подключенный к заводу магистральный нефтепровод Ярославль – Москва, пропускная способность которого после реконструкции составляет 9 – 12 млн тонн сырья в год. В магистральный нефтепровод нефть попадает с месторождений Западной Сибири и Татарстана.

С 2011 года продолжается масштабная программа реконструкции и модернизации предприятия, основной целью которой является выход на европейские стандарты производства и экологической безопасности.

Первый этап модернизации Московского нефтеперерабатывающего завода был досрочно завершен в 2013 году. В настоящий момент все автомобильные бензины, выпускающиеся на предприятии соответствуют стандарту Евро-5.

Общая информация о предприятии

Московский нефтеперерабатывающий завод ©PetroDigest.ru
Страна Россия
Федеральный округ Центральный ФО
Город Москва
Название организации АО «Газпромнефть-МНПЗ»
Контролирующий акционер ПАО «Газпром нефть»
Количество сотрудников 2100
Ввод в эксплуатацию 1958 г.

Основные операционные показатели

2018 г. ©PetroDigest.ru
Мощность по переработке сырья, млн тонн 12,76
Объем переработки, млн тонн 10,5
Выход светлых нефтепродуктов, % 59,62
Глубина переработки, % 83,06

Контактная информация

©PetroDigest.ru
Адрес 109429, Москва, Капотня, 2 квартал, д. 1, корп. 3
Телефон +7 (495) 734-92-00
Факс +7 (495) 355-62-52
Сайт mnpz.gazprom-neft.ru
E-mail Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

История завода

В 1930-х годах в СССР шла стремительная индустриализация и рост городов-потребителей топлива. Одним из лидеров по потреблению была Москва. Для обеспечения потребностей столицы в нефтепродуктах было решено построить локальный нефтеперерабатывающий завод рядом с городом.

Читайте также:
Российская авиакомпания перекрасит все свои самолеты

Для ускорения реализации проекта, было решено первоначально запустить только вторичную переработку прямогонного мазута, который приходил с Закавказья – с Бакинских месторождений. Сырье доставлялось баржами и выгружалось в районе Братеевской поймы. Система магистральных трубопроводов была подведена позднее.

Приказ Наркомата тяжелой промышленности СССР об утверждении площадки под крекинг-завод рядом с подмосковным селом Капотня был подписан 26 июня 1935 года. В феврале 1936 года на площадке началось строительство крекинг завода №413.

1 апреля 1938 года на заводе была получена первая тонна бензина – эта дата считается днем рождения Московского НПЗ.

В 1940 году завод начинает переработку сырой нефти. Расчетная мощность завода в первые годы работы составляла порядка 155 тыс. тонн бензина в год.

Военный период

В связи с началом Великой Отечественной войны и довольно быстрым продвижением германских войск, многие предприятия центральной части России эвакуировали в восточную часть страны, Среднюю Азию и Казахстан. Московский крекинг-завод имел чрезвычайно выгодное географическое положение, что позволяло ему обеспечивать горюче-смазочными материалами как тыл, так и фронт. Поэтому эвакуация НПЗ была невозможна – это обескровило бы оборону города, и существенно сократила поставки горючего на фронт. Эвакуированы были всего несколько технологических установок, а большая часть оборудования заминирована, на случай вражеской оккупации.

Ввиду своего стратегического значения Московский крекинг-завод стал одной из основных целей немецких летчиков, наряду с Кремлем и Мавзолеем Ленина. Для ввода воздушных сил противника в заблуждение в трех километрах от завода построили его муляж в натуральную величину. Материалом послужили фанера и бочки из под мазута. Вокруг муляжа были высажены дополнительные лесополосы таким образом, чтобы ландшафт максимально совпадал с настоящим объектом. Такое решение позволило существенно сократить количество атак на реальный объект, сохранив его до начала сезона затяжных дождей, затрудняющих авиационные налеты.

Стоит отметить, что, несмотря на практически ежедневные атаки вражеской авиации с конца июля по конец октября 1941 года, завод ни на один день не прекращал работы. Более того, в определенный момент поставки сырья из Закавказья были прекращены, и завод стал получать нефть с востока страны. Это привело к необходимости изменения технологической схемы для переработки довольно неоднородного по качеству сырья. Тем не менее, уже к концу 1941 года предприятие выпускало на 4 вида продукции больше, чем в довоенный период. В общей сложности в период с 1941 по 1945 гг. завод переработал 2,8 млн тонн нефти.

Послевоенный период

Для удовлетворения нарастающего спроса на нефтепродукты на Московском крекинг-заводе внедряются все новые технологии и процессы, в том числе позволяющие увеличить объемы переработки.

В марте 1950 года введена в строй установка обезвоживания и обессоливания нефти. Годом позже началась первая масштабная реконструкция завода.

В 1952 году Московский крекинг-завод №413 переименовывается в Московский нефтеперерабатывающий завод.

В 1960-е года основной вектор развитие направлен на углубление переработки и внедрение вторичных процессов. Кроме этого, освоено производство полипропилена и волокон из него, а также битумов путем окисления гудрона в колонных аппаратах. К началу 70-х годов на заводе был налажен выпуск 32 видов новой продукции.

В начале 1970-х годов Московский НПЗ был подключен к магистральному нефтепроводу. В 1970 году МНПЗ переработал 7 млн тонн нефти. В 1972 году Совет Министров СССР постановил расширить завод и довести его мощность по переработке до 12 млн тонн нефти в год. 1976 год отметился вводом в эксплуатацию установки ЭЛОУ-АВТ-6.

30 августа 1983 года на Московском НПЗ введена в эксплуатацию новая установка каталитического крекинга Г-43-107 с предварительной гидроочисткой сырья и секцией газофракционирования. Эта установка стала первым в СССР отечественным комплексом по глубокой переработке нефти.

К началу 1990-х годов МНПЗ покрывал около 70% рынка нефтепродуктов Москвы и Московской области.

Акционирование

В 1994-1995 годах завод был акционирован. В мае 1994 года завод переименовывается в ОАО «Московский нефтеперерабатывающий завод». При этом 51% акций предприятия остаются в федеральной собственности.

В 1997 году указом Президента РФ и постановление м правительства была создана ОАО «Центральная топливная компания». В ее состав были включены Московский НПЗ, Моснефтепродукт и «ЦКТ Инвест». Управление МНПЗ было передано нефтяной компании Sibir Energy и Правительству Москвы. Стоит отметить, что акционерами Sibir Energy являлась компания «Газпром нефть» (80,37%) и Правительство Москвы (19,63%).

До 2008 году акции ОАО «Московского НПЗ» были распределены следующим образом:

  • около 51% голосующих акций и около 38,5% уставного капитала – ОАО «Московская нефтегазовая компания» (100% дочка Sibir Energy)
  • 38,8% уставного капитала – «Газпром нефть»
  • 18% уставного капитала – «Татнефть»

В мае 2008 года ОАО «Московская нефтегазовая компания» и ОАО «Газпром нефть» создали совместное предприятие Moscow NPZ Holding B.V., зарегистрированное в Нидерландах, основной деятельностью которого стало управление МНПЗ.

В конце 2010 года ОАО «Газпром нефть» приобрела 100% акций Sibir Energy. Став, таким образом, основным акционером предприятия, компания «Газпром нефть» начала масштабную модернизацию завода. Главное целью программы является достижение европейских стандартов качества и экологической безопасности производства. На программу было выделено около 250 млрд рублей.

В ноябре 2011 года завод был переименован в ОАО «Газпромнефть–МНПЗ».

10 фактов о МНПЗ

В последние годы Московский НПЗ оброс противоречивыми слухами. Некоторые горожане уверены в беспрецедентной вредности производства и опасаются покупать жилье в Капотне, где расположено предприятие. Другие — в основном это жители Капотни, работающие на предприятия — говорят, что от завода только польза. МОСЛЕНТА побывала на МНПЗ и собрала главные факты о деятельности предприятия. Тем более, что появился повод: на заводе начинается второй этап масштабной модернизации.

Читайте также:
В Туле построят новый лакокрасочный завод для "оборонки"

Московский нефтеперерабатывающий завод подписал соглашение с подрядчиком о строительстве новой установки переработки нефти «Евро+». Стоимость проекта составит более за 20 млрд рублей. После запуска в эксплуатацию установка позволит производить в том числе высококачественное топлива марки АИ-98. В рамках второго этапа модернизации МНПЗ также планирует запустить современный биокомплекс очистки воды и усовершенствовать систему экомониторинга.

Факел больше не горит

Ещё несколько лет назад над Московским НПЗ взмывал вверх огромный огненный факел. Он был своего рода визитной карточкой предприятия и показателем крайней неэкологичности производства. После модернизации оборудования необходимость в горящем факеле отпала.

С точки зрения технологии, факел на нефтеперерабатывающем предприятии — это система утилизации сбросов. Он необходим для удаления излишек углеводородов из установок. Но сейчас просто так сжигать продукты нефтепереработки считается расточительством.

«В советское время так сбрасывались и просто избыточные газы, которые вполне могли использоваться. Сейчас мы реконструировали все наши сети, — рассказал главный технолог предприятия Владимир Галкин. — В принципе, мы уже ушли от сжигания жидкого топлива и весь газ мы сжигаем в печах. Поэтому факел не горит”.

Сейчас в факел на заводе подается лишь водяной пар. Это необходимо, чтобы не дать воздуху попасть в факельный коллектор. Если вдруг факел загорится, это значит, что что-то пошло не так. “Сейчас если факел загорается, то для нас это инцидент, который расследуется. И принимаются все меры, чтобы в будущем этого не допустить», — добавляет Галкин.

Стандарт ЕВРО 5

100% продукции Московского НПЗ соответствует классу экологичности ЕВРО 5. Стремление как можно скорее перейти на современные стандарты в руководстве предприятия объясняют желанием улучшить экологическую остановку в столице.

Егор Рогалев / МОСЛЕНТА

“Мы выпускаем топливо полностью класса ЕВРО 5, который необходим для рынка Москвы и Московской области. Выработку такого топлива мы начали практически на три года раньше, чем это было установлено нормативами. Обусловлено это было, конечно, нашим желанием повысить качество и внести свой вклад в экологическую ситуацию в городе Москве», — хвастается Галкин.

Годовой объем переработки нефти на заводе составляет порядка 11 млн тонн. Из них 2,5-3 млн тонн бензина, 3,3-3,5 млн тонн дизельного топлива, около 700 тысяч тонн керосина, 1 млн тонн битума, 2,5 млн тонн котельного топлива и около 150 тысяч тонн сжиженных углеводородных газов. Основным рынком сбыта является Москва и Московская область.

Бензин занимает около 25% от общего объема переработанной на предприятии нефти. Примерно поровну выпускается бензина марки АИ-92 и АИ-95. Высококачественный бензин с октановым числом 98 МНПЗ планирует начать выпускать в 2019 году – после пуска новой комбинированной установки по переработке нефти «Евро+». Она позволит повысить промышленную и экологическую безопасность. Обьем переработки нефти будет увеличен до 12 млн тонн в год.

Дорожные технологии

Московские дороги строятся на битуме, произведенном на МНПЗ. Мощность битумной установки на предприятии составляет 1,7 млн тонн в год. Качество продукции соответствует всем требованиям, предъявляемым строителями. Завод также запустил производство полимер-модифицированных битумов и теперь полностью полностью покрывает ассортимент, необходимый для строительства качественных дорожных покрытий.

“В ходе первого этапа модернизации мы провели реконструкцию битумной установки и увеличили ее мощность до 1,7 млн тонн в год. При этом закрыли старую малую битумную установку (вторую), просто привели основную установку к нормам и правилам», — рассказывает главный технолог.

Взрывозащита

На территории предприятия построено большое здание, где весь персонал может спастись в случае аварии. Здесь находится диспетчерский центр. В нем работают 12 человек, которые с помощью компьютеров следят за процессами в нефтеперерабатывающих установках.

Алексей Коновалов / МОСЛЕНТА

«Данное помещение взрывозащищённое, то есть если какая-то ситуация нештатная случится, то здесь полностью автономное снабжение. Операторы могут безопасно остановить установку при любой аварийной ситуации. В таком случае тут все вольностью закрывается, работает автономная вентиляция», — рассказал Галкин.

Ликвидация «Чёрного моря»

С территории Московского НМЗ пропало «Чёрное море». Так в простонародье называли огромные ямы-накопители, куда долгие годы сливали отходы. Устаревшая технология предусматривала обессеривание нефти с использованием серной кислоты. Такая переработка давала отходы в виде тяжелого гудрона, который и сливался на территории заводов по всему Союзу и за рубежом.

«С 2011 года компания инвестировала очень большие средства в утилизацию этих отходов. Мы смогли добиться необходимой степени очистки. Места, где был нанесен тяжелый экологический ущерб, мы сейчас занимаемся строительством новых установок», — рассказывает представитель МНПЗ. Всего было очищено более 15 гектаров территории. После 100-процентной рекультивации земли на это месте строятся новые биологические очистные сооружения.

Чем пахнет?

Опрос, проведенный корреспондентом МОСЛЕНТЫ на территории завода, показал, что сотрудники предприятия не чувствуют витающего вокруг специфического запаха. Начальник управления производственной безопасности и экологии МНПЗ Юрий Ерохин уверен, что никакого запаха не чувствуют и жители Капотни. «Я как человек, родившийся в Капотне, не чувствую никакого запаха», — говорит он. Но вот журналисты запах всё-таки чувствовали — он не резкиё, но для непривычных людей весьма заметный. После небольшой дискуссии Ерохин согласился, что некий запах над предприятием всё-таки может витать, но здоровью человека это никак не угрожает.

Читайте также:
Какие производители ЛКМ рискуют снизить свой рейтинг

Егор Рогалев / МОСЛЕНТА

“С точки зрения законодательства запахи как таковые не нормируются. Вы не можете сказать, много его или мало. Нормируются конкретно загрязняющие вещества в воздухе. В основном вы можете чувствовать запахи углеводородов. Нужно понимать, что нас нос определяет концентрацию углеводородов около 1-1,5 миллиграмма на метр кубический. Принятые сейчас нормы предельно-допустимой концентрации в 10 раз выше, чем то ощущение, которое вы называете запахом. Даже если этот запах будет сильнее, то до той концентрации, когда вещество будет наносить вред здоровью, будет еще целый порядок», — долго поясняет он.

Ерохин уверен, что запах не может быть главным фактором в определении вреда. К примеру, чрезвычайно вредный бензапирен, который вызывает раковые заболевания, вообще невозможно почувствовать носом. Всем знакомый запах сероводорода является очень сильным, но сам сероводород безопасен.

Экологический мониторинг онлайн

Экологическую обстановку вокруг Московского НПЗ жители прилегающих районов могут контролировать онлайн. На въезде на территорию установлен специальный светодиодный экран, на котором круглосуточно транслируются данные экологического мониторинга — содержание в воздухе углерода, углеводородов группы С1-С10, диоксида серы и азота, сероводорода и бензина. Эти же данные есть на сайте МНПЗ. «Мы показываем все наши выбросы. Эта открытость позволяет нам анализировать все возможные вопросы и претензии, которые могут возникать у людей относительно качества нашей работы», — уверяет Галкин.

Всего на заводе восемь крупных источников выбросов в атмосферу. Каждый из них оснащен специальным анализатором, который раз в 20 минут отправляет информацию интернет. Еще два анализатора стоят в Капотне в районе лесопарка и местной больницы. Они мониторят воздух около завода. Все данные отправляются напрямую в Мосэкомониторинг. «Мы можем мгновенно реагировать в случае, если качество дымовых газов вдруг превысит предельно допустимые выбросы, которые установлены для каждого источника выброса», — добавляет Ерохин.

Пожарный пруд с лебедями

Сами сотрудники предприятия экологическую обстановку в районе мониторят ещё и с помощью большого пожарного водоема перед входом на завод. Уже несколько лет там живут четыре лебедя, утки и даже черепахи, которые взялись непонятно откуда.

Алексей Коновалов / МОСЛЕНТА

В ходе первого этапа модернизации на заводе были построены механические очистные сооружения. Они позволили убрать с территории предприятия открытые зловонные отстойники, где нефтепродукты отделялись от воды. Запахов, которые раньше исходили от этих водоемов, теперь нет. Эффективность очистки сточных вод от основных загрязняющих веществ при новой технологии составляет около 95%.

Второй этап модернизации предусматривает строительство очистных сооружений «Биосфера». Технология предусматривает использование так называемого мембранного биореактора. Новые очистные позволят увеличить эффективность очистки до 99%. Порядка 75% воды будут использоваться на предприятии повторно, это позволит сократить объемы потребления воды из Москва-реки в 2,5 раза. Пуск такой установки на МНПЗ намечен на 2017 год.

Моторный метод

Сильнее всего пахнет в лаборатории завода, где топливо проходит обязательную паспортизацию. В помещениях стойкий аромат бензина, керосина и тому подобных углеводородов. Женщины-лаборанты тоже в один голос заявляют журналистам, что не чувствуют никакого особо запаха. «Мы периодически открываем окна и проветриваем, все вытяжки работают. Кажется, ничем не пахнет», — удивляется одна из них вопросу вопросу журналистов, как же можно жить в таких условиях.

В небольшом цеху громко работает лабораторный двигатель и пахнет выхлопными газами. Здесь в ходе моторных испытаний вычисляют октановое число бензина и сравнивают цифры с показателями, полученными исследовательским методом.

Лаборатория Московского нефтеперерабатывающего завода. Качество топлива проверяют в специальном двигателе #бензин #МНПЗ #качество #проверка pic.twitter.com/hMUWQDcmlQ

Обязательная экспертиза проводится с каждой партией топлива, выходящего с завода. Налитые цистерны пломбируются, документируются и только в таком виде отправляются на автозаправочные станции.

Заправочный контроль

Любой автомобилист может запросить на заправке сертификат качества на топливо. Кроме того, клиент может потребовать прямо при нём проверить колонку на правильность налива топлива. Это делается с помощью сертифитированного черника объёмом 10 литров. Если показания шкалы мерника совпадают с показаниями счетчика на колонке, значит, она работает правильно.

Но вообще качество топлива, поступившего на автозаправочный комплекс, проверяется ещё до его слива из цистерны в резервуар. Прежде всего бензин проверяют на наличие в нем воды. Это делается с помощью специальной штанги с водочувствительной пасть на конце. Штангу опускают на дно, и паста не должна поменять цвет.

Так проверяют #бензин на наличие в нем воды на заправке #Газпромнефть. С помощью специальной пасты, которая меняет #цвет pic.twitter.com/oNBFl9y7Rl

С каждого бензовоза в обязательном порядке берут пробу топлива и хранят около месяца. В случае, если у клиента возникнут претензии к качеству бензина, он может потребовать провести экспертизу. «Если потребитель считает, что у него с топливом проблемы, что-то пошло не так. То в этом случае есть совершенно четкий порядок действий. Если возникают хоть малейшие основания, у нас отработан алгоритм реагирования. По Москве мы в течение 4 часов вызываем передвижную лабораторию. И мы достаточно быстро реагируем, если есть претензии по качеству», — рассказал МОСЛЕНТЕ директор лаборатории “Газпромнефть” Виктор Чуйков.

Для контроля своих же заправок в компании выбрали главными принципами внезапность и непредсказуемость проверок. В руководстве считают, что это повышает ответственность сотрудников автозаправок. А в конечном счете повышает уровень обслуживания автомобилистов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: