Краска для батарей отопления — выбор и технология нанесения

Окраска чугунных радиаторов: подготовка поверхности, выбор лакокрасочного материала, пошаговая инструкция по покраске

Если в доме установлены чугунные радиаторы, их окраска должна выполняться периодически, т. к. покрытие деформируется. Чтобы не пришлось менять отопительные приборы, удаляют старую краску, наносят новую.

Требования к лакокрасочному покрытию

Для окрашивания чугунных батарей своими руками выбирают ЛКМ, соответствующие следующим критериям:

  • стойкость к влиянию высокой температуры, допустимый минимум составляет +80°С, но лучше, если состав будет выдерживать значения до +100°С;
  • хорошая адгезия – она позволяет нанесенному слою долго удерживаться на поверхности радиаторов даже при его эксплуатации в сложных условиях;
  • стойкость к механическому воздействию: батареи часто находятся на участках с высокой проходимостью, важно, чтобы отделка даже при нанесении тонкого слоя сохраняла свои свойства;
  • неподверженность развитию коррозии: когда состав наносится поверх металла, вероятность ржавления должна снижаться;
  • способность сохранять цвет под воздействием перепадов температур;
  • безопасный состав: для отделки приборов центрального отопления не должны применяться вещества, содержащие токсичные компоненты, т. к. при нагреве они будут высвобождаться в воздушную среду, ухудшая здоровье жильцов;
  • выбирают краску без запаха, т. к. отделочные работы выполняются внутри жилого помещения.

Какие краски могут использоваться для батарей отопления

Главный критерий, которым нужно руководствоваться при выборе краски для батареи, термостойкость, т.е. способность выдерживать высокие температуры. Нужно приобретать составы, разработанные специально для окрашивания радиаторов. Если на этикетке нет соответствующей маркировки, нужно найти на ней информацию о температурном режиме, при котором допускается использование данного средства.

Алкидные эмали

  • устойчивость к влиянию высоких температур;
  • износостойкость, за счет чего аккуратный внешний вид батарей сохраняется на протяжении длительного периода.

Такие свойства позволяют производить окраску радиаторов отопления. Алкидная эмаль защищает приборы от ржавления, увеличивая их срок службы. При нанесении она ложится ровно, благодаря этому не требуется корректировка покрытия. Количество оттенков алкидной эмали большое, поэтому всегда можно подобрать нужный тон с учетом интерьера.

Алкидная эмаль прочнее большинства аналогов. Ее недостатком является высвобождение токсичных испарений, причина заключается в содержании растворителя в составе.

Запах сильный, выветривается медленно – через 1 сутки после окрашивания. На это время нужно покинуть жилье, а комната должна проветриваться. Иногда запах слабо ощущается и после высыхания.

При поиске ответа на вопрос, как покрасить батарею отопления в домашних условиях, обращают внимание на способность ЛКМ сохранять первоначальный тон.

Алкидная эмаль быстро теряет оттенок, желтеет, хотя продолжает сохранять прочность и другие свойства. Желтизна сильнее проявляется, если выбран белый цвет. При покупке алкидной эмали лучше рассматривать более темные тона с глянцевым блеском.

Акриловые эмали

Эти эмали входят в группу водоэмульсионных составов. Они условно безопасны для человека, не источают неприятный запах. Это позволяет использовать их для окрашивания предметов, использующихся внутри помещения.

После нанесения сохнут сравнительно быстро, уже через полчаса нанесенный слой схватывается, перестает липнуть, поэтому покидать жилье на 1-2 дня не нужно. Высокая скорость высыхания обеспечивается при условии, что созданы подходящие условия: температура воздуха находится в пределах +18…+23°С.

Высокая прочность и антикоррозионная стойкость проявляются за счет способности акриловой эмали отталкивать влагу. Такая эмаль не деформируется при воздействии механической нагрузки, средний срок службы составляет 7-8 лет.

В течение всего периода службы она проявляет устойчивость к перепадам температур, внешний вид покрытия не портится. Для красок по металлу на водной основе не менее важной является способность сохранять первоначальный цвет, поэтому при эксплуатации они не желтеют.

Дисперсионно-акриловая краска

  • высокая скорость высыхания, благодаря этому можно пользоваться помещением во время ремонта;
  • отсутствие запаха;
  • материал наносится легко, в результате получают равномерный слой.

Выдерживает высокие температуры, поэтому часто применяется для окрашивания радиаторов, а в процессе эксплуатации покрытие не растрескивается, что позволяет реже его обновлять.

В продаже есть 2 типа дисперсионно-акриловой краски:

  • матовая;
  • глянцевая.

Материалы этой группы наносят в несколько слоев, их количество зависит от качества черновой основы. Популярен метод предварительного грунтования, для чего используется дисперсионно-акриловая краска, разбавленная водой. Такая мера улучшает адгезию.

Силиконовые краски

Содержат полимерные компоненты (силикон). Чтобы получить нужную консистенцию, добавляют водный или органический растворитель.

  • стойкость к воздействию высоких температур;
  • умеренная эластичность готового покрытия, что исключает риск его растрескивания под воздействием перепадов температур;
  • необязательно выполнять подготовку поверхности приборов отопления;
  • стойкость к нагрузкам, снижается риск истирания при эксплуатации, что увеличивает срок службы;
  • хорошая переносимость воздействия ультрафиолета, за счет чего сохраняется первоначальный оттенок.

Силиконовая краска стоит дороже аналогов, но эксплуатируется дольше.

Другие варианты красок для радиаторов

Если по ряду причин нет возможности применить рассмотренные выше варианты, можно выбрать один из следующих:

  1. Краски, содержащие силикатную смолу. При их нанесении создается плотное покрытие. Преимущество заключается в умеренной эластичности, в результате внешний вид отделки сохраняется на протяжении всего периода службы прибора отопления. Краска качественно сцепляется с металлом, причем перед ее нанесением необязательно подготавливать поверхность. Недостаток силикатной смолы – интенсивный запах.
  2. Молотковые краски. Относятся к алкидным составам, помогают создать эффект чеканки, искусственно состарить поверхность (на ней появляются трещины), позволяют получить покрытие неравномерной толщины и структуры.
  3. На основе алюминиевой пудры. Другое название – серебрянка. Преимущества: стойкость к влиянию предельных значений температуры, возможность нанесения как на старые батареи, так и на новые после их подготовки. Краска источает интенсивный запах, поэтому после окрашивания потребуется покинуть помещение.

Процедура подготовки батареи к покраске

Необходимость подготовки обусловлена следующими факторами:

  • обеспечение равномерности покрытия;
  • необходимость устранения дефектов;
  • обеспечение высокой адгезии.

Подготовка поверхности к окрашиванию увеличивает срок службы слоя отделочного материала. Обработку проводят не во всех случаях: металл и использование некоторых видов ЛКМ ее не требуют.

Кроме эстетических качеств, окрашивание влияет и на теплоотдачу приборов отопления. Подготовительный этап включает в себя удаление старой краски. Если этого не делать, со временем количество слоев краски возрастает, при этом сильно уменьшается теплоотдача.

Читайте также:
Как обновить кошелек своими руками: чистка, уход и варианты декора

Методы удаления пыли и жира

Окрашивать нужно поверхность, очищенную от загрязнений, жировых отложений. Когда этот этап пропускается, краска ложится неровно, снижается адгезия, ухудшается внешний вид радиатора. Убрать наслоения пыли можно пылесосом и ветошью.

Влажная уборка более предпочтительна, т. к. при этом лучше удаляются частицы пыли. При сухой очистке загрязнения могут подниматься в воздух, а затем снова осесть на батарею.

Жировые наслоения убрать без специальных средств сложно. Рекомендуется применять жидкость для мытья посуды или плиты. Чтобы лучше очистить радиатор, используют губку с шероховатой поверхностью. После очистки прибор протирают увлажненной тряпкой.

Очистка от старых покрытий механическим способом

Для удаления ржавчины и облупившейся краски применяют агрессивные методы. Механическая чистка выполняется с использованием жесткой металлической щетки. Ручной способ рекомендуется применять, если площадь очага ржавления небольшая.Когда необходимо очистить весь радиатор от старой краски, задействуют болгарку с насадками (зачистным кругом), на труднодоступных участках дополнительно используют щетку.

Используя болгарку с насадкой, не следует прилагать много усилий, иначе удалится и верхний слой металла. Не рекомендуется счищать краску полностью, достаточно удалить облупившиеся участки. Когда поверхность станет ровной, можно прекратить работы, даже если очаги старого слоя еще видны.

Как избавиться от краски химическими средствами

Если подходящего инструмента нет под рукой, применяют растворители. Такие средства выпускаются в форме гелей, паст, аэрозолей, ими обрабатывается весь радиатор. Для использования пасты или геля нужно подготовить кисть с натуральной щетиной.

Когда вся поверхность батареи будет покрыта веществом, прибор накрывают пленкой, чтобы усилить эффект. Длительность воздействия зависит от типа средства и составляет от 15 минут до нескольких часов. Держать растворитель на радиаторе дольше не следует.

Аэрозоль распыляется над батареей, период его воздействия меньше, чем геля или пасты – до 60 минут в зависимости от вида средства.

Преимущество аэрозоля заключается в том, что с его помощью можно обработать труднодоступные участки. Выдержав достаточно времени, старую краску снимают металлической щеткой, болгаркой с насадкой, можно использовать шпатель, т. к. материал размягчается.

Химикаты не вредят чугуну, однако при производстве батарей из этого материала закладывается уплотнитель, который подвержен влиянию растворителей. Вследствие этого зимой после запуска системы отопления приборы могут протечь.

Работать с химикатами нужно в перчатках, закрытой одежде и респираторе, т. к. они токсичны.

Правила грунтования поверхности

После удаления ржавчины, старого покрытия и грязи переходят к подготовке радиаторов к нанесению краски. Для этого применяют грунтовочный состав, предназначенный для обработки металлических изделий. Материал должен быть устойчивым к развитию коррозии. После высыхания грунтовки начинают окрашивание.

Покраска радиатора отопления

В процессе выполнения работ часто совершаются ошибки: наносят толстый слой, пренебрегают подготовкой. Это приводит к ухудшению внешнего вида прибора, сокращает срок эксплуатации.

Общая технология окрашивания

Начинать работы нужно с нанесения небольшого количества краски на батарею. Если покрытие неравномерное, процесс повторяют. Все последующие слои наносят после высыхания предыдущего. Работать рекомендуется с помощью 2 кистей: одна широкая, вторая – небольшого размера, но с длинной рукояткой, достаточно гибкой, чтобы можно было добраться до сложных участков внутри радиатора.

Нужно удалить плохо закрепленные ворсинки, для этого кисть необходимо распушить. Работы начинают с внутренних поверхностей и продвигаются сверху вниз. Когда переходят к наружным стенкам, краску тоже наносят сначала на верхние участки. Дефекты (подтеки), образовавшиеся при окрашивании, удаляются наждачной бумагой средней зернистости. Эти участки закрашиваются при повторном нанесении состава.

Нюансы покраски алюминиевых радиаторов

Дефекты на алюминиевых отопительных приборах удаляют автомобильной шпаклевкой. Предварительно поверхность очищается, обезжиривается, покрывается грунтовочным составом. Когда шпаклевка высохнет, начинают окрашивание.

Алюминиевые радиаторы обрабатывают аэрозолем, для этой цели часто применяют автоэмаль. Ее нужно наносить на горячие радиаторы – это обеспечивает быстрое высыхание. Перед нанесением нового слоя удалять старую краску не нужно.

Интересные идеи окраски батареи

Приборы отопления покрывают краской в тон стен. Альтернатива этому – создание акцента в помещении за счет изменения цвета батареи. Например, если стены светлые, батареи можно сделать яркими, но только при условии, что в комнате такой тон уже присутствует.

В детской на радиаторах рисуют узоры, окрашивают каждую секцию разными оттенками.

Популярна техника омбре, когда крайние секции с одной стороны покрываются яркими насыщенными оттенками, а с другого конца наносятся краски светлых тонов в той же гамме с плавным переходом от темных цветов к светлым.

Покраска горячих батарей: выбор подходящей краски, пошаговая технология окрашивания

Покраска стен ванной комнаты: выбор краски и подготовка поверхности, пошаговая инструкция окрашивания и разные методы

Краски для радиаторов отопления: типы и разновидности составов, популярные марки красок

Покраска труб отопления: как и чем покрасить, пошаговая инструкция.

Качественная покраска радиаторов отопления порошковой краской с горячей полимеризацией

Виды красок без запаха для батарей отопления, правила выбора и как правильно покрасить

Для покраски батарей отопления необходимо выбрать краску без запаха, что и является одним из главных факторов при покупке.

Причина этому – нагрев конструкции во время отопительного сезона, из-за чего происходит испарение составляющих лакокрасочных изделий.

Другой фактор – краска должна выдерживать высокие температуры, чтобы не изменилась ее структура.

Требования к краскам для радиаторов отопления

Перед тем как купить краску для радиаторов отопления внимательно ознакомьтесь с основными требованиями, которым должны соответствовать красящие основы. Они следующие:

  • Безопасность. В краске не должны содержаться токсичные вещества, так как при нагревании металла они испаряются, выделяя яд (а человек вдыхает эти пары).
  • Устойчивость к высоким температурам. Батареи отопления пропускают через себя воду температурой до +80°C, соответственно и краска должна выдерживать подобную температуру. Если нет, то поверхность приобретёт жёлтый оттенок, начнёт растрескиваться и расслаиваться.
  • Скорость высыхания. Так как работы проводятся чаще всего в жилом помещении, продукция должна быстро сохнуть. Особенно если учесть, что наносится два и три слоя.
  • Противостояние влажности. Все радиаторы отопления изготавливаются из металлических материалов, которые в свою очередь подвергаются коррозии. Краска должна создавать надёжный защитный барьер, особенно в комнатах с повышенной влажностью (ванная, туалет, кухня).
  • Отсутствие едкого запаха. Это требование относится не только к периоду покраски (в этот момент мастер может надеть респиратор). Гораздо важнее, чтобы неприятные “ароматы” не исходили от батареи во время эксплуатации зимой.
  • Теплопроводимость. Чтобы красящие вещества не снижали коэффициент отдачи тепла радиатором, они должны иметь высокие показатели. Дополнительно – наноситься максимум в два слоя, так как при покраске в три слоя теплоотдача снижается на 1% и более.
  • Сохранность цвета. Если в краску добавлены некачественные красящие пигменты, расцветка быстро потускнеет и выгорит под воздействием солнечных лучей.
  • Ровность покрытия. Состав должен ровно ложиться на металл, поэтому нельзя приобретать изделия, предназначенные, например, для дерева. Есть краски, разработанные специально для конкретного железа, поэтому то, что рекомендовано для стали, не подойдёт чугуну.
Читайте также:
Обои под покраску: виды, технология поклейки на стены и окрашивания

Виды красок для батарей без запаха

Строительный рынок изобилует лакокрасящими средствами для радиаторов отопления. Они отличаются друг от друга составом, техническими характеристиками, производителями, поэтому важно заранее разобраться, что именно подойдёт в вашем случае.

Акриловая эмаль

В основе продукции лежит акриловая смола, растворители органического происхождения, колерующие пигменты, поэтому акриловая эмаль не имеет неприятного запаха. Её температурный порог – минимум +80°C, в зависимости от производителя.

В продаже есть базовые варианты белоснежного оттенка, но можно приобрести и цветные изделия.

  • гладкость и ровность поверхности после полноценного просыхания;
  • нет запаха даже во время покраски;
  • минимальный расход;
  • устойчивость к высоким температурам, повышенной влажности, пару;
  • эластичность и густота структуры, благодаря чему не остаётся подтёков;
  • экологичность;
  • не подвергается пожелтению и растрескиванию;
  • благодаря наличию базовой белой основе, при добавлении пигментов можно добиться любого оттенка;
  • доступная стоимость.

Сохнет быстро, но время зависит тоже от производителя. Минимальный период составляет 10-15 минут, средний – 30 минут. Чтобы краска полноценно высохла и радиатор можно было пустить в эксплуатацию, надо выдержать 5 часов.

Но есть у акриловой эмали и недостатки:

  • чтобы продлить эксплуатационный период, обязательно поверхность радиатора предварительно обрабатывается специальной грунтовкой, причём, в 2 слоя;
  • запрещено применять абразивные чистящие средства и инструменты, так как устойчивость к механическим повреждениям низкая.

Топ – 9 акриловых красок без запаха:

  1. VGT;
  2. Диола;
  3. ВГТ Профи;
  4. Radiator Paint;
  5. Ceresit CF 33;
  6. Caparol Samtex 7 ELF;
  7. Parade;
  8. Текс;
  9. Livna-134 и пр.

Цена за 1 литр варьируется от 280 до 650 руб.

Алкидная эмаль

В состав алкидных эмалей входят пентафталевые или глифталевые лаки, пигментные дисперсии, плёнкообразователи, силикаты, алкиды, поэтому лакокрасящие изделия считаются надёжными и долговечными. Выдерживают температуру в 70-80°C. В зависимости от вида алкидной эмали эти показатели повышаются (смотрите на этикетке).

Кремнийорганическая разновидность не утрачивает своих свойств при температуре в 600°C.

Как и акриловая эмаль, имеет основную базу – белоснежную либо цветные варианты.

  • не отслаивается;
  • не выгорает;
  • проявляет глянец;
  • устойчив к механическому воздействию;
  • однородная структура поверхности после нанесения;
  • не истирается;
  • доступная цена;
  • выдерживает влагу.

Наносится краска минимум в 2 слоя. Длительность просыхания составляет от 1 до 3 часов, но использовать радиатор разрешено только через 24 часа.

В состав также входит и уайт-спирт, поэтому при покраске эмаль выделяет едкий запах, который после высыхания исчезает. Несмотря на это, в первые 2-4 дня после запуска отопления неприятный “аромат” снова проявляется. В дальнейшей эксплуатации его не будет. Это и есть основной недостаток алкидной эмали.

Рейтинг наиболее востребованных брендов:

  1. Текс;
  2. Мальта-30;
  3. Миранол;
  4. Ямайка-90;
  5. Dufa Heizkorperlack и т. д.

Средняя стоимость за 1 л – 300-600 руб.

Эмаль на водной основе

В дисперсионной краске заложена акриловая эмаль, но при этом основа водная, поэтому при повышении вязкости материала его разводят обычной водой. Эмаль водная не имеет абсолютно никакого запаха, считается максимально экологически чистой и недорогой продукцией. Выдерживает температурный режим от +90°C.

  • полная безопасность как при процессе покраски, так и в период эксплуатации;
  • из-за отсутствия запаха можно работать без защитной маски;
  • водоотталкивающий эффект;
  • низкая стоимость;
  • скорость высыхания;
  • равномерное нанесение;
  • устойчивость к механическому воздействию;
  • покрашенной изделие разрешено мыть водой.

Для высыхания достаточно 30 минут, но полностью батарея отопления будет готова к эксплуатации через 4 часа. Длительность во многом зависит от густоты красящего состава.

Среди недостатков отмечают отсутствие цветовой гаммы (производится в белом оттенке), и необходимость накладывать минимум 2 слоя. Если же краску не разводить водой, то достаточно и 1 слоя. Этот же вариант покраски не способствует образованию подтёков.

Какие марки выпускаются:

  1. Снежка;
  2. Акваметаллик;
  3. Dulux Master Lux Aqua;
  4. Лакра и т. п.

Стоимость 1 л – от 250 до 800 руб.

Масляная эмаль

Изготавливается на базе масел органического происхождения, поэтому считается безвредной для организма человека. Обладает рядом достоинств:

  • ассортимент включает как цветные варианты, так и прозрачные (по типу лака);
  • наносится равномерный слой;
  • высокий уровень укрывистости;
  • отлично ложится на металл любого типа;
  • сравнительно низкая цена;
  • выдерживает требуемую температуру (+80°C);
  • повышенная устойчивость к влажности, механическим ударам, пару.

Несмотря на обширный список преимуществ, специалисты не рекомендуют использовать масляную эмаль для покраски радиаторов, так как из-за повышенной температуры воды в батарее происходит растрескивание и изменение оттенка. Кроме того смывать покрытие для новой покраски достаточно сложно.

  • ложится на металл толстым слоем, что занижает теплоотдачу;
  • образуются подтёки;
  • не защищает железо от ржавчины;
  • минимальное время просыхания составляет 48 часов.

И ещё один немаловажный минус – масляная эмаль обладает стойким неприятным запахом, от которого избавить проблематично (плохо выветривается). Это касается не только времени нанесения, но и эксплуатации, особенно если радиаторы перегреваются.

  1. Alpina Heizkorper;
  2. Krafor МА–15;
  3. Лакра;
  4. NOVOCOLOR МА-15 и пр.
Читайте также:
Краска для деревянного забора - выбор и нанесение

Стоимость низкая – за 1 литр нужно заплатить от 180 до 500 руб.

Другие разновидности

Есть ещё 3 типа красок для радиаторов отопления, но они не пользуются большой популярностью. Рассмотрим их:

  • Силиконовая краска. Силиконовая основа способна выдержать высокие показатели температуры, отличается устойчивостью по всем параметрам, но стоимость высокая.

Практичные советы: как покрасить батареи отопления

Со временем новенькие радиаторы теряют привлекательный вид. На них появляются пятна въевшейся грязи, потеки ржавчины, трещины на лакокрасочном покрытии. Иногда его фрагменты откалываются, поверхность становится неровной. Но при этом оборудование исправно работает, качественно греет комнату. Поэтому менять его нет никакого смысла. Надо только вернуть ему первоначальный вид. Разберем все нюансы покраски радиаторов отопления: от выбора эмали до ее правильного нанесения.

Все о самостоятельной покраске батарей

Какие батареи можно и нельзя красить

Окрашивание «показано» не всем видам отопительных приборов.

Какие можно?

Можно и даже нужно красить чугунные секционные изделия. Это защищает их от коррозии и никак не влияет на уровень теплоотдачи. Стальные панели тоже подлежат окраске, но при условии, что используется аэрозольный состав. Наложить ровный слой кистью в этом случае затруднительно. С остальными типами оборудования все не так. Разберем особенности их покраски.

Какие нежелательно?

Пластинчатые модели

Отличаются наличием большого количества тонких пластинок-теплообменников. Окрашивать их крайне сложно и нежелательно. Это может снизить теплоотдачу прибора. Качественно покрасить пластинчатый радиатор кистью невозможно, в нем слишком много близко расположенных пластинок. Относительно ровное окрашивание можно получить, если отключить изделие от трубопровода, снять с креплений и разместить на горизонтальном основании.

Краску в таком случае наносят краскопультом или выбирают средство в форме спрея. Но и это не дает гарантий качественного нанесения. Часто остаются непрокрашенные участки и образуются некрасивые потеки. Производители не рекомендуют красить пластинчатые приборы полностью. Окрашивать можно только съемные декоративные панели. Остальные элементы чистят и закрывают от пыли и загрязнений.

Конвекторы

Конструкция конвекторных обогревателей предполагает наличие труб с оребрением. Таких ребер-пластин много. Качественно прокрасить их очень сложно, да и нежелательно. Как и в случае с пластинчатым оборудованием нанесение краски может ухудшить теплообмен. Поэтому окрашивать следует только закрывающий их металлический кожух. Он съемный, что облегчает задачу.

Секции из биметалла или алюминия

Современные секционные модели выпускаются с качественным порошковым покрытием. Красить их не нужно в течение всего срока эксплуатации. Они сохраняют привлекательный вид и эксплуатационные характеристики. Если все-таки надо покрасить такой прибор, используют только аэрозольные средства или краскопульт. Но даже в этом случае гарантий качественного нанесения нет. Кроме того, есть вероятность снижения теплоотдачи после окраски.

Как выбрать средство для покраски

Правильный выбор лакокрасочных материалов очень важен. Если взять неподходящий состав, через короткое время он придет в негодность, и ремонт придется проводить заново. Надо знать, что краска для радиатора должна отвечать сразу нескольким требованиям. Перечислим их все.

Требования к составу

  • Высокая термостойкость. Состав должен сохранять свои свойства при температуре 85-90°С в течение всего срока эксплуатации.
  • Безопасность. Наличие в составе токсичных веществ недопустимо. При нагреве они будут попадать в воздух, что опасно для людей и домашних животных.
  • Стойкость цвета. Средство не должно выцветать и менять оттенок под действием высоких температур и ультрафиолета.
  • Антикоррозийная защита. Металлы подвержены коррозии, антикоррозийные добавки в составе красящего средства должны защищать корпус от ржавчины.
  • Износостойкость. Устойчивость к истиранию должна быть высокой, чтобы покрытие не истончалось от контакта с различными предметами, периодических чисток.
  • Высокая адгезия. Раствор должен хорошо сцепляться с основанием, чтобы предотвратить отслаивание при частых циклах нагрева и остывания.

Правильно выбранное средство будет выполнять все эти требования. Лучше всего наносить состав с пометкой «для радиаторов», но можно выбирать любой другой с подходящими характеристиками.

Для окрашивания отопительных приборов подходят несколько типов красок, кратко охарактеризуем каждый из них.

Акриловые мастики

Это водно-дисперсионные составы на основе акрила. В качестве растворителя используется вода, что объясняет полное отсутствие токсичных веществ и неприятного запаха. Безопасны для человека. Акрил быстро схватывается и сохнет. При комнатной температуре на это уходит порядка 30-40 минут. Образуется плотное водоотталкивающее покрытие, достаточно устойчивое к механическим повреждениям.

Акрил легко переносит высокие температуры, его можно накладывать на горячую основу. При этом нет неприятного запаха. Это лучшее решение, как покрасить горячую батарею отопления. Коэффициент белизны акриловых мастик — 96%. Поэтому они дают яркий белый тон и сочные красивые оттенки. Акриловое покрытие пластично, не трескается, не отшелушивается. Срок его службы — семь-восемь лет.

Алкидные эмали

Их основа — алкидные смолы, смешанные с разбавителями, пигментами и наполнителями. Это вещества разной степени токсичности. При работе с эмалями используются алифатические и спиртовые растворители с неприятным резким запахом. Он сохраняется на протяжении покраски и некоторое время после него. Поэтому работают с алкидными препаратами только на улице или в проветриваемом помещении. По окончании окраски его нужно покинуть до полного высыхания изделия.

Алкидные эмали термостойки, обладают антикоррозийным эффектом и дают ровное плотное покрытие. Оно прочнее акрилового, лучше противостоит сколам и царапинам. Выпускают матовую, полуматовую и глянцевую пасту. Последняя лучше сохраняет первоначальный цвет. Однако все они со временем приобретают желтый оттенок. Глянцевая начинает желтеть позже матовой.

Это основные разновидности, рекомендованные к использованию. Есть и другие. Хорошо смотрятся на батареях молотковые мастики. Это разновидность алкидных составов. После высыхания образуют покрытие, напоминающее чеканку. Смотрится оно как побитое молотком, что и дало название средству. Благодаря этому небольшие неровности и другие дефекты основания не видны.

Читайте также:
Шумоизоляционная краска - виды, применение и нанесение

Масляные средства лучше не использовать . Это препараты на основе масел, натуральных или синтетических. Прежде были очень распространены, но постепенно уходят с рынка. Они недолговечны, недостаточно термостойки и быстро теряют привлекательный вид. Иногда по старинке используют серебрянку, смесь лака с алюминиевой пудрой. Она термостойка, не влияет на теплоотдачу. Но при этом имеет стойкий неприятный запах и довольно быстро теряет привлекательный вид.

Как покрасить чугунную батарею

Начинают с внимательного осмотра обогревателя. Важно понять, в каком он состоянии, это определит сложность предстоящих предварительных работ. Вариантов может быть три.

Первый — самый лучший. В этом случае поверхность прибора ровная, без трещин и сколов. Это означает, что подготовка будет минимальной.

Второй случай — если старое покрытие немного потрескалось и облупилось. Придется потрудиться над исправлением обнаруженных дефектов.

И третий, худший — когда на обогревателе остались только фрагменты старой краски. В этом случае предстоят серьезные подготовительные работы, заключающиеся в полном удалении отслужившей свое эмали. Иначе качественно нанести новое оформление не получится.

После внимательного осмотра и постановки «диагноза» приступают к основным работам. Поэтапно разберем, как покрасить батарею отопления по старой краске.

Подготовка к окрашиванию

Сначала оборудование полностью очищают от накопившейся пыли и грязи. Лучше всего сначала обработать поверхность пылесосом. Хороший результат даст щелевая насадка, с помощью которой убирают пыль с внутренних пластин на секциях. После обеспыливания приступают к мытью прибора. Для расщепления жира готовят моющий раствор с мылом или средством для посуды. Обязательно смывают жирные пятна. Если не получается, используют агрессивную химию типа препаратов для чистки духовок.

Отмытую батарею оставляют для просушки. Дальнейшие действия зависят от состояния прибора. Если на нем только небольшие дефекты, их нужно зачистить и аккуратно зашпаклевать. Подойдет любая автомобильная шпаклевка. Отремонтированный участок сушат и снова зачищают, добиваясь гладкости. Самые сложные манипуляции предстоят, если старая отделка частично отшелушена, покрылась трещинами. Ее необходимо снять.

Какой краской красить батареи отопления?

Лакокрасочное покрытие отопительных приборов в квартире значительно улучшит их внешний вид и обеспечит надежную защиту от коррозии. Однако правильный выбор краски, подготовка поверхности и способа нанесения зависят от таких факторов как:

  • металл, из которого изготовлены отопительные приборы;
  • наличие и сохранность заводского лакокрасочного покрытия;
  • конструктивное исполнение радиаторов;
  • стоимость краски и растворителей;
  • наличие гарантии изготовителя.

При этом следует учесть, что чрезмерно толстый слой краски может существенно снизить эффективность теплоотдачи окрашенных батарей.

Особенности процесса покраски

Изготовители отопительных приборов рассматривают их окрашивание как нарушение условий для сохранения гарантии. Поэтому наличие повреждений или отслаивание заводской краски во время гарантийного срока является производственным браком. В этом случае вместо самостоятельного восстановления лучше обратится к продавцу по вопросу замены бракованных батарей.

Если срок гарантии уже закончился, а поверхность радиаторов требует обновления или восстановления, то следует учесть вид металла, из которого изготовлены приборы. Дело в том, что алюминиевые, стальные и биметаллические секционные батареи окрашиваются на заводе полимерными красками с последующей термообработкой.

Такое покрытие отличается высокой прочностью, но имеет очень слабую поверхностную адгезию. Покрасить такие изделия в домашних условиях без снятия заводской краски практически невозможно, а очистка металлической поверхности потребует приложения значительных усилий.

Рекомендуемый вариант восстановления качественного покрытия алюминия или биметаллических изделий — использование эпоксидного грунта и дорогостоящих эмалей. Однако такой способ обработки требует заметных финансовых затрат и определенных малярных навыков.

Самое простое окрашивание у чугунных радиаторов типа М-140 и стальных конвекторов. В большинстве случаем это оборудование на заводе-изготовителе только грунтуется и специально подготовлено для последующей малярной обработки. Краску рекомендуется наносить за 2 раза с обеспечением сплошного покрытия для защиты прибора от коррозии.

Требования к лакокрасочным материалам

Решая, какую лучше выбрать краску для батарей отопления, необходимо определить технические характеристики материалов, которые должны обеспечить:

  • термостойкость покрытия не ниже 80°C и устойчивость к выгоранию цвета;
  • сопротивление к механическому истиранию;
  • высокую теплопроводность;
  • влагостойкость;
  • отсутствие токсичных веществ;
  • быстрое высыхание.

Краска может быть глянцевой или матовой. Определяя необходимый блеск покрытия необходимо учитывать, что на глянцевой поверхности заметны даже самые небольшие неровности и дефекты.

Для чугунных поверхностей и сложных конструкций конвекторов рекомендуется использовать матовые составы, а блестящие краски хорошо подходят для биметаллических и алюминиевых секций.

Виды применяемых красок

Для покраски батарей наиболее часто используют один из трех видов лакокрасочных материалов. Это:

  • акриловые краски для радиаторов отопления;
  • масляные ЛКМ;
  • алкидные составы.

Кроме этого, в домашних условиях можно встретить использование молотковых эмалей и «серебрянки» из алюминиевой пудры. В условиях заводского производства для защиты поверхности применяют полимерные и эпоксидные смеси с последующей термической и воздушной обработкой.

Акриловые водоэмульсионные составы

Краска для радиаторов отопления без запаха изготавливается на вяжущей основе клея ПВА или полиакрилатов. Поскольку поливинилацетатный клей растворяется в воде, то использовать первую группу водоэмульсионных красок для ремонта батарей не рекомендуется. Покрытие будет отличаться слабой устойчивостью к внешним воздействиям и потребует замены уже в течение первого года эксплуатации.

Акриловые эмали это краска без запаха для батарей, которая образует на поверхности тонкий, прочный и долговечный слой. Обычно составы делают белого цвета, для изменения которого можно использовать пигменты на водной основе. Высохший слой краски напоминает матовый пластик, который легко моется водой и не растрескивается под воздействием температуры.

Масляные

ЛКМ на основе олифы и натуральных масел считаются традиционными и совсем недавно использовались повсеместно. Они образуют довольно устойчивое к негативным воздействиям покрытие и доступны по стоимости большинству владельцев квартир и частных домов. Большое количество цветовых оттенков позволяет решать вопросы дизайнерского оформления.

Читайте также:
Краска Раптор (Raptor) для защиты автомобиля: свойства и порядок применения

Среди недостатков масляных красок специалисты отмечают:

  • долговечность покрытия до 5 лет;
  • наличие резких неприятных запахов при покраске;
  • большая продолжительность полного высыхания;
  • увеличенная толщина слоя, снижающая теплопроводность;
  • возможно образование капельных потеков.

При выборе масляной краски необходимо обратить внимание на показатели термостойкости. Далеко не все составы этого типа рассчитаны на режим эксплуатации при повышенной температуре. Неправильный подбор краски может привести к быстрому изменению цветового оттенка, образованию трещин и отслаиванию поверхностного слоя.

Эмали на основе алкидных смол

По своим эксплуатационным качествам, алкидные ЛКМ превосходят масляные и акриловые составы, но только в том случае, если они специально разработаны для покраски батарей отопления. Поэтому при покупке необходимо внимательно изучить инструкцию по применению материалов и только после этого остановить свой выбор на необходимом оттенке.

Лучшие термостойкие алкидные краски — на органической и кремнийорганической основе. Добавление кремния повышает возможную температуру эксплуатации и у некоторых составов она может превышать 400°C. Их допускается использовать для покраски таких нагретых поверхностей, как котлы отопления, дымоходы, печи трубы централизованного теплоснабжения с перегретой водой.

Большое разнообразие растворителей и модификаторов, используемых в производстве алкидных красок, обеспечило рынок большим количеством этих полимерных составов.

При высыхании эти лакокрасочные материалы выделяют токсичные вещества. Поэтому при работе необходимо обеспечить необходимое проветривание помещения, а еще лучше — осуществлять покраску на улице.

Алюминиевая пудра

«Серебрянка» — один из самых доступных по цене материал. Для его приготовления необходимо взять битумный лак БТ-577 и добавить алюминиевую пудру. При этом увеличение количества порошка снижает механическую устойчивость покрытия и предельную температуру эксплуатации.

Молотковые

Особенность таких красок заключается в оригинальном цветовом оттенке, имитирующем термически обработанную металлическую поверхность и высокая адгезия, гарантирующая прочность покрытия. Применение этих материалов позволяет отказаться от предварительного грунтования и уменьшает расходы на покупку. По своему составу эти ЛКМ практически ничем не отличаются от описанных алкидных красок.

Аэрозольные упаковки

Продажа красок в аэрозольных баллонах может рассматриваться в качестве альтернативы традиционным способам нанесения ЛКМ на радиаторы отопления. Для их приготовления применяют легкие растворители, которые обеспечивают создание тонкого быстросохнущего ровного слоя. В процессе окрашивания не следует подносить баллончик слишком близко к поверхности, чтобы избежать потеков.

Рекомендации по выбору

Определяя, какой краской красить батареи отопления, обратите внимание на надписи и нанесенные на упаковку тары. Добросовестные производители обязательно укажут, что данный состав предназначен для покраски радиаторов и трубопроводов отопления, а так же соответствие Государственному Стандарту.

Лучшие лакокрасочные материалы изготавливаются с добавлением диоксида титана.

Наличие в составе измельченного мела может спровоцировать изменение цветового оттенка в результате постоянного температурного нагрева.

Более густые краски позволяют снизить расход материала при окрашивании, обеспечивая при этом сплошное ровное покрытие. Поэтому масса или удельный вес состава является важным техническим показателем, на который следует обратить внимание.

Выбор в зависимости от материала радиатора

Под каждый металл рекомендуется выбирать определенный вид краски и технологию обработки.

Чугун

Поверхностная структура чугунных батарей гарантирует отличное сцепление со всеми видами ЛКМ. Поэтому при выборе материала следует руководствоваться только данными по термостойкости и внешними показателями покрытия.

Алюминий, сталь и биметалл

Заводское окрашивание таких изделий предусматривает порошковое напыление с последующей термической обработкой. Для улучшения сцепления поверхностного слоя можно использовать эпоксидный грунт или обеспечить максимально возможную очистку секции от заводского покрытия.

Известные производители

Среди наиболее распространенных брендов, предлагающих лакокрасочные материалы для радиаторов отопления, можно назвать:

  • DUFA – Германия;
  • TIKKURILA – Швеция;
  • Эмаль для радиаторов ТЕКС – Россия;
  • SNIEZKA – Польша;
  • BELINKA – Словения;
  • ЛАКРА – Россия.

При выборе краски для нескольких отопительных приборов, рекомендуется покупать продукцию одного производителя и отказаться от смешивания разных сортов. Изменения цвета можно добиться, используя специальные красители, добавляемые в краску.

Необходимое количество краски

Практически каждый производитель лакокрасочных материалов указывает на упаковке расчетный расход краски при нанесении на ровную подготовленную поверхность. Таким образом, для расчета необходимого количества достаточно лишь получить площадь окрашиваемой поверхности перед походом в магазин, а затем соотнести его с информацией на этикетке. Универсального значения расхода не существует.

Рекомендуем брать на 10-15% больше краски, дабы оставался запас на случай возникновения непредвиденных ситуаций.

Количество расходного материала резко увеличится при отсутствии грунта, наличии пыли и загрязнений. Кроме этого, применение распылителя позволяет экономить ЛКМ по сравнению с использованием обычной малярной кисти.

Коровин Сергей Дмитриевич

Магистр архитектуры, закончил Самарский Государственный Архитектурно-Строительный Университет. 11 лет опыта в сфере проектирования и строительства.

  • Самостоятельное возведение крыши частного дома
  • Инструкция по замене уплотнителя в ПВХ окне

–>

Как покрасить батарею отопления: все нюансы, которые необходимо знать

С течением времени батареи отопления могут терять опрятный вид. Нередко краска на них трескается, сползает и появляются некрасивые пятна ржавчины. Конечно, никто не запрещает просто поставить новые, но гораздо проще восстановить внешний вид этой детали интерьера с помощью обычной покраски.

Важность подготовки

Как и в любом серьёзном деле, связанном с ремонтом, основное внимание для начала нужно уделить правильной подготовке к этому процессу. Иначе, результат может получиться гораздо хуже ожиданий.

Выбор времени

Подготовительные процедуры по времени длятся даже дольше, чем сама покраска.

Первое, о чем следует помнить, все работы по покраске радиаторов должны проводиться после завершения отопительного сезона. В противном случае, добиться отличного результата будет очень сложно.

Если же это невозможно, то нужно как минимум перекрыть горячую воду. Можно обратиться к мастерам ЖЭКа за помощью. Когда батареи ощутимо охладятся, самое время начинать работу.

Очистка

Всё поверхности перед обработкой краской следует очистить от пыли и от скопившегося жира. Радиаторы не исключение.

Читайте также:
Как красить акриловой краской - советы и рекомендации

Для устранения пыли, можно:

  • Использовать сухую чистку. Для этого понадобиться ручной пылесос или обычная щётка/тряпка/губка.
  • С помощью влажной очистки водой и губкой.

Скопившийся на батарее жир также обязательно должен быть очищен. Для того, чтобы избавиться от него, достаточно использовать обычное средство для мытья посуды и губку. После того, как батарея была помыта, нужно оставить её сохнуть.

Устранение облупившейся краски

Есть несколько способов очистки радиатора от краски, которая со временем облупилась и слезла.

Щетка

С помощью металлического скребка вполне возможно удалить старую краску. Но это очень трудоёмкий процесс и займёт он продолжительное время. Конечно, в случае отсутствия альтернативы этот способ вполне пригодится.

Болгарка

Болгарка со специальной насадкой (в виде металлической щётки) значительно упростит и ускорит процесс очистки старого слоя.

Удалять все покрытие не опционально. Будет достаточно избавиться от потрескавшихся участков.

Химические средства

Используют специальные химсоставы очень просто смыть старую краску с радиатора.

Есть несколько видов таких растворителей:

  • Гели и пасты. Такие составы нужно наносить непосредственно на батарею с помощью кисти (с натуральной щетиной). После чего нужно оставить их на радиаторе в течение требуемого времени. Для разных средств оно может варьироваться от нескольких минут до нескольких часов. Чтобы эффект был ещё лучше, можно накрыть батарею с химическим составом пленкой из полиэтилена. Когда краска размягчится, все что нужно сделать — убрать её с батареи с помощью шпателя или щётки.
  • Спреи и аэрозоли. Такие вещества очень удобно наносить на батарею, даже на самые труднодоступные участки. Спустя несколько минут — час они начинают активно действовать и размягчают краску. После этого можно просто удалить её щёткой.

Работа с химическими составами не безопасна. Из-за испарений процедуры нужно проводить в вентилируемом помещении. В ходе работы обязательно необходимо пользоваться очками и перчатками, по возможности, защитным респиратором. Перед применением не лишним будет удостовериться, что металл, из которого сделан радиатор не вступит в реакцию с химическим составом, иначе поверхность батареи можно повредить.

Грунтование

Когда старая краска успешно счищена с поверхности, следует хорошо прогрунтовать радиатор. Этот процесс применяется, чтобы устранить мелкие неровности, царапины и трещины. Батареи из стали или меди лучше обработать наждачкой, а чугун обычной металлической щёткой. Затем батарею нужно ещё раз обезжирить и приступить к самой грунтовке.

Состав для грунтовки должен сочетать такие характеристики:

  • Предназначаться для металлических поверхностей.
  • Защищать от ржавчины.
  • Быть совместимым с краской.

Краска для батареи отопления: выбор и использование

Требования к краскам для радиаторов отопления понятны: они должны выдерживать температуры нагрева — желательно до 80-90 o C, защищать поверхность от коррозии и не менять цвета. Такими характеристиками обладают в полном объеме специальные краски по металлу для радиаторов. Аналогичные свойствами обладают многие универсальные краски и эмали, только температурный режим у них ниже — до 60 o C. Но во многих наших сетях до таких температур батареи не нагреваются никогда.

Стоит учесть, что обычные краски и эмали, хоть и используют их для покраски радиаторов, могут трескаться и быстро желтеть: не рассчитаны они на нагрев.

Чтобы батарея после окраски смотрелась «на отлично» требуется специальная краска для систем отопления

Порядок работ

Если старое покрытие ровное, без повреждений, слоев не больше трех, можно просто пройтись по всей поверхности наждачной бумагой с мелким зерном. Так создаются лучшие условия для сцепления с новым слоем краски. Затем все поверхности протираем «обезжиривателем» — чистым бензином или ацетоном. Очищаем несколько раз, тщательно. Теперь можно красить.

Если старая краска потрескалась и облупилась, первое что делаем — чистим батарею отопления. Снимаем все слои до металла. Способов три: наждачкой или дрелью с насадкой, специальными смывками для красок и обжигом. Подробнее о том как подготавливать и красить радиаторы читайте тут.

Закончив со снятие старой краски, зачищаем остатки «до металла». Использовать можно дрель с корд-щеткой из проволоки. Потом все тщательно обезжириваем, покрываем грунтовкой. Если говорить о грунтовке, то для систем отопления рекомендуют использовать ГФ-021, причем лучше для авто: надежнее будет защита. А вообще, использовать можно любой состав для металла с антикоррозионными свойствами. После высыхания грунтовки батарею можно красить.

Для хорошег оэффекта важно подготовить радиатор к покраске

Выбор краски: какие и почему

При выборе краски обращайте внимание на этикетку: там должна присутствовать фраза «краска для радиаторов отопления». Иногда она написана крупным шрифтом, иногда мелким в разделе «область применения». Если такой фразы нет, лучше воздержитесь от покупки.

И еще: обязательно должен быть указан производитель. Некоторые умельцы практически один в один копируют оформление известных фирм. Но, естественно, «забывают» написать название фирмы. Если производитель не указан, лучше краску не покупать. Иначе вы рискуете получить очень стойкий запах, который сохраняется неделями. Некоторые после такой окраски спасались смывкой, которая пахнет тоже не розами. Они удаляли нанесенные недавно слои, и только после этого запах уходил.

Матовые или глянцевые

Какие краски лучше для радиаторов: глянцевые или матовые? Тут есть две стороны. С одной стороны, при покраске неидеальной поверхности глянцевой краской (например, чугунного радиатора) «вылезают» все изъяны. При ярком блеске они становятся очень заметными. Если использовать матовую, внешний вид становится лучше.

На идеальной поверхности лучше использовать глянцевые или полуглянцевые краски — они не сереют со временем

Но матовые эмали сереют. Это происходит из-за того, что поверхность чуть пористая (из-за того и матовость покрытия), а поры забиваются пылью. Потому для радиаторов и рекомендуют обычно брать глянцевую или полуглянцевую краску.

Краска для чугунных радиаторов

Если красить чугунные радиаторы типа МС-140 глянцевой эмалью, видны все неровности поверхности: блеск еще больше их усиливает. Если взять матовую, она посереет. Тупик? А вот и нет. Вариантов решения проблемы несколько. Выбирайте наиболее подходящий:

  • Красить цветной краской. Вообще, с точки зрения дизайна, белые радиаторы нормально смотрятся только на белых или очень светлых стенах. Во всех других случаях их рекомендуют тонировать в тон стен (или на пару тонов светлее/темнее). Так что, если у вас не белые стены, можно покрасить чугунный радиатор цветной матовой краской, и не опасаться, что она посереет со временем. Как один из вариантов рассмотрите использование молотковой краски (см. ниже): из-за образующегося рисунка не видно будет дефектов. О рекомендациях декораторов по оформлению радиаторов читайте тут.
  • Если нужна все-таки белая краска, можно покрасить матовой, но смириться с тем, что через пару лет придется перекрасить.
  • Еще один способ — выровнять самые заметные ямки при помощи шпаклевки. Используют для этого эпоксидные или полиэфирные автомобильные шпаклевки. Их наносят на очищенный, обезжиренный и покрытый грунтовкой металл. После высыхания зачищают шкуркой, хорошо очищают поверхность от пыли сухой чистой тряпкой, а потом красят. В этом случае и при глянце или полуглянце выглядеть чугун будет неплохо. Времени, правда, такая обработка займет прилично: кропотливое занятие. Но результат того стоит.
Читайте также:
Чем покрасить потолочную плитку?

Теперь краска для чугунных батарей не будет для вас проблемой — выбираете то, что нравится больше.

Краска для чугунной батареи — нелегкий выбор

Краска для радиаторов

Теперь перейдем к типам краски. Специальные краски для систем отопления бывают алкидными и акриловыми, есть также их разновидности — их делают на разных основах.

Алкидные эмали

Очень широкий диапазон оттенков у этой группы, запах есть, но не очень сильный, через несколько часов он исчезает. Использовать их можно смело: не пожелтеют и не потускнеют. Но алкидные эмали для радиаторов бывают на разной основе:

На банке с краской должен указываться производитель и ее назначение

  • С основой из органических растворителей. Дают глянцевую поверхность, но имеют ярко выраженный характерный запах. Пример — ПФ-115 хорошего завода. Часто для радиаторов используют «Песто», но ее надо колеровать — добавлять голубоватый пигмент, иначе со временем она пожелтеет.
  • Кремнийорганические составы дают матовый цвет. Тут в основном идут термостойкие краски, которые могут выдерживать температуры до 600 o C. Есть варианты в аэрозолях — для более легкого нанесения.
  • Водные акриловые алкидные эмали могут быть разными. Внимательно читайте область применения. Для окрашивания батарей требуются термостойкие краски именно для металлов. Причем в составе не должно быть мела — он потемнеет со временем. Если выбираете белую краску, то пигмент желателен титановый. Он дорогой, и именно по цене можно ориентироваться. Более дешевые варианты через некоторое время желтеют.

Акриловые эмали

Акриловые эмали после высыхания напоминают пластиковое покрытие. Эффект полный: и на вид и на ощупь. Очень неплохо эта краска держится и хорошо моется. Но видов несколько, с различными свойствами. Есть на водной основе, они практически без запаха. Называются еще «акрилатные эмали». Но нужно искать предназначенные для окраски систем отопления.

Хороший вариант — ВД-АК-1179. Но эту краску нужно наносить на грунтованный или ранее окрашенный металл.Время высыхания до нанесения следующего слоя — 2 часа, полное высыхание — 24 часа (стоимость за литровую банку около 600 руб).

С запахом, но включает в себя антикоррозионные добавки «Термакрилл» кампании АЛЬП ЭМАЛЬ. Заявленная температура до +120 o C, обладает антикоррозионными свойствами, подходит для окраски любой стали, в том числе нержавеющей, низкоуглеродистой и оцинкованной, алюминиевых и титановых сплавов. Колеруется в любой оттенок. Время высыхания до нанесения следующего слоя при 20 o C — 20-30 минут, полное высыхание — 2 дня.

Есть еще очень много других эмалей этого класса с разными характеристиками. Подбираете тот вариант, который вас больше устраивает.

Масляные краски

Для радиаторов сегодня их используют уже немногие. Они и трескаются быстро, теряют блеск и меняют цвет.

Молотковые эмали

Это очень интересный вариант алкидных эмалей, позволяющий добиться неоднородного окрашивания при использовании только одной краски. В зависимости от типа пигмента поверхность может иметь вид чеканки, ударов молотком и другие эффекты. Неоднородность окраски очень хорошо скрывает дефекты и неровности основы. Подготовка основания стандартная: удаление ржавчины, старой краски, зачистка до металла, обезжиривание до «чистой тряпки». При нанесении на ровные и глянцевые поверхности необходимо создать шершавое основание (обработать шкуркой).

Молотковые эмали дают очень интересный эффект, который скроет многие недостатки поверхности

Порошковые краски

Это современный метод окрашивания, по которому красят алюминиевые, биметаллические и стальные радиаторы. В домашних условиях он реализуется сложно. Дело в технологии. Порошковая краска — сухая и распыляется из специального пистолета. Он стоит порядка 40-60$, но можно найти организацию, которая дает оборудование в аренду.

Окрашиваемой детали (подготовленной и зачищенной) придается отрицательный потенциал, порошку — положительный. Для «заряда» детали необходим дизель, который может выдавать доли ампера при напряжении 25-30 КВ.

Из-за разности потенциалов при распылении происходит равномерное распределение порошка по поверхности детали. Затем нанесенное покрытие требует полимеризации: создания условий, при которых нанесенный порошок превращается в единое жесткое покрытие.

Покраска порошковыми красками дает стойкое и гладкое покрытие, но это сложный процесс

Чаще всего таким условием является нагрев до определенных температур. Температура нагрева может быть разной от 170-200 o C до 350 o C. При низкой температуре полимеризации может хватить нагрева детали пепловой пушкой, ну а при высокой, деталь помещают в специальную печь (б/у стоит примерно 60$), где постепенно нагревают. Также есть составы, которые полимеризуются при ультрафиолетовом излучении. Тут все проще: в закрытом пространстве включают ультрафиолетовую лампу и выдерживают деталь определенный промежуток времени.

Читайте также:
Охлаждающие краски: что это, их виды и особенности

В любом случае, достаточно сложно создать такие условия в дома. Если есть необходимость в порошковой окраске, можно обратиться в специализированную автомастерскую, может у них есть подобное оборудование, и они согласятся окрасить вам радиаторы.

Как видим, выбор красок довольно широк. Единственный вид, который не советуют — масляные краски. Они, по сути, уже изжили себя. Но если вам они милее, можете использовать их.

Краска для радиаторов без запаха

Это — водно-дисперсионные акриловые краски/эмали без запаха. Вернее, запах присутствует, но неярко выраженный, и отличный от того, к которому мы привыкли. Но покупать нужно только специальный состав для радиаторов (или в области применения должно указываться, что подходит для окраски труб и батарей отопления, а также должен быть указан температурный режим) и никак иначе.

Красить можно даже новые батареи — если вам цвет не подходит

К плюсам можно отнести высокую скорость высыхания, а также легкость нанесения — ложатся ровно, не желтеют и не растрескиваются, так как покрытие получается эластичным. Есть глянцевые и полуглянцевые типы.

Все краски на водной основе обязательно требуют предварительной грунтовки грунтовки поверхности. Если нанести ее на «чистый» металл, очень быстро «вылезет» ржавчина.

Хорошая краска этого вида- Master Lux Aqua 40 Dulux, стоит она порядка 2000 руб за банку 2,5 кг. Для первого слоя нужно разбавить водой 1*10 (одну часть воды на 10 частей краски). Все последующие слои разбавления не требуют.

Еще неплохо себя проявили Element (Eskaro), Aqua-Heizkorperlack (Dufa), есть акриловые без запаха «Композит», «Дюфа» — «DufaRetail» Thermo, Триора» и т.д.

Использовать можно краски в баллончиках. При определенной сноровке они наносятся ровно, но перед работой нужно все вокруг закрыть старыми обоями или газетами

О том, как подготовить поверхность радиатора к окраске читайте тут.

Смывка для радиаторов

При окрашивании старых радиаторов необходимо сначала снять старое покрытие. Делать это вручную шкуркой очень утомительно и долго, при помощи дрели и специальной насадки быстрее, но очень пыльно. Причем при таком методе зачистить внутренние поверхности можно только разобрав радиатор на секции.

Смывка краски выпускается обычно в виде геля. Его наносят на батарею и выжидают определенный промежуток времени (указано на банке) . Потом краску просто снимают шпателем

Чтобы не мучатся со сборкой или если такое невозможно (панельные или трубчатые радиаторы, например) можно использовать химические составы, которые называют еще «смывка старой краски». Они чаще выпускаются в виде гелеобразной пасты. Наносятся при помощи кисти (из натуральной щетины), деревянной или металлической лопаткой. Использовать синтетические инструменты нельзя — они могут раствориться. Есть смывки в виде аэрозолей. Перед распылением нужно закрыть прилегающие стены, пол, подоконник.

Гель или пасту наносят ровным слоем, выжидают некоторое время (указано на упаковке). За это время краска размягчается, и ее можно счищать металлическим или деревянным шпателем.

Несмотря на то, что составы смывок для краски химически активны, они не вредят металлам, деревянным поверхностям и натуральной коже. Тем не менее, лучше работать в перчатках. После того как краска удалена, смыть остатки можно обычной водой.

Если говорить о производителях, то неплохо «работают» Б-52, СП-6, есть также множество аналогов отечественного и импортного производства. Отличаются они интенсивностью воздействия и ценой.

Итоги

Выбор красок для радиаторов отопления довольно широк. Вам лишь нужно определиться с типом поверхности (глянец, полуглянец или матовая), цветом. Далее выбираете какой краской красить батареи. Чаще всего нужно решить, акриловая или алкидная эмаль вам больше подходит. Затем останется только определиться с производителем.

Как красить батареи отопления – выбор краски и пошаговое руководство, как покрасить радиатор правильно

Время не щадит даже металл, поэтому старые батареи отопления теряют свою привлекательность, на них появляются очаги ржавчины, краска начинает трескаться и облазить. Такая проблема может быть решена, внешний вид батареи можно обновить своими руками. Несмотря на простоту процесса покраски, следует знать все тонкости этого занятия. Только так можно качественно и правильно покрасить приборы отопления.

Каким должно быть лакокрасочное покрытие для батарей

Если прибор отопления не вышел из строя, а лишь утратил привлекательность внешнего вида, можно попробовать освежить его внешнюю часть.

Покрасить батарею не сложно, но для этого необходимо правильно подобрать лакокрасочный материал для основной поверхности, решить, какой краской красить за батареей, и подготовить поверхность прибора отопления к работе. В противном случае поверхность батареи вновь потребует ремонта через короткий промежуток времени.

При выборе краски для батарей отопления следует отдавать предпочтение специальным составам, которые предназначены для отопительных приборов, на их этикетке должна быть соответствующая надпись. При ее отсутствии следует найти в прилагаемой инструкции информацию о термостойкости красящего состава.

В целом краска для отопительных приборов должна отвечать следующим требованиям:

  • Устойчивость к сильному нагреванию. Лакокрасочный состав для радиаторов не должен изменять внешний вид на протяжении гарантийного срока даже при нагревании до 90 0 С.
  • Хорошее сцепление с поверхностью. Адгезия красящего состава для радиаторов должна быть достаточно высокой, чтобы в процессе эксплуатации, при смене температуры поверхности не произошло отслоение краски.
  • Краска для радиаторов должна не только защищать батарею от коррозии, но сама не должна вызывать образование ржавчины.
  • Цвет красящего состава для нагревательных приборов должен оставаться неизменным в течение всего эксплуатационного периода.
  • Состав должен быть устойчивым к истиранию. Другими словами толщина покрытия должна оставаться одинаковой после контакта с предметами быта, мебелью и вещами.
  • Лакокрасочный материал для радиаторов отопления не должен при нагревании выделять веществ, вредных для живого организма.

Краска высокого качества для покраски батарей отвечает всем перечисленным требованиям без исключения.

Читайте также:
Шумоизоляционная краска - виды, применение и нанесение

Виды краски для батарей

Решая, какую краску выбрать для батарей, основное внимание нужно обратить на основу красителя, однако эстетические характеристики также очень важны.

Акриловые краски

Акриловая эмаль для радиаторов из группы водоэмульсионных красителей обладает большим количеством преимуществ. Среди них особое внимание привлекает следующее:

  • Безопасность и отсутствие запаха. Такие краски не выделяют вредных веществ, поэтому не представляют опасности для человека и животных.
  • Быстрое высыхание. Один слой краски высыхает в течение получаса при условии, что температура воздуха в помещении составляет 18-23 градуса.
  • Хорошие влагоотталкивающие свойства.
  • Устойчивость покрытия к механическим воздействиям.

Акриловые красители являются отличным вариантом для покраски отопительных приборов, так как обладают соответствующими техническими и эстетическими характеристиками. Внешний вид батареи, покрашенной акриловым составом, немного похож на пластик с легким блеском. Цвет краски сочный и яркий. Именно этот вариант идеально подходит для ответа на вопрос, какой краской покрасить батареи отопления без запаха.

Отличительной особенностью таких красок является устойчивость к высоким температурам с сохранением первоначального вида и основных технических и эстетических качеств. Следовательно, в процессе эксплуатации покрытие не станет желтым и на нем не появятся трещины и сколы.

Алкидные краски

Высокая термостойкость алкидных составов позволяет использовать их для покраски приборов отопления. Кроме того алкидные краски более прочные, чем акриловые составы, они также защищают поверхность от коррозии. После обработки алкидной краской поверхность становится ровной и красивой. Этим вариантом можно воспользоваться, решая проблему, как покрасить старую батарею отопления.

Но алкидные составы обладают рядом недостатков, о которых следует обязательно знать. В составе этих красок имеется растворитель, от которого краска приобретает неприятный запах, который очень долго держится в помещении. Кроме того алкидный состав сохнет дольше, чем краски на водной основе, и даже после полного высыхания в помещении присутствует специфический запах. Из этого следует, что красить приборы отопления нужно только в проветриваемом помещении, заходить в которое следует только после полного выветривания запаха.

Другим недостатком является плохая стойкость цвета, через короткий промежуток времени краска начинает желтеть. Это относится к матовым и полуматовым алкидным составам, глянцевое покрытие остается белым на 20% дольше.

Другие виды краски для радиаторов отопления

Красить отопительные приборы также можно составами на основе алюминия или силикатной смолы. Такое покрытие достаточно плотное и эластичное, которое не растрескивается при перепадах температуры. Силикатная краска наносится на поверхность без предварительной обработки грунтовкой и отличается устойчивостью к сильному нагреванию. Недостатком таких красящих составов является наличие сильного неприятного запаха, поэтому важно правильно определить, когда лучше красить батареи.

Одной из разновидностей алкидных составов является молотковая краска. Поверхность после такой краски приобретает интересный, но довольно специфический внешний вид, с эффектом чеканки.

Неоднородная структура молотковой краски позволяет скрыть неровности, шероховатости и другие мелкие дефекты приборов отопления. Эта проблема особенно актуальна для тех, кто не может решить, какой краской красить чугунные батареи отопления, так как оригинальное покрытие полностью скрывает их шероховатую поверхность.

Еще одним вариантом покраски радиаторов можно является серебрянка, представляющая собой смесь лака с порошком алюминия. Такое покрытие устойчиво к высокой температуре, может наноситься на грунтованную поверхность или старую краску. Недостатком серебрянки является стойкий запах, следовательно, выполнять покраску необходимо в хорошо проветриваемом помещении. Также следует помнить, что алюминиевая пудра является взрывоопасным веществом, что делает рискованным самостоятельное приготовление состава. Нежелательно при этом присутствие маленьких детей или легко воспламеняющихся предметов.

При выборе, какая краска лучше для радиаторов отопления, важно учитывать все моменты.

Подготовка батареи к нанесению краски

Правильно подготовленная поверхность является залогом качественного нанесения краски на приборы отопления. Поэтому к процессу подготовки следует отнестись очень ответственно, все допущенные ошибки и погрешности отразятся на внешнем виде радиатора. Главное условие – работы по покраске батарей выполняют в период между отопительными сезонами.

Перед тем, как покрасить батарею отопления, необходимо удалить с поверхности пыль и грязь. Для этого можно воспользоваться пылесосом или щеткой, а также промыть батарею водой с добавлением моющего средства. Жирные пятна удаляются средством для мытья посуды. После любого мокрого способа очистки батарею оставляют до полного высыхания, а затем приступают к дальнейшим работам.

Следующий шаг подготовки – удаление ржавчины и старого покрытия. Это можно сделать механическим и химическим способом.

Механическая очистка приборов отопления

Механическое удаление старого покрытия подразумевает использование металлической щетки. С помощью этого инструмента нужно чистить поверхность, перед тем как красить батареи отопления. Чтобы облегчить процесс очистки батареи и добиться максимальной эффективности, можно взять болгарку и специальные насадки к ней. Это может быть зачистной круг или щетка-крацовка.

Электроинструмент помогает удалить старое покрытие за довольно короткий промежуток времени. Однако работа с дрелью требует осторожного обращения, не следует выполнять очистку на больших оборотах, это может привести к повреждению поверхности радиатора. В частности это относится к очистке приборов отопления из цветного металла. В этом случае можно очистить только участки с растрескавшейся краской или места со сколами.

Химический способ удаления старого покрытия

Химическое удаление подразумевает использование специальных составов, с помощью которых смывается старая краска. Химические вещества, используемые для этой цели, могут быть гелеобразными, пастообразными и в виде аэрозоля.

Первый и второй вид наносятся на прибор отопления кистью с натуральной щетиной, для большего эффекта поверхность накрывают полиэтиленовой пленкой. В зависимости от слоя старой краски время воздействия может продолжаться от 15 минут до нескольких часов. По истечении этого времени краска становится более мягкой, что позволяет удалить ее посредством шпателя и металлической щетки.

Смывка в виде аэрозоля более проста в использовании, ей можно обработать даже труднодоступные места. Время воздействия длится не более 40 минут, после этого размягченную краску легко удалить с помощью щетки.

Читайте также:
Штукатурка под покраску стен - подготовка и окрашивание

При использовании химического метода очистки приборов отопления следует соблюдать меры осторожности, закрыв пол, стены и предметы мебели полиэтиленом или другим материалом. Также необходимо использовать средства индивидуальной защиты, так как химические средства характеризуются наличием резкого неприятного запаха. Кроме того любой химический состав может вступить в реакцию с металлической поверхностью радиатора, которая в большинстве случаев разрушается.

Современные химические средства не оказывают разрушительного воздействия на чугун, из которого изготовлены старые радиаторы. Однако пенька, используемая в качестве уплотнителя в этих приборах отопления, под воздействием химии приходит в негодность. В результате этого с приходом отопительного сезона в местах соединений может образоваться течь.

Правильное грунтование приборов отопления

Между удалением старой краски и непосредственным окрашиванием радиатора следует выполнить ряд дополнительных действий.

Во-первых, поверхность требует тщательной зачистки наждачной бумагой. Это позволяет устранить мелкие изъяны, трещинки и царапины. Старые батареи из чугуна рекомендуется обработать металлической щеткой.

Во-вторых, необходимо провести обезжиривание и грунтование поверхности радиатора. Выбирая грунтовку, важно обратить внимание на ее совместимость с краской, которая будет использоваться для окрашивания приборов отопления. Кроме того грунтование следует выполнять составом, предназначенным для работы с металлом.

Технология окрашивания батарей

Последним этапом работы можно назвать непосредственное окрашивание радиаторов отопления. При этом важно соблюдать главное правило: краску наносят тонким слоем, при этом процедуру выполняют несколько раз. Один тонкий слой краски в любом случае не даст желаемого эффекта, так как поверхность не получится идеально ровной. Однако наносить один, но толстый слой красящего состава, может привести к образованию подтеков. Это еще больше портит внешний вид радиаторов.

Непосредственный процесс окрашивания

В процессе работы пользуются двумя кисточками, одна для окрашивания основной поверхности, другая для нанесения краски в труднодоступных местах. Второй вариант кисточки имеет длинную гнутую ручку, поэтому задние стенки и внутренние поверхности окрашиваются также легко и просто. Прежде чем приступать к покраске щетину кисточек необходимо хорошо распушить. Это позволит удалить волоски, которые плохо закреплены в основании кисти.

В первую очередь краску наносят на внутренние части радиатора: сначала красят верхнюю часть, затем переходят вниз. При окрашивании наружной поверхности работу выполняют также сверху вниз. В противном случае капли краски будут попадать на нанесенную краску.

Повторное окрашивание выполняют только после полного высыхания первого слоя краски. О времени высыхания красящего состава можно узнать из инструкции по применению. Неровности и подтеки первого слоя можно убрать с помощью наждачной бумаги, обработав ею полностью высохшую краску.

Нанесение краски на алюминиевые радиаторы

Необходимость окрашивания алюминиевых приборов отопления возникает очень редко, но важно знать и понимать, как правильно покрасить батарею отопления из алюминия. Дело в том, что окрашивание радиаторов выполняется профессиональными мастерами на одном из этапов производства, при этом используется специальная порошковая краска. В домашних условиях такого качественного результата добиться почти невозможно. Кроме того домашнее окрашивание может стать причиной прекращения гарантийных обязательств со стороны изготовителя.

Однако при транспортировке или в процессе установки алюминиевых приборов отопления могут появиться мелкие трещины или сколы, из-за которых внешний вид радиатора теряет свою привлекательность. В этом случае рекомендуется использовать автоэмаль. Высыхание этого красящего состава происходит достаточно быстро, при температуре поверхности 130 градусов один слой краски сохнет за 20 минут. При работе с автоэмалью рекомендуется использовать средства индивидуальной защиты, при этом окна должны быть открытыми. Для получения качественного результата при решении вопроса, как правильно покрасить батарею, распылитель держат на расстоянии около 30 см от обрабатываемой поверхности. Держать струю на одном месте не рекомендуется, так как могут образоваться подтеки.

Если на алюминиевом радиаторе образовались вмятины или сколы, то рекомендуется воспользоваться автомобильной шпаклевкой. Поверхность следует обезжирить и покрыть слоем грунтовки. Шпаклевку подбирают в тон радиатора и наносят с помощью кисточки. При полном окрашивании батареи не требуется удалять старую краску. Достаточно обезжирить поверхность, загрунтовать ее и покрыть алкидной или водоэмульсионной краской. Можно покрасить батарею из баллончика, нанося состав несколько раз.

Выбор цвета для приборов отопления

Перед домашним мастером может встать вопрос, какую краску выбрать для батарей отопления. Решение этого вопроса зависит от предпочтений хозяина.

Классическим вариантом являются приборы отопления, покрашенные белой краской для батарей отопления. В советские времена такой цвет имели все чугунные батареи. Эффективность теплоотдачи радиатора зависит от цвета в самой минимальной степени. Следовательно, приборы отопления вполне могут соответствовать общему интерьеру помещения.

Сегодня дизайнеры предлагают большое количество решений, в которых радиатор выступает в качестве украшающего элемента и гармонично вписывается в интерьер комнаты.

В некоторых случаях радиаторы окрашивают в яркие сочные тона, тем самым акцентируя внимание именно на этом элементе. В результате получается композиция, основанная на контрасте.

Последнее время при решении вопроса, в какой цвет покрасить батареи отопления, можно заметить возрастающую популярность техники омбре. В этом случае первая секция имеет бледную окраску, а каждая следующая на один или два тона темнее. Последняя секция окрашивается в яркий насыщенный цвет.

Радиаторы в детской комнате могут быть разрисованы интересными рисунками или разукрашены в разные цвета.

Для окрашивания приборов отопления не требуются специальные знания и навыки. Изучив тонкости и нюансы этого процесса, можно выполнить работу самостоятельно. А при соблюдении технологии покраски и правильно определив, какой краской покрасить чугунные батареи, можно получить результат высокого качества.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: