Ювелирная смола – свойства, порядок изготовления украшений

Все о ювелирной смоле

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Что это такое?
  2. Области применения
  3. Особенности работы
  4. Меры предосторожности
  5. Примеры изделий

Изделия, изготовленные из эпоксидной смолы, смотрятся необычайно красиво, даже завораживающе. Многие ювелиры выбирают этот уникальный материал для своей работы. Оригинальную бижутерию можно сделать и самому. После застывания смола похожа на красивый кристалл или стекло. Украшения из эпоксидки выглядят очень оригинально, стильно и изящно.

Что это такое?

Эпоксидную смолу применяют в строительстве, при проведении монтажа. А также материал используют при отливке украшений, декоративных изделий. Она является двухкомпонентным средством, состоящим из отвердителя и смолы. Отвердитель используют для полимеризации моделей. Без этого компонента смола так и останется текучей, именно он придает смоле нужные свойства.

Смола без второго компонента, то есть отвердителя, не нашла практического применения. Двухкомпонентный же состав при отвердении дает уникальный материал, устойчивый к негативному воздействию.

Он затвердевает в течение незначительного времени. Особенность полимера в том, что после его кристаллизации он не деформируется, при этом поверхность изделия остается прозрачная. Эти качества позволяют использовать его для работы с ювелирными украшениями. Полученные свойства важны для изготовления бижутерии.

Изделия из ювелирной смолы имеют определенные свойства.

  • Высокая стойкость к воздействию УФ-лучей.
  • Хорошо переносят влагу. В таких украшениях можно купаться, мочить их.
  • Бижутерия нейтральна к бытовой химии.
  • При случайном падении украшений или ударе они остаются целыми, без появления трещин и сколов.
  • Имеют хорошую термостойкость.

Ювелирная смола в норме желтоватого цвета из-за наличия всевозможных примесей, хотя само вещество будет прозрачным. Обычно ювелиры работают с материалом высокой очистки, не имеющим желтого оттенка.

Внешне застывшая ювелирная смола похожа на стекло. Изделия из нее легкие, так как полученный материал в 2 раза легче, чем стекло.

Ювелирная смола является одной из разновидностей эпоксидной смолы, она менее токсична, чем обычная эпоксидка, поэтому при работе с ней не требуются особые защитные средства.

Области применения

Используется эпоксидная смола в различных сферах. Она применяется для склеивания, герметизации, а также в работе с ювелирными украшениями.

Используя материал, многие мастера создают уникальные украшения, поражающие своей необычной красотой. Смола используется самостоятельно или наносится на определенную основу.

При самостоятельном использовании данного вещества мастеру потребуются специальные формочки. Приобрести их можно в специализированных магазинах для рукоделия и творчества.

До застывания ювелирная смола остается пластичной, поэтому в этот момент можно немного видоизменить украшение. Пока материал не затвердел, в массу добавляются различные наполнители в виде красителя, крошки или пробки.

Очень эффектно смотрятся украшения, внутри которых застыли насекомые, веточки, листочки или изящные цветы. Такие вещи сами по себе довольно хрупкие и не могут сохраниться долгое время без изменений. Но в застывшем виде они будут сохранять первоначальную красоту длительное время.

Используют данный материал не только для создания оригинальных украшений. Еще одной сферой применения является изготовление украшений предметов для дома. Ювелирную смолу используют для декора светильников, ваз, зеркал, рамок для фото, столешниц.

Очень необычно смотрится столешница или иная поверхность, залитая смолой, внутри которой помещены различные предметы, к примеру, лепестки цветов, листья или что-то другое.

Учитывая, что такая работа ведется вручную, она довольно сложная, поэтому сделать такой шедевр под силу опытному мастеру. Каждое такое изделие можно назвать произведением искусства.

Купить смолу для работы можно в специализированных магазинах для творчества, супермаркетах стройматериалов или товаров, предназначенных для ремонта. Цена материала невысока, тем более что можно выбрать сырье отечественных производителей. Такой товар обычно дешевле зарубежных аналогов, при этом имеет хорошее качество. Зарубежные марки более дорогие, но при этом они имеют дополнительные принадлежности в виде перчаток, стаканчиков и палочек для замешивания. В комплекте могут быть и молды, то есть специальные формы, необходимые для заливки вещества.

Лучше остановить выбор на хорошем материале, выбрав товар проверенной марки, иначе есть вероятность приобрести менее качественное сырье, которое со временем поблекнет или помутнеет.

Особенности работы

Наиболее популярной областью применения эпоксидной смолы является изготовление бижутерийных украшений.

Для работы мастеру понадобятся специальные молды, то есть заливочные формы. Обычно используют силиконовые – они очень удобны, ведь из них можно легко, без усилий вынуть уже готовую модель.

Работая со смолой, важно соблюдать режим температур. Во время полимеризации происходит выделение тепла. Нельзя допускать перегревания более 60 градусов, иначе материал будет испорчен.

Подготовка

Работая с таким материалом, следует провести подготовительные работы. Мастеру нужно подготовить небольшой столик или поднос, то есть выбрать ровное место. Лучше, чтобы покрытие было глянцевое, а смола не прилипала к поверхности. Специалисты не рекомендуют использовать полиэтиленовые пакетики, так как смоляные капельки к ним плотно прилипают.

Поднос можно оклеить скотчем, или на поверхность стола разложить картонный лист, плитку из керамики.

После подготовки рабочего места, приступают к подбору нужных приспособлений, подготавливается фурнитура и необходимый декор. В качестве материалов берут смолу с отвердителем. Эти компоненты чаще продаются уже в комплекте. Кроме этого, нужно взять:

  • 2 шприца – для работы понадобятся шприцы без иголок;
  • емкость для перемешивания – подойдет для этого обычный разовый стаканчик;
  • палочку из дерева – она нужна для смешивания массы;
  • мини-дрель и насадки к ней;
  • головку для обтачивания.

Кроме того, в работе пригодятся сито, а также вазелин либо растительное масло и пинцет. Еще нужно позаботиться о средствах для индивидуальной защиты.

С учетом вида украшения подбирается фурнитура в виде основы, соединительных колец, обрамления, швензы или коннекторов. Желательно выбирать качественные изделия, иначе крепление или застежка быстро сломается, придет в негодность.

Читайте также:
Клей для мрамора и гранита для наружных работ: виды, требования к составу и порядок склеивания

В качестве декора можно использовать самые разные материалы в виде сухих листьев, сухоцветов, а также бусин, пайеток, глиттера или стразов. При выборе природных материалов их следует высушить. Так как сохнут они довольно долго, сделать это лучше предварительно. Листья или плоские цветы можно высушить между листьями книги, а цветочные бутоны можно повесить на нитке в виде цветочной гирлянды и досушить в темном месте, к примеру, в шкафу. Время сушки составляет 3 или 4 недели.

Работая со смолой, важно заранее ознакомиться с прилагаемой к материалу инструкцией. Обычно там указано, в каких пропорциях использовать компоненты, а также при какой температуре проводится работа в помещении. Чаще всего это около 25-30 градусов тепла при влажности 55%.

Обычно для создания украшений не требуется больших порций смолы, поэтому излишнего нагревания при полимеризации не происходит.

Многие производители рекомендуют смолу подогреть, поместив тюбик в емкость с водой, нагретой до 60 градусов. Спустя 8-10 минут тюбик достают, затем смешивают массу с отвердителем.

Работа по изготовлению изделий проводится определенным образом:

  • в отдельные подготовленные шприцы без иголок набирается смола и отвердитель;
  • в разовый стакан наливают необходимое количество эпоксидки;
  • добавляя отвердитель, массу перемешивают 3 минуты;
  • размешивают массу не очень активно, иначе могут появиться пузырьки.

Нередко после смешивания пузыри все же остаются. Чтобы сохранить прозрачность, смесь отставляют на 10 минут до их всплытия. Затем пузыри удаляют иголкой. По консистенции такая масса внешне напоминает густой мед.

Пока масса не загустела, на этом этапе можно ввести наполнители. В качестве наполнителей используют опилки или стружку, иные компоненты. Работу проводят аккуратно с учетом того, что они быстро опустятся вниз. Добавляя наполнитель, учитывают, что от его количества зависит хрупкость готового изделия. Обычно масса не превышает 50%.

Заливка

Для заливки необходимо использовать сито. В том случае, если в составе используются наполнители, сито не нужно.

Если формы были подготовлены из подручных средств и материалов, нужно смазать их вазелином, мастикой или маслом. Силиконовые молды или формы, сделанные из оргстекла, смазывать необязательно.

Ювелирная смола вливается в выбранную форму, при этом глубина ее не должна быть более 3 см. Приблизительно через 1 час жидкая масса начнет загустевать.

При необходимости добавляют декор, используя пинцет. Не следует делать слой очень толстым, иначе он будет дольше застывать. Если используют декоративные элементы крупного размера, нужно налить половину массы, добавить декор, затем добавить оставшуюся смесь.

Во время сушки модели лучше прикрыть от пыли. Время для сушки составляет 24 часа.

Полировка

Для придания изделиям окончательного вида их нужно отполировать. Делают это с помощью мини-дрели со специальными наждачными насадками. При обтачивании изделия грани его нужно держать перпендикулярно инструменту.

После обтачки края покрывают лаком. А также края можно смазать разведенной смолой.

Завершив процесс полировки, просверливаются небольшие дырочки, которые будут служить местом для крепления, застежки. Лучше, чтобы сверло имело диаметр меньше 0,5 мм.

Меры предосторожности

Работая с материалом, мастер должен соблюдать меры предосторожности. Необходимо подготовить защищающие средства в виде респиратора, защитных очков, перчаток и фартука.

  • Помещение должно хорошо проветриваться. При недостаточной вентиляции мастер надышится испарениями, что может негативно сказаться на здоровье.
  • Если смола либо отвердитель попадает на кожу, их нужно сразу промыть мыльной водой, после еще раз смыть теплой водичкой.
  • В процессе работы следует надеть респиратор, чтобы частички вещества не попадали в дыхательные органы.
  • Не рекомендуется использовать эпоксидку для предметов, которые будут контактировать с пищей.

У некоторых марок эпоксидной смолы присутствует химический, неприятный запах, что затрудняет работу. Можно приобрести более дорогие марки этого материала, имеющие менее выраженный запах.

Примеры изделий

Из эпоксидки изготавливают изделия невероятной красоты. Они смотрятся фантастично, поражая изяществом и необычностью.

  • Заслуживают внимания оригинальные кулоны, серьги, браслеты и кольца, выполненные не только опытными мастерами, но и новичками.

  • Изделия, выполненные в необычной форме, смотрятся необычайно эффектно.

  • Модели из эпоксидной смолы воплощают в себе полет дизайнерской фантазии.

О том, как сделать кулон из смолы, смотрите в следующем видео.

Создание украшений из ювелирной эпоксидной смолы.

Здравствуйте! Сегодня я расскажу, а главное, покажу , как я создаю свои украшения с помощью эпоксидной смолы и молдов.

Для работы необходимы:

– силиконовые молды ( для эпоксидной смолы);

– одноразовые перчатки, шприцы, стаканчики, палочка для перемешивания;

– различные природные материалы (сухоцветы, ракушки, камушки ит.д.);

– поталь, витражные краски, пудра перлекс.

Работаю я на обычном файле, чтобы не испачкать стол.

Для создания кулона из полусферы я подобрала два разных одуванчика, чтобы можно было сравнить, как они будут смотреться в окончательном варианте.

Перед началом работы тщательно ополаскиваем все молды, которые планируем использовать, вытираем их насухо. Надев перчатки, наливаем в одноразовые стаканчики смолу и отвердитель (так удобнее набирать их шприцом). Работаем в хорошо проветриваемом помещении.

Отмерив необходимое количество смолы, выливаем в чистый сухой стаканчик, другим шприцом отмеряем необходимое количество отвердителя и добавляем в смолу. У разных производителей свои пропорции, поэтому внимательно читайте, что написано на упаковке и соблюдайте все рекомендации по работе. От точности зависит конечный результат, если смола не застыла, значит пропорции были нарушены, либо смесь недостаточно хорошо смешана между собой.

Если взять шприц с резиновой вставкой внутри, то отвердитель не будет брызгать, когда его вливаешь в эпоксидку. Деревянной палочкой (можно использовать шпажки для шашлычков) тщательно перемешиваем получившуюся смесь. Я засекаю время на 10 минут, и круговыми движениями мешаю так, чтобы не допустить попадания воздуха.

Читайте также:
Изделия из эпоксидной смолы и дерева своими руками: идеи применения

В молд укладываем аккуратно одуванчик (нижние парашютики я удалила пинцетом).

После перемешивания я оставляю смолу где – то на полчаса, чтобы химическая реакция прошла: судить о том, что реакция идет можно по нагревшемуся стаканчику со смолой. Опытным путем я установила, что не стоит работать в очень жаркую погоду, реакция начнется очень бурно протекать и смола застынет в течении получаса полностью. Это относится к той смоле, которую я использую, у разных производителей – разные критерии.

Тонкой струйкой аккуратно вливаем смолу в молд, на одуванчик.

Т.к. после застывания она немного осядет, наливаем так, чтоб получилась небольшая выпуклая линза.

Теперь я покажу, как можно сделать красивые колечки из стеклышек, омытых и отшлифованных морем.

Наливаем немного смолы, укладываем камешки, осторожно доливаем сверху, как и при работе с полусферой, чтобы получилась выпуклая поверхность.

Делам серьги с парашютиками одуванчиков. Наливаем немного смолы, палочкой распределяем. На этом этапе смола начинает постепенно загустевать, это как раз и надо, чтоб парашютики остались в том положении, в котором их положили.

Сверху доливаем смолой с небольшой выпуклостью. Если сделать это аккуратно, то в итоге понадобится минимальная шлифовка.

Точно также получается и усеченный шарик. Наливаем смолу наполовину молда.

Укладываем необходимое количество парашютиков зубочисткой или, как я, большой иглой ( ее хорошо вытирать от смолы).

Доливаем смолу в молд с одуванчиком.

А сейчас сделаем браслет с ракушками с Черного и Азовского морей. Точно также в чистый сухой браслетный молд наливаем эпоксидную смолу. К этому времени она стала ещё более густой, поэтому часть ее остается на стенках, что мне и надо. Добавляем в молд ракушки, камушки, морские звезды, все, что есть интересного) Высыпаем измельченные ракушки, которые прилипают к стенкам, создавая эффект подвешенного состояния.

За полчаса до этого я подготовила новую порцию смолы, очень аккуратно заливаем сверху, чтобы избежать появления ненужных пузырей. Если все же пузыри есть, можно разогреть духовку до 80 градусов, проветрить, поместить туда молд со смолой (молды выдерживают температуру до + 204 С). Пузырьки выйдут.

Важно, чтобы молд стоял на ровной поверхности, иначе смола застынет в наклонном положении. Чем аккуратнее нальете эпоксидку, тем меньше надо будет потом шлифовать. Я налила смолы максимально до самого верха, с небольшой выпуклостью.

Теперь ждем сутки до полного высыхания смолы. Чтобы на поверхность изделий не попал мусор/ пыль, необходимо накрыть их чем-нибудь, коробочкой, крышкой.

В это время сделаем кулон. Подготавливаем основной фон – наносим жидкую пластику на заготовку. Полимерной глиной, раскатанной в тонкий пласт, накрываем, распределяем и запекаем в духовке. Даем остыть и можно приступать к работе.

Наливаем несколько капель смолы так, чтобы можно было распределить на поверхности и с помощью пинцета и иголочки составляем из полностью высушенных листиков – цветочков композицию. Смола выступает в роли клея, который не даёт легким сухоцветам сдвинуться с места. Не стоит использовать для заливок смолой живые или плохо высушенные цветы, со временем они испортятся и почернеют.

Т.к. сзади на кулоне есть держатель, мне пришлось положить его в молд, чтобы поверхность была горизонтальной. Я никогда заранее не продумываю, какой должна быть композиция, поэтому выкладываю все подходящие цветочки и травки и вдохновенно начинаю собирать маленькую живую картину.

В итоге получается в такой маленький мирок. Оставляем сушиться, после того, как смола отвердеет, можно залить вторым слоем, сформировав выпуклую красивую линзу.

Прошли сутки, смола полностью отвердела и я достала все получившиеся заготовки. Это браслет, верхняя его часть.

По такому же принципу можно сделать кулон, серьги, кольцо и т.д.

Это полусфера с одуванчиком, рядом второй, оранжевый, для сравнения.

Это получившиеся усеченные шарики с парашютиками:

Ещё я заливала маленькие полусферки:

Колечки из морских стеклышек, для сравнения положила те, что делала ранее.

Если в смолу добавить капельку витражной краски или пудру перлекс, то можно получить разные оттенки смолы. При окрашивании витражной краской ее стоит добавлять совсем капельку, т.к. пропорции между смолой и отвердителем могут быть нарушены окрашиванием, в итоге изделие может не застыть либо станет липким при касании.

Можно добавить поталь и получить интересные украшения.

А это линзы с парашютиками, как видно, лежат красиво. Так, как и было задумано.

Обратная сторона осталась на одном уровне с краями линз.

После полного застывания необходимо зашлифовать неровные и острые края.

Вот так выглядит обратная сторона кулона после застывания смолы.

Тщательно шлифуем, а чтобы не дышать пылью, можно одеть маску/респиратор.

Задняя часть полусферы после шлифовки.

Точно также делаем и с браслетом, можно взять себе в помощники машинку для маникюра, как это сделала я, главное, купить хорошие батарейки.

Как видно на фото, мне понадобилась минимальная шлифовка по краю браслета, потому что я позаботилась об этом заранее, когда заливала смолу в молд.

Покрываем места шлифовки лаком, у меня это стекловидный лак, слой – самый минимальный.

Когда лак высохнет, можно любоваться полученным результатом.

Для красивого кулона я подобрала не менее красивую, достойную оправу и украсила миниатюрной бабочкой.

Второй одуванчик, с оранжевой серединкой:

Благодаря такому удивительному материалу, как ювелирная эпоксидная смола, можно делать самые невероятные вещи:

Надеюсь, мой небольшой обзорный мастер – класс даст ответы на многие ваши вопросы.

Читайте также:
Как заклеить дырку на москитной сетке подручными средствами

Что такое ювелирная эпоксидная смола и как с ней работать

Эпоксидная смола является достаточно популярным материалом на строительном рынке. Она представляет собой соединение олигомеров, которые после смешивания с отвердителем в результате химический реакции превращаются в связанный полимер. Уникальные качества эпоксидки расширили ее сферу применения от изготовления стеклопластика до ювелирного искусства.

Основной состав смолы, то есть, смола без отвердителя, практического применения не нашел, зато двухкомпонентный состав после отверждения дает прочный, износостойкий, химически устойчивый материал.

В литературе, описывающей мастер-классы по изготовлению украшений и бижутерии, часто встречается такой термин, как ювелирная смола. С одной стороны, под такой смолой подразумевается состав вязкой консистенции, способный затвердевать за относительно небольшое время. Его важное достоинство связано с тем, что после кристаллизации полимер не деформируется, а его поверхность остается прозрачной, что позволяет использовать различные элементы декора. Застывшая смола очень похожа на стекло, однако ее физические свойства более практичны. Она не бьется при ударах, ее можно обрабатывать, сверлить или полировать, она легче стекла в два раза. Именно эти свойства и важны при изготовлении ювелирных изделий.

С другой стороны, не совсем понятно, чем отличается ювелирная смола от эпоксидной, и зачем нужно было придумывать ей отдельное название. Оказывается, ювелирная смола – это одна из разновидностей эпоксидки, поэтому в терминологии часто встречается подмена понятий. В отличие от той эпоксидки, которую часто используют в промышленных целях, эпоксидная смола для ювелирных изделий гораздо менее токсична. Если при работе с первой требуются специальные средства индивидуальной защиты, то при создании украшений здоровью мастера ничего не вредит.

Подробнее о материале

Ювелирная смола сохранила в себе многие качества промышленной эпоксидки, поэтому в некоторых случаях она может использоваться в качестве клеевого состава. Но из названия следует, что основное назначение – строительный материал при изготовлении украшений. Из курса химии известно, что олигомеры имеют молекулярную структуру циклического характера. Они воплотили в себе свойства мономеров и высокомолекулярных соединений. Сама же структура представлена цепочкой из повторяющихся звеньев. Именно благодаря химической формуле эпоксидка обладает своими уникальными свойствами. В некоторых источниках этот материал называют компаундом.

Компаунд относится к синтетическим соединениям. Его получают из эпихлоргидрина и дефинилолпропана. Щелочная среда, в которой протекает реакция соединения двух веществ, создается с помощью гидроксида натрия. Но затвердевает смола только после взаимодействия с отвердителем. В роли отвердителя могут выступать аминные составы или дикарбиновые кислоты.

Среди ювелиров наиболее распространенными считаются марки смол, реагирующие именно с аминными составами, так как отверждение происходит в обычных «комнатных» условиях, тогда как отвердители на основе кислот для реакции требуют повышения температуры до 200°C градусов.

Полимеры, полученные при смешивании с отвердителем второго типа, более прочные и более устойчивы к агрессивным средам. Если ювелирные изделия выполнены из такой смолы, то они длительное время сохраняют глянец и не изменяют внешнего вида даже после контакта с бытовой химией.

Приготовление состава должно происходить строго в соответствии с инструкцией от изготовителя. Как правило, соотношение объема основного состава и отвердителя составляет 1 к 1, но некоторые марки требуют увеличения объема смолы до двух частей. Малейшее отклонение от рекомендуемой рецептуры может негативно сказываться на результате работы. К сожалению, проверенных данных о преимуществах холодного или горячего отверждения нет. Ускорить процесс кристаллизации можно, но только не добавлением большего количества отвердителя.

К наиболее эффективным методам относится повышение температуры смеси на 10-15°C градусов. При этом время застывания сокращается в 4-6 раз.

Отличается ювелирная эпоксидная смола и повышенной термопластичностью. Внешне тип смолы определить невозможно, однако при сравнении двух застывших слитков окажется, что цвет ювелирной эпоксидки имеет желтый оттенок. Он возникает из-за наличия некоторых специфических примесей. При необходимости получить прозрачные изделия используют более дорогие марки смолы.

Получение

Рецептура получения эпоксидной смолы приведена довольно своеобразно. Она позволяет рассчитать количество моль каждого вещества, что не совсем удобно сделать на практике. Например, необходимо взять 1 моль дефинилолпропана, 2 моля едкого натра и 2 моля эпихлоргидрина. Но в пропорциях картина будет выглядеть иначе. Перечисленные компоненты берутся в следующем соотношении: 100:35:93. Дефинилолпропан представляет собой кристаллическое вещество, а эпихлоргидрин – жидкость с примесями.

Автором приведенного рецепта считается швейцарский химик П. Кастан.

  • Согласно этому рецепту синтез материала начинается с эпихлоргидрина, который помещается в специальный реактор. Емкость оборудована мешалкой и имеет пароводяную «рубашку». Вещество доводят до температуры 50°C градусов, а затем начинают перемешивать. В это время в реактор вносится второй компонент – дефинилолпропан. После тщательного перемешивания компонентов добавляется натр.
  • На следующем этапе температура повышается до 70°C градусов, после чего начинается процесс конденсации. Состав остывает естественным образом до 40°C градусов, но мешалка при этом не выключается. Вспомогательным компонентом является вода, она повышает эффективность образования нового вещества, а затем поднимается вверх, после чего успешно сливается.
  • В резервуаре смола практически готова, но она требует промывки. Промывка проводится обыкновенной водой, которая отстаивается и впоследствии сливается. После 4-5 циклов промывки из смолы удаляется поваренная соль. После каждой промывки воду исследуют на наличие соли, поэтому в некоторых случаях может потребоваться более 5 циклов.
  • Тот факт, что вода не вся выводится на поверхность, считается нормой, поэтому остатки влаги выпаривают. Снова температура поднимается до 50°C градусов, затем включается холодильник и смола сушится. Отсутствие конденсата – показатель для завершения процедуры. При этом почти готовая эпоксидка приобретает однородную консистенцию и перестает вспениваться. Успешно проведенные реакции должны дать прозрачный состав, который сливается в специальную тару. Ювелирная смола готова.
Читайте также:
Клей для обуви: разновидности, рейтинг популярных марок и инструкция по применению

Область применения

Ювелирная смола, как и любая эпоксидка, обладает отличной адгезией, в результате чего может использоваться в качестве заливки на предварительно подготовленную основу. Она отлично скрепляется с различными материалами, поэтому при изготовлении ювелирных изделий можно применять различные элементы декора. Но смола и самостоятельно образует устойчивые формы, поэтому заливается без основы. Жидкая консистенция требует наличия герметичных молдов. Заказать такие формочки можно в интернет-магазине или купить в специальных магазинах, специализирующихся на продаже аксессуаров для декоративно-прикладного творчества.

Ювелирная смола широко используется в изготовлении украшений, бижутерии, ювелирных изделий и подарочных сувениров. Возможности эпоксидки очень многогранны, она занимает предоставленную форму и впоследствии застывает, сохраняя эту форму. Можно отлить заготовки в виде геометрических тел, цветков, лепестков. Помимо этого, смола способна сохранять хрупкие и нежные элементы.

Например, в заготовку помещается одуванчик, цветок ромашки, лепестки растений, которые в течение длительного времени сохраняют свой первозданный вид.

Эпоксидка отлично сочетается с деревом, образуя практичные и красивые композиции. Мастер может в процессе заливки расправить веточку так, чтобы она создавала эффект парения в воздухе. Текучесть смолы – одно из ключевых свойств. Она наполняет поры древесины и заливает любые, даже самые сложные элементы декора. При обычной заливке образуется гладкая горизонтальная поверхность. С использованием молдов получают заготовки в виде листочков или ягод. После застывания на листочках делают небольшие углубления, имитируя жилки, а в ягоде клубники – ямки, в которых расположены зернышки. Таким образом, можно получать копии отличного качества.

Расширяет сферу применимости ювелирной смолы возможность колеровки. Цветовой оттенок поможет создать картины, поражающие своей реальностью. В настоящее время трендом являются украшения с имитацией водоемов. Игра красок синего оттенка создает различные эффекты, от морских глубин до лазурной волны. Красители для эпоксидки продаются в тех же магазинах, что и аксессуары. Можно встретить порошки и жидкие добавки, а также различные блестки и прочие элементы декора.

Теоретически, ювелирную смолу можно использовать для изготовления мебели, ваз или рамок под фотографии, однако чаще всего для этого применяют специальные марки эпоксидных смол.

Особенности покупки

Сделав предварительные расчеты по количеству смолы, мастер имеет возможность оптимизировать свои расходы, так как эпоксидка продается в разной фасовке. Стоимость материала зависит от его качества (прозрачности). Подходящая для изготовления украшений смола стоит около 1500 рублей за килограмм. Цена на полимер более низкий по качеству более, чем в два раза ниже.

Например, эпоксидку для заливки столешниц можно купить за 700-900 рублей. Немаловажным фактором в ценообразовании является бренд производителя. Практически все зарубежные образцы оказываются в 3-4 раза дороже, чем смолы российского производства, хотя качество при этом практически одинаковое.

Ходит такое мнение среди мастеров, что можно готовить смолу самостоятельно. Но даже если и удастся приобрести все компоненты, то изготовить реактор очень сложно. Считается, что в производстве ювелирных изделий из эпоксидки реально самому изготовить молды и производить заливку, а смолу лучше покупать в магазине. При выборе марки смолы необходимо учитывать ряд ее параметров. Если прозрачность можно оценить визуально, то остальные качества прописаны в паспорте или инструкции.

Следует обратить внимание на время жизни смолы. Многие начинающие мастера ассоциируют это время с периодом, в течение которого нужно успеть залить смолу. Это не совсем верно, так как даже при минимальном показателе произвести заливку вполне реально. Смола с коротким временем жизни активно взаимодействует с отвердителем, что приводит к повышению температуры. Это чревато вскипанием состава и образованием пузырьков воздуха. Рекомендуется выбирать варианты со средним значением.

Заливка смолы в молд происходит за один прием. При этом получается слой смолы, толщиной несколько сантиметров. Максимальная толщина слоя заливки – еще один параметр, на который нужно ориентироваться. Лучше выбрать такие модели, которые позволяют сделать отливку за один прием, так как послойное наложение эпоксидки увеличит время изготовления изделия до нескольких недель.

Наконец, особого внимания заслуживает вязкость состава. Здесь единого мнения существовать не может. Если одни мастера предпочитают более текучие материалы, то другим удобнее работать с густой смолой, чтобы без молдов формировать линзы. Обязательно рекомендуется ознакомиться с параметром вязкости и определить свое предпочтение. Для новичков есть модели со средним показателем. Их опыт не позволяет сделать выбор в ту или иную сторону, поэтому можно начать деятельность с универсальных смол.

Ювелирная смола. Свойства, получение, применение и цена ювелирной смолы

Моделисты используют ее для склеивания деталей, а для ювелиров она – самостоятельное украшение. Речь о смоле. В украшениях используется обычная эпоксидка. Она состоит из олигомеров.

Так в химии именуют немногочисленный класс веществ, молекулы которых имеют средние размеры. Олигомеры «лежат» между мономерами и высокомолекулярными соединениями, представляют собой цепи из повторяющихся звеньев. Этим, во многом, объясняются свойства ювелирной смолы.

Свойства ювелирной смолы

Ювелирная смола зовется компаундом. Соединение синтетическое. Получают героиню статьи из дифенилолпропана и эпихлоргидрина. Реакция меж ними протекает в щелочной среде.

Ее, обычно, создают гидроксидом натрия. Подробности процесса рассмотрим в отдельной главе. Пока же, учтем, что получается олигомерное, жидкое соединение. Кольца из ювелирной смолы и прочие изделия можно получить лишь с помощью отвердителей.

В их роли выступают либо дикарбиновые кислоты, либо аминные составы. С последними ювелирная эпоксидная смола застывает в обычных условиях, без дополнительного оборудования. С кислотными же отвердителями изделие формируется при нагреве до 200 градусов.

Читайте также:
Резиновый клей: виды, технические характеристики, инструкция по применению

Процесс отвердения смолы заключается в склеивании цепей олигомеров. То есть, получается полноценный полимер. В случае работы с горячим отвердителем образуется плотная кристаллическая решетка.

Кольцо из ювелирной смолы

Разрушить такую сложно. Поэтому, кислотные добавки используют для продукции, рассчитанной на службу в агрессивной среде. Это могут быть пониженные либо повышенные температуры, контакт с химическими реагентами, физические воздействия.

Украшения из ювелирной смолы могут контактировать с бытовой химией, царапаться. Изделия из эпоксидки с холодным отвердением менее стойкие.

Изделия из ювелирной смолы производятся из расчета 1 единицы основы и такого же количества отвердителя. Порой, смолы берут 2 части. Пропорции зависят от вида олигомера. Несоблюдение «рецептуры» ухудшает параметры продукции. Получается, данные о холодном или горячем отвердении эпоксидки – не гарант качества.

Увеличивают массу отвердителя, чтобы ускорить процесс застывания смолы. Однако, переизбыток добавок не влияет на быстроту отвердения. Ускорить ее в 2-3 раза способно лишь повышение температуры реакционной смеси на 10 градусов. Нагрев еще на 10 убыстрит процесс уже в 4-6 раз. Соответственно, у ювелирной смолы высокая термопластичность.

По цвету стандартная эпоксидка желтовата. Краска обусловлена примесями. Ювелиры чаще используют прозрачную смолу высокой очистки. Плотность же высокая у любой эпоксидки.

На фото браслет из ювелирной смолы

Следовательно, материал не пропускает воду. Это делает смолу отличным сырьем для герметизации. В этом качестве эпоксидку используют с 1936 года. Именно тогда материал впервые синтезировали.

Лавры достались химику по фамилии Кастан. Почти век назад он создал эпоксидку методом, применяемым и в современности. Приступим к обещанным нюансам производства смолы.

Получение ювелирной смолы

Для получения героини статьи требуется 1 моль дифенилолпропана, 2,3 моля эпихлоргидрина и 2 моля едкого натра. В массовых долях, соответственно берем 100 к 93 и к 35. Опишем внешность исходных компонентов.

Дифенилолпропан – кристаллическое вещество. Эпихлоргидрин – жидкость. Она прозрачна. Основного вещества в растворе – 98-99%. В дифенилолпропане тоже могут быть примеси. На фенол отводится максимум 0,1%. Еще процент приходится на воду.

Для заливки ювелирной смолой чаще всего используют различные природные материалы

Процесс синтеза начинают с эпихлоргидрина. Его загружают в реактор. Он должен быть стальным, с пароводяной «рубашкой» и мешалкой. Последнюю включают, когда эпихлоргидрин доведен до 50 градусной температуры.

В этот момент постепенно всыпают дефинилолпропан. Его-то и нужно перемешивать с исходной жидкостью. Далее, тонкой струйкой засыпают натр. Мешалка продолжает работать.

Начинаются 1,5-2 часа конденсации. Для нее нужна 70-градусная температура. До нее температура смеси должна дойти, когда в реактор помещены все компоненты смолы.

Через 2 часа конденсации обогрев выключают. Мешалку – нет. Приходит время вливания в реактор воды. Ее тоже нужно перемешать со смесью. Смола готова. Ей дают отстояться, поддерживая 40-градусную температуру. При ней максимально быстро протекает расслаивание массы. Вода поднимается наверх. Остается слить.

Оставшаяся в резервуаре смола требует промывки. Вновь заливают воду и вновь отстаивают. Так 4-5 раз. Цель промывки – выведение из раствора поваренной соли. Она – побочный продукт реакции. О чистоте смолы судят по пробам сливаемой воды. Когда в ней не обнаруживают соль, процесс завершают. Так что, возможно и больше, чем 5 промывок.

На фото серьги из ювелирной эпоксидной смолы

После очистки в эпоксидке остается влага. Ее выпаривают. Пользуются тем же реактором. Его нагревают до 50 градусов, включают холодильник и сушат смолу. Процесс завершают, когда перестает образовываться конденсат. Еще один сигнал готовности эпоксидки – отсутствие ее вспенивания.

Обычно, сушка смолы осуществляется в вакууме. Но, процесс возможен и в стандартных условиях. Температуру при этом доводят до 120 градусов Цельсия. Должна получиться прозрачная ювелирная смола.

Ее бесцветность говорит об удавшейся реакции. Прозрачность смеси оценивают при температуре в 20-25 градусов. Остается слить смолу в алюминиевую тару. Продукт готов к реализации. Добавим конкретики в вопрос применения эпоксидки.

Применение ювелирной смолы

В ювелирном деле героиня статьи наносится на основу, или используется самостоятельно. В последнем случае нужны формы для ювелирной смолы. Их продают в магазинах для декоративно-прикладного творчества и через интернет.

Широкий ассортимент формочек для ювелирной смолы позволяет сделать украшения разных форм

Есть емкости-цветочки, лепесточки, геометрические фигуры. Интерес их заполнения часто заключается в удержании чего-то хрупкого и зыбкого. Так, в украшениях встречаются застывшие в смоле одуванчики.

Их белесые зонтики готовы улететь вместе с ветром, но ювелиры удержали момент. Так же, в шары, квадраты и листы из эпоксидки заключают засушенные цветы репейника. Встречается ювелирная смола и дерево. Тонкая ветвь в прозрачном полимере кажется парящей в воздухе.

Ювелиры пользуются текучестью эпоксидки. До затвердевания полимер принимает любые формы, как и сплавы металлов. Возможна проработка поверхности изделий. Так, на листочках делают углубления в виде жилок, на клубничках – ямки-зернышки.

Но, «поиграть» можно и с цветом смолы. В тренде, к примеру, кольца угловатой формы, на передней площадке которых застыла лазурная волна. Это напоминание о море, его свежести.

Зонтики одуванчика в ювелирной смоле выглядят волшебно

Глядя на изделие, задаешься вопросом, где купить ювелирную смолу. Ответ: в лавках с товарами для хобби и творчества. Там же торгуют красителями. Их добавляют в полимер вместе с отвердителем.

Кроме украшений для людей, из эпоксидки создают декор для домов. Смола застывает в светильниках, вазах, рамках для фотографий и зеркал. Полимером заливают столешницы.

С заключенными в слой смолы цветами, бусинами, лепестками, да хоть болтами и гайками, мебель становится произведением искусства. Работы авторские. Отсюда солидные ценники за товары, приобретаемые у сторонних мастеров. Может, начать создавать красоту самим? Ознакомимся со стоимостью исходного материала.

Читайте также:
Термостойкий герметик для печей, дымоходов, котлов и каминов: виды и характеристики

Эпоксидную смолу широко применяют для создания необычных предметов интерьера

Цена ювелирной смолы

Купить ювелирную смолу можно в упаковках разной фасовки. Прозрачная смесь стоит в районе 800 рублей за килограмм. В плане производства украшений – выгодный вариант, а вот на декорирование мебели придется потратиться. Если приобретать загрязненную эпоксидку, за кило отдашь всего 300-400 рублей.

На цену ювелирной смолы влияет и имя производителя. Зарубежные образцы бывают в 3 раза дороже отечественных. Самый бюджетный вариант – самостоятельное приготовление смолы.

Компоненты для нее продают химические лаборатории, в том числе и через интернет. Только вот, где взять реактор? В общем, изготовление эпоксидки дома невозможно. Зато, там можно приготовить формы для смолы.

Приобрести некоторые виды ювелирной смолы можно в магазинах для творчества

Используют силикон. В домашних условиях он затвердевает, сохраняя объем. Заливать силикон удобно в обычный пластилин. После отделения форм их промывают и высушивают. Можно заливать эпоксидку. Формы собственного производства дают свободу фантазии. В продаже не всегда есть нужные варианты.

Как своими руками делать украшения из эпоксидной смолы: технология процесса и мастер-класс

Глядя на изысканные сувениры и украшения из эпоксидной смолы, сложно поверить, что такую красоту можно сделать своими руками. Однако это так. Эпоксидная смола сочетает в себе доступность и высокие декоративные качества. Этот материал дает возможность проявить свою фантазию и реализовать творческий потенциал.

Создание дизайнерских украшений их эпоксидки – увлекательное занятие, которое может стать не только хобби, но и источником заработка. Оценим, какими свойствами обладает эпоксидная смола и каких правил следует придерживаться, чтобы процесс создания уникальных украшений своими руками был безопасным и приносил только удовольствие.

Техника безопасности при работе с эпоксидной смолой

Эпоксидная смола – это полимер, образующийся в результате смешивания олигомера с отвердителем. Полностью полимеризовавшийся материал не растворяется в воде и не выделяет в воздух токсичных веществ, поэтому безопасен. Основную опасность для здоровья представляет не сама смола, а отвердитель, с которым приходится контактировать в ходе работ. Он может попадать на кожу, слизистые оболочки или в глаза, а его испарения – в дыхательные пути. При этом возникает интоксикация, которая бывает как острой, так и хронической. Последствия контакта с отвердителем или его парами:

  • головная боль, плохое самочувствие;
  • экзема, дерматиты;
  • конъюнктивит;
  • першение в горле, одышка;
  • бронхиальная астма;
  • онкологические заболевания.

Многие возможные проблемы со здоровьем можно предотвратить, если соблюдать несколько простых правил техники безопасности:

  • защищать кожу одеждой с длинным рукавом, а кисти рук – перчатками;
  • при работе с отвердителем надевать защитные очки и респиратор;
  • не касаться руками лица во время работ;
  • обеспечить максимально возможную вентиляцию рабочего места;
  • убрать с рабочего стола все лишние предметы;
  • не оставлять в открытом виде емкости с компонентами, даже если они пусты;
  • не курить в помещении, где работают с эпоксидной смолой;
  • тщательно убирать рабочее место.

По этой же причине нельзя смешивать большой объем смолы, т. к. при этом масса может закипеть, разбрызгаться и обжечь работающего с ней человека. Безопаснее разбить материал на несколько небольших порций и выполнять смешивание по частям. Максимально допустимый объем смолы для однократного смешивания составляет от 250 до 300 мл. При попадании жидкой смолы или отвердителя на незащищенную кожу, слизистые или в глаза следует промыть их большим количеством воды и обратиться за медицинской помощью.

Необходимые приспособления, инструменты и материалы

Все необходимое для работ с эпоксидной смолой можно приобрести в магазинах для рукоделия. Если специализированные магазины расположены далеко или в них скудный ассортимент, можно заказать нужные принадлежности через интернет.

Для этого вида домашнего творчества потребуются следующие материалы и инвентарь:

  • эпоксидная смола для поделок (опытные мастера рекомендуют полимер высокого класса очистки, например, «Aquaglass», «Epoxy River», «DIAMONT»);
  • отвердитель;
  • набор пигментов и других материалов для декорирования (например, блесток);
  • емкости для смешивания (это могут быть одноразовые пластиковые стаканчики);
  • формы для заливки (рассчитанные на многократное применение моющиеся силиконовые формочки);
  • деревянные палочки для перемешивания;
  • несколько пластиковых одноразовых шприцев разного объема;
  • пинцет;
  • защитное покрытие для стола (клеенка или картон);
  • одежда с длинными рукавами, перчатки, очки, маска;
  • мини-дрель с насадками разного размера;
  • фурнитура для украшений;
  • скотч.

Выбирая отвердитель, следует отдавать предпочтение более современным маркам. Использовавшиеся в прошлом аминные отвердители (ТЭТА, ПЭПА) отличаются очень неприятным аммиачным запахом, часто вызывают раздражение дыхательных путей и в целом оказывают пагубное воздействие на организм. В отличие от них новое поколение отвердителей относится к циклоалифатической группе. У них не такой выраженный запах, и они менее опасны для здоровья. Большинство современных марок эпоксидной смолы продается уже в комплекте с отвердителями данного типа.

Отдельно о наполнителях: как подготовить цветы и что еще можно использовать?

В процессе отливки в смолу можно добавлять не только пигменты, но и различные наполнители. Как правило, они не растворяются, а остаются в виде включений внутри получившейся заготовки. При выборе наполнителей открывается большой простор для фантазии: в ход идут такие компоненты, как рассыпчатые блестки, вышедшие из моды тени, измельченные цветные мелки и пастель для рисования. С их помощью можно создавать различные интересные эффекты внутри прозрачных отливок разной формы. Затем их можно использовать для изготовления брошек, заколок, брелков, запонок или в украшении интерьера.

Одним из популярных наполнителей являются цветы. Как и все творения природы, они имеют особенную, неповторимую фактуру. Благодаря высоким декоративным качествам, а также разнообразию их формы и оттенков они способны украсить любое изделие из эпоксидной смолы.

Читайте также:
5 Second Fix – уникальный «жидкий пластик» или развод

Для заливки эпоксидной смолой не используются живые цветы. Их нужно предварительно высушить. Если венчик имеет уплощенную форму (ромашки, маргаритки), то его укладывают между сложенными в несколько слоев целлюлозными салфетками и помещают между страницами книги. Такая мягкая подложка из салфеток не дает цветку сплющиться и позволяет сохранить его естественный объем после высушивания.

Цветы с объемным венчиком, например, розы и их бутоны, высушивают по-другому. Их помещают в небольшую емкость и засыпают чистым сухим песком или мелкой манной крупой, чтобы не дать цветку деформироваться в процессе сушки. Высушенные этим методом растения извлекают из емкости и осторожно очищают от наполнителя, стряхивая его маленькой мягкой кисточкой. Подготовленные таким образом сухоцветы полностью готовы к дальнейшей работе.

Подготовка смолы для работы

Перед началом работы со смолой следует внимательно изучить инструкцию. В ней указано оптимальное соотношение олигомера и отвердителя, необходимый период выдержки, время полимеризации и другие нюансы, позволяющие сделать заливку качественно. Рабочее место должно быть тщательно вымыто, т. к. мелкие соринки и пыль могут попасть в полимерную массу и безнадежно испортить внешний вид готового изделия.

Затем следует отмерить шприцем нужное количество смолы и вылить в емкость для смешивания. Она должна быть просторной и широкой, чтобы выделяющееся во время химической реакции полимеризации тепло имело возможность выйти. Другим шприцем отмеряют отвердитель и выливают в полимерную массу. Рекомендуется делать это не по центру, а по стенке емкости. Благодаря этому существенно снижается вероятность закипания и разбрызгивания материала.

Оба компонента тщательно перемешивают и оставляют настояться. Настаивание нужно для того, чтобы из массы вышли образовавшиеся при перемешивании воздушные пузырьки. Время зависит от температуры: при комнатной температуре оно составляет 30 минут, а при нагревании до 50°С сокращается до 10 минут. Дольше ждать не нужно, т. к. смола из жидкой начнет постепенно превращаться в гелеобразную, и ее будет сложнее залить. Затем отстоявшуюся полимерную массу заливают в форму, молд или наносят на предназначенную для декорирования поверхность.

Инструкция по изготовлению украшений

  • очистить от пыли формочки для заливки;
  • набрать в шприц предварительно смешанную и отстоявшуюся смолу;
  • заполнить форму полимером примерно на одну треть;
  • вложить в нужном положении фурнитуру;
  • выложить декоративные включения или цветы, начиная с элементов, которые будут располагаться в задней (нижней) части украшения;
  • долить эпоксидную смолу до краев формы;
  • оставить застывать, прикрыв сверху крышкой или пластиковым контейнером во избежание попадания загрязнений или мелких насекомых.

Время, необходимое для застывания эпоксидной смолы и полной ее стабилизации, может составлять от 24 часов до нескольких суток. Этот период зависит от марки используемой смолы и всегда указан на упаковке или в инструкции к данному материалу. В течение этого времени отливка должна оставаться внутри формы, ее нельзя трогать.

Обработка застывшего изделия

Выждав положенный срок, отлитую заготовку извлекают из формы. В этот момент ее поверхность далека от идеала и требует дополнительной отделки. Шлифовать и полировать можно вручную, но это длительный и трудоемкий процесс, поэтому при частом изготовлении украшений удобнее воспользоваться вращательными приспособлениями.

Легче всего это сделать с помощью специальной полировочной машинки типа «Dremel», на которую последовательно насаживают шлифовальные диски с разной степенью зернистости. Однако если ее нет, не стоит унывать. Насадки для шлифовки можно прикрепить к шуруповерту или дрели. Шлифовка выполняется в несколько этапов, во время которых меняют шлифовальные диски с разным размером зерна. Рекомендуемая последовательность:

  • 600;
  • 800;
  • 1000;
  • 1500;
  • 2000;
  • 2500.

Подобная постепенность очень важна: если пропустить один из этапов и перейти к более мелкозернистому диску, это ухудшит качество работы и приведет к неудовлетворительному результату. Во время шлифования деталь смачивают, периодически окуная ее в стакан с водой. Смачивание предотвращает перегрев полимера от трения.

Обязательно следует надеть респиратор и защитные очки, т. к. разлетающиеся при работе капельки с мельчайшими частичками эпоксидной смолы могут попасть в глаза или носоглотку, вызвав раздражение.

Советы и маленькие хитрости

В заключение несколько советов, помогающих получить качественный результат:

  • использовать для заливки высококачественные молды из гладкого силикона;
  • если необходимо продлить период расстойки смолы и срок работы с ней, поместить ее в холодное место;
  • при заливке мелких деталей сложной конфигурации предварительно окунуть их в полимер, а затем поместить в форму;
  • заливая цветок в силиконовой форме в виде сферы, поместить его лицевой стороной вниз.

Как работать с молдами: создание украшений из эпоксидной смолы

Эпоксидная смола – это полимерный материал, благодаря которому вы можете создать своими руками сотни удивительных украшений и других аксессуаров. В этой статье мы еще раз расскажем основные особенности подготовки эпоксидной смолы к творчеству и более детально расскажем об использовании молдов для заливки и создания ювелирных изделий.

Основные характеристики эпоксидной смолы:

  • создает абсолютно прозрачную твердую поверхность;
  • нетоксична после застывания;
  • обладает хорошими гидроизоляционными свойствами;
  • отличная износостойкость;
  • очень прочная.

Если вы решили купить эпоксидную смолу в строительном магазине, будьте осторожны: по ошибке можно приобрести эпоксидный клей, который не подходит для творчества. Кроме того, для создания бижутерии и аксессуаров годится только специальная ювелирная эпоксидная смола. В нашем каталоге вы найдете все необходимые материалы высокого качества от известных производителей.

Содержание

  • Как работать с эпоксидной смолой
  • Как приготовить смолу правильно
  • Какой декор для заливки в молды можно использовать?
  • Как залить смолу в молды? + видеоинструкции
  • Почему важно использовать специальные молды для смолы?
  • И еще немного советов при работе с эпоксидной смолой
  • Как отполировать готовое изделие?
  • Примеры готовых изделий из эпоксидной смолы
Читайте также:
Как поклеить обои на ОСБ-плиту: порядок работ и выбор материалов

Как работать с эпоксидной смолой

При смешивании отвердителя и смолы происходит реакция полимеризации, во время которой выделяется некоторое количество тепла. Поэтому важно соблюдать технику безопасности.

  • Обязательно наденьте фартук, перчатки, респиратор, чтобы не надышаться парами и не запачкать руки и одежду (смола не отстирывается).
  • Желательно надеть защитные очки.
  • Рабочие поверхности застелите укрывной пленкой.

Если смола или ее компоненты попали на кожу, то следует как можно быстрее смыть их горячей мыльной водой или протереть жидкостью для снятия лака, содержащей ацетон. Чистую кожу промойте водой, высушите, нанесите жирный крем или вазелин.

При попадании в глаза промойте их в течение 15 минут чистой теплой водой и срочно обратитесь к врачу.

Как приготовить смолу правильно

Заранее выставите на стол все материалы и инструменты, которые могут вам потребоваться:

  • смола и отвердитель от одного производителя;
  • красители и декоративные элементы;
  • одноразовые шприцы (объем от 3 кубиков), иголки не нужны;
  • пластиковые одноразовые стаканчики, пластиковая тарелка или другая емкость для смешивания;
  • деревянный шпатель для размешивания;
  • молды для заливки смолы
  • зубочистки.

Повторно использовать емкости, шпатели и шприцы нельзя.

Первым делом внимательно прочитайте инструкцию производителя. У разных фирм способы приготовления могут различаться, но принцип везде одинаковый.

  1. Смешайте смолу с отвердителем в емкости. Отмеривать нужное количество удобнее всего с помощью шприца: вы будете знать точный объем и не потеряете ни одной капельки.
  2. Аккуратно перемешайте компоненты деревянным шпателем, двигаясь по кругу в одном и том же направлении, чтобы избежать появления пузырьков. Периодически оценивайте прозрачность смеси, просматривая ее на просвет с помощью яркой лампы.
  3. Во время смешивания вы почувствуете тепло, это нормальное явление, означающее, что идет реакция полимеризации.
  4. Дайте готовой смоле отдохнуть 20-30 минут. В это время подготовьте декоративные элементы. Если вы планируете добавить краситель, отлейте часть смолы в отдельный стаканчик и смешайте там.
  5. Если пузырьки все же появились, поставьте емкость со смолой в глубокую тарелку с горячей водой на несколько минут. Под воздействием тепла воздух поднимется на поверхность, и пузырьки исчезнут сами. В крайнем случае проколите их тонкой иголкой.

Какой декор для заливки в молды можно использовать?

Декор в виде единорога

Молды отлично подходят для того, чтобы делать украшения с любым объемным наполнителем: мхом, сухими цветами, ракушками, листиками, блестками и так далее. Соблюдайте золотые правила:

  • никогда не используйте плохо просушенные или свежие растения в качестве наполнителя. Они сгниют и превратятся в черную массу, неприятную на вид;
  • ракушки обязательно обезжиривайте;
  • витражные краски, поталь, блестки добавляются в небольшом количестве, чтобы не испортить свойства смолы.
  • Никогда не добавляйте в смолу более 5% (от общей массы) жидких и более 50% сухих наполнителей и красителей. Это влияет на качество готового изделия.

Сравнение ювелирных эпоксидных смол от Анны Тульской

Я создаю серьги, броши, кулоны и другие украшения из прозрачной ювелирной эпоксидной смолы. Занимаюсь этим уже 3 года. Имею два аккаунта в инстаграме @ anna . tulskaya и @ frozen _ rainbow _ jewelry , более десятка тысяч подписчиков, сотни клиентов. Успешно езжу на выставки. Через мои руки прошло много ювелирных смол. Ведь творчество это всегда поиски, метания, эксперименты.

В отличие от других публикаций я не буду распыляться на освещение всех возможных применений прозрачных эпоксидных смол. Очевидно, к смолам для заливки «линз» с высоким куполом и составам для объемных «рек» в столешницах, имитации воды должны предъявляться различные требования. Я рассмотрю применение ювелирной смолы только в одной области, самой популярной в среде хэндмэйд. Это получение качественных объемных покрытий на плоских поверхностях и небольших отливок (до 3 см толщиной). Недавно появилась публикация @ ordinary _ miracle 1 на эту же тему в отношении трех марок из исследованных мною смол и мне приятно, что наши данные практически совпадают.

Под разбор попали 6 марок ювелирных смол, большинство из которых появились на рынке относительно недавно:

ПЭО-510КЭ-20/0 от СПбГТИ(ТУ), Санкт-Петербург

Magic Crystal 3D от украинской фирмы Эластоформ, Киев

Epoxy Crystal PLUS от ООО «ЭПОКСИМАКС», Санкт-Петербург

Poly Glass от PolyMax (ИП Гончаров М.А.), Санкт-Петербург

D-line Crystal Epoxy от ООО «Д-Лайн», Иваново

Artline Crystal Epoxy от Artline Creativity (ИП Алексеев А.В.), Владимир

Сравнивать будем по следующим критериям:

– удобство смешивания и попадание пузырьков,

– реакцию на водяную баню, удобство дегазации,

– степень густоты, время первичного загустения, время полного отверждения,

– оптическую прозрачность в шарах и текучесть на плоских отливках, удобство шлифовки и полировки.

1. Удобство и пропорции смешивания

ПЭО-510КЭ-20/0

Одна из первых отечественных ювелирных смол, предложенная СПб технологическим институтом на замену импортной Crystal resin. Производитель выпускает 7 марок прозрачных ювелирных эпоксидных смол для заливки, но я чаще использую ПЭО-510КЭ-20/0 как наиболее подходящую для моего творчества. Смола поставляется в двух бутылках, на каждой написано, что внутри. Эпоксидная основа густая, отвердитель жидкий, как вода, оба компонента кристально прозрачные. Размешивается в пропорции 4:1 по весу. Достаточно удобно, легко запомнить, при сложении двух компонентов всегда выходит число, кратное пяти. Из-за вязкости смолы размешивание компонентов надо начинать аккуратно, иначе жидкий отвердитель может выплеснуться из низкого стакана. Перемешивать нужно тщательно, проходиться по дну и использовать технику второго стакана. При аккуратном размешивании пузыри не набиваются. В итоге смола получается жидкой и удобной для работы.

Читайте также:
Как очистить потолок от клея для потолочной плитки: инструменты и средства

Magic Crystal 3D

Я долго пользовалась этой смолой из-за ее невысокой стоимости. Поставляется она в двух бутылках. Мешается в пропорции 2:1, очень удобно. Практически невозможно перепутать. Смола и отвердитель густые. Промешивать надо тщательно, обязательна техника «второго стакана». Из-за густоты пузыри легко набиваются даже при аккуратном перемешивании. Неудобно заливать шары с мелким наполнением. К работе с этой маркой надо приноравливаться.

Epoxy Crystal PLUS

Относительно новая смола на рынке, быстро набравшая популярность за счет соотношения «цена-качество». Поставляется в двух бутылках в картонной коробке, с перчатками и инструкцией. Мешается в пропорции 10:3,5 по весу. Лично мне очень неудобно. Долго привыкала, и считаю до сих пор. Густая смола и жидкий отвердитель. Если мешать малый объем или интенсивно, то набиваются пузыри. Обязательно второй раз смешивать в новом стакане, потому что есть вероятность не промешать до конца у дна.

Po l y Glass

Смола с практически такими же характеристиками, как у Epoxy Crystal PLUS. Только еще гуще. В моем случае это минус. Двойное смешивание и множество пузырей.

D-line Crystal Epoxy

Очень интересная смола, новинка на рынке. Приезжает в двух бутылках. Так как брала пробник, приехало просто перемотанное стрейчем. Очень жидкие смола и отвердитель. При перемешивании становятся еще жиже, фактически как вода. Из-за такой консистенции практически не набиваются пузыри даже при интенсивном размешивании. Промешивается отлично в одном стакане, но я по привычке все равно смешиваю во втором.

Artline Crystal Epoxy

Смола идентичная D-line Crystal Epoxy. Возможно, что производитель один и тот же. Мешается 2:1, очень жидкая, хорошо промешивается, пузыри не набиваются.

2. Реакция на водяную баню, удобство дегазации

После размешивания я обязательно ставлю стакан на водяную баню, это облегчает выход пузырьков.

ПЭО-510КЭ-20/0

Хорошо реагирует на водяную баню. Если нет дегазатора, то подержав на водяной бане подольше, можно добиться хорошего результата по выходу пузырьков. При дегазации в вакуумной камере вскипает умеренно, дегазируется быстро и легко.

Magic Crystal 3D

Самая густая из всех образцов. Перестала пользоваться этой смолой после того, как несколько последних партий приехали мутными. При прогреве на батарее мутность пропадала, но видимо была нарушена какая-то технология производства, потому что смола не дегазировалась в вакуумной камере даже при предварительном прогреве на водяной бане. Покрывалась кучей мелких пузырей, пеной, но результата не было.

Epoxy Crystal PLUS

Смола средней густоты, у меня вечно выходит набить в нее пузырей. Но после прогревания на водяной бане в вакуумной камере все выходит почти идеально. Вскипает сильно, поэтому объем стакана должен быть значительно больше объема смолы.

Po ly Glass

Смола гуще Epoxy Crystal PLUS, но жиже Magic Crystal 3D. Дегазируется средне, после водяной бани пузырей много. После вакуумной камеры тоже остаются пузыри.

D-line Crystal Epoxy

С этой смолой был интересный опыт. Так как она очень жидкая, я один раз ее просто прогрела на бане, и она стала идеально дегазированная. Вторую партию я поставила в дегазатор. Дегазировалась она за 10 секунд идеально. А третий раз я сначала прогрела, потом поставила в камеру. И тут был сюрприз. Смола очень разогрелась, почти закипела, в толще жидкости возникла куча мельчайших пузырьков и она сразу начала застывать. Через час была уже полностью отвердевшая. Никогда с таким не сталкивалась. Отливку я выкидывать не стала, в итоге застывший образец был опалесцирующий, с молочной белизной. Ни о какой прозрачности речи не шло. Отправила результат производителю. Они сказали, что возможно я применила двойное воздействие на образец. Больше я не рисковала и эту смолу не брала. Мне не нужны сюрпризы.

Artline Crystal Epoxy

Несмотря на то, что по моим подозрениям эта смола-близнец D-line Crystal Epoxy, она выдержала двойное воздействие “баня+дегазатор” и дала отличные результаты за счет своей изначальной жидкости.

3. Степень густоты, время первичного загустения, время полного отверждения

ПЭО-510КЭ-20/0

Это была моя первая смола. Комфортно жидкая, не как вода, но жиже киселя. При прогревании становится еще более жидкой. Дает достаточно времени для подготовки к заливке, время жизни при 28 ° С часа три до начала загустения. Время первичного гелеобразования примерно 3-4 часа, после чего еще 2-4 часа (в зависимости от температуры) с ней можно работать. В загустевшем состоянии получаются хорошие линзы, а в жидком – отлично подходит для заливки шаров с мелким наполнением. Полностью застывает за 48 часов. Лично мне это неудобно, так как у меня большие объемы. Для меня это единственный минус при работе с ней. Решение этой проблемы – проведение отверждения при температуре Т=30-40 ° С или переход на более «быструю» марку ПЭО-610КЭ-20/0.

Magic Crystal 3D

Как я уже говорила, самая густая из всех. После разведения по консистенции, как кисель. Было крайне неудобно сначала с ней работать, трудно делать заливки в шар со сложным наполнением. Время жизни у этой смолы всего около 30 минут. Это тоже было неприятным сюрпризом после ПЭО-510КЭ-20/0. Надо торопиться, потому что смола начинает набирать вязкость почти сразу. И через полчаса это уже густая субстанция, с которой почти невозможно работать. Но существенный плюс – она полностью застывала за 12 часов: вечером залил, с утра можно доставать. По этой причине я пользовалась ей больше года.

Epoxy Crystal PLUS

Среднегустая, отлично переносит водяную баню + вакуумную камеру. Дегазируется достаточно легко, если теплая. Если не прогревать, остается пена на поверхности. Немного, но остается. Вскипает достаточно сильно. Время первичного гелеобразования примерно час-полтора. Потом начинает постепенно густеть, и еще примерно пару часов можно работать. Застывает за 24-36 часов в зависимости от температуры окружающей среды.

Читайте также:
Эпоксидная смола: виды, характеристики, применение и популярные марки

Po l y Glass

Из-за густоты плохо отреагировала на водяную баню, и так же плохо дегазировалась в камере. Пришлось долго прогревать, после чего дегазировалась до нормального состояния. Пользовалась только 1 раз, не помню точно, как застывала. Кажется по схеме смолы Epoxy Crystal PLUS.

D-line Crystal Epoxy

Если не брать в расчет тот случай, когда вышла накладка, то поведение смолы очень интересное. Она очень жидкая вначале, как вода. Но густеет за примерно 40 минут, иногда даже быстрее. Работать надо быстро, иначе все превратится в желе еще в процессе заливки)) Производитель указывает время полного отверждения 18 часов, но у меня ни разу так не получалось. По моим данным выходило 20-24 часов на полное отверждение.

Artline Crystal Epoxy

Эта смола действует по схеме смолы D-line Crystal Epoxy. Очень жидкая, набирает густоту за 30-40 минут, застывает за 24 часа полностью.

4. Оптическая прозрачность, плоская заливка, механическая обработка и безопасность

ПЭО-510КЭ-20/0

Отличные характеристики прозрачности после застывания. Смола не желтеет! У меня есть отливки трехгодичной давности, они не желтые. Я считаю, это прекрасные показатели. Я приноровилась заливать плоские элементы, не дожидаясь загустения. В плоских заливках не растекается, держит форму, застывает без ряби. Стачивается крупными хлопьями, не пылит, почти не пахнет. Шлифуется хорошо, в меру твердая, полируется до зеркально блеска и эффекта стекла. Безопасность подтверждена проведенной независимой токсикологической экспертизой: в отвержденном состоянии смола безвредна для здоровья.

Magic Crystal 3D

С двумя последними партиями была накладка. До смешивания она была прозрачная, после смешивания набирала пузыри, не дегазировалась даже после водяной бани. После застывания была молочно белая, опалесцирующая. При этом экзотермической реакции не было, она не грелась. Я отсылала эти партии обратно на производство, после экспертизы мне было сказано, что “если смолу прогреть до 80 ° С, то она не будет опалесцировать”. Странный ответ. Мне казалось, что смолу надо купить, смешать и заливать, а не танцевать вокруг нее с бубнами и банями. В итоге мне вернули деньги за одну партию. Смола пожелтела через полгода. Очень неприятный сюрприз, так как мне начали писать покупатели по этому поводу. В плоских заливках ведет себя хорошо, но в итоге тоже желтеет. Стачивается мелкой пылью с сильным запахом. Пылью покрыто все вокруг. И снова минус. Без респиратора работать невозможно.

Epoxy Crystal PLUS

Отличные показатели прозрачности после застывания. Работаю немногим больше года, пока жалоб не было. Производитель утверждает, что она не желтеет,…осталось подождать ещё год-два, чтобы сравнить с ПЭО. Надо сказать, что аналогичная ситуация в отношении устойчивости к пожелтению и у трех других смол Poly Glass , D – line Crystal Epoxy , Artline Crystal Epoxy . Epoxy Crystal PLUS хорошо ведет себя в плоском виде, не убегает, застывает без ряби, загустения для заливки я не жду. Стачивается средне крупными хлопьями, почти не пылит, почти не пахнет. Шлифуется легко, полируется до зеркально блеска и эффекта стекла.

Poly Glass

После застывания оптически прозрачна, без проблем. Моих личных данных о пожелтении нет. Достаточно густая для заливки плоских образцов, но у меня застыла с рябью и ячейками, просматриваемыми под определенным углом. Об этом я сообщила производителю, но ответа не получила. Заливала один раз, шлифовать-полировать не приходилось.

D-line Crystal Epoxy

Оптически полностью прозрачная. В плоской отливке ведет себя хорошо, за счет быстрого набора вязкости не убегает. Стачивается мелкой пылью с сильным запахом, работать рекомендую только в респираторе.

Artline Crystal Epoxy

Все характеристики, как у D-line Crystal Epoxy. Небольшое отличие – застыла в плоской отливке с чуть заметной ячеистостью.

Резюме

Я попыталась оценить каждый из рассматриваемых технологических параметров смол в диапазоне от 1 (плохо) до 5 (отлично). Скажу сразу, дело это оказалось непростым, сильно зависящим от предпочтений мастера. Одному хочется, чтобы время первичного загустения было как можно больше (оценка 5), но тогда сильно увеличится время полного отверждения (оценка 1), для другого наоборот в приоритете быстрое отверждение (5) и малое время жизни (1). Со степенью густоты и удобством дегазации такая же ситуация: если одно «тянет» на 5, то второе на 1. Мое компромиссное решение было таким:
Примечание к таблице. Знак = отражает неопределенность по параметру стойкости смол к пожелтению.

Первое место разделили между собой смолы ПЭО-510КЭ-20/0 и Epoxy Crystal PLUS. У ПЭО-510КЭ-20/0 мне не хватает скорости застывания, у Epoxy Crystal PLUS – более жидкой консистенции. Но это я уже придираюсь. Обе смолы идеальные, смело можно рекомендовать любую из них и мастеру, и новичку.

Второе место разделили между собой «близнецы» D-line Crystal Epoxy и Artline Crystal Epoxy. Если бы не непредсказуемое поведение и странности с дегазацией, могли бы быть идеальными.

На третьем месте Magic Crystal 3D и Poly Glass. Первая – из-за непонятного поведения последних партий и желтизны, вторая – из-за густоты и разводов в плоских отливках.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: