Использование отработки в хозяйстве: 7 интересных способов, рекомендации по утилизации

Переработка отработанного масла: выбираем лучший метод

Небрежное обращение с отходами наносит непоправимый вред как окружающей среде, так и здоровью человека. Отработанные нефтяные масла категорически нельзя сливать в водоемы и почву. В данном случае целесообразно прибегнуть к такому механизму решения проблемы, как переработка отработанного масла.

Знаете ли Вы, что один литр отработанного масла способен сделать непригодными для питья до миллиона литров грунтовой воды?

Виды масел, подлежащие переработке

В зависимости от степени загрязнения и способа использования выделяют два вида отработанных масел:

  1. Светлые отработанные масла. Их можно восстановить относительно легко, применив только отстаивание и фильтрацию. В некоторых случаях используются и другие (преимущественно механические) способы. После завершения всех необходимых операций очистки такое масло может использоваться повторно.
  2. Темные отработанные масла. Такой продукт появляется в результате применения масла в качестве смазки деталей автомобилей в условиях повышенных нагрузок и высоких температур. В большинстве случаев потемнение обусловлено наличием таких загрязнений, как продукты окисления и частички металла.

Именно масла второго типа требуют тщательной переработки и дальнейшей утилизации. При сборе отработки не следует смешивать разные сорта масла, поскольку каждый продукт утилизируется отдельно и с применением персональных способов. Если между процессами сбора и переработки должно пройти определенное время, то необходимо позаботится об обеспечении надлежащих условий хранения отработанного масла. При этом нужно придерживаться некоторых правил: использовать только герметично закрытые емкости, не хранить продукт около потенциальных источников воспламенения, изолировать места хранения от детей.

Переработка отработанного масла: основные преимущества и методы

Переработка отработанного масла позволяет получить ценное сырье, которое в дальнейшем может вполне успешно применяться при получении товарных масел и топлив, при производстве железобетонных изделий. После очистки масла до определенной степени им можно смазывать второстепенные узлы и агрегаты, обрабатывать различные металлические изделия с целью защиты от коррозии. Отработанное масло может использоваться в качестве добавки для битума при укладке автомобильных дорог.

Что же такое переработка отработанного масла? Данным термином обозначают очистку нефтепродукта от вредных примесей с помощью четко определенных методик. Обычно переработка проходит в несколько этапов. На первом убирается вода и твердые примеси с помощью процессов отстаивания, механической фильтрации и центробежной очистки.

  • выпаривание;
  • вакуумная перегонка;
  • адсорбция;
  • коагуляция.

И только по завершении данных процессов переработку масла можно считать окончательной.

Результаты переработки отработанного масла с помощью технологий GlobeCore

Высокое качество переработки может достигаться только за счет дополнительного использования химических методов. Хотя много зависит и от исходного состояния сырья. Отработка отработке – рознь. Обычно химические методы дают необходимое качество выходного продукта, но их себестоимость достаточно высока. Поэтому такой подход используется далеко не всегда, а только там, где это оправданно.

Вторичная переработка не предусматривает получение продукта, который смог бы использоваться далее по прямому назначению. Ее главная задача – извлечение ценного сырья, на основе которого в будущем будут производиться товарные смазки и масла. В этом случае окружающая среда лишается большого количества потенциальных загрязнений.

Технологии GlobeCore в переработке отработанных масел

Компания GlobeCore является одним из ведущих производителей и поставщиков оборудования для очистки и регенерации отработанных масел. Процессы GlobeCore позволяют восстановить параметры отработанного нефтепродукта до нормируемых значений.

При таком подходе масло получает вторую жизнь и может повторно использоваться в технологическом оборудовании. Экономятся большие финансовые средства на покупке свежих и утилизации отработанных масел. Освобождаются складские площади и снижается количество вредных выбросов в окружающую среду.

Доверьте свои отработанные масла установкам регенерации от компании GlobeCore и Вы убедитесь, что потенциальную проблему всегда можно превратить в гарантированную прибыль.

Отработанное моторное масло

Автолюбителей, которые обслуживают свое транспортное средство самостоятельно, интересует вопрос, имеет ли какую-либо ценность отработанное масло, и как его правильно утилизировать. Чтобы не нанести вред окружающей среде, к процедуре утилизации следует отнестись серьезно. Кроме того, отработанная моторная жидкость может найти и другое применение.

Автомобилистам, которые привыкли проводить замену масла на станциях технического обслуживания, не приходится задаваться вопросом куда деть отработку. Работники СТО забирают отработанную жидкость, помещают в специальные емкости и утилизируют. Кто же проводит замену самостоятельно, нередко сталкиваются с проблемой повторного использования отработки или ее уничтожения.

Масло, выработавшее свой ресурс, является токсичной смесью. Просто вылить такой состав в землю нельзя. Экологические службы категорически запрещают подобные действия. В странах Европы такой поступок влечет за собой наложение штрафа на довольно крупную сумму.

Что делают с отработанным маслом

После определенного эксплуатационного периода отработанное моторное масло непригодно для дальнейшего использования в качестве защиты двигателя. Но оно может обрести «вторую жизнь» в быту, или быть утилизированным.

Отработка может стать вашим помощником. Продукты нефтепереработки обладают антикоррозийными свойствами, отлично горят и смогут послужить еще и в качестве смазки. Использованную моторную жидкость так же можно сдать для переработки.

Читайте также:
Тектил: свойства антикора, разновидности и применение

Как поступить — выбор за вами. Решений несколько, и важно соблюдать одно правило: не выливайте отработку в почву или водоем. Этот продукт способен убить все живое и нанести непоправимый вред не только природе, но и здоровью людей.

Отработку необходимо сливать в специально маркированные емкости, исключающие протекание. Хранить жидкость необходимо в защищенных от попадания влаги и прямых солнечных лучей местах. Вторично использовать тару после отработки нельзя, учитывайте это при подборе необходимых емкостей.

Сдача отработки для переработки

Существуют компании, специализирующиеся на переработке использованного моторного масла. Они готовы платить за литр отработки до 10 рублей. Это небольшие деньги за те объемы, что накапливаются у автовладельцев. Но это одно из самых оптимальных решений. Компании забирают отработанное машинное масло с выездом по указанному адресу.

Путем фильтрации и очистки из отработки получают топливо. В полученном веществе не содержится осадка и воды, что не позволяет горелкам загрязняться. Более глубокой фильтрацией занимаются нефтеперерабатывающие заводы.

С помощью переработки можно получить базовые масла, которые впоследствии находят применение для получения новых масел с применением пакета присадок.

Сжигание отработки — небезопасный процесс. Для того, чтобы сжечь использованное моторное масло без вреда для окружающей среды, потребуются специальное оснащение и условия. Такая деятельность требует лицензирования.

Если в вашем городе или области не нашлось перерабатывающих предприятий, то решить вопрос куда сдать отработку помогут частные объявления сетевых ресурсов, например, на сайте Авито. Есть много желающих недорого приобрести отработку в качестве топлива или для другой техники, нетребовательной к свойствам смазки.

Утилизация

Еще один способ решения вопроса ― утилизация отработанного масла. Этой деятельностью занимаются специальные предприятия. Но у этого способа имеются существенные минусы:

  • оплачивать утилизацию приходится автовладельцу;
  • компаний, специализирующихся на утилизации, немного. Автомобилистам бывает трудно найти данные предприятия в своем регионе. Кроме того, большинство из таких организаций не работают с маленькими объемами и частными клиентами;
  • поиск нужной компании и сдача отработки займет немало времени.

Исходя из этого можно утверждать, что утилизация — не самый оптимальный вариант.

Использование в быту

Для решения бытовых проблем отработка — просто удачная находка. Уже много лет ее используют в качестве средства для предупреждения коррозии. Чаще всего этой проблеме подвержены автомобильные пороги. В их полость заливают отработку при условии, что в порогах нет сквозных дыр. Используют жидкость для обработки днища и арок. Это позволяет существенно сэкономить на антикоррозийных препаратах.

Использование в хозяйстве отработанного моторного масла обусловлено его составом. Независимо от базы продукта с помощью отработки можно защитить от разрушения и гниения деревянные конструкции и предотвратить коррозию металлических труб.

Рекомендуется таким маслом обрабатывать, к примеру, деревянные столбы, которые после вкапывают в грунт. Обработка труб, уложенных в землю, если не спасет от коррозии на все 100%, то непременно замедлит ее.

Отработка находит применение в качестве смазочного материала для некоторых видов садовой техники (электро- или бензопила). Мелкие детали дверных петель, велосипеда, дверного замка и прочих механизмов можно смазать использованной моторной жидкостью.

Пропитанные отработанным маслом дрова хорошо горят, и выделяют большое количество тепла. Но необходимо соблюдать меры предосторожности:

  • нельзя применять такую древесину в печах с плохой тягой из-за токсичности моторной жидкости;
  • в жилых помещениях по причине токсичности этот способ лучше не применять.

В специально созданных печах для отопления нежилых площадей в качестве топлива используется отработка моторной жидкости. Такие печи (котлы) изготавливаются кустарным способом или в заводских условиях. И те, и другие не могут устанавливаться в жилых зонах.

В настоящее время в индустрии ГСМ идет разработка так называемых «многоразовых» автомасел. После использования их можно будет сдавать для очистки производителю. А после этой процедуры такую смазку можно будет использовать снова. Такой способ позволит существенно снизить экологические риски и решить проблему утилизации.

Жизнь после бака: как сейчас выглядит система утилизации отходов

Содержание

  • Путь от общего контейнера к утилизации
  • Как происходит утилизация отходов в России и других странах
  • Основные способы утилизации
  • Как потребитель может помочь отрасли

Путь от общего контейнера к утилизации

«Через 30 лет мы можем утонуть в мусоре», — такая фраза прозвучала в новом докладе «Экономика разомкнутого цикла», который подготовила общественная организация «Гринпис». Этим выводом экологи и активисты вряд ли хотели напугать жителей страны. Они лишь еще раз акцентировали внимание на том, что мусорная проблема гораздо серьезнее, чем кажется.

По данным Счетной палаты РФ, в 2019 году образовано около 65 млн т твердых коммунальных отходов (ТКО). Каждый год показатель растет на 1–2%. К 2050 году общий объем отходов может составить 100 млн т.

Читайте также:
Огнебиозащита дерева огнем: необычное решение для стропильной системы

Оператор по обращению с отходами «ЭкоЛайн» проанализировал состав баков. Проведя детализацию, компания пришла к выводу, что пластик занимает 55% объема мусора и все это упаковка. На бумагу приходится 23% от общего количества отходов, на металл и тетрапак — 13,5%, на стекло — 8%, на шины и электроприборы — 0,5%.

Весь этот мусор из общего контейнера отправляется на утилизацию. Но жизнь отходов в баке не заканчивается, а только начинается.

Как происходит утилизация отходов в России и других странах

Сейчас в мире существует несколько основных способов утилизации отходов: переработка, сжигание и захоронение. В развитых странах обычно используют комбинированный подход.

К примеру, основную часть материала отправляют на переработку, а непригодную — на сжигание. В США сжигается лишь 13% мусора, в Италии — 19%, в Германии — 32%.

Гораздо чаще в развитых странах используется способ переработки твердых коммунальных отходов. В Германии 48% мусора получает «вторую жизнь», во Франции — 22%, в США — 34%. В России же свыше 90% отходов отправляется на полигоны и свалки, и лишь 7% — на переработку.

Основные способы утилизации

В нашей стране переработка пока не занимает лидирующие позиции. Основной объем мусора попадает на свалки и полигоны. Отдельные компании занимаются переработкой, а сжиганию подвергается еще меньший объем отходов. Но у каждого способа есть свои особенности.

Свалки и полигоны

По последним данным Росприроднадзора, в Государственный реестр объектов размещения отходов внесено более 1 тыс. полигонов. С таким приростом ТКО в год (1–2%) их возможности будут исчерпаны уже скоро. Где-то это произойдет в следующем году, а где-то — через три года.

Создавать новые полигоны большинству регионов мешает не только отсутствие средств, но и их низкая эффективность. Обычно объекты занимают большие площади, которые подвержены ветровой и водной эрозии, вымыванию токсичных веществ и их миграции.

Но, помимо полигонов, есть и несанкционированные места скопления отходов. В 2019 году в разных городах страны выявили более 27 тыс. незаконных свалок. Они появляются в самых неожиданных местах: в лесу, в полях, у трасс и рядом с жилыми комплексами.

Некоторые россияне даже вынуждены жить рядом с такими свалками, надеясь, что когда-нибудь они будут ликвидированы. К примеру, во Всеволожском районе Ленинградской области обнаружили свалку старой мебели. В Дзержинске у трассы М-7 нашли свалку гниющего лука. Другая свалка появилась на землях сельхозназначения в деревне Сиговка Тверской области. А в городе Туймазы Республики Башкортостан нашли неизвестный склад медицинских отходов, вывезенных из местного госпиталя.

И такие сообщения в СМИ появляются ежедневно. Процесс рекультивации и ликвидации свалок пока идет медленнее, чем хотелось бы экологам.

Сжигание

В России сжигается менее 2% мусора. На данный момент в стране насчитывается шесть мусоросжигательных заводов (МСЗ): три в Москве, по одному в Пятигорске, Мурманске и Владивостоке. Сейчас идет строительство пяти новых заводов в Подмосковье и Казани. Сторонники этого способа утилизации говорят, что МСЗ помогают перерабатывать отходы в энергию. Однако в «Гринпис» такую позицию не поддерживают. По данным экспертов, главный минус этого способа утилизации — количество выброшенных в атмосферу химических веществ. Экологи уверены, что переработка позволяет сохранять больше энергии.

Переработка

Большие надежды в борьбе с отходами возлагаются именно на этот способ утилизации. Если темпы переработки будут наращиваться, то удастся уменьшить процент мусора, отправляемого на полигоны, минимум на 75%. Сейчас же из общего количества отходов (65 млн т) лишь 18 млн т проходит сортировку.

Мусор, который люди выбрасывают в контейнеры, при грамотном использовании может превратиться в полезные изделия. К примеру, макулатура может пойти на создание упаковок из картона, гофрокартона, упаковочной бумаги, строительных материалов. Пластик используется в создании ПЭТ-бутылок, контейнеров, ящиков и даже одежды. Упаковки тетрапака превращаются в бумажные пакеты, канцелярскую и туалетную бумагу. А 400 алюминиевых банок могут вернуться в виде велосипеда, утверждают в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства Москвы.

При переработке каждого материала используются инновационные, передовые технологии. Доступны они не только зарубежным переработчикам. В России в 2018 году была образована ассоциация производителей продукции в упаковке «РусПРО». Она объединила крупные международные компании PepsiCo, Coca-Cola HBC, Unilever, Tetra Pak, Nestlé, Danone. Производители объединились с одной целью: следовать концепции расширенной ответственности производителей (РОП).

РОП дает производителю три варианта на выбор: заплатить экологический сбор государству за переработку упаковки, заключить договор с подрядчиком на утилизацию мусора или организовать процесс самостоятельно. Ассоциация «РусПРО» в интересах производителей продуктов питания сотрудничает с переработчиками, которые принимают упаковку, и предоставляет акты утилизации.

Однако в портфелях крупных производителей есть ряд сложных в переработке упаковок.

  • Тетрапак
Читайте также:
Обработка торцов бревен - выбор средства и техника нанесения

Утилизацией такой асептической упаковки занимается компания Tetra Pak. Два года назад переработчик объединил свои силы с L-PAK в Липецке. Они запустили современную линию переработки использованных упаковок от напитков. Общая сумма инвестиций на создание новой линии составила €2,2 млн.

Благодаря новой линии компании смогут перерабатывать 12 тыс. т картонных упаковок в год. Сырье для переработки поступает на завод не только из России, но и из Белоруссии.

Тетрапак на 75% состоит из картона. L-PAK создает из него гофрокартон и другие материалы. Отделенный от упаковки полиалюминий (полиэтилен и алюминиевая фольга) отправляется еще одной партнерской компании. Investal перерабатывает все в гранулы, которые потом используются при создании других потребительских и промышленных товаров (скамеек, ящиков и авторучек).

Но сырья для переработки все равно не хватает. Дело в том, что выделить асептическую упаковку (тетрапак) из общего потока достаточно сложно. Поэтому эксперты компании Tetra Pak совместно с PepsiCo провели эксперимент в Липецке по раздельному сбору такой тары. За время действия пилотного проекта компании пришли к интересным выводам. Результатами они планируют поделиться уже в ближайшее время.

  • Bottle-to-bottle

На территории страны есть один завод, который использует уникальную технологию bottle-to-bottle. Завод «Пларус» открыл производство в 2007 году в Солнечногорске. Предприятие перерабатывает от 1 800 до 2 500 т пластиковых бутылок. Их везут со всей Москвы и Подмосковья.

На завод бутылки приезжают в прессованном виде, разделенные по цветам. Сначала кипы с бутылками попадают в первый цех. Здесь сотрудники вручную сортируют бутылки, убирая этикетки и мусор. Уже отсортированная тара вновь прессуется и попадает во второй цех. Там ее моют в несколько этапов с применением специальных средств. После таких «банных процедур» чистые бутылки вновь попадают на ручную сортировку. Только после этого их отправляют на дробление. Полученные хлопья проходят еще несколько технических этапов и становятся ПЭТ-гранулятом. Его используют для создания бутылок.

Именно в виде гранулята пластик попадает к заказчикам, которые используют его по назначению. Однако сейчас завод работает не на полную мощность. Исходного сырья не хватает для покрытия нужд завода.

  • Упаковки от снеков, гибкие пленки

Проблема такой тары заключается в многослойности. Она состоит из полиэтилена, полипропилена и металла. Такую упаковку сложно не только переработать, но и собрать. В целом объемы такой упаковки в России небольшие.

В октябре прошлого года ГК EcoPartners (ранее ГК «ЭкоТехнологии»), PepsiCo, Nestlé и Unilever, Mars и Mondelez International решили запустить пилотный проект по сбору и переработке гибкой пластиковой упаковки.

В течение нескольких месяцев компании оценивали возможный объем сбора упаковок от чипсов, шоколада, мороженого, печенья и других снеков. Производители уверены, что они могут стать отличным сырьем при изготовлении лавочек, лотков, корзин для покупок.

Собранная «снековая» упаковка будет переработана на мощностях Тверского завода вторичных полимеров. Полученную гранулу передадут производителям для изготовления новых товаров.

После завершения проекта организаторы будут готовы поделиться результатом.

  • Крышки

Материалом для создания крышек обычно служит полиэтилен. Он прост в переработке и позволяет получить высококачественное сырье. Процесс переработки состоит из нескольких этапов. На первом крышки отделяют от бутылок. Потом собирают, сортируют и измельчают. На втором этапе сырье проходит процесс очистки и отправляется на расплавление и экструзию. В итоге получаются гранулы, которые становятся основой для новых изделий.

К проблеме переработки крышек привлекают внимание многие компании. Так, сеть супермаркетов «Перекресток», Henkel и ГК EcoPartners совместно с благотворительным фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам» в начале апреля 2021 года запустили проект под названием «Добрые крышечки». В 343 магазинах сети в Москве, Московской области, Волгограде, Самаре, Твери и Туле установлены боксы для сбора крышек.

Сырье будет отправлено на Тверской завод вторичных полимеров. Средства, собранные от продажи переработанных крышек, передадут фонду. Еще переработчики изготовят пандусы, которые будут установлены у супермаркетов «Перекресток». Для создания одного 7-метрового пандуса нужно 18 550 крышек.

  • Стекло

Стекло подлежит стопроцентной переработке. Ежегодно в стране создается до 20 млн т стекла разных видов. На вторичную переработку попадает около 20% от общего объема. По некоторым данным, повторное использование вторичного сырья из стекла позволяет экономить исчерпаемые и невозобновляемые ресурсы.

Процесс вторичной переработки состоит из нескольких этапов. Сначала от стеклобоя отделяются лишние материалы. Потом стекло измельчается. Затем различные автоматические сепараторы удаляют картон, бумагу и пластик, а магниты вытягивают железосодержащие материалы.

На втором этапе смесь отправляют на изготовление тары. Бой добавляют в исходное сырье (известь и сода). Все это перемешивается и нагревается до температуры 1500 °C. Готовая масса разливается в формовочные емкости, и выдуваются новые бутылки. До середины XX века стекло было главным материалом при создании упаковки для напитков. С появлением пластиковой тары интерес к стеклу стал снижаться. Тем не менее стеклянную тару до сих пор используют многие крупные компании, особенно производители пива.

Читайте также:
Браширование древесины: общие сведения и основные этапы

К примеру, в 2013 году «Балтика» объявила о старте проекта по сбору отходов упаковки для переработки. За восемь лет им удалось установить более 10 тыс. контейнеров в 50 городах. «Балтика» сотрудничает с 69 компаниями по сбору и переработке отходов. С помощью контейнеров удается собирать ПЭТ, картон, стеклобой и алюминий. Вторсырье (стеклобой и алюминий) поставляется предприятиям — производителям тары для «Балтики», а также другим переработчикам. Как говорят в компании, все эти действия стимулируют рынок сбыта для переработки полезных фракций, к которым относятся стекло и алюминий.

  • Бумага и картон

Переработчики макулатуры в России тоже испытывают дефицит сырья. Причина в том, что в стране низкий уровень потребления целлюлозно-бумажной продукции. К примеру, если в Германии на одного человека приходится 241 кг такой продукции, то в России эта цифра составляет 50 кг.

Макулатура подвергается переработке не более семи раз. Когда волокна перестают схватываться друг с другом после дробления, сырье отправляется на тепловые электростанции.

При переработке этого материала обычно используют несколько способов, у каждого из которых есть свои этапы переработки. Количество этапов напрямую зависит от качества макулатуры и вида готового продукта. Если для производства туалетной бумаги нужно провести весь технологический цикл, то при производстве яичных лотков достаточно будет и трех этапов (сортировка, первичный роспуск, грубая очистка).

Как потребитель может помочь отрасли

Компании по переработке испытывают общую проблему: нехватку вторичного сырья. Помочь им могут ответственные потребители, которые готовы сортировать и сдавать в переработку свои отходы. Именно от их заинтересованности зависят объемы вторсырья, которые попадут в итоге к переработчикам. Для этого достаточно поддержать систему раздельного сбора отходов (РСО). Внести свой вклад может каждый, выполняя простые правила принципов zero waste или low waste.

Последователи образа жизни zero waste (ноль отходов) придерживаются пяти главных принципов:

  1. refuse (откажись),
  2. reduce (сократи),
  3. reuse (используй повторно),
  4. recycle (перерабатывай),
  5. rot (компостируй).

При этом, как говорят активисты этого движения, вовсе не обязательно следовать всем этим правилам. Выбрав хотя бы два принципа из пяти, можно сделать первый шаг к улучшению экологической обстановки вокруг себя.

Сторонники low waste стараются минимизировать свой экологический след. В магазинах и супермаркетах они обращают внимание не только на упаковку, но и на другие критерии. Им важно, где был произведен товар, этичное ли производство, учитывались ли экологические стандарты, из чего сделана упаковка и не только. «Невидимый» след товара так же важен, как и итоговая продукция, уверены экоактивисты.

Вот такие доступные многим действия дают ощутимый результат и помогают привлечь к участию больше людей, которым не безразлична мусорная проблема.

Восстановление отработанного маслаНенужные проблемы или золотая жила?

Что представляет собой моторное масло, необходимость его применения

Эксплуатация силовых агрегатов невозможна без применения масла для смазки его движущихся деталей. Эта жидкость образует пленку, защищающую элементы двигателя от сухого трения и преждевременного износа.

Кроме этого, масло предохраняет металлические части ДВС от появления коррозии и воздействия вредных соединений, обычно образующихся при работе мотора.

Вне зависимости от вида конечного продукта (различают минеральные, синтетические или полусинтетические виды смазочных жидкостей) производится базовое масло путем перегонки сырой нефти. В дальнейшем полуфабрикат может отправляться на дальнейшую переработку, для улучшения характеристик вводятся различные присадки.

Количество масла, необходимого для заливки в двигатель, определяется техническими характеристиками транспортного средства. Наглядно зависимость объема смазочной жидкости от типа мотора представлена на фото.

Чтобы силовой агрегат надежно служил долгие годы, масло в нем необходимо периодически менять. Связано это с тем, что при эксплуатации мотора происходит изменение характеристик смазочной жидкости, приводящее к невозможности дальнейшего ее использования.

Частота замены зависит от рекомендаций производителя транспортного средства. Как правило, она определяется пробегом автомобиля. Обычно менять масло рекомендуется после 7,5, 10 или 15 тыс. километров пробега.

Но в любом случае эта операция проводится не реже, чем раз в год. Даже если машин весь год простояла без движения. Это обусловлено потерей свойств материала при контакте с воздухом, металлическими и резиновыми деталями мотора.

Отработанное масло остается не только в автопарках и гаражах, оно в большом количестве скапливается на различных производствах и электростанциях.

К слову, помимо непосредственно моторного масла, проводится периодическая замена и других жидкостей, необходимых для работы транспортных средств, а также промышленного оборудования: трансмиссионных и тормозных жидкостей, индустриальных смазочных материалов и т.д.

В результате после замены смазочной жидкости остается большое количество отработанного продукта, которое необходимо каким-то образом утилизировать. Мировое потребление масла составляет примерно 60 млн. тонн в год.

Читайте также:
Защита деревянных опор от гнили с помощью пластиковых бутылок: как сэкономить при постройке забора

Очистка отработанного масла своими руками

В периоды кризиса остро встают вопросы экономии сырья и материалов, вторичного использования ресурсов, восстановления выработавших ресурс механизмов и материалов.

Растет год от года добыча сырой нефти – главного сырья для производства моторных масел.

Только флагман мировой нефтегазовой промышленности компания Exxon Mobil, владеющая 38 нефтеперерабатывающими заводами в 21 стране мира, ежесуточно перерабатывает 6,3 млн. баррелей сырой нефти.

Потребление моторных масел в мире составляет примерно 60 млн. т в условном топливе. И есть данные только о четвертой части этого количества, сообщающие, что после отработки ресурса масло использовано повторно либо переработано или сожжено.

По нашей стране статистика еще печальнее. За год на территории РФ собирается около 1,7 млн. т различных отработанных масел (ОМ). Переработке при этом подвергается до 0,25 млн. т, или 15%, что составляет 3,3% от общего объема потребления.

Для сравнения: в Германии, занимающей первое место в Европе по очистке ОМ, производится сбор и использование около 55% всего объема потребленных свежих масел.

Немецкое законодательство в области защиты экологии обязывает производителей масла, чьи производства находятся на территории Германии, добавлять в производимые масла не менее 10% так называемого refining base oil – восстановленного масла.

В некоторых европейских странах существует порядок, когда при сдаче отработанного масла сдающий получает свежее масло со скидкой.

О необходимости сбора и переработки ОМ свидетельствует тот факт, что из примерно 100 т нефти получают только 10 т моторного масла, а при переработке 100 т ОМ можно получить более 80 т уже готового к употреблению продукта.

Утилизация моторного масла

Отработанное масло относится к опасным отходам. Оно может нанести значительную угрозу здоровью людей и природе, попадая в почву, поверхностные и грунтовые воды.

Причем эта жидкость даже опаснее нефти, из которой произведена, так как в ее состав входят различные присадки, а в процессе эксплуатации образуются разного рода примеси и загрязнители.

Использованное масло нерастворимо, оно химически устойчиво, в нем могут присутствовать токсические соединения и тяжелые металлы. Естественным образом оно разлагается довольно долго.

Законодательными актами в России сбор и переработка отработанного масла, как опасного отхода, в принципе, регулируется. Запрещено его захоронение в воде и земле, а также сжигание без проведения удаления имеющихся в составе присадок.

Специализированными организациями, имеющими лицензию на подобного рода деятельность, осуществляется сбор м утилизация отработанного масла. Однако, несмотря на принимаемые меры, часть его просто сливается в канализацию, землю или водоемы, загрязняя среду нашего обитания.

Низкая эффективность мер, направленных на улучшение положения дел в области утилизации моторного масла объясняется несколькими причинами:

  • отсутствием достаточной ответственности собственников отработанных материалов и заинтересованности в их переработке;
  • плохо налаженным учетом отработки;
  • отсутствием координации участников рынка;
  • высокой стоимостью инфраструктуры, необходимой для сбора и утилизации;
  • недостаточно развитой экологической культурой наших граждан.

Лишь небольшой процент (не более 20%) отслужившего свой срок продукта в нашей стране поступает на переработку.

Примечание. В Северной Америке и Западной Европе осуществляется регулирование сбора и переработки отработанных нефтепродуктов на законодательном уровне.

Например, в развитых европейских странах регенерируется до 90% отработанных нефтепродуктов, что обеспечивается развитой инфраструктурой.

Однако предпринимаемые государством меры по решению проблемы позволяют надеяться, что уже в ближайшем будущем и в нашем государстве будет разработана работающая бизнес-схема переработки использованного продукта.

Сегодня существует несколько способов повторного использования отработанного масла. Например, обезвоживание или термокрекинг. Одним из наиболее предпочтительных по экономическим и экологическим соображениям является его регенерация, обеспечивающая частичное или полное восстановление качественных показателей вторичного сырья.

Способы регенерации

Этот метод позволяет получить продукт, предназначенный для повторного использования и практически не отличающийся по своим характеристикам от масла, произведенного из сырой нефти.

Таким образом жидкость, очищенная от продуктов окисления, грязи, иных примесей, которая является ценным сырьем, может быть использована по назначению снова.

Регенерация, то есть восстановление отработанного моторного масла, позволяет удалить из него химический осадок, механические включения, газы, водный конденсат, кислоты и другие примеси, а также придать очищенному продукту оригинальный цвет и запах.

В результате получается базовое масло. Этот материал после компаундирования и добавления присадок может использоваться в качестве моторного, трансмиссионного, гидравлического масла и других видов смазок. Помимо этого, очищенную жидкость применяют при изготовлении асфальта.

Для получения продукта, имеющего необходимые физико-химические характеристики, используется несколько методов.

Физико-механические способы регенерации

При помощи таких методов можно в условиях небольшого предприятия организовать получение масла довольно низкого качества, которое можно использовать для смазки узлов оборудования.

Отстаивание

Целью применения данного метода является осаждение тяжелых включений отработки на дне маслоотстойника. Способ относится к наиболее дешевым, так как нет потребности в использовании дорогостоящего оборудования, однако для его реализации требуется время, причем значительное.

Читайте также:
Соляные блоки: применение в строительстве

К тому же тонкую очистку в данном случае произвести не получится. Частицы, имеющие равную с маслом удельную плотность, в нем все равно остаются. В результате качество очищенного методом отстаивания продукта оставляет желать лучшего.

Этот способ можно применять лишь в качестве одного из этапов восстановления отработанной жидкости.

Процесс осуществляется в специальных маслоотстойниках. Для его ускорения может использоваться температурная обработка, то есть подогрев жидкости примерно до 85 — 90 градусов.

Фильтрация

Многоступенчатая фильтрация, подразумевающую поэтапную очистку жидкости: сначала грубую, а затем тонкую, позволяет очистить отработанный материал от крупных и мелких включений, а также от воды. Для фильтрации используются сетки, прокладки, фильтры из наноматериалов и композита.

Центрифугирование

Если конечным продуктом должен стать качественный материал, без этого процесса обойтись не получится. Для его реализации необходимо достаточно дорогостоящее оборудование, которое небольшим предприятиям обычно приобрести бывает проблематично.

Работа центрифуги основана на действии центробежной силы, которая позволяет разделить отработанную жидкость на разные фракции. При этом есть возможность удалить из масла до 90% примесей и провести обезвоживание.

Физико-химические методы регенерации

Для очистки использованного моторного масла в данном случае применяются химические вещества, добавляемые в жидкость. При этом происходит или растворение примесей, или изменение их физико-химических характеристик. Метод является довольно распространенным из-за его бюджетности.

Коагуляция

При помощи воздействия на мелкодисперсные загрязняющие включения коагуляторов (электролитов, поверхностно-активных веществ, других соединений) происходит укрупнение имеющихся в составе отработанного масла частичек примесей.

Длится коагуляция примерно полчаса (все зависит от условий применения и количества вводимого реактива). Заключительным этапом очистки являются отстаивание, прогон жидкости через фильтры или центрифугирование.

Адсорбционная очистка

Для очистки отработанного масла могут применяться адсорбенты, которые, как магниты, притягивают к себе загрязняющие соединения. Для этого используются как вещества природного происхождения (отбеливающие глины, бокситы и т.д.), так и синтетические материалы.

Выполняется очистка либо простым перемешиваем масла с адсорбентами (что более экономично), либо введением очищающих элементов навстречу движущемуся потоку жидкости.

Важно! При реализации данного метода регенерации образуется большое количество токсичных соединений, которые необходимо грамотно утилизировать.

Ионно-обменная очистка

Используемые для очистки масла иониты (гигроскопические гели) позволяют удалить из отработанного материала кислотные загрязнения, однако смолистые вещества при данном методе не выводятся из жидкости. Для их устранения применяется последующая фильтрация.

Удаление примесей производится путем перемешивания масла с ионитами или пропусканием его через колонну с этими элементами.

Селективная регенерация

Данный метод регенерации основан на способности загрязняющих масло веществ (кислородных, сернистых и азотных соединений) растворяться под воздействием специальных реактивов (фенола, фурфурола, ацетона и т.д.).

Также для растворения углеводородов может использоваться пропан, после чего асфальтосмолистые вещества выпадают в осадок. Этот способ активно используется в Италии и Франции. С его помощью осуществляется регенерация всесезонного масла с высоким содержанием присадок и смол.

Преимущества и недостатки

Срок хранения моторного масла и можно ли использовать просроченное моторное масло
Обработка древесины просто необходима. Естественно, для этого существуют специальные химические средства – краски. Но стоят они дорого, цвет сохраняют недолго, качество не всегда радует, а срок эксплуатации такого покрытия короткий. Использовать отработанное масло в таких целях намного лучше, но у такого чудо-средства существуют как преимущества, так и недостатки.

Плюсы Минусы
Для древесины и металла вещество становится не только защитой от дальнейших разложений и порчи, но оперативным способом остановить уже имеющиеся проблемы. Древесину и металл, покрытые таким веществом, используют исключительно при внешней отделке дома. Обработанный отработкой материал является токсичным и выделяет канцерогены в окружающую среду.
Для дерева и метала это уникальная пропитка, которая заполняет все микротрещины и сколы. Еще одним недостатком может стать то, что переизбыток отработанных масел на конструкции дает неприятный запах.
Деревянный и металлический предмет получит новый цвет, который будет сохраняться долгое время. Отработанное масло выделяет отравляющие элементы в почву и воздух при разложении материала.
С помощью небольшого количества вещества можно обработать огромную площадь. Легко воспламеняется любой предмет, если для покрытия использовано данное средство.

Моторному маслу приписывают огромное количество положительных и отрицательных характеристик. Сделать мгновенный вывод относительно целесообразности вторичного использования не получится, все зависит от ситуации.

Химические методы очистки

Принцип действия этих методов основан на образовании (после введения в масло реагента) легко удаляемых из масла веществ.

Очистка серной кислотой

Этот способ регенерации пользуется популярностью, однако после обработки масла серной кислотой образуется кислый гудрон, который представляет большую опасность для экологии и довольно трудно утилизируется. К тому же данный вид очистки не позволяет удалить из масла абсолютно все загрязнения.

Гидрогенизация

Очистка отработанного масла в данном случае производится посредством взаимодействия загрязняющих продукт примесей с водородом. Этот способ характеризуется большей экологической безопасностью по сравнению с адсорбцией и использованием серной кислоты.

Читайте также:
Скипидар живичный: виды, состав, свойства, применение и меры безопасности

Как правило, регенерация отработанного масла проводится путем сочетания разных методов очистки, что позволяет восстанавливать жидкости разных типов и марок. Выход базового масла, используемого для изготовления товарного продукта при этом составляет 75…90% (в зависимости от способа очистки, а также типа и степени загрязненности отработанного продукта).

Важно! Качественный очищенный продукт можно получить, организовав раздельный сбор отработанного масла по сортам и маркам.

Сегодня производители, в том числе и отечественные, предлагают модульные установки по регенерации отработанного масла. Выбор оборудования зависит от предполагаемых объемов регенерации и необходимой степени автоматизации. Соответственно, и цена комплекса может быть разной. Стоимость отечественных установок сегодня варьируется от 3 до 10 млн. руб.

Сдать на переработку

Что делать человеку, накопившему у себя в гараже несколько канистр или даже бочонков с отработанным маслом? Стоит последовать примеру автомастерских, накапливающих годами использованный продукт в специальных емкостях — его вывозят на заводы по переработке (есть почти в каждом крупном городе), получая за это солидные деньги.

Данный способ имеет несколько существенных преимуществ:

  1. Все абсолютно законно — компании по переработке имеют все необходимые лицензии.
  2. Отдавая масло на переработку, вы заботитесь о чистоте окружающей среды.
  3. Появляется возможность использовать отработанный продукт повторно.


Прием отработанного масла
Что происходит с машинным маслом после попадания на специальный завод по переработке? Все очень просто — оно проходит несколько процедур очистки, затем вновь разливается по бутылкам и продается в качестве дешевого масла. Та же отработка, которая не подлежит восстановлению, используется как горючее на производственных участках. Цены на прием отработки зависят от региона и политики компании, занимающейся переработкой масла.

Утилизация отработанного моторного масла – вторая жизнь минералов и химии

С технической точки зрения моторное масло – это химические вещества, составы и смеси, которые не растворяются в воде и служат смазывающим материалом для различных механизмов. Все моторные масла делятся на три группы: синтетические, полусинтетические и органические масла. Каждая из этих групп имеет свои особенности в процессе утилизации отработанного материала.

1 Способы утилизации различных видов отработанного масла

Согласно международным стандартам отработанным моторным маслом считается химическое вещество минерального или синтетического происхождения, которое загрязнено различными примесями в процессе работы до степени, которая не позволяет использование вещества в технических целях в дальнейшем, и, соответственно, должно быть заменено новым или регенерированным веществом.

После отработки моторное масло, вне зависимости от качества и количества примесей и загрязняющих веществ, при правильной утилизации может быть использовано повторно на некоторых видах техники и в некоторых отраслях химического и технического производства. Этот процесс называется регенерацией моторного масла. Особенно популярны регенерированные вещества в США, где существует огромное количество заводов по переработке и восстановлению моторного масла различных видов и происхождения.

Похожие статьи

В настоящее время используются несколько наиболее эффективных и экологически правильных способов утилизации отработанных материалов минерального и синтетического происхождения.

В случае восстановления смазочных и других свойств моторного масла предусматривается очистка загрязняющих веществ из масляной основы для повторного использования. Эта процедура продлевает срок эксплуатации масел и ее нельзя назвать одним из способов регенерации. Также масло может быть переработано с целью использования в качестве сырья для производства различных бензиновых смесей.

При регенерации происходит полная качественная очистка материала от загрязнений с целью использования полученного сырья в качестве основы для производства нового масла. Данный вид утилизации является наиболее популярным и оправданным с экологической точки зрения.

Может производиться удаление и сжигание водных частиц и других загрязняющих веществ с целью использования полученного материала как топлива для производства энергоснабжения и тепла в различных процессах на промышленных предприятиях. После переработки масло служит ценным топливом, которое в некоторых процессах способно заменить горючее на мазутной основе.

Утилизация отработанного масла оказывает благотворное влияние на экологию окружающей среды. Ведь регенерация и переработка масла требует использования меньшей части энергии, чем производство смазочного материала с нуля.

2 Куда можно сдать отработанное моторное масло?

Утилизация отработки любого вида должна проводиться исключительно компаниями и организациями, которые имеют соответствующую государственную лицензию на вывоз, хранение или переработку моторного масла с просроченным сроком годности или высокой степенью загрязнения.

Сдать отработку можно в центры приема, сбора и хранения. Это уполномоченные организации, которые собирают и хранят разное количество отработанного масла с целью дальнейшей транспортировки его в места утилизации. В таких центрах принимается отработка как от промышленных предприятий, так и от частных лиц. Ее можно сдать по розничной цене приема. Обычно туда обращаются предприниматели и компании.

Предприятия регенерации и очистки закупают отработку в промышленных объемах с целью получения нового материала с возможностью дальнейшего использования по назначению.

Читайте также:
Как восстановить прозрачность пластику в домашних условиях

Сжигающие предприятия – заводы, оборудованные промышленными котельными и печами. Приобретают отработанное масло для получения различного вида топлива и энергии.

В нашей стране существует большое количество предприятий с государственной лицензией, которые готовы приобрести отработанное моторное масло из разных источников. Чаще всего это посредники, то есть пункты приема, которые затем перепродают отработку на крупные предприятия.

Характеристика ингибиторов коррозии: виды, состав, свойства

Коррозия представляет собой естественный трибологический процесс, обусловленный обменом энергией между телами, находящимися в контактном взаимодействии. Превентивной мерой против такого вредного воздействия на металлические материалы является ингибирование, когда на поверхность контакта наносится какой-либо ингибитор коррозии.

  • Описание веществ
  • Основные свойства
  • Классификация ингибиторов
  • Применение в нефтегазовой промышленности
  • Применение ингибиторов при обработке техники

Описание веществ

Согласно стандартному определению, ингибитор коррозии – это химическое вещество, которое, если оно присутствует в системе при подходящей концентрации, снижает скорость коррозии без значительного изменения концентрации какого-либо коррозионного агента. Обычно такие составы эффективны в небольших концентрациях. Это исключает применение в данном качестве веществ, которые снижают скорость повреждения либо за счет существенного изменения pH, либо поглощением кислорода и сероводорода, с последующим их удалением из зоны влияния.

Классическими барьерами для окисления считались хроматы и нитриты металлов. Однако от их применения в настоящее время в значительной степени отказались. Причиной являются опасения по поводу их токсичности. Исключение составляют случаи, когда данный процесс может создавать серьезные проблемы для безопасности человека (например, в авиационной промышленности или при строительстве зданий). К этому классу относятся также неокисляющие вещества – вольфраматы и молибдаты, которые проявляют свой пассивирующий эффект только в аэрированных растворах.

Вещества, способные создавать защитные поверхностные плёнки, представляют собой химические вещества, образующие такие плёнки в результате реакции с растворами. Основными представителями являются фосфонаты и полифосфаты, образующие защитные плёнки или с водорастворимыми ионами кальция или с защищёнными ионами металлов (например, с бензотриазолом меди). Эти плёнки – пористые и плохо прилегают к поверхности, что обеспечивает хорошую защиту.

Вещества, образующие адсорбционные защитные плёнки, в основном представляют собой органические вещества.

Зачастую они имеют молекулярную структуру поверхностно-активного вещества с гидрофильной группой, способной связываться с поверхностью металла, и гидрофобной частью молекулы, входящей в состав объёма раствора. Ингибиторы коррозии металлов такого типа имеют в своём составе адсорбированные молекулы, которые ограничивают диффузию кислорода и доступ воды к поверхности металла, и тем самым снижают скорость коррозии.

Основные свойства

Какой бы реакции ни препятствовал ингибитор, он будет взаимодействовать на границе раздела металл/раствор, образуя плёнку трёх разных типов:

  • Пассивирующую;
  • Осаждающую;
  • Адсорбционную.

Для своего эффективного применения рассматриваемые вещества должны обладать следующими потребительскими характеристиками:

  • Должны легко наноситься на защищаемые поверхности, не нарушая функциональность действия соответствующего узла техники;
  • Обладать способностью к своевременному подавлению вредных процессов обмена энергией;
  • Ограничивать диффузию деполяризаторов, снижающих активность ингибирования;
  • Быть нетоксичными для окружающей среды и людей;
  • Обладать приемлемой стоимостью.

Задача должна разрешаться при минимальном объёме используемого ингибитора,. Кроме того, вещество должно быть удобным для нанесения и не изменять механизм своего действия в иных условиях. Положительным качеством считается также возможность подавления любых поверхностных повреждений.

Классификация ингибиторов

Основные составляющие элементарной зоны коррозии на поверхности контакта являются анод, катод, раствор электролит и проводник ионов. Ингибитор коррозии, состав которого способен замедлить/прекратить описываемые процессы, может вызывать одну из следующих реакций:

  • Защиты поверхности анода;
  • Защиты поверхности катода;
  • Подавление вероятного сопротивления электронной цепи, которое снижается при образовании поверхностной плёнки. Толщина слоя пассивирования обычно находится в пределах 30…200 Å.

Основными видами ингибирования считаются первые два, а третий относится к процессам смешанного или попутного действия.

При работе ингибиторующего вещества происходит сдвиг электрического потенциала в одном из разрешённых направлений. Вещества комбинированного действия эффективности по существу оставляют потенциал повреждения основной поверхности более или менее неизменным.

Стимулирований реакций анодной или катодной коррозии может быть связано с уменьшением активной площади поверхности металла и/или с изменением энергии активации процесса окисления или восстановления.

Катодные

Уменьшают коррозию, замедляя скорость реакции повреждаемой ячейки. Это достигается блокировкой участков с противоположным электрохимическим потенциалом. В состав катодных ингибиторов часто входят сурьма и висмут – химические элементы, уменьшающие процесс интенсивности восстановления водородом. Отсутствие кислорода в коррозионной среде обеспечивает снижение скорости процесса коррозии. Поэтому при защите часто используют сульфит натрия или гидразин, активно реагирующие с кислородом, и, в конечном счёте, удаляющие его из раствора. Активно применяются также технологические процессы вакуумной деаэрации или кипячения.

На практике блокирующее воздействие ингибиторов катодного типа реализуется следующими способами:

  • Исключением или минимизацией водородных рекомбинаций, которые происходят в форме защитного разряда;
  • Катодным осаждением малоактивных в электрохимическом смысле поверхностных плёнок, в состав которых входят соединения таких химических элементов, как магний или кальций;
  • Поглощением избыточного кислорода, который имеется в данной трибологической системе.
Читайте также:
Пайка алюминия в домашних условиях: обзор способов и средств

Анодные

Увеличивают поляризационные процессы, протекающие в анодной области и, следовательно, способствующие смещению коррозионной разницы напряжений в направлении катода. В результате резко снижается интенсивность коррозионных процессов, которые протекают в анодной области. В результате формируются малорастворимые соединения, электрохимический потенциал которых не позволяет проводить какие-либо реакции со свободными ионами. К анодному типу ингибиторов относят некоторые неорганических соединения, в числе которых ортофосфаты и/или силикаты. Некоторые из них обладают нежелательными свойствами, ухудшающими экологию окружающей среды. Например, применение ингибиторов коррозии такого типа в малых количествах способно интенсифицировать процессы точечной коррозии.

Смешанные

Они исключают или минимизируют прохождение как анодных, так и катодных реакций. Смешанные ингибиторы являются веществами, интенсифицирующими формирование осаждённых поверхностных плёнок. Ингибиторы такого типа не представляют такой угрозы, как анодные, поэтому значительно чаще используются для ограничения интенсивности и скорости коррозии.

Чаще всего для этих целей применяют силикатные и/или фосфатные вещества.

Органические и неорганические

Большинство органических/неорганических соединений включает в себя элементы групп V B, VI B периодической системы элементов, либо аминные, карбонильные и спиртовые группы. Поэтому вещества, созданные на базе таких групп, активно применяются в качестве ингибирующих составов.

Органические ингибиторы адсорбируются на поверхности металлов. Их эффективность увеличивается, если в составе (или в промежуточной среде) присутствуют ионы галогена, причём эффективность ингибирования возрастает в порядке I -> Br -> Cl – (фтор ингибирующих свойств не проявляет).

Кислотные ингибиторы и их разновидности

Они снижают степень водородной хрупкости, предохраняют металлы от точечных коррозионных повреждений, но, главное – уменьшают выделение кислотных паров, возникающих в результате реакции между кислотой и металлом. Тем самым снижается расход кислоты и уменьшается интенсивность поверхностных повреждений, поскольку образующийся слой замедляет протекание нежелательных процессов в области катода, анода или обоих электродов одновременно.

Применение в нефтегазовой промышленности

Ингибиторы коррозии используются для процессов:

  • Предварительной кислотной обработки сырья;
  • Для снижения коррозии в кислых и щелочных средах;
  • При переработке нефти с сернистыми примесями;
  • Для исключения высокотемпературной коррозии деталей оборудования;
  • Происходящих в особо агрессивных средах;
  • При защите от нежелательных микробиологических воздействий.

Преобладающее применение находят полимерные составы, вещества, которые предохраняют металлическую поверхность при воздействии на неё паровых фаз, а также интеллектуальные системы ингибиторов с контролируемым высвобождением. В частности перспективны промышленные вспомогательные добавки соединений кобальта и их взаимодействие с ингибиторами коррозии, как поглотители гидридов и сульфидов.

Применение ингибиторов при обработке техники

Наиболее значительное использование характерно для отраслей технического обслуживания транспортной техники, в частности, легковых автомобилей, эксплуатация которых связана с постоянным риском появления и развития коррозионных явлений. Целесообразно внедрять рассмотренные составы также и для сельскохозяйственной техники, применяющейся в условиях длительного хранения.

Где и как применяются ингибиторы коррозии металла

Статистика гласит, что каждый год четвертая часть всего мирового металла подвергается действию коррозии. По этой причине немало денег уходит на ремонт металлических изделий, коммуникаций и прочего оборудования. Зачастую выгоднее полностью заменить изделие, подвергшееся ржавчине, чем пытаться отремонтировать его.

Однако существует вещество, замедляющее процесс разрушения — это ингибитор коррозии металла. При ответе на вопрос, что такое ингибиторы коррозии, необходимо выяснить требования к ним, их виды, механизм действия и применение.

Понятие и требования

Ингибитор коррозии — вещество, способное в определенной концентрации приостановить или прекратить процесс ржавления деталей. В состав замедлителя может входить как один, так и несколько элементов, образующих целое соединение.

Эффективность действия зависит от двух показателей:

  1. коэффициент торможения разрушения металла;
  2. степень защиты при антикоррозийной обработке.

Основными требованиями ко всем ингибиторам являются:

  • моментальность действия;
  • ценовая и сырьевая доступность;
  • устойчивость при воздействии окисления;
  • стабильность действия при воздействии температур;
    эффективность действия при минимальной концентрации на поверхности конструкций.

Виды замедлителей ржавчины

В зависимости от типа среды они подразделяются на:

  1. кислотной;
  2. нефтяной;
  3. атмосферной;
  4. нейтральной.

1. Первый вид ингибиторов применяется в кислых средах в небольших концентрациях. Как правило, не более 5 грамм на 1 литр. Обязательными и активными элементами вещества являются азот, сера, кислород, которые применяются при травлении.

Ярким примером служит травление, при котором удаляется окалина со стали. Минус таких веществ в том, что металл при их воздействии теряет 5% своих свойств.

2. В нефтедобыче активно применяются ингибиторы нефтяной среды. Поскольку в нефти присутствуют примеси и сероводород, то и она является сильной коррозийной средой. Для уменьшения агрессивности нефтяной среды в нее добавляют антивоспламенители и смесь парафинообразования. На само изделие, взаимодействующий с нефтью, наносят замедлители на аминной основе, а также вещества, образующие на нем пленку с водоотталкивающим эффектом.

3. Ингибиторы атмосферной коррозии разделяются на:

  • летучие;
  • контактные.
Читайте также:
Обработка ламината после укладки - советы и рекомендации

Летучие средства представляют собой соли органических или неорганических кислот, концентрация которых увеличивается у поверхности детали, и тем самым происходит его защита. К летучим замедлителям относят бензоаты, нитробензоаты, фосфаты, нитриты и другие. Предъявляется особое требование к упаковке, в которой они содержатся. Она должна быть герметичной и непроницаемой.

Контактные ингибиторы наносят на сам металл, в результате чего на нем образуется пленка, не пропускающая влагу. Такой вид замедлителей не отличается высокой испаряемостью с поверхности. Чаще всего в основе используют бензотриазол, являющийся канцерогенным веществом и требующий особой осторожности при работе с ним. Также используются хроматы и серосодержащий каптакс. Этими веществами обрабатывают медь, бронзу, серебро.

4. Ингибиторы нейтральной среды подразделяются на три вида средств:

  • образующие плохо растворимые соединения (бораты, карбонат натрия, фосфаты, силикаты);
  • с окислительным воздействием (хроматы и нитрит натрия);
  • со слабым окислением (например, вольфраматы).

Механизмы действия замедлителей ржавчины

Сами по себе вещества не контактируют с окружающей средой. Они взаимодействуют непосредственно с поверхностью металла.

Имеют место два способа взаимодействия ингибитора с металлической поверхностью:

  • способ адсорбции;
  • способ образования пленки.

При адсорбции летучее вещество концентрируется у поверхности металла и создает защитную среду. Образование пленки происходит при контактном нанесении средства на поверхность детали. В итоге на нем появляется водоотталкивающий слой, препятствующий возникновению ржы.

На электрохимическом уровне ингибиторы воздействуют на материал по трем процессам.

1. Первый процесс — анодное ингибитирование. В качестве замедлителей выступают такие окислители, как нитраты, молибдаты, силикаты, фосфаты, бензоат натрия.

Анодное ингибитирование эффективно в том случае, если в дополнение к указанным соединениям используется кислород. Он в значительной концентрации скапливается у поверхности металла, а соединения формируют защитную пленку. Необходимо, чтобы концентрация анодных веществ не была слишком низкой. В противном случае может пойти обратный процесс, ускоряющий разрушение металлических конструкций.

2. Второй процесс — катодное ингибитирование. Оно менее эффективно, чем действие анодных веществ. Катодные замедлители способны замедлять процесс ржавления за счет создания на поверхности изделий нерастворимых участков из соединений карбоната кальция. Это соединение образуется в щелочной среде. Для этого деталь помещают в щелочь.

Под ее воздействием карбонат кальция выпадает в осадок и формирует защитный нерастворимый слой. Катодные ингибиторы, как и анодные, малоэффективны в кислой среде.

3. Третий процесс — смешанный. Самый эффективный и равномерный способ защиты металла от коррозии, объединяющий в себе действие и анодных, и катодных веществ. Замедлителями смешанного процесса могут выступать полифосфаты, а также силикаты и хроматы.

Где и как применяются замедлители ржавчины

В целом, применение ингибиторов коррозии металлов связано с металлургией, нефтедобывающей промышленностью, а также в сфере производства и ремонта техники. Например, для изделий из бронзы, серебра и меди.

1. Распространенным в применении является Бензотриазол. Это контактное средство эффективно воздействует на медные и серебряные изделия, образуя защитный слой, который плохо растворяется в воде и устойчив при действии высокой температуры.

Бензотриазол эффективен для удаления темных пятен на медных, серебряных и бронзовых изделиях. Обычно используют 3-процентный раствор бензотриазола, нагретый до 50°C. Процесс антикоррозийной обработки будет эффективнее, если указанную температуру держать в течение 20 минут. В раствор помещается деталь, предварительно очищенная от грязи. После очистки, её необходимо протереть тканью. Не стоит забывать, что бензотриазол опасен для кожи. Необходимо работу выполнять в специальных перчатках и очках.

2. Из неорганических ингибиторов чаще всего используются хроматы. Это один из самых доступных в применении препарат. Обработку меди и серебра хроматами можно проводить при помощи катодного тока. Либо без его участия. В таком случае металл помещают в хромовую кислоту на пару минут. В результате на его поверхности появляется водонепроницаемая пленка.

3. Серебро же часто обрабатывают при помощи катодного тока. В этом случае берется электролит, содержащий едкий натр, бихромат натрия и карбонат калия, распределенный на 1 литр жидкости. Получившийся раствор должен быть комнатной температуры. В него помещается изделие, через раствор пропускается ток плотностью 0,1 ампер на 1см2 в течение 1 минуты.

Серебряные изделия можно просто окунать в раствор бихромата натрия. Важно, чтобы в растворе не было примесей. Эффективнее всего будет сочетание двух методов обработки: сначала обработка катодным током, а затем окунание детали в раствор бихромата натрия.

4. Зарекомендовал себя в применении и Каптакс.

В отдельных случаях он оказывается эффективнее Бензотриазола. Этот ингибитор содержит серу. Медь или бронзу достаточно опустить в нагретый до 800C раствор Каптакса на 30 минут. Благодаря этому увеличится устойчивость металлического изделия к коррозии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: