Покраска аэрографом – как правильно работать с инструментом

Секреты работы с аэрографом

Несмотря на кажущуюся простоту, работа с аэрографом требует от человека высокого уровня мастерства. Без сноровки и длительной практики практически невозможно разукрасить мелкие детали, а также работать по тонкой росписи. Для всего этого необходимо понимание самого процесса. Кроме того, лучше точно знать, какие краски можно использовать для аэрографа.

Краски: виды, параметры, эксплуатация

Первое, что необходимо прояснить перед началом работы с аэрографом – это консистенция краски, с которой предстоит иметь дело.

Важно! В аэрографах допускается использование только мелкодисперсной краски. На деле это значит, что структура красок не должна содержать крупных частиц, чтобы они не забивали дюзу устройства.

Впрочем, все современные краски для аэрографов содержат в своем составе множество добавок и присадок (ретардер либо замедлитель и т.д.). Такие добавки делают процесс нанесения более эффективным, позволяя применять новые художественные приемы, которые невозможны при обычном распылении. В отдельных случаях краска дольше сохнет.

Различается и способ нанесения. К примеру, акриловую краску на основе воды можно наносить как в один, так и в несколько этапов. В этом случае все зависит от поставленной задачи, есть ли необходимость создания переходов и полутонов. Уретановые смеси необходимо лакировать. А многокомпонентный состав необходимо наносить в 3 этапа.

Акриловая краска и ее особенности

Акриловые краски для аэрографа являются наиболее популярными составами для нанесения на различные поверхности. У этого состава имеется множество существенных преимуществ, делающих его универсальными для нанесения.

  1. Цветовая палитра имеет множество градаций. Выделяются как нейтральные цвета, так и оттенки. Присутствуют насыщенные яркие цвета, что позволяет передать контраст.
  2. Повышенный уровень укрывистости. Этот пункт избавляет от необходимости повторного нанесения. В отличие от других видов смесей, в данном случае нет необходимости наносить краску в несколько слоев.
  3. Прекрасные адгезивные свойства. При этом время застывания краски остается существенным, что позволяет экспериментировать с формой нанесения.
  4. Не токсичны. Основой акриловых красок является водно-дисперсная смесь.
  5. Использовать акрил можно практически везде. Краски подходят для любого типа поверхности.

Акриловые краски для аэрографа на водной основе крайне удобны при работе собственными руками. Они легко разбавляются до нужной консистенции. Для смешивания акриловых красок достаточно использовать дистиллированную воду.

Важно помнить, что после высыхания акриловая краска на водной основе твердеет. На окрашенной поверхности образуется тонкий слой из пластика. Этот слой имеет эластичные свойства, но также он прекрасно защищает рисунок от внешних воздействий, в т.ч. и перепадов температуры.

Смывать акриловые краски несложно. Для этого необходимо иметь специальные средства для снятия красок. Впрочем, смывка тоже может дать интересный эффект, чем и пользуются некоторые дизайнеры и художники.

Нитроэмаль и ее особенности

Второе по популярности средство нанесения. Научиться рисовать аэрографом при помощи красок на основе нитроэмали несколько сложнее, но этот опыт может оказаться весьма полезным. Чаще всего данный тип красок используется при декоративном нанесении на автомобили. Нитроэмаль имеет целый ряд полезных свойств и преимуществ, из-за которых многие художники отдают предпочтение именно ей.

  1. Время высыхания. Сохнет нитроэмаль существенно быстрее акрила. Это позволяет выполнить работу более быстро.
  2. Передача тонких линий, очертаний, контуров. Никакие другие виды красок не способны столь же четко формировать рисунок.
  3. Полупрозрачная заливка. Это декоративный эффект, возникающий при определенных манипуляциях аэрографом. Добавляет рисунку объем.

Впрочем, эти краски не лишены и некоторых минусов. Оттенки и полутона при нанесении нитрокраской выглядят менее ярко и выражено. Параметры укрывистости тоже существенно ниже, чем у акрила. Работая с двумя цветами, довольно трудно получить четкий декоративный тон. Специалисты рекомендуют применять светлую подложку в случае возникновения серых оттенков.

Важно! Далеко не все аэрографы приспособлены для работы с нитрокраской. Придется докупать специальную модель, которая будет стоить дороже.

Нитрокраска, как несложно догадаться из названия, довольно токсична. Для работы с таким материалом необходимо специальное помещение. Распыление красок в воздухе может привести к нежелательным последствиям. Бокс для покраски кузова автомобиля подходит для таких задач лучше всего. В таком помещении организована вентиляция, нет пыли. Можно оставаться спокойным за то, что нитрокраска попадет на нежелательную поверхность. Важно помнить, что наносить нитрокраску можно только в специальной одежде. Работа без респиратора может крайне негативно отразиться на здоровье в целом.

Акварельные краски и особенности их эксплуатации

Рисунки аэрографом для начинающих могут показаться сложным занятием. Именно поэтому на первых порах важно использовать краски, которые будут просты в эксплуатации. Акварельные краски прекрасно подходят для бытовых нужд. Область применения акварели чаще всего ограничивается поверхностью бумаги и штукатуркой. Специалисты считают, что именно этот вид красок будет оптимальным для того, чтобы овладеть искусством аэрографии. Основными преимуществами акварельных красок являются:

  • прекрасная смешиваемость;
  • очень легкая смываемость с поверхности;
  • легкое и аккуратное распыление.

На сегодняшний день существуют сухие акварельные краски для аэрографии. Впрочем, есть и традиционные, в виде пасты, созданные на водной основе. В отличие от акрила, акварель можно разводить простой, а не дистиллированной водой.

На заметку! Рисовать аэрографом при помощи акварели достаточно просто. Это оптимальный вариант для получения первого опыта и оттачивания уже имеющихся навыков.

Грунт и его разновидности

Покраска аэрографом по металлу или пластику включает в себя и предварительную обработку, в т.ч. покрытием грунтом. Для качественного нанесения крайне важно не только определиться с видом краски, но и выбрать грунт. Данный материал представляет собой первичное (базовое) покрытие для выравнивания поверхности, от которого напрямую зависит, какой вид краски будет использоваться в работе. Именно грунт определяет прочность состава красок. К тому же, без предварительной грунтовки некоторые краски нанести просто невозможно.

Для качественного нанесения краски грунтовка должна обладать целым рядом характеристик:

  • высокая степень адгезии;
  • хорошая укрывистость;
  • гладкая поверхность, наличие шелковистости текстур;
  • отталкивающие свойства покрытия, чтобы краска не впиталась.

Существует три основных вида грунта:

  • адгезионный;
  • эпоксидный;
  • грунт-наполнитель.

Адгезионный

Для создания хорошей связи между поверхностью, на которую будет осуществляться нанесение, и слоем краски применяется данный вид грунтовки. Основным достоинством адгезионного грунта является быстрое высыхание. К тому же он очень хорошо держится на металлической конструкции и пластмассовой поверхности. Это позволяет наносить его как на кузов автомобиля, так и на пластиковые элементы.

Читайте также:
Краскопульт низкого давления: виды и применение

Эпоксидный

Первое, что важно знать любому, кто предпочитает использовать данный вид грунта – материал является весьма токсичным. Именно поэтому в помещении, где планируется использования грунта, необходимо наличие мощной вентиляции. Работать с таким материалом желательно в респираторе. Основные характеристики эпоксидки следующие:

  • слой нанесения получается толстым;
  • очень долгий эксплуатационный срок;
  • легко шлифуется;
  • устойчив к коррозии.

Работая с эпоксидным грунтом, следует придерживаться правил эксплуатации. Важно, чтобы металлическая поверхность перед нанесением грунта была должным образом обработана. Если металл не будет достаточно чистым, грунтовка ляжет неровно.

Грунт-наполнитель

Данный состав грунта является двухкомпонентным. Чаще всего это помесь базового акрила с уретаном. Такой грунт можно нанести двумя способами: на подготовленную очищенную поверхность либо на эпоксидку. Крайне не рекомендуется использовать данный вид грунтовки вместе со средствами, имеющими в своей основе кислоты.

Этапы окрашивания

Разумеется, процесс нанесения краски на подготовленную поверхность происходит поэтапно. Всего этих этапов пять.

  1. Подбор эскиза. Следует придумать рисунок или выбрать его из тысяч имеющихся эскизов. Важно смоделировать, как он будет смотреться на поверхности, учесть его размеры и содержание, чтобы оно вписывалось в контекст, не нарушая целостность и композицию. Далее рисунок переносится на бумагу.
  2. Подготовка площади для покрасочных работ. Здесь все достаточно просто, важно убедиться, чтобы все, что может понадобиться в процессе работы, было под рукой. В некоторых случаях придется действовать довольно оперативно. Следует заранее приобрести средства для устранения подтеков.
  3. Подбор краски. Очень важный этап, от которого будет зависеть яркость, насыщенность, структура и долговечность рисунка. Не стоит экономить при выборе красок.
  4. Процесс нанесения краски на подготовленную поверхность. Если все требования соблюдены, можно приступать к покраске.
  5. Сушка и фиксирование материала при помощи лакировки. После окрашивания, когда поверхность будет готова к нанесению, осуществляют дополнительную обработку. Лакировка придает рисунку завершенный вид. Работа приобретает глянцевую структуру и сохраняет свои свойства на более долгий срок. Впрочем, лакировка осуществляется далеко не во всех случаях.

Чаще всего металлические кузовные детали приходят в т.н. транспортировочном грунте. Он имеет грубую текстуру и внешние повреждения, так что его необходимо снять в первую очередь. В дальнейшем покрытие:

  • шлифуют;
  • моют;
  • сушат;
  • обезжиривают при помощи «уайт-спирита».

Если все перечисленные виды работ выполнены, можно приступать непосредственно к нанесению. В некоторых случаях процесс покраски включает еще и тонировку. Тонировка — это создание полутонов при нанесении красочного материала на подложку. Достигается такой эффект при помощи смешивания красок определенного вида и состава. Тонировка позволяет создавать не только оттенки, но и переходы, что крайне важно при работе с аэрографом. Единственным минусом является сложность самого процесса. Тонировка требует от художника существенных навыков и опыта.

Нанесение красок

Роспись аэрографом не так сложна, как может показаться на первый взгляд. Впрочем, новичкам придется начинать свое обучение с азов, прежде чем они смогут продвинуться в получении навыков ровного, непрерывного нанесения краски на поверхность. Существует три основных правила, придерживаясь которых, можно избежать наиболее распространенных ошибок.

  1. Очень важно в первый раз распылить краску над черновой бумагой или куском картона. Первая подача краски из иглы выбивает комки и другие структурные неровности, которые, попав на поверхность, оставили бы катышки, точки или другие артефакты. Разумеется, начинать рисунок с такого «плевка» из инжектора не самая лучшая затея. К тому же, при первой подаче красящего состава стравливается избыточное давление. Для корректировки степени подачи красок можно ограничиться небольшой струей, а затем приступать к работе.
  2. Нанесение материала должно быть плавным, без рывков и подергиваний. Если кисть склонна к небольшому, но постоянному тремору, овладеть навыком непрерывной плавной подачи будет довольно сложно. При резком рывке в сторону наносимая структура распыляется под разным углом, что, разумеется, сказывается на тоне рисунка. Вторая большая проблема — это подтеки. Они тоже часто возникают при неравномерном нанесении вследствие рывков. В особенности подтеки бывают заметны при работе с вертикальным материалом.
  3. Ни в коем случае не стоит приближать красящий прибор близко к окрашиваемой поверхности. Под давлением возникают отскоки отдельных наиболее крупных капель, появляются разводы, которые потом очень сложно устранить. Важно всегда соблюдать одну и ту же дистанцию при нанесении красок. В первую очередь это важно для выдержки тона, единого для всего рисунка. Если в разных углах он будет отличаться, придется вносить соответствующую корректировку.

При использовании красок на водной основе достаточно промыть устройство под проточной водой. При работе с другими покрасочными материалами могут потребоваться специальные очищающие средства.

Использование трафаретов

Довольно часто при аэрографическом рисунке используются трафареты. Это в значительной степени упрощает задачу художника. Впрочем, качество рисунка при нанесении при помощи трафаретов остается схематичным, добиться четкой проработки, глубины и объема, используя этот вспомогательный инструмент, невозможно.

  • одноразовыми;
  • многоразовыми.

Важно! Изготовить их можно как самостоятельно, так и приобрести уже имеющиеся в продаже. Как правило, трафарет помогает замаскировать изъяны кузова, мелкие сколы, царапины и затертости, но существенные дефекты при помощи закраса не скрыть.

Мнения о трафарете у специалистов разнятся. Некоторые утверждают, что это эффективный и относительно недорогой способ быстро и без дополнительных навыков преобразить кузов автомобиля или раскрасить стену. Другие утверждают, что рисунок после выкраски через трафарет требует существенной доработки, которая по затратам времени и усилий не уступает работе, начатой «с нуля».

Преимуществом использования трафарета является его распространенность и доступность. Также его легко изготовить из подручных средств (пленка, бумага) в случае необходимости.

Советы и хитрости при росписи тканей, моделей, автомобилей

Разумеется, как и в любом виде искусства, при росписи ткани есть свои особенности. Впрочем, свои секреты есть и у мастеров аэрографии по металлу, а также при покраске моделей.

  1. После нанесения аэрографического рисунка на ткань следует сделать финальное проглаживание. Термическое воздействие поможет ткани еще лучше впитать краску. Но делать это лучше через бумагу из пергамента при определенной температуре (30 градусов). После такой обработки рисунок будет долго держаться на поверхности.
  2. При покраске миниатюрной модели нельзя долго распылять краску на одном месте, рука должна постоянно находиться в движении. Подача воздуха должна быть тщательно отрегулирована. Нанесение следующего пигментного слоя возможно только после полного высыхания предыдущего.
  3. Важно осуществлять подачу краски перпендикулярно. Если поверхность выкраса горизонтальная, то угол подачи материала должен соответствовать 45 градусам.
  4. Важно соблюдать дистанцию между объектом покраса и аэрографом. Чем ближе прибор к обрабатываемой поверхности, тем толще линии, а цвет получается более насыщенным.

  • Подтеки лучше всего устранять после того, как они подсохнут. Если попытаться подловить стекающую каплю сухой тряпкой, может остаться развод. Корректировать последствия подхватывания капли сложнее, чем снять высохшую каплю наждачкой-нулевкой.
  • Важно держать под рукой несколько емкостей, в каждую из которых можно добавить цвет. Это позволит существенно сэкономить время на замене баллончиков. К тому же, очищать такие емкости очень просто.
  • Лакировать поверхность лучше, дождавшись полного высыхания краски. Если технология нанесения лака будет не соблюдена, его основа ляжет неравномерно.
  • Иногда при работе с мелкими деталями моделей можно использовать не только наждачную бумагу, но и абразив, применяемый для полировки серебра и других металлов.

    Секреты покраски аэрографом позволяют постоянно совершенствовать свои навыки. Правда, главная хитрость, о котором постоянно говорят все без исключения специалисты — это опыт. Необходимо постоянно тренировать и оттачивать свои навыки. Понимание процесса работы с аэрографом и особенностей его эксплуатации придет со временем.

    Заключение

    Работа с аэрографом таит в себе несколько особенностей, но все они постигаются в процессе эксплуатации прибора. Опираясь на ряд советов, приведенных выше, можно исключить некоторые наиболее распространенные ошибки, сделав свой опыт работы с инструментом более ярким и творческим.

    Умелые руки и безграничная фантазия: как пользоваться аэрографом

    Аэрограф – это специальный инструмент, с помощью которого лакокрасочные материалы наносятся на поверхность методом распыления. Пользоваться аэрографом несложно – процесс окрашивания происходит легко и быстро, а покрытие получается гладким и равномерным. С помощью аэрографии наносят рисунки на различные поверхности – металл, дерево, ткань, бетон или бумагу. Используя насадки различного диаметра, можно добиться тщательной прорисовки мелких деталей.

    Аэрография в особенности полюбилась автомобилистам и дизайнерам. Первые – научились красить авто аэрографом и с удовольствием украшают капоты и борта своих «железных коней». Вторые – воплощают свои фантазийные проекты на стенах, футболках, джинсах и даже ногтях.

    Настройка аэрографа перед работой

    Чтобы правильно настроить аэрограф, нужно сначала ознакомиться с принципом действия этого устройства и назначением его частей. Все аэрографы подразделяются на несколько типов по способу действия (одинарного или двойного), по расположению емкости для краски (верхнего или нижнего), по принципу смешивания (внешнего или внутреннего). Но, несмотря на разнообразие, все устройства имеют одинаковые основные элементы:

    1. Бачок (различного объема, от 2 до 100 мл). Из него краска поступает внутрь аэрографа, где смешивается с воздухом.
    2. Сопло. Это наконечники с различным диаметром выходного отверстия, которые закрепляются на переднем конце аэрографа.
    3. Игла с фиксатором. При ее перемещении регулируется количество краски, которое проходит через сопло под давлением воздуха. Необходимое положение иглы закрепляется фиксатором.
    4. Триггер (кнопка, курок, рычаг управления). В инструментах одинарного действия нажатием на кнопку регулируется только интенсивность подачи воздуха. В инструментах двойного действия кнопка конструктивно соединена с рычагом, который приводит в движение иглу. Движение осуществляется в двух плоскостях: нажатием вверх-вниз регулируется подача воздуха, а перемещение вперед-назад двигает иглу в сопле, регулируя подачу краски.
    5. Регулятор иглы. Он находится на противоположном от сопла конце устройства. Вращением регулятора по часовой стрелке или против ее устанавливается нужная ширина струи краски.
    6. Воздушный клапан. Расположен внутри корпуса аэрографа. При нажатии на кнопку открывается, и пропускает сжатый воздух, идущий от компрессора.

    Принцип действия аэрографа довольно прост. Устройство подключается к компрессору, который по шлангу подает сжатый воздух. При нажатии на кнопку открывается воздушный клапан, пропуская его в корпус аэрографа, где происходит смешивание с краской. Струя аэрозоля под давлением выходит из сопла, окрашивая поверхность.

    При правильной настройке аэрографа при нажатии кнопки до половины из сопла должен выходить только воздух. Если при нажатии сразу распыляется краска, требуется регулировка устройства. Для этого слегка откручивается фиксатор иглы, кнопка нажимается до половины, и игла немного продвигается вперед. Затем фиксатор закручивается обратно.

    Какое давление нужно для аэрографа

    При работе с аэрографом важно подобрать правильное давление. Его рабочее значение составляет от 1 до 3 атмосфер. Выбор зависит от типа краски и ее густоты – если краска густая, давление необходимо увеличить, и наоборот. При пониженном давлении краска разбрызгивается более крупными частицами, и окраска выглядит грубоватой. При повышенном давлении краска распыляется более мелко, но процесс окрашивания труднее контролировать – образуются потеки.

    Для получения оптимального давления при работе с аэрографом обычно используют компрессор или баллончики со сжатым воздухом. Они присоединяются к устройству гибким шлангом. Если окрашиваемая поверхность достаточно велика, или аэрография из хобби превратилась в работу – лучше всего приобрести компрессор в комплекте с манометром и редуктором, это позволит легко регулировать давление воздуха. На рынке представлены десятки моделей разной производительности и стоимости.

    Какую использовать краску

    Выбор краски для аэрографии зависит от поверхности, на которую необходимо нанести рисунок, и от условий, в которых он будет находиться. Например, акварелью не стоит наносить аэрографию на автомобиль, а рисунок на бумаге делать нитрокраской. Рассмотрим некоторые виды красок для использования в аэрографии:

    1. Акриловые краски используются двух видов – сольвентные и на водной основе. Первые разбавляются специальными растворителями и довольно токсичны. При работе с ними необходимо применять средства индивидуальной защиты – респиратор и перчатки. Этот вид не рекомендуется новичкам. Водно-акриловой краской наносят рисунки на ткань, стены, а также используют ее для окраски пластиковых моделей. Она не токсична, удобна в работе и экологически безопасна. Разбавляется водой, водкой или спиртом – в зависимости от фирм-производителей.
    2. Полиуретановая краска на водной основе. Используется для рисунков на бумаге и для маникюрной аэрографии. Она не токсична, не имеют запаха и быстро сохнет – последующий слой можно наносить через 2-3 минуты, а окончательное высыхание происходит в течение 30 минут. При этом образуется гладкое и эластичное полуматовое покрытие. Разбавляется краска водно-спиртовым раствором или фирменными разбавителями.
    3. Нитроэмаль очень популярна в автомобильной аэрографии. Ею наносят рисунки на автомобили, мотоциклы, различные аксессуары. Этот вид краски имеет свои плюсы и минусы. Работать с нею несколько сложнее, но зато можно получить разнообразные эффекты, недостижимые при работе с акрилом. Существенный недостаток нитроэмали – ее токсичность. При окраске обязательны средства индивидуальной защиты, а помещение для работы должно быть оборудовано вентиляцией.
    4. Акварель – знакомая всем с детства краска. Она прекрасно подходит для работы по бумаге и штукатурке. Она не токсична, отлично смешивается, образуя разнообразные оттенки, хорошо распыляется, легко разбавляется водой. Именно с акварели рекомендуют начинать занятия аэрографией.

    Правила работы с аэрографом

    Соблюдая несложные правила работы с аэрографом, можно создавать различные интересные проекты. Оригинальные интерьеры, интересные картины, яркие дизайнерские футболки, эксклюзивная роспись автомобилей – везде можно применить этот прибор. Рассмотрим рекомендации специалистов, как правильно работать с аэрографом.

    Для рисования

    Для рисования аэрографом подойдет практически любая поверхность – бумага, ткань, металл, бетон, штукатурка… Идеальным материалом является бумага – она не требует предварительной подготовки и прекрасно подойдет новичкам. Другие же поверхности нуждаются в очистке, шлифовке, обезжиривании и грунтовке.

    Необходимо запомнить несколько правил при работе с аэрографом:

    • инструмент должен быть направлен перпендикулярно к поверхности;
    • чем дольше время распыления краски – тем насыщеннее цвет;
    • чем ближе аэрограф к поверхности – тем тоньше линия.

    Начинать следует с простого – однотонных прямых и изогнутых линий различной толщины и интенсивности, геометрических фигур. Затем можно попробовать рисовать по трафаретам. Набрав достаточно опыта, можно создавать собственные композиции, используя разные цвета и оттенки.

    Для покраски авто

    Для того, чтобы покрасить машину целиком, аэрограф мало подходит из-за своих размеров, но вот выполнить им локальные работы можно без проблем. Например, покраска сколов на автомобиле аэрографом своими руками обойдется и быстрее, и дешевле, чем перекраска всего капота, двери или крыла в мастерской. Для этого скол сначала аккуратно зачищают, удаляют ржавчину и остатки старой краски. Затем, после мойки и обезжиривания, наносят шпаклевку и загрунтовывают. После шлифовки проблемного места его покрывают сначала базовым слоем краски, затем лаком и тщательно полируют. При правильном подборе оттенка скол становится абсолютно незаметным.

    Чистка аэрографа после работы

    После окончания работы необходимо тщательно очистить аэрограф от остатков краски. Для этого сначала заливают растворитель в бачок и хорошо его промывают, затем аккуратно вытаскивают и протирают иглу. Для очистки внутренних поверхностей сопла и мелких деталей используют ватные палочки, смоченные растворителем. После очистки всех частей устройство собирают и хорошо продувают сжатым воздухом. Помните, что правильная чистка и регулярная смазка трущихся частей надолго продлят срок службы вашего аэрографа!

    Работаем с аэрографом

    Самый сложный и важный этап постройки модели – окраска и тонирование. Именно от него зависит восприятие завершенной копии, именно на этой стадии можно или свести на нет все усилия по деталировке и “вылизыванию” пластика, или, наоборот, замаскировать какие-то свои упущения и недоработки.

    Как правило, первую в своей жизни модель каждый человек. не красит совсем. Потом человек подрастает (и в творческом, и в биологическом смысле этого слова. – Прим. авт.) и в рамках размышлений о смысле жизни начинает задумываться на тему: “А что же, собственно, делать с кучей покрытых пылью и частично поломанных танко-самолетов из во-о-он того темного угла?”

    От ответа на этот краеугольный вопрос зависит не только дальнейшая судьба пары килограммов полистирола, но и рождение нового моделиста. Ведь как только он решит не выбросить, а наоборот, сделать похожим “вот этот Jaguar вот на эту картинку на коробке” (а не устарели ли мои представления о жизни? – Сомнения, авт.), человек этот, оставаясь “сапиенсом”, переходит, тем не менее, на следующую (более высокую!?- Надежда авт.) ступень эволюционной лестницы и становится моделистом. Моделист – в принципе, тоже человек (Лозунг авт.), но озабоченный вопросами не только добывания икры на хлеб, но и не менее дорогих коробок с мелкими кусочками пластика, баночек и тюбиков с дурно пахнущими разноцветными субстанциями. А еще он алкает все новых и новых картинок, изображения на которых должны будить его творческую фантазию и заставлять усталые руки вновь и вновь поднимать тяжелый напильник (а бывает и топор, – Злорадство авт.) в бесплодных попытках вогнать в чертежи очередной продукт химии полимеров или размахивать аэрографом в стремлении придать ему ну, именно, вот такой оттенок зеленого цвета. А кстати, все знают, что такое этот “АэроГраф”? Это вовсе не воздушный дворянин высокого ранга, а прибор для нанесения краски на модель. В английском варианте его название звучит более прагматично “Airbrush” то есть “воздушная кисть”.

    В М-Хобби №3/94 мы уже писали немного об этом нехитром приборе и методах борьбы с ним, но времени прошло много, подросло очередное поколение, пять лет назад еще не интересовавшееся моделями. Поэтому, пожалуй, можно и повториться слегка.

    В минимальном виде система для работы с аэрографом состоит из него самого, компрессора, ресивера и соединительных шлангов. Сегодня вполне возможно купить уже готовую систему, собранную на едином основании. Но можно для экономии средств и при наличии халявного компрессора (из старого холодильника с ближайшей помойки) собрать ее и самостоятельно. Для начала имеет смысл закупить аэрограф производства Новолу-комльского завода (самый распространенный вариант). В отличие от импортных, он сравнительно недорог, а результаты работы позволяет получить ничуть не худшие. В последнее время упало качество исполнения – стали часто попадаться откровенно бракованные экземпляры, с эксцентричным отверстием в форсунке, например, поэтому при покупке поглядывайте. Есть в продаже аналогичного назначения приборы от японской фирмы Tamiya, цена которых колеблется в районе ста долларов. Радикального повышения качества работы в результате вложения этих денег не происходит, хотя, конечно, в обращении он более приятен. Но тут уж что кому нравится: кто-то моется в джакузи, а кто-то под душем, результат-то одинаковый. По мне уж лучше купить десяток наших простецких, собрать из них нечто, да еще деньги на пиво останутся. К слову, среди моих знакомых моделистов, как вполне именитых, так и не очень, большинство хранит верность именно отечественному изделию.

    В Новолукомльских аэрографах чаще всего ломаются две детали: запирающая игла и гашетка. Запасная игла обычно входит в комплект, а вот гашетку придется изготовить самостоятельно. На самом деле, ее стоит заменить самодельной сразу после покупки, поскольку работать со штатной “кнопочкой” откровенно не удобно – после получаса непрерывного нажатия на нее (а это вполне типичное время для нанесения, скажем, части камуфляжной окраски на средних размеров истребитель 1/72) разогнуть собственный палец (Отнюдь не казенный, между прочим, – сетование авт.) в исходное положение удается лишь, сконцентрировав всю силу воли на данном процессе. Новая гашетка куркового типа делается из отрезка трехмиллиметровой проволоки или подходящего гвоздя за 15 минут, а жизнь облегчает кардинально.

    В один из шлангов системы подачи сжатого воздуха, непосредственно перед аэрографом, желательно установить простейший фильтр для удаления паров и микрочастиц масла и воды, не осевших в ресивере.

    Краску можно применять самую разную. Ниже попробуем кратко охарактеризовать наиболее распространенную. По большому счету, все модельные краски делятся на две большие группы – эмали на синтетическом растворителе и акриловые. Как правило, акриловые краски представляют собой ультразвуковую взвесь акрила в водно-спиртовом растворе. Однако, есть и исключения, такие как акриловый Du Pont, где растворителем служит нечто ацетонсодержащее.

    Самую большую и дешевую группу составляют краски отечественного производства. По сути дела это обычные ни-троэмали из тех, что продаются в любом хозяйственном магазине в больших железных банках. Только расфасованы они в аптечные флакончики; цвета более или менее (как правило, менее, чем просто менее. – ехидство авт.) подогнаны под образцы времен Второй Мировой войны или современного исторического периода развития техники; да еще добавлены наполнители для матовости. К модельной химии этого класса относятся “Hobby+PLUS” из Витебска, “ХОББИ” из Харькова, продукция московской фирмы “Звезда”, а также нитрокраска, разливаемая в пенициллиновые пузырьки многочисленными частными продавцами на модельных клубах разных городов. Для всего перечисленного хозяйства годятся самые банальные растворители №646 и 647, перед нанесением этих красок поверхность модели необходимо покрывать грунтовкой. Для работы кистью они не пригодны, поскольку имеют малую укрывистость, быстро высыхают – следы от волосков кисти не успевают затянуться, и разъедают полистирол. Правда, по последнему пункту исключение можно сделать для харьковской краски – за счет некоторых добавок она не столь агрессивна и позволяет окрашивать небольшие участки кистью за несколько приемов. В “Hobby+PLUS” самое лучшее – инструкция и историческая справка. Красить же ею не стоит: во-первых, туда явно добавлена добрая жменя художественной масляной краски или чего-то вроде, из-за чего сохнет она крайне долго, а окончательно, кажется, вообще не высыхает, создавая непрочную красочную пленку. Во-вторых, форсунка аэрографа постоянно забивается из-за значительной величины частиц пигмента. Самая же крупная неприятность состоит в отсутствии декларируемой и чуть ли не вынесенной в девиз точности цвета.

    “Звезда” – обычная нитрокраска, что называется, “нитруха”, как она есть. Цвета, опять же, точностью не блещут. Зато из их палитры удобно смешивать необходимые оттенки. Кстати, не забыли основного правила смешивания красок? Черный+красный=коричневый; жел-тый+синий=зеленый и т.д.

    Особняком стоит Du Pont, который, являясь акриловым по сути, нормально разводится нашими растворителями 600 серии, не требует грунтовки, размешан в точном соответствии с историческими выкрасками, но дорог. В ассортименте этой фирмы есть и отличная грунтовка для полистирола, ее оптимально применять под отечественную нитрокраску, вместо распространенных выжимок из ГФ-021 или автомобильных АК-070, ФЛ-093 и прочих.

    Заграничных красок сейчас продается тоже немало. Удобны они тем, что не требуют грунтовки и, как правило, кодировка цветов в инструкциях к сборным моделям указывается именно с оглядкой на одну из таких систем красок. Бывают полимеризующиеся и неполи-меризующиеся краски. Наиболее распространенные из первой группы – HUMBROL и REVELL. Из второй -Model Master, TAMIYA COLOR и GUNZE SANGYO. Полимеризующиеся краски отличаются тем, что после полного высыхания их уже невозможно смыть штатным растворителем (нештатным крепким раствором каустика смывается все и всегда, – Прим. авт.).

    В системе HUMBROL есть глянцевые, матовые и полуматовые цвета, имитаторы металлических покрытий (Metal Cote). Для аэрографа подходят все виды этой краски. Совершенно не важно, что у них на этикетке написано – наши растворители можно применять без опасения. Metal Cote после короткой просушки полируются мягкой тряпочкой, после чего они становятся удивительно похожи на настоящий металл. У HUMBROL есть пара крупных недостатков: матовые цвета имеют настолько крупные частицы твердого вещества, что выглядят только что не бархатными (т.е. совершенно не пригодны для окраски самолетов, а только фигур и техники 1/35); блестящие цвета сохнут безумно долго, но даже после полного, казалось бы, высыхания отпечатки пальцев на них остаются с легкостью необычайной. Сейчас появилась новая серия HUMBROL-extra, где матовость доведена до терпимого уровня, но все же, все же.

    Про REVELL можно сказать почти то же, что и про HUMBROL, с небольшой поправкой на более высокое качество и приемлемую матовость красок этой фирмы. В последние годы начался выпуск красок специально и только для аэрографа – им и следует отдавать предпочтение. Хотя и обычный REVELL, да под 646 растворитель. Пролетает со свистом!

    Очень хорошая краска для работы аэрографом – японская GUNZE SANGYO (кстати, для кисти она совершенно не пригодна, – Авт.). По сути – это нитрокраска, но великолепного качества и с довольно точным соответствием цветов.

    Model Master и TAMIYA COLOR ни в чем особенном не замечены и очень демократичны. Демократичны в том смысле, что Model Master легко смешивается с отечественными красками на нитрооснове в присутствии растворителя 600-й серии, а акриловая TAMIYA (бывает еще и эмаль TAMIYA на летучих растворителях), несмотря на свою “водочную” природу допускает применение нитрорастворителей.

    Это все было про то, чем красить. Следующий естественный вопрос – как красить. Очень многие стараются выполнять эту операцию на свежем воздухе, где нибудь на балконе. Тут очень важна хорошая погода. При низкой температуре и высокой влажности воздуха (непосредственно после дождя, например) на окрашенной поверхности, особенно на блестящей, могут появиться белесые или матовые проплешины, избавиться от которых можно, только перекрасив все заново. Иногда вы с интересом наблюдаете на своей модели мелкие пузырьки, в которых под красочной пленкой находится капелька воды. Это – симптом того, что загрязнился фильтр перед аэрографом и в факел распыла попадают пары воды и масла из компрессора. Поменяйте “начинку” фильтра, продуйте шланги, и, убедившись, что за перилами балкона нет проливного дождя, смело продолжайте работать. Краску разводить следует пожиже. Конечно, при этом снижается укрывистость и вам придется пройтись по одному и тому же месту несколько раз (факел распыла нужно отрегулировать на минимальную подачу краски, завернув винт на торце рукоятки аэрографа), но зато покрытие получается с минимумом дефектов, равномерное и тонкое, не заливается рельеф и линии расшивки. Если на окрашиваемом участке нарастают бугры и брызги, аэрограф начинает “плеваться”, форсунка засоряется – значит вы залили непомерно густую краску, или она загрязнена частицами примесей и пигментного порошка грубого помола.

    Вообще, отечественные краски небесполезно перед употреблением тщательно перемешать, а затем профильтровать (для этой цели удобны металлические сеточки от автомобильных бензофильтров, но можно обойтись и марлей). Аэрограф желательно направлять на модель под углом, близким к 90 градусам, и ни в коем случае не держать долго на одном месте – моментально образуются “кляксы” и потеки. Факел должен постоянно находиться в движении. При прокрашивании сложных мест, типа стыка крыла с фюзеляжем самолета, одну из поверхностей вы неизбежно красите под острым углом, и на ней образуется буйная поросль из крупинок застывшей краски, весьма напоминающая щетину. В таких местах лучше увеличить подачу краски – она нальется лужей, зато капельки успеют в этой луже раствориться и после высыхания покрытие выровняется. Следите только, чтобы “береговая линия” этой лужи была размытой, плавно переходила в основную окраску. Можно и проще поступить: одну из столь неудачно сопрягающихся плоскостей прикрыть от аэрографа кусочком ватмана, держа его на небольшом расстоянии от поверхности модели – пусть “щетина” на нем и нарастает.

    Использовать матовые краски целесообразно лишь для более или менее однотонных моделей, для танков в масштабе 1/35, скажем. Самолеты 1/72 удобнее красить глянцевой краской – слой получается тоньше, а значит, не так заметны края камуфляжных пятен; гораздо легче добиться качественного прилегания декалей к гладкой краске, не образуется эффекта “серебрения” из-за микроскопических пузырьков воздуха, попавших между подложкой декали и микронеровностями краски (эти то неровности и создают “матовость” краски). Уже после высыхания декалей и окончательной отделки самолет покрывается матовым или полуматовым лаком, при этом степень блеска отдельных участков его поверхности выравнивается. В этом смысле хороша отечественная нитрокраска или какая-либо хорошая импортная, вроде той же GUNZE SANGYO.

    Есть немало мелких (и крупных! – Авт.) хитростей как “обмануть” матовую краску при нанесении декалей, как подготовить маски для камуфляжа, как проще покрасить колеса шасси самолета или катки танка и тому подобных. Но об этом поговорим в следующих номерах журнала.

    Что такое аэрограф и как им правильно пользоваться?

    Автор: Анастасия Исакова · Опубликовано 28.05.2018 · Обновлено 03.10.2019

    Для росписи и создания небольших рисунков на различных поверхностях обычно используют простые кисти, но обработка аэрографом и краскопультом в большинстве случаев позволяет добиться гораздо лучшего результата. Правильно настроенный инструмент поможет расписать стены, декорировать фасад, забор или кузов машины. Но не многие новички знают, как пользоваться аэрографом. Для начала необходимо разобраться в его характеристиках и принципах работы.

    Характеристики аэрографа

    Аэрографом называют приспособление, которое работает по принципу распыления краски в своеобразном «факеле», образованного воздухом в растворе с мелкими частичками вещества. Устройство аэрографа регулирует подачу этого раствора, что позволяет наносить его тонким слоем на обрабатываемое покрытие.

    Качественный инструмент при грамотном применении распыляет краситель узкой струей до 2 мм, так что надевать маску во время обработки не потребуется.

    Существует два основных типа аэрографа – одиночного и двойного действия. Первый при использовании управляет только воздухом, второй управляет подачей воздуха и краски. Инструменты одиночного действия просты в использовании, стоят недорого и имеют небольшое количество элементов, которые легко очищать. Но с их помощью не получится нанести маленькие пятна или полоски, также они трудно регулируются.

    Работа с аэрографом двойного действия позволяет произвести более точную работу, но такое приспособление стоит дорого и содержит большое количество компонентов, за которыми нужен тщательный уход. Очистка этих деталей – довольно трудоемкая процедура.

    На видео: типы управления аэрографом.

    Критерии выбора

    Выбор инструмента зависит от того, какие виды аэрографии будут выполняться. Обычно применяются недорогие аэрографы с тонким соплом и иглой. С таким устройством смогут работать даже новички. Но те, кто хотят заняться аэрографией на профессиональном уровне, должны при выборе учитывать следующие моменты:

    • Объем бачка для красителя. Лучше всего если он будет от 2 мл;

    • Уплотнение иглы и сопла – рисование будет более комфортным, если уплотнители будут выполнены из тефлона;
    • Диаметр сопла в качественных аэрографах должен быть минимум 2 мм;

    • В устройстве должны легко заменяться основные компоненты, такие как бачок, триггер и сопло;

    • Защита уплотнителей от воздействия применяемых реагентов;
    • Возможность регулировки давления и подачи краски.

    Покупка инструмента с учетом всех критериев позволит выполнять качественную и красивую покраску любой поверхности.

    Какую использовать краску?

    Что нужно для аэрографии? Для рисования на поверхностях используются специальные краски, которые позволяют сделать аэрографию комфортным и простым занятием. При их выборе необходимо учитывать тип поверхности и давление, с которым они будут подаваться. Наиболее популярными являются следующие разновидности красок:

    • Полиуретановые. Такие составы для аэрографа должны быть на водной основе. Они позволяют нанести прочный, быстросохнущий рисунок, который сможет выдержать разные температуры. Во время покраски такой смесью использовать средства защиты не понадобится, выполнять работу можно как снаружи, так и внутри помещения.

    • Водорастворимые акриловые. Такие смеси в виде жидкости позволяют работать на любой поверхности. Покраска аэрографом поможет украсить стены внутри здания, нарисовать узоры на фасаде или автомобиле. Акриловые краски подойдут для начинающих художников, так как они просты в использовании, быстро высыхают, являются экологически безопасными и при правильном применении позволяют создать хорошее произведение.

    • Акриловые сольвентные. Как красить аэрографом с такой смесью? Перед применением состав понадобится разбавить специальным растворителем, который обычно идет в комплекте. Пользуясь такой разновидностью краски, нужно обязательно надевать защитную одежду, так как смесь является токсичной. Рисовать аэрографом с сольвентным раствором новичкам не рекомендуется, как правило, состав такого вида используется в профессиональных мастерских.

    На видео: как растворять акриловые караски под аэрограф.

    Подготовка к росписи

    Перед тем как начать творческий процесс, необходимо выполнить ряд подготовительных мероприятий:

    • Выбор эскиза. Необходимо продумать, как рисовать узор, и какой результат должен получиться в итоге. На бумагах создаются наброски и из всех рисунков выбирается нужный вариант.
    • Подготовка поверхности. Участок, который будет подвержен рисованию, необходимо очистить от грязи, пыли и ржавчины. Если планируется создать узор на кузове авто, то без процедуры обезжиривания не обойтись, для этого используйте спирт, уайт-спирит или универсальный обезжириватель.
    • Подбор материалов. Красящий раствор, который будет использоваться в работе, должен подходить для нанесения на определенную поверхность.
    • Настройка инструмента. Перед тем как настроить аэрограф, изучите аннотацию в инструкции, которая идет в комплекте. Настройки могут довольно сильно отличаться, в зависимости от разновидности прибора.

    Правила работы с аэрографом

    Аэрографом пользуются даже неопытные мастера, потому что работать с ним несложно. Конечно, для начала стоит изучить принцип работы аэрографа и его особенности, но это не отнимет много времени. Как правильно использовать такой инструмент? Чтобы добиться хорошего результата при рисовании, понадобится соблюдать следующие правила:

    • Работая с аэрографом, начинать покраску лучше на пробном участке. В некоторых случаях, если работники неправильно настроили прибор, он может выстреливать сгустками краски, а это испортит композицию. Поэтому будет лучше, если процедура начнется на картоне или бумаге.
    • Струя краски должна наноситься аккуратными равномерными движениями, это позволит избежать образования потеков или других дефектов при покраске.
    • Держать инструмент слишком близко к поверхности не рекомендуется, так как слой краски ляжет неровно, что приведет к образованию потеков.
    • После завершения работы инструмент нужно обязательно отмыть от красителя, иглу и сопло также нужно очистить растворителем. Он подбирается исходя из состава используемой краски.

    Дополнительные рекомендации

    Выяснив, как работает инструмент, можно красиво украсить различные поверхности. Следующие рекомендации облегчат использование аэрографа для начинающих:

    • Когда мы красим, инструмент лучше держать перпендикулярно обрабатываемой поверхности. Чтобы красящее вещество распределилось равномерно, угол нанесения красителя должен быть больше 45°, оптимальный – 90°.
    • Интенсивность наносимого тона, толщина слоя и общий результат зависят от расстояния между инструментом и обрабатываемым покрытием. Когда работник рисует, он может менять это расстояние, но делать это следует аккуратно и плавно.
    • Когда мы рисуем, могут образовываться небольшие потеки, но удалять их сразу необязательно. Рисункам нужно дать время на высыхание, после чего излишки аккуратно зачищаются наждачкой.
    • Чтобы ускорить процесс рисования, нужен дополнительный бачок для краски с другим цветом, тогда смена палитры не отнимет много времени. Очищать емкость не потребуется, достаточно промыть инструмент и прикрепить к нему другой бачок с красителем.

    Как видно, аэрография не отличается высокой сложностью, но позволяет создать удивительные росписи. Профессионалы, которые работают с таким инструментом много лет, могут выполнять 3d изображения. Но и новичок, который недавно освоил принцип рисования аэрографом, также сможет без проблем декорировать фасад, забор, автомобиль и другие поверхности.

    Настройка аэрографа и советы по уходу (2 видео)

    Покраска аэрографом — как правильно работать с инструментом

    Многие уверены, что если они содрали краску с какой-нибудь детали кузова, придется перекрашивать весь автомобиль. На самом деле в этом нет необходимости. Если повреждения не слишком существенные, достаточно будет локальной, или точечной покраски. Она позволяет окрасить даже треть детали.

    Данный вид окрашивания имеет множество преимуществ.

    • экономия времени – для точечной покраски требуется не более 6 часов, в то время как на полное окрашивание отводится не менее 2 дней;
    • снижение стоимости – поскольку для окрашивания необходимо меньше времени и материалов, цена услуги падает;
    • точное соответствие цвета и отсутствие видимых границ между покрытием на поврежденном и целом участках;
    • нет необходимости в демонтаже поврежденных элементов.

    Качество покрытия зависит от трех факторов:

    • правильной подготовки поврежденного участка к работе;
    • опытности того, кто будет проводить покраску;
    • качества используемого инструмента.

    Чаще всего для локальной покраски применяют аэрограф. Оказывается, им можно не только рисовать, но и проводить вот такие реставрационные работы. Чтобы понять, как выбрать аэрограф, нужно определить, для чего он в первую очередь будет использоваться.

    Аэрограф для начинающих

    Как ни странно, есть еще чудаки, красящие свои модели обычной кистью, но можно легко утверждать, что окраска аэрографом в 99%!случаев (не для фигур и некоторых других специфик) даст несопоставимо лучший результат при окрашивании. Настроенный аэрограф в умелых руках творит просто чудеса, позволяя максимально приблизить вид модели к копируемому оригиналу.

    О работе с аэрографом немало написано, но некоторые моменты (например, работа с акриловыми красками) хотелось бы прояснить, да и просто скажем так. пора.

    Но — обо всем по порядку. Самая основная информация.

    Аэрограф позволяет дозировать подачу этой смеси и наносить ее в виде тонкой пленки на окрашиваемую поверхность. Хороший аэрограф при правильном пользовании «может» выполнять пятна или полоски диаметром (шириной) 1.5-2 мм и поэтому иногда можно, да и нужно обходится без масок при нанесении, например, камуфляжа на самолеты Luftwaffe.

    Основных типов аэрографов два: так называемые одиночного и двойного действия.

    У первых при регулировке клавишей (или кнопкой) происходит управление подачей только воздуха, у вторых — одновременно и воздуха, и краски. Первые проще, дешевле, имеют меньшее количество деталей, которые, к тому же, удобнее чистить. Но они «не умеют» делать маленькие пятна и полоски и более грубо регулируются. Вторые — соответственно точнее в работе, но дороже, содержат больше деталей (которые хуже «переносят» грубое или неаккуратное обращение), их очистка более деликатный и i рудный процесс. Конечно, это самая общая оценка.

    Если есть возможность брать импортный — убедитесь воочию (что очень желательно где-нибудь на глубинке, вдали от специализированных «шопов») в его возможностях, посоветуйтесь с «дедами от стенда» и принимайте решение.

    Конечно, один аэрограф — полдела в окраске моделей и, увы, совсем не «пол» в соотношении предстоящих фат на источник сжатого воздуха, столь необходимого для успеха процесса. Впрочем, есть варианты. Начнем с самых недорогих. Не стоит покупать, «купившись» на простоту, одноразовые фирменные баллончики с зарядом сжатого воздуха — их хватит на одну-две небольших модели, да и давление ощутимо падает при выработке воздуха из них. Несколько лучшая альтернатива последним — накачанная автомобильные шина (чем она больше, тем больше время работы) и баллоны с углекислотой (там есть регулятор и манометр). Последние, за сравнительно небольшую плату, можно подзаряжать, они никогда не погонят конденсат, но требуют бережного обращения и соблюдения безопасности при зарядке и хранении. Но если сборка модели — процесс не спорадический и жизнь без пластика не мила — нужен компрессор.

    Компрессор для аэрографа

    Конечно, самый правильный способ — отстегнуть несколько сот «гринов» и обзавестись практически бесшумным блестящим фирменным красавцем с ресивером, фильтрами, регулятором и индикатором давления. Шумная, но более дешевая альтернатива поршневому компрессору — мембранный собрат обойдется дешевле. Но давление, создаваемое им, поменьше. (Возможность регулировать давление, как будет рассказано ниже, иногда очень важна, потому как его обычно много не бывает.)

    На сегодняшний день оптимальным является компрессор JAS 1203: производительный тихоработающий компрессор с ресивером — рекомендую.

    Пользуюсь таким уже несколько лет:

    Отличные результаты даст применение компрессоров от бытовых и промышленных холодильников (на Руси таких в пользовании у нашего брата больше всего). Несложно доработать такой компрессор самодельным ресивером из пластиковой бутылки.

    Он значительно снизит колебания (пульсации) давления и предотвратит попадание масла и влаги (что недопустимо, иначе капельки нежелательных жидкостей испортят все дело. ) в аэрограф. Ресивер можно снабдить, если компрессор новый, иглой стравливания давления или чем-то подобным для регулирования давления в сторону понижения. Можно, например. вставить в магистраль отрезок металлической трубочки с просверленным на ее стенке отверстием. Перекрывая его в разной степени гибкой трубкой магистрали, получаем тот же эффект, что и от иглы.

    Само собой, есть множество фирменных фильтров, выполняющих те же функции. Вообще способы приобретения компрессоров и (или) их доработка — большая и болезненная тема. Хочется пожелать начинающим коллегам быть поизобретательнее и предприимчивее. Но пылесосы и автомобильные компрессоры, увы, не подойдут — подробности опускаю — они не создают нужного давления.

    Красок сейчас навалом, равно как и статей о них. Конечно, дорогие краски от Acromaster, Tamiya, Gunze Sangyo и более доступные Model Master, DuPont, Humbrol и Revell однозначно лучше взятой за поллитра у знакомых художников «нитры», но и они не панацея от весьма неважных результатов при их пользовании, да и иная нитра лучше той же убито — матовой краски от Humbrol. Почитайте специальные статьи, проштудируйте фото и сообразуясь со своим кошельком, делайте выбор. Брать фирменные краски очень желательно, но необязательно. Можно, путем проб и ошибок, запастись приобретенными по случаю нитрокрасками. Однако, что касается адгезии и укрывистости, то тут хорошая «фирма» однозначно предпочтительнее. Да и дисперсность куда лучше.

    Для успешной работы с аэрографом нужно, чтобы краска была должной густоты и не содержала посторонних частиц и грязи. Об очистке аэрографа и об особенностях работы с акриловыми красками поговорим позже, а пока запомните следующее. Краску перед употреблением тщательно перемешайте.

    При необходимости добавьте растворитель в краску, но делайте это не в банке с краской, а в отдельной емкости. Можно использовать например футляры от фотопленки или другие подходящие ёмкости. Консистенция краски для распыления — «молоко». При покачивании баночки с краской она оставляет слабые полупрозрачные следы на стенках.

    Оговорюсь сразу, что степень растворения — процесс тонкий. Глянцевые краски требуют несколько больше растворителя, чем матовые. Кроме этого, отечественные нитрорастворители (ацетон.646. 647 и т.д.) вполне подойдут в ряде случаев замены «фирмы», надо лишь учитывать, что чем больше номер, гем «тяжелее» растворитель, т.к. он дольше сохнет и при более длительном высыхании дает краске больше времени для равномерного растекания по окрашиваемой поверхности, а значит, сделает ее менее матовой. При любых неясностях сначала поэкспериментируйте, потом применяйте подходящий растворитель.

    Для приготовления колора (если нег готового) также пользуйтесь отдельной емкостью.

    Если краска непонятного происхождения или старая — профильтруйте ее хотя бы через чистую марлю (2 слоя).

    Не сливайте растворенную краску обратно в фирменную банку!

    Промывайте аэрограф после смены колора чистым растворителем (какой использовался для краски), а после завершения работы над очередной моделью — разбирайте аэрограф и производите его генеральную чистку.

    Особенности нанесения аэрографии

    Условно процесс создания аэрографической росписи можно подразделить на этапы:

    1. Выбор эскиза. Продумывается рисунок, его цветовое оформление, создается набросок на бумаге.
    2. Подготавливается площадь для работы.
    3. Подбирается краска, которой заполняется баллон красящего инструмента.
    4. Осуществляется роспись выбранной поверхности.
    5. Проводится высушивание и фиксация с помощью лака (делается не всегда).

    Поверхность подготавливается для того, чтобы на ней рисовать, точно так же, как для покраски:

    • шлифуется;
    • моется;
    • высушивается;
    • обезжиривается Уайт-спиритом (можно использовать другие спиртосодержащие составы, но этот наиболее доступный).

    После такой подготовки можно начинать рисовать.

    Делать роспись при помощи аэрографа несложно, хотя у начинающих некоторое время уйдет на приобретение определенного навыка. Чтобы получить качественный результат, надо соблюдать три правила:

    1. Начинать распыление красящего состава над куском картона или другим ненужным материалом. Случается, что только что заправленный агрегат «плюется», выпрыскивая сгустки краски, а это может испортить всю работу. Достаточно выпустить небольшую струю на ненужный материал, а потом начинать рисовать.
    2. Струя красящего вещества должна наноситься плавными, размеренными движениями – это поможет избежать потеков, неровностей при рисовании, особенно во время декорирования стен или других вертикально стоящих объектов.
    3. Не стоит держать красящий прибор близко к поверхности – слой краски ляжет неравномерно, возникнут потеки.

    Закончив рисовать, надо сразу промыть аэрограф растворителем от остатков краски, очистить иглу и сопло. Раствор подбирается в зависимости от состава красящего вещества.

    Например, после водорастворимых средств можно просто промыть инструмент водой.

    Правила работы с аэрографом

    Если опытный мастер или начинающий художник учитывает главные правила эксплуатации устройства, то ему вполне доступны даже сложные изображения, оформление интерьера помещения, украшение текстильных вещей, создание эксклюзивной аэрографии на автомобиле. В зависимости от запланированного мероприятия правила могут незначительно изменяться.

    Если опытный мастер или начинающий художник учитывает главные правила эксплуатации устройства, то ему вполне доступны даже сложные изображения.

    Для рисования

    Здесь подойдут самые разнообразные типы поверхностей — бумага, текстиль, металлические и пластиковые покрытия, бетонная или отштукатуренная стена. При этом проще всего работать на бумаге, так как этот материал не нуждается в подготовке и идеален для первых проб навыков у новичков.

    Проще всего работать на бумаге, так как этот материал не нуждается в подготовке и идеален для первых проб навыков у новичков.

    Для покраски авто

    При окрашивании корпуса машины аэрограф не подходит из-за сложности работы с устройством, ведь тонкое сопло не способно широко распылять краску, а значит слой будет неравномерный. Однако это устройство незаменимо при окрашивании небольших сколов и других локальных работ.

    Чтобы краска долго продержалась, поверхность тщательно очищают от старой краски и удаляют ржавчину. Следующим шагом необходимо обезжирить поверхность, зашпаклевать и загрунтовать. Если цвет краски выбран правильно, то окрашенное место будет совершенно незаметно и сольется с остальным покрытием.

    Чтобы краска долго продержалась, поверхность тщательно очищают от старой краски и удаляют ржавчину.

    Регулятор давления

    Регуляторы предназначены для контроля давления, под действием которого подается краска для аэрографа.

    Они могут быть установлены:

    • на компрессоре;
    • на шланге;
    • на корпусе аэрографа.

    Регулятор позволяет увеличивать или уменьшать давление в зависимости от выполняемого рисунка. Если в качестве компрессора используется баллон со сжатым воздухом, то используют металлический регулятор давления.

    Для контроля давления предназначены регуляторы

    Какой компрессор подойдет для аэрографии?

    Чтобы применять аэрограф, необходим источник воздуха или газа, то есть компрессора. Это довольно дорогой агрегат.

    Важно! В первую очередь нужно обращать внимание на его производительность.

    Компрессоры могут быть разными, но принцип действия у них одинаков – накачивание воздуха насосом в емкость и подача в аэрограф.

    Желательно, чтобы агрегат был оснащен реле давления. Тогда при достижении необходимого давления в ресивере насос будет отключаться.

    Также в компрессоре должны быть редуктор для регуляции давления воздуха, масло- и водоулавливающие фильтры. Какой агрегат лучше выбрать – решать покупателю.

    Полезное! Для небольших объемов работы можно купить специализированный мини компрессор. Цена данных моделей значительно ниже чем у промышленных изделий для профессиональной покраски авто в сервисных центрах.

    Любой аэрограф требует ухода. По завершении работ его следует тщательно почистить. Сначала нужно промыть внутренности устройства, используя специальный растворитель, а затем протереть бачок и весь корпус.

    После этого необходимо разобрать аэрограф и промыть все детали в растворителе. Игла протирается ватой или салфеткой. После этого агрегат собирается.

    Даже самый лучший инструмент придет в негодность, если его неправильно хранить. В аэрографе не должно оставаться краски, иначе она засохнет, и использовать устройство будет проблематично. Большое количество растворителя внутри также может привести к повреждению агрегата.

    Что такое аэрография и какие инструменты для нее необходимы — аэрограф и краски

    В современном мире человек изобретает новые устройства которые позволяют создавать уникальные и порой удивительные рисунки. Одним из таких приборов является аэрограф, поэтому в статье разберемся подробнее аэрография что такое, рассмотрим принципы работы устройств и правила выбора красок.

    Необходимое оборудование для аэрографии

    Аэрограф это современная альтернатива рисованию красками, которая стала возможной после изобретения специальных аксессуаров. Стандартный набор представляет собой небольшой чемодан, который укомплектован всем самым необходимым:

    • Комплектом из нескольких красок;
    • Аэрографом;
    • Воздушным компрессором;
    • Мягкими шлангами;
    • Яркими лампами для освещения.

    Готовые наборы художник может купить уже полностью собранные или же собрать свой комплект, опираясь на индивидуальные нужды.

    В готовых наборах производитель предлагает покупателю стандартный набор красок. Его зачастую недостаточно для создания по-настоящему ярких и красочных рисунков, поэтому опытные художники дополнительно приобретают большую палитру красок.

    Новичкам, только начинающим изучение вопроса что это такое аэрография, все же рекомендуется использовать стартовые наборы, которые дополняются аксессуарами и обучающими пособиями. Продвинутые художники предпочитают профессиональные наборы, но для работы аэрографом их также будет недостаточно, поэтому чемоданчик наполняют дополнительными аксессуарами на свое усмотрение.

    Аэрографы – какие бывают и как пользоваться

    Основная задача устройства — создать плавный переход между разными цветами. Это возможно за счет сходства с привычным краскопультом. Итак, что это такое аэрограф — это сочетание нескольких элементов:

    • Контейнер для красящего состава;
    • Пусковая кнопка;
    • Регулировочный узел;
    • Сопло;
    • Игла.

    Виды аэрографов

    Всего разработано несколько видов устройств, разделение которых производится по 4 классификациям:

    • Принцип смешивания краски;
    • Способ подачи раствора;
    • Принцип работы управления;
    • Способ регулирования давления воздуха и краски.

    Внутреннего и наружного смешивания

    Аппарат с внутренним перемешиванием дополнен патрубками, которые крепятся непосредственно к корпусу. То есть красящая смесь подготавливается изнутри, что позволяет отслеживать ее расход и ограничивать подачу. Аппарат со смешиванием красок внутри популярен при прорисовке мелких элементов. Прочность фиксации иглы влияет на качество покраски аэрографом.

    Упрощенные модели предполагают наружное смешивание. При распылении краски не используются дополнительные регуляторы, тем не менее пигмент распределяется равномерно.

    Гравитационные, сифонные, гибридные

    По методу подачи краски выделяют 3 типа приборов:

      Гравитационный предполагает фиксацию баночки внизу. После запуска устройства создается разное давление, которое приподнимает пигмент наверх и обуславливает его попадание в сопло;

    Проточные и запираемые

    Для проточного аэрографа не предусмотрена система регулировки степени распыления, то есть мастер может контролировать подачу красителя только за счет включения или выключения самого прибора. Настройка давления во время работы также невозможна.

    Запираемые допускают смену плотности красящего пигмента за счет триггера. Такие аппараты дополнительно оснащаются системой регулировки расхода краски, чтобы каждый слой был равномерным.

    Характеристики аэрографа

    Чтобы оценить технические характеристики аэрографа, важно знать что такое аэрограф, принцип его работы и распыления краски. Аппарат дает возможность регулировать и контролировать подачу раствора, чтобы краску можно было наносить тончайшим слоем на поверхность. Если соблюдать все правила, то распылитель создает узкую струю, не превышающую 2 мм, а значит мастер может не использовать респираторную маску.

    Также выделяют 2 вида: одиночные или двойные.

    • При эксплуатации устройства одиночного действия мастер управляет только давлением воздуха. Такой инструмент довольно примитивен, доступен в магазинах по вполне бюджетной цене, просто чистится и не перенасыщен дополнительными элементами;
    • Двойные немного сложнее: здесь художник контролирует поступление воздуха и краски. С таким аппаратом становится доступной мелкая точечная работа, однако среди минусов стоит отметить высокую стоимость прибора, а из-за большого количества дополнительных элементов он сложнее чистится.

    Критерии выбора

    Художник подбирает инструмент исключительно под свои нужды. Чаще всего используются бюджетные варианты с тонким соплом и иглой, с которым вполне справится даже новичок. Однако для профессиональной работы придется взять во внимание такие критерии как выбрать аэрограф:

    • Вместительный контейнер для красящего вещества от 2 мл;
    • Материал для уплотнителей и сопел — предпочтительнее выбирать с тефлоновым покрытием;
    • Диаметр сопла для аэрографа — от 2 мм.;
    • Основные детали (расходные) можно заменить;
    • Защитные элементы от воздействия используемых реагентов;
    • Возможность отрегулировать давление.

    Если при покупке учитывать все перечисленные критерии, то работа будет гораздо проще, а художник сможет рисовать на всех поверхностях.

    Какую использовать краску

    Перед началом важно подготовить определенные краски, с которыми занятия станут максимально доступными. При этом важно учитывать тип обрабатываемого материала и давление, которое производит устройство и для чего нужен аэрограф. Наиболее популярными считаются:

    • Полиуретановые, изготовленные на воде. Они создают прочный, быстросохнущий слой, который способен выдержать перепады температуры. При окрашивании поверхностей художнику можно быть без защитной маски, а заниматься аэрографией можно как внутри помещения, так и на улице. Наиболее популярны при рисовании на бумаге или для маникюра;
    • Акриловые водорастворимые составы также хорошо проявляют себя на всех поверхностях. Таким способом можно окрашивать стены, ткань, пластик, выполнять сложные узоры или даже рисовать на корпусе авто. Такие краски — наилучший выбор для начинающих художников, так как они быстро сохнут, с ними легко работать, а также они абсолютно безвредны;
    • Сольвентные акриловые предполагают использование растворителя. При рисовании таким типом краски требуется защищать дыхательные пути респираторной маской, так как при ее производстве используются токсичные компоненты. Сольвентные составы популярны в профессиональных мастерских;
    • Нитроэмаль — подойдет для автоаэрографии. Работают с ней профессиональные художники, но при определенном уровне мастерства можно получить необычный эффект, который невозможен при работе с акриловыми составами. Основным минусом краски считается высокая токсичность, поэтому в помещении важно обеспечить хорошую вентиляцию, а также использовать средства индивидуальной защиты;
    • Акварель используется при рисовании на бумаге и штукатурке. Она безопасна, а цвета легко смешиваются, что позволяет получить нужный оттенок. Первые пробные рисунки при работе с аэрографом выполняются именно акварелью.

    Подготовка к росписи

    Перед началом рисования художник должен подготовить рабочее место и спланировать весь процесс:

    1. Первым шагом идет разработка эскиза. Здесь необходимо создать узор и представить итоговую картинку. Для этого делают черновые варианты на бумаге, среди которых выбирается наилучший.
    2. Подготовка поверхности — очищение, шлифование, обезжиривание и грунтование.
    3. Подготовка материалов.
    4. Настройка аппарата согласно прилагаемой в комплекте инструкции.

    Соблюдение простых шагов как красить аэрографом гарантирует комфортную работу без необходимости отвлекаться на мелочи.

    Настройка аэрографа перед работой

    Несмотря на существующее разнообразие современных аэрографов, они все нуждаются в обязательной настройке станции. Важно учитывать правила как настроить аэрограф, чтобы устройство прослужило как можно дольше:

    • Выбор бачка. Наиболее удобным считается емкость от 2 мл до 80 мл;
    • Сопло фиксируется на переднем конце устройства. Диаметр выбирается в соответствие с узором;
    • Игла с фиксирующим элементом, которая регулирует количество используемой краски, которая подается под давлением;
    • Триггер регулирует давление в устройствах одинарного типа. В двойном аппарате эта кнопка соединяется с рычагом, который заставляет иглу двигаться. Движение триггера: вверх-вниз определяется сила давления, а при горизонтальном движении запускается игла и одновременно регулируется объем подачи красящего вещества;
    • Регулировочный элемент для иглы располагается на противоположном конце устройства. За счет вращения выбирается диаметр распыления.

    Какое давление нужно для аэрографа

    Рабочее давление для комфортной работы художника — 1-3 атмосферы. При этом сила зависит от густоты выбранной краски. Для получения равномерного и гладкого слоя требуется увеличить давление. Если необходимо получить шероховатую поверхность — давление уменьшают.

    Наиболее простым вариантом добиться подходящего давления является применение в работе маленьких баллончиков со сжатым воздухом, которые фиксируются к аппарату за счет гибких патрубков. Если аэрография не хобби, а работа — потребуется компрессор.

    Правила работы с аэрографом

    Если опытный мастер или начинающий художник учитывает главные правила эксплуатации устройства, то ему вполне доступны даже сложные изображения, оформление интерьера помещения, украшение текстильных вещей, создание эксклюзивной аэрографии на автомобиле. В зависимости от запланированного мероприятия правила могут незначительно изменяться.

    Для рисования

    Здесь подойдут самые разнообразные типы поверхностей — бумага, текстиль, металлические и пластиковые покрытия, бетонная или отштукатуренная стена. При этом проще всего работать на бумаге, так как этот материал не нуждается в подготовке и идеален для первых проб навыков у новичков.

    Для покраски авто

    При окрашивании корпуса машины аэрограф не подходит из-за сложности работы с устройством, ведь тонкое сопло не способно широко распылять краску, а значит слой будет неравномерный. Однако это устройство незаменимо при окрашивании небольших сколов и других локальных работ.

    Чтобы краска долго продержалась, поверхность тщательно очищают от старой краски и удаляют ржавчину. Следующим шагом необходимо обезжирить поверхность, зашпаклевать и загрунтовать. Если цвет краски выбран правильно, то окрашенное место будет совершенно незаметно и сольется с остальным покрытием.

    Чистка аэрографа после работы

    Чтобы аппарат как можно дольше прослужил владельцу, его надо тщательно очищать от краски. Для этого в емкость для красителя заливают промывочный раствор. Следующим шагом требуется извлечь иглу и протереть ее. Чтобы очистить все внутри используют ватные палочки, смоченные в растворителе. Когда все детали будут чистыми, производится сборка аппарата, после чего его продувают воздухом из компрессора.

    Дополнительные рекомендации

    Зная основы работы изделия, художник сможет украсить любую поверхность, а соблюдение пошаговой инструкции как пользоваться аэрографом облегчит работу:

    • Перед покупкой необходимо определить какой аэрограф лучше выбрать согласно рассмотренным ранее критериям;
    • При работе аппарат держать строго перпендикулярно. Это обеспечит равномерное распыление краски;
    • Интенсивность цвета, толщина краски и результат зависят от расстояния до поверхности. Расстояние менять допустимо, но только постепенно;
    • В процессе распыления краски могут появиться подтеки. Их убирают наждачной бумагой, после чего производится доработка;
    • Чтобы процесс был комфортнее, рекомендуется подготовить сразу несколько баночек. Это позволит сэкономить время на смене палитры.

    Регулярные тренировки и наработка опыта — главные условия успешной работы. Рисовать аэрографом довольно сложно, но зная главные правила и принципы , художник сможет создавать удивительные объемные изображения.

    Видео: Уроки аэрографии на автомобиле для новичков

    Покраска масштабной модели при помощи аэрографов

    Первым делом необходимо подобрать себе подходящий аэрограф. Сразу после этого необходимо переходить к освоению техники покраски сборных деталей. В качестве первого опыта мы бы рекомендовали использовать простую и недорогую модель, обладающую низким уровнем сложности, без мелких деталей или с их минимальным количеством. Краски следует брать акриловые, потому что их легко применять (разбавляем при помощи воды или спирта, запаха почти нет).

    Подготовка модели

    После того, как вы собрали модель, нужно подготовить её к покраске. На этом этапе помимо самого аэрографа вам нужно запастись следующими атрибутами:

    • Акриловыми красками;
    • Кистями различных размеров. Также следует выбирать по жёсткости;
    • Чистые стеклянные баночки (несколько штук);
    • Шприцы;
    • Пипетки;
    • Желательно запастись салфетками или другой бумагой.

    Прежде, чем перейти к покраске нужно тщательно подготовить модель, иначе весь процесс пройдёт насмарку. Краска не будет хорошо держаться, если модель перед покраской не пройдёт процесс подготовки. Самым экономичным и простым способом является промывка. Вам нужно тщательно помыть модель с мылом и оставить до полного высыхания.

    Грунтовка

    Так как краски для моделей у нас акриловые, желательно провести такой процесс, как грунтовка. Данный этап поможет краске лучше схватиться и прослужить намного дольше. Проще всего использовать грунтовку в баллончиках. Всё, что от вас потребуется, взболтать баллон в течение 5-10 минут и произвести распыление на расстоянии не менее 20 см. После того, как все детали прошли грунтовку, необходимо дать модели просохнуть.

    Подготовка к покраске

    Перед нанесением краски её нужно разбавить. Консистенция должна быть похожа на молоко. Вы можете приобрести уже разбавленную и полностью готовую к нанесению аэрографами краску, чтобы избежать данного процесса.

    После того, как краска готова, нужно произвести настройку компрессора. Обычно давление выставляется в районе 1,5-2,0 атмосфер. После чего краску нужно залить в ёмкость и закрыть крышкой.

    Перед тем, как приступите к покраске, обязательно проверьте аэрограф на бумаге или другом объекте. Проведите несколько распылений и убедитесь, что всё работает как нужно. Если сомневаетесь в исправности аэрографа, лучше перенести покраску на другой раз. Краска должна ложиться ровно, потёков и брызг быть не должно.

    Покраска

    Модель нужно установить и закрепить так, чтобы вам было удобно с ней работать во время покраски. Если у вас есть поворотный столик, это идеальный вариант. Но если нет возможности обзавестись данным атрибутом, можно использовать обычные газеты. Для этого нужно разложить их в несколько слоёв.

    Иногда во время покраски модель нужно взять в руки. Для этого используется резиновая перчатка. Она исключить жирные пятна и поможет не уронить деталь, так как в ней скольжение снизится.

    После того, как вы расположили и закрепили модель, берите в руки заготовленный и настроенный аэрограф и начинайте наносить краску равномерными слоями. Держать аппарат нужно в перпендикулярном к поверхности положении и постоянно перемещать. Первым делом нужно открыть воздушный клапан, а уже потом постепенно добавлять краску. Для того, чтобы остановить поток краски, вы можете отключить её подачу. Воздух в своё время останется открытым.

    Ждём, пока первый слой высохнет и только после этого наносим следующие.

    Окончание покраски

    После того, как работа с покраской будет закончена, нужно слить лишнюю краску в заготовленную ёмкость и вымыть аэрограф. Если этого не сделать, краска внутри засохнет и аппарат станет неисправным.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: