Где живет директор цирка на Цветном бульваре Максим Никулин?

Максим Никулин

Биография

Казалось бы, Максиму Никулину на роду написано стать артистом. Первые роли пришли еще в детстве, а одно только имя знаменитого отца распахнуло бы ворота в любой театральный вуз. Но, по собственному признанию, сын именитого клоуна лишен актерского таланта. Впрочем, от судьбы не уйти, и сегодня Максим Юрьевич продолжает фамильное дело в качестве директора Московского цирка на Цветном бульваре.

Детство и юность

Максим родился 15 ноября 1956 года в столице СССР у цирковой пары Юрия Владимировича и Татьяны Николаевны Никулиных. Пара познакомилась, когда студентку Тимирязевской сельскохозяйственной академии направили по делам в учреждение культуры. Никулин пригласил красавицу на выступление, после которого оказался под копытами лошади, а затем — на больничной койке. Татьяна решила поддержать актера, навещала и носила фрукты. А после выписки пострадавшего поняла, что влюбилась. Вскоре в жизни избранницы клоуна появилась и сцена.

В интервью Максим Юрьевич признавался, что в детстве не ведал благ богемной жизни. Несмотря на всесоюзную известность, Никулины переехали в отдельную квартиру, когда отпрыск учился в 9-м классе. Скромного отца буквально заставили написать заявление на жилье, когда тот пришел хлопотать за знакомых.

Семья жила в большой коммуналке в Арбатском переулке. В гостях у артистов часто бывали друзья, среди которых Булат Окуджава, Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина. Никулин-младший вспоминал, как родители перед застольем покупали вино, выливали в кастрюлю и шли сдавать бутылки. Полученные средства тратили на нехитрую закуску — плавленые сырки.

Но чаще всего родители Максима пропадали на гастролях в СССР и за рубежом. Воспитанием Никулина-младшего занималась бабушка. На лето удавалось вместе с папой и мамой попасть на юг дикарями или в составе цирковой труппы, которая отправлялась на море с гастролями.

Мальчик посещал общеобразовательную школу, часто шалил и, бывало, разбивал окна. Будучи подростком, Максим увлекся музыкой и вместе с друзьями создал группу, в которой играл на гитаре.

В раннем возрасте состоялся дебют Никулина в кино. Сын звезды снялся в комедии «Бриллиантовая рука». Максим исполнил роль паренька, безмятежно шагающего по воде.

«Я понял, что труд артиста тяжел и неблагодарен», – Максим Никулин о своей первой роли в кино – мальчике с сачком.

Съемки дались нелегко. Никулин испортил ряд кадров, поскольку боялся получить толчок от Андрея Миронова и сам падал в воду. Тогда начинающего актера обманули, сказав, что решили обойтись без этого момента. Максим расслабился и получил пинок от Миронова. Именно этот кадр попал в ленту, а Никулин-младший на время затаил обиду на «дядю Андрея».

2-я и последняя работа Максима Юрьевича в художественном кино — образ школьника в комедии Александра Митты «Точка, точка, запятая. ». В съемках детского фильма приняла участие вся семья Никулиных. Отец и мать сыграли родителей главного героя Алеши Жильцова.

В подростковом периоде Максим перенес тяжелое заболевание, после чего врачи оказались вынуждены удалить мальчику почку. Тогда мама, вечно занятая на гастролях, устроилась нянькой в медучреждение и не отходила от ребенка 4 месяца. Никулин-младший восстановился, но в армию призываться не мог.

Журналистика

В гостях шоу «Судьба человека» Никулин признавался, что после окончания школы родные не знали, куда отдать отпрыска, поскольку сам выпускник желал лишь играть на гитаре и «чтобы отстали». Тогда знакомый предложил подать документы на журфак МГУ, чтобы Максим получил классическое гуманитарное образование, а в процессе определился с выбором жизненного пути.

Неожиданно сын Юрия Никулина увлекся профессией, перевелся на вечернее отделение и устроился корреспондентом в газету «Московский комсомолец». Максиму пришлась по вкусу работа без выходных в молодежном издании, но после смены главного редактора Никулина-младшего уволили без объяснения причины.

Некоторое время Максим Юрьевич сидел без дела, пока не нашел объявление о наборе сотрудников редакции радиостанции «Маяк». На новом месте от журналистов требовалось обязательное посещение курсов по развитию речи и литературных занятий, на которых разбирались речевые ошибки, допущенные в эфире. Служба на государственной радиостанции послужила для Никулина настоящей школой профессионализма.

После 10 лет деятельности на радио Никулин перешел на телевидение. С 1986 года Максим Юрьевич занимался редактурой новостной передачи «Время», а затем устроился ведущим в программу «Утро» — пригодилась закалка, полученная на «Маяке».

Но любовь к шалостям осталась: Никулин досаждал начальству неакадемичным поведением в кадре. Ведущий первым в стране начал рассказывать в эфире еврейские анекдоты, чем заслужил неприязнь и русских, и евреев. Максима Юрьевича на время отстранили, а потом телеведущий не захотел возвращаться к работе, увлекшись семейным делом.

Позднее Никулин выступал в качестве телеведущего проекта «Мой цирк», который выходил на канале «Культура» с 2000 по 2003 год. Затем Максима Юрьевича пригласили на Первый канал в передачу о цирковом искусстве «Форганг».

В 1993 в цирке на Цветном бульваре произошла трагедия — убили коммерческого директора Михаила Седова, и Юрий Никулин попросил сына помочь разобраться в финансовых вопросах. Максим Юрьевич согласился потрудиться в свободное время бесплатно, чтобы помочь родственнику. Но дело удержало Никулина, и через год, уволившись с телевидения, журналист официально вступил в должность.

Вместе отец и сын проработали 4 года до смерти Никулина-старшего. В 1997 году Максим Юрьевич занял пост генерального директора и художественного руководителя Московского цирка Никулина на Цветном бульваре. В интервью худрук делился, что после смерти Юрия Владимировича пришлось несладко — сразу исчезли покровители и меценаты, а главное — зрители. Но учреждение восстановило былую славу во многом благодаря усилиям наследников.

В 2014 году биография Никулина пополнилась новой невосполнимой утратой: скончалась мама Татьяна Николаевна. С уходом Никулиной старшим в цирковой семье остался Максим Юрьевич.

Личная жизнь

Личная жизнь Никулина складывалась непросто. Первый раз Максим женился в молодости на школьной приятельнице, но уже через год влюбленные развелись.

Читайте также:
Цвет забора: выбор лучшего оттенка в зависимости от материала

Второй раз он зарегистрировал отношения в начале 80-х годов, у пары сразу же родилась дочь Маша. Но в 1984 году брак распался. На сей раз разрыв оказался болезненным, журналист тяжело переживал расставание с супругой, которая исчезла, забрав ребенка. Дочку Никулин увидел спустя 20 лет, когда подросшая Маша приехала из Германии в Москву делать операцию на почке — сказалась наследственность.

Третий раз Максим не спешил. Познакомившись с Марией в общей компании, корреспондент долго не решался на серьезные отношения. Молодожены начали жить вместе в квартире Никулиных на Бронной и расписались, только когда родился первенец Юрий.

После рождения второго сына Максима Мария Станиславовна создала лингвистическую школу, которой долгое время руководила. Затем жена Никулина переключилась на туристический бизнес, попутно выполняя функции экономического директора в проектном институте.

Младшие отпрыски закончили продюсерский факультет Школы-студии МХАТ, сейчас работают в «Цирке на Цветном»: старший занялся маркетингом, а младший отвечает за зарубежные гастроли.

Сын Сергей выбрал спутницу по имени Анастасия, в 2009 году супруги подарили родителям внука Станислава. В 2015-м на свет появилась Софья, а еще 2 года спустя Никулиных порадовали Максим и его жена Татьяна, родив девочку Анну.

Старшая дочь Максима Юрьевича живет в немецком городе Мюнхене вместе с мужем Домиником, занятым в страховом бизнесе. Пара растит еще 2 правнучек знаменитого клоуна — Викторию и Валентину. Мария работает нейрохирургом. Дети Никулина дружат между собой, и сыновья часто бывают в гостях у сестры.

Максим Никулин сейчас

Не забывая о традициях, Максим Юрьевич не стоит на месте и нередко обновляет номера, ищет новые подходы. Много сил и средств вложил худрук в совместное шоу с итальянскими артистами, но планы пришлось изменить из-за пандемии COVID-19. Несмотря на то что отменились мероприятия, Никулин продолжал выделять деньги на содержание людей и животных, в том числе зарубежных. Следуя заветам отца, директор не смог отказать актерам, попросившим остаться в России, пока в Италии не наладится обстановка.

Максим Юрьевич приложил все усилия, чтобы цирк оправился. В апреле 2021 года по случаю празднования Всемирного дня цирка в здании на Цветном бульваре прошло новое грандиозное шоу.

После премьеры директор практически сразу отправился в Монако, где живет с женой. Стоит отметить, что умение создавать связи, по-видимому, передалось по наследству, поскольку гражданство княжества супруги получили без труда благодаря дружбе с принцессой Стефанией.

Сын Юрия Никулина: Жена угрожала – “останешься в США – пришлю детей в коробке”

Имя Юрия Никулина известно каждому. Гениальный мастер перевоплощений умер 16 лет назад, но когда приходишь в цирк на Цветном бульваре, веришь: сейчас он выйдет на арену в нелепом костюме и улыбнется, как умеет только он. Чем сейчас живет цирк, рассказывает Максим Юрьевич Никулин

Незабываемый клоун, неподражаемый актер кино, артист Советского Союза. Имя Юрия Никулина известно каждому. Гениальный мастер перевоплощений умер 16 лет назад, но когда приходишь в цирк на Цветном бульваре, веришь: сейчас он выйдет на арену в нелепом костюме и улыбнется, как умеет только он. Чем сейчас живет цирк, где Юрий Владимирович проработал полвека и которому отдал все, что имел, рассказывает сын великого артиста – директор цирка на Цветном бульваре Максим Юрьевич Никулин.

В кабинете любимого артиста уютно и светло. Всюду памятные фотографии, портреты Юрия Никулина, игрушки и забавные фигурки. Раньше за этим столом сидел Юрий Владимирович, а потом тут работала его жена Татьяна Николаевна. Она и сейчас хозяйка этого кабинета, но 84-летняя вдова известного клоуна редко посещает цирк. Хотя ее тут всегда ждут, ведь здесь ее дом, ее семья.

Сын Максим – директор цирка, старший, 26-летний внук Юрий – руководитель pr-службы, младший, 24-летний Максим – специалист зарубежного отдела.

– Я думаю, что папа был бы доволен, как работает цирк, – говорит директор цирка Максим Никулин, – ведь последние двадцать лет он работает на подъеме. И нам удалось сохранить тот цирк, что он создал. У нас тут особая атмосфера, очень хорошо об этом сказал Пресняков-старший. Петрович написал очень хорошую музыку для нашего мюзикла. И после премьеры мы выпивали у меня, и он поднял тост: “Я хочу выпить за ваш цирк. Потому что именно здесь я почувствовал, что вы одна семья. Я всю жизнь провел на эстраде, и там тоже семья, но она называется по-итальянски – мафия.”

Почувствуйте разницу. Я сам вырос в коммуналке, где были керосинки, и печки, которые топили углем, много соседей. Но я не помню ни одного конфликта, жили дружно. Кто-то недолюбливал кого-то, кто-то завидовал, но на общей атмосфере это не сказывалось. Здесь точно так же – большая семья. Коммуналка, или, наоборот, – маленькая страна. Другие в цирк приходят, как в другой мир. Я в него вполз, потому что рос здесь с пеленок. И первых впечатлений о цирке у меня нет, ведь это мой привычный мир, с которым связано всё. Детство, юность, вся жизнь.

Мой отец много работал, но летом мы ездили отдыхать на море и снимали маленькую комнату в Ливадии. Ну и конечно, если летом цирк работал на югах, мы были вместе. А так я родителей почти не видел, я жил у бабушки.

– Наверное, поэтому рано женились, чтобы иметь свою семью? Вам же было только 18 лет.

– Не каждый находит свою половину с первого раза. Отцу повезло, он сразу встретил маму. У меня было три попытки. Первый брак длился всего один год, во втором появилась дочка Маша. Но семья все равно распалась. А потом я встретил настоящую любовь. Мне повезло. Тогда на факультете журналистики я играл в рок-группе, и как-то наш звукооператор привел в коллектив девушку Машу, сестру своей жены. И она прекрасно играла на скрипке. Вот мы с ней уже 26 лет играем. Потом родились Юра и Максим. Когда сыновья были маленькие, я немного разъезжал. Самая длительная, месячная, командировка у меня была в Америку. Помню: сидим мы в офисе СNN в Нью-Йорке, а по телевизору показывают стотысячную демонстрацию на Тверской. И американцы говорят: «Плюйте на родину. У вас там будет переворот!» – и советуют нам остаться. Мы все посмеялись, ясно, что никто не останется. Но я шутки ради звоню жене и говорю: «Слушай, американцы предлагают мне тут остаться». А она отвечает: «Да не вопрос. Если ты останешься, тебе через месяц придут два ящичка. Один побольше, с надписью «Юрочка», а второй поменьше – «Максюша».

Читайте также:
Кирпич в интерьере: стили, цвета и правила применения

– Ничего себе! А как же Мария относится к избранницам ваших сыновей?

– У нас есть собака-такса Тети, а у моих художников – такса Зайка. Они уже давно в Париже живут. И мы их шуточно поженили, и у них были щеночки. И моя жена Маша взяла Зайку на руки и сказала: «Зайка, ты моя самая любимая невестка, всех остальных я уже заранее ненавижу!» Но эта история была очень давно. И наши невестки – прекрасные девчонки.

Младший Максим живет с Таней больше года, старший Юра не только женился, но и они с Настей подарили нам внука Стасика. И знаете, внуки – совсем другое. У меня трое детей, но когда берешь на руки внука – это совсем другое. Я даже не ожидал, что так будет. Не знаю, почему. Я когда взял Стасика на руки, меня даже на слезу пробило.

Правда, эти молодые родители, варвары, – смеется Максим Юрьевич, – приводят внука реже, чем хотелось бы. И никому не давали, когда он маленький был. Мы понимаем, что им тяжело, и предлагали нанять няню. Но они наотрез отказывались, чтобы чужой человек пришел. Да не дай бог. Но они с ним еще намаются. Парень смешной, хитрый и своенравный. Несмотря на то, что ему три с половиной года, у него твердый характер. Если у него плохое настроение, например, я ему говорю: «Ну что, здороваться будем?» Отвечает: «Нет. Уйди». А когда он в хорошем расположении духа, сам забирается на руки, обнимается, целует, зовет играть.

Первый раз он пришел в цирк на программу, когда ему было три года. Отсидел первое отделение. У нас же программа большая, и для малыша слишком много впечатлений сразу! Громкая музыка, много народа, яркий свет, мельтешение людей в цветных костюмах на арене, животные. Очень большой поток информации для ребенка.

– Максим Юрьевич, с дочкой от второго брака Машей поддерживаете отношения?

– Так получилось, что когда мы со второй женой развелись, Машеньке было всего три года. Ну что такое три года? Дочка, конечно, меня не помнила. Они уехали в Германию. И наши пути разошлись. А пять лет назад я познакомился со своей взрослой дочерью заново.

Как-то мне позвонила моя бывшая жена, это меня глубоко удивило, а потом она попросила помощи. Маше необходима была операция. Конечно, я хотел помочь. Маша приехала в Москву, легла в больницу. А ребята, Максим и Юра с будущей женой Настей, пошли ее навещать. Но войти в палату мальчишки не решались, и тогда инициативу в свои руки взяла Настя. Она подошла к Машиной кровати, представилась и спросила: «Там за дверью два ваших брата. Позвать?»

Операция прошла успешно, а после выписки Маша пришла в гости. И я познакомился с уже взрослой дочерью. Она большая молодец, врач-нейрохирург, в этом году ей будет 33 года. У нее замечательный муж, и сейчас они думают о ребенке. Теперь они могут его себе позволить. Сначала они жили в Бонне, но там нет жизни. Переехали в Мюнхен, делали карьеру и снимали квартиру. Теперь они купили собственное жилье и могут планировать рождение детей. Ведь у них не так, как у нас. Э-э-э-х!

А потом, где жить, что делать? Там все тщательно планируют. Кстати, вот ребята с Машей очень хорошо дружат, созваниваются, встречаются.

Пользуясь случаем, я решила поговорить и с внуком великого Юрия Никулина, которого в честь деда назвали Юрой. И для которого цирк, как и для деда, – это и дом, и работа, и семья.

– Когда я впервые попал в цирк, я не помню – был маленький. Но я помню, что в детстве хотел стать воздушным акробатом. На отдыхе даже попытался попробовать. Это очень интересно, мне понравилось. Но уже тогда я понял, что если выберу работу циркового артиста, то погружусь в пятичасовые репетиции, тренажерные залы, балетные классы, спектакли. У меня появились сомнения, а этого ли я хочу. И понял: не мое. Но я всегда знал, что буду работать только в цирке!

Я рано стал самостоятельным человеком и научился принимать решения сам. Родители часто и подолгу были на гастролях и никогда не читали нам морали. А мы, молодые, безбашенные, любили устраивать в свободной квартире вечеринки, на которые приходили близкие друзья. Мама с папой, кстати, были только за. Ведь они были уверены, что мы не бегаем по подворотням, не пьем дешевую паленую водку. Дома есть хорошие напитки, которыми никто не отравится и не умрет. И в этом плане они были спокойны. Так вот, в один прекрасный вечер в гости пришел мой друг Серега со своей девушкой Настей, которая работала в должности хостес в ночном клубе. Очень красивая девушка. И я заметил, что она мне нравится. Я даже начал заглядываться на нее, оказывать знаки внимания, потом стали переписываться. А когда отношения Насти и Сереги разладились, я подставил ей правое плечо, потом левое. А затем сделал ей предложение. Теперь у нас растет сын Станислав.

Читайте также:
Как сделать помещения светлее без светильников: лучшие приемы

Не могла я не встретиться и с младшим внуком Юрия Владимировича – Максимом, благо он тоже работает в цирке. И попросила его рассказать о дедушке.

– Большую часть лета мы проводили на даче в Валентиновке, поэтому я помню дедушку веселым и добрым. Он всегда с нами занимался, даже где-то баловал, приносил нам с братом какие-то «Киндер-сюрпризы», играл. Мой дедушка был прекрасным рассказчиком и душой компании, я же никогда не старался быть хохмачом или шутником, но вроде иногда и у меня получается. Моя девушка говорит, что из меня мог получиться клоун. Но я никогда не думал об искусстве, это не мое. И потом, вы знаете, все-таки дедушка был таким человеком, которого знала вся страна. Сравнения явно не в мою пользу.

Дедушка был человеком в единственном экземпляре, один на миллион. Но и без цирка жить я уже не могу, тут мой дом, моя семья, поэтому я занимаюсь гастролями за рубежом. Ведь цирк без этого существовать не может. Наших артистов хорошо принимают всюду, очень любят русских в Японии. Зрители очень бурно реагируют на номера наших артистов. Ведь медведь на арене для них – шок, экзотика. И наши воздушные гимнасты для них особенные, совершенно другие.

Кстати, моя бабушка Татьяна Николаевна всегда интересуется, как проходят выступления за границей, и всегда, несмотря ни на что, посещает все премьеры программ. Даже когда у нее были серьезные проблемы со спиной, она находила в себе силы прийти в цирк, который носит имя ее мужа.

Сейчас бабушке 84 года, она хорошо себя чувствует, очень активная, веселая и упертая. Если что решила – обязательно сделает. А еще с ней приятно поговорить по душам, она сама цирковой человек, поэтому всегда даст хороший совет и, конечно, вспомнит, как работал дед. Кстати, мою 22-летнюю девушку тоже зовут Татьяна, мы с ней давно уже познакомились, она студентка Финансовой академии, работает в крупной компании. Я ее уже и с сестрой Машей познакомил. На новогодние каникулы мы поехали кататься на горных лыжах и заглянули в Мюнхен, ведь там живет сейчас моя старшая сестра. Она очень приятный человек, с ней хорошо общаться. Правда, часто видеться не получается. Но мы стараемся.

Всё, иду работать в цирк: как живёт директор цирка на Цветном бульваре Максим Никулин

На чтение: 3 минуты Нет времени?

Помните мальчика, бегущего по волнам в знаменитой кинокомедии «Бриллиантовая рука»? Не многие знают, что его сыграл сын Юрия Никулина. К сожалению, Максим не стал актёром, а закончил журфак, некоторое время работал телеведущим и после смерти отца занял его место и стал директором цирка на Цветном бульваре. Сегодня в обзоре HouseChief мы расскажем о необычной двухэтажной квартире Максима Никулина и обо всех особенностях её обустройства.

Читайте в статье

Оригинальный выбор дизайна

Когда дети Максима Никулина выросли и выпорхнули из родительского гнезда, супруги решили полностью изменить свою жизнь и купили просторный пентхаус площадью 90 кв. м, занимающий два верхних этажа жилого комплекса в центре Москвы. Для оформления интерьера пригласили профессионалов дизайн-студии, которые предложили обустроить квартиру нестандартной планировки в современном индустриальном стиле.

Создать лофт было непросто. Апартаменты расположены в доме, в котором до революции была фабрика. Верхние этажи надстроены во время реставрации, поэтому старинной кирпичной отделки не было. Дизайнеры нашли идеальный выход – облицевали стены оригинальным кирпичом XIX века, который им предложила студия «Мастерские Братьев немцеВ». На одном фрагменте было даже клеймо «Максимовский».

Планировочные решения в интерьере

В первую очередь дизайнеры решили выполнить планировочные изменения в квартире. На первом этаже не стали устанавливать перегородки, а всё пространство отвели под гостиную с кухней и обеденной зоной. Второй ярус заняли приватные покои хозяев: спальня, ванная комната и гардеробная.

Для отделки пола использовали паркетную доску цвета орех, стены облицевали старинным кирпичом. На потолке над функциональными зонами установили белоснежные споты. Панорамные оконные конструкции заменили стильными чёрными стеклопакетами.

Небольшая функциональная прихожая

Холл от общего пространства отделяет стильная раздвижная перегородка со вставками из матового стекла. На тёплый пол уложили керамогранит серого оттенка. Стены покрасили белоснежной краской. В прихожей установили командор, крайние дверцы которого изготовлены из массива, на центральном полотне закрепили высокое зеркало.

ФОТО: pufikhomes.com В холле поставили оригинальный пуф из белого цемента в виде двух полушаров

Оформление зоны отдыха

В зоне отдыха спинкой к кухне поставили угловой диван с невысокими подлокотниками с одной стороны. Светло-серая обивка гармонично вписывается в индустриальное оформление пространства. Перед ним поставили эффектный столик из массива на колёсиках с дополнительной полочкой в нижней части. Поверхность покрыта матовым защитным лаком, который подчёркивает уникальную природную текстуру.

ФОТО: rehouz.info В зоне отдыха постелили оригинальный ковёр с принтом, напоминающим срез бетона

Возле кирпичной стены установили стеллаж из металла, покрашенный в чёрный цвет, с полочками на разных уровнях. Нижнюю часть закрыли деревянными фасадами. Под лестницей над невысоким стильным комодом закрепили огромный телевизор.

ФОТО: pinterest.ru В зоне отдыха поставили стильное дизайнерское кресло с высокими ушками из натуральной кожи

Деревянные ступени двухпролётной лестницы установлены на центральных металлических двутавровых балках, покрашенных в чёрный цвет. Ограждение выполнено из высокопрочного прозрачного стекла.

ФОТО: archimir.ru Зону отдыха освещают панорамные окна, в дополнение к ним на потолке установили шинные светильники

Стильная кухня и обеденная зона

Во время оформления кухонной зоны хозяева попросили дизайнеров запланировать побольше открытых систем хранения. Дело в том, что Максим Никулин уже много лет коллекционирует фигурки такс, которые он привозит из разных уголков мира. К тому же в последнее время у всех друзей стало традицией приходить в дом с миниатюрным подарком.

Читайте также:
Светильники из веток, ваты, салфеток: уникальные техники создания приборов

ФОТО: archimir.ru Вдоль стены в портале из амбарной доски разместили высокий кухонный гарнитур с пеналом для бытовой техники

Хозяйка дома часто готовит и любит принимать гостей, поэтому она изначально планировала кухню с большим количеством открытых полочек и островом, за которым можно сидеть на высоких барных стульях.

На нём установили индукционную варочную панель. Над ней закрепили стильную вытяжку круглой формы. Металлический каркас служит не только ярким акцентом в интерьере, но и местом для хранения медной кухонной утвари. Рядом пристроили белоснежную барную стойку, изготовленную из массива.

Столовую зону организовали возле панорамного окна. Здесь поставили невысокий обеденный стол из массива, покрашенный в белый цвет, и несколько стильных дизайнерских кресел с чёрно-коричневой обивкой из натуральной кожи.

ФОТО: annalena.ru Стену в обеденной зоне украшает картина «Облака» кисти Татьяны Гостевой

Уютная спальня супругов

Несмотря на общее оформление в стиле лофт, супруги попросили дизайнеров смягчить индустриальное направление и разбавить его цветом. Если на первом этаже в качестве основного акцента выступает старинный кирпич, то для верхнего яруса использовали нежный пыльно-розовый оттенок в сочетании со светло-серым.

Главное место в спальне занимает большая кровать с мягким изголовьем. Над ним на фоне бетонной стены эффектно смотрится круглая картина «Нездешние цветы» художника Татьяны Неги. От лестничного марша зону отдыха отделяет металлический открытый стеллаж.

На противоположной стене между стеллажами установили несколько закрытых шкафов, в одном из которых находится рабочее место супруги Максима Никулина. Дополняют стильное оформление спальни потолочные парные светильники, дизайнерские подвесные люстры по обе стороны кровати и ковёр с геометрическим принтом.

Современное наполнение ванной комнаты

Ванная комната от спальни отделена перегородкой с раздвижной дверью. В верхней части установлено высокопрочное стекло. Внутри всё помещение облицовано керамогранитом. Около входа поставили стильную тумбу, изготовленную по индивидуальному заказу, и необычный высокий умывальник конусообразной формы.

Украшают пространство картина «Смешение» кисти художника Тани Квят, эффектный стеллаж из металла с деревянными полочками и стильный полотенцесушитель чёрного цвета. В душевой установили многофункциональный смеситель и тропический душ.

Глава цирка на Цветном Максим Никулин: «Русский цирк в Европе ещё помнят»

23 октября новый сезон открывает цирк на Цветном бульваре, который на днях отметил своё 135-летие. Долгие годы старейший цирк Москвы возглавлял Юрий Никулин, а после смерти известного артиста на место генерального директора и художественного руководителя коллектив выбрал его сына Максима Никулина.

Корреспондент АиФ.ru встретилась с Максимом Никулиным, чтобы узнать, как отразились на деятельности цирка ослабление рубля и санкции, а также какое отношение к цирку на Цветном бульваре имеют скандалы в Росгосцирке.

О цирковом искусстве

Елена Дудник, АиФ.ru: Как вы отметили юбилей основания цирка? И приурочена ли к этой дате ваша новая программа «Карнавал»?

Максим Никулин: Если говорить о дате, то её мы никак не отмечаем, нет у нас таких традиций. А то, что касается нового сезона, который открывается 23 октября, то его мы к этому событию если не «подтянули», то хотя бы сделали на это большой намёк. Цирк в Россию приехал из Италии, прославленные мастера Труцци, Чинизелли сначала привезли к нам своих артистов, а потом уже здесь воспитывали наших. Первые ассоциации с Италией — карнавал, Венеция, Рим, маски — из этого и выросла тема новой программы, для которой мы пригласили итальянского режиссёра Антонио Джиарола, известного мастера крупномасштабных постановок и действ в Европе.

В «Карнавале» мы не возвращаемся в прошлое, но колорит и атмосферу пытаемся воссоздать. Это не тематический спектакль, не сюжетный спектакль, но в нём есть свои персонажи, которые сопровождают действо по всему ходу. В новой программе мы собрали самое лучшее, самое значимое и интересное, представили те жанры, которые сегодня в российском цирке практически отсутствуют.

— Как с годами изменяются цирковые жанры, и какие сегодня наблюдаются тенденции в этом искусстве?

— Говорить о потерях и находках в цирковых жанрах бессмысленно: они появляются, исчезают, сливаются, раздваиваются — у них своя особая жизнь. А из тенденций, которые наблюдаются в последние 20 лет, можно отметить большую театрализацию и приход в цирк драматургии. Это касается не только спектаклей, но и отдельных номеров. Кроме того, мы постепенно уходим от продажи смертельных номеров и от рекордных трюков. Рекорды — это Олимпийские игры и чемпионаты мира, а цирк — это искусство. Искусство может быть более профессиональным или менее профессиональным, но, к счастью, на Цветном бульваре мы имеем дело только с очень профессиональным цирком.

О кризисе

— Как повлияли на деятельность цирка экономический кризис и санкции, приходится ли проводить политику «импортозамещения»?

— Цирк отстранён от каких-либо политических событий и, как ни странно, от экономических тоже. Достаточно вспомнить, что в годы войны цирки в Советском Союзе работали, и люди туда ходили, чтобы на какое-то время забыть о том кошмаре, который их окружал. В 1990-е годы, когда непонятно что происходило в нашей стране, люди тоже продолжали ходить в цирк. И сегодня так называемый экономический кризис мы на себе не ощущаем, люди к нам приходят.

— А на стоимости билетов кризис не отразился? И собираетесь ли вы поднимать цены в ближайшее время?

— Мы не поднимали цены на билеты уже пять лет. И в ближайшее время менять это не собираемся. Сначала посмотрим, как отработаем новый сезон. А после, если и будет подъём цен, то крайне незначительный. Всех денег не заработаешь, а того, что мы сейчас получаем, нам вполне хватает. У нас нет ни субсидий, ни спонсоров, ни дотаций. Есть сторонние источники, но они гомеопатические и серьёзной роли в бюджете не играют. Мы на свои деньги работаем, и практически 99% нашего дохода — выручка от продажи билетов.

Читайте также:
Где живет Тимати: квартира в Москве и заграничная недвижимость

Самое важное, что мы никому не должны и можем делать внутри себя всё, что хотим, это касается и финансовой, и творческой политики. Нам не с кем согласовывать, и это большое счастье, что мы не государственная структура.

О скандалах в Росгосцирке

— Многие считают, что уход ведущих артистов из Росгосцирка можно считать началом ликвидации цирка в России. Согласны ли вы с этим мнением?

— Безусловно, не согласен. Конец компании Росгосцирк — тоже не согласен. Артисты же не ушли в космос, не уехали в Америку; они остались в России и будут здесь работать. Да, у них разногласия с компанией Росгосцирк, но я не представляю себе в этой сфере таких разногласий, которые нельзя разрешить путём переговоров или компромиссов.

В центре всего конфликта лежит финансовая составляющая: никто не скрывает — артисты считают, что их незаслуженно увольняют, им недоплачивают и разоряют налоговыми отчислениями. А руководство Росгосцирка справедливо считает, что нужны деньги на работу, реконструкцию цирков и их содержание. Но лично моё мнение: Росгосцирк в том виде, в котором он сегодня существует, не нужен. Компания должна быть выстроена применительно к сегодняшней рыночной схеме. Уже давно многие экономические взаимоотношения не стыкуются с теми порядками и правилами, которые были заведены ещё при советской власти и до сих пор сохранились в Росгосцирке. Многое в нём надо менять.

— Конфликт недавно уволившегося Сергея Нестерова с Росгосцирком коснулся и вас. В новой программе цирка на Цветном бульваре знаменитый дрессировщик будет выступать с тиграми, которых Росгосцирк называет своей собственностью и запрещает использовать артистам в личных целях. Как на сегодняшний день разрешился этот конфликт?

— Все эти конфликты не могут нас не коснуться, потому что мы часть этого мира. Но с другой стороны, это не может на нас отразиться, потому что мы другая часть мира, обособленная. Это нам симпатий не прибавляет, но мы уже привыкли.

Для меня главное, что я подписал контракт. В этом контракте указаны животные. Они у меня уже репетируют и будут работать весь сезон. В юридическом плане я защищён, а чужие разногласия — не мои. Одни говорят, что это их тигры, другие говорят — это их животные. Вот если у меня спросят: «Это твоя машина?» — то я покажу им технический паспорт. А на вопрос «Это твои тигры?» в качестве ответа тоже должны быть официальные бумаги и у тех, и у других. Поэтому я этот спор не понимаю, он бессмысленный. Или ни у тех, ни у других нет бумаг — тогда это ничьи тигры. Или всё это в конце концов можно разрешить путём судов.

— По мнению руководства Росгосцирка, то, что артист, работающий в государственной компании, может заниматься частным прокатом своих программ, и привело к конфликту между артистами-прокатчиками и госкомпанией. Как, по вашему мнению, следует разрешить сложившуюся ситуацию?

— Прокатчики и артисты — это две разные профессии. Это то же самое, что импресарио и директор цирка. Нельзя быть в один момент прокатчиком, а в другой артистом — отсюда и долги. Менталитет артистов — получать деньги, а в какой-то момент они начинают возмущаться: «Почему у меня их забирают?». Забирают, потому что такие правила, и ты сам под ними подписался. А когда артисты говорят, что их вынуждали соглашаться на такие условия, то это звучит странно, ведь на дворе не 1990-е годы, не с паяльниками же к ним не приходили.

Все эти конфликты и вопросы можно решить за пять минут. Но вместо этого из них делают акции, поднимают гильдию, подписывают петиции. У этих людей столько свободного времени, что хочется сказать: «А вы работать не пробовали?».

О русском и зарубежном зрителе

— Расскажите, а как изменилась ваша публика за последние годы? Кто сейчас покупает билеты в цирк?

— Публика, конечно, изменилась, она стала искушённее. Ещё 20 лет назад мы поставили себе достаточно высокую планку, и теперь ей непросто соответствовать.

Если сравнивать социальные категории зрителей, то к нам приходят все. От людей, которые приезжают с охраной на бронированных лимузинах, до тех, кто приходит пешком, экономя деньги на метро. Все они для нас одинаково важны.

— Как часто у вас бывают зарубежные гастроли? И какое в Европе отношение к русскому цирку?

— В Европу русский цирк с гастролями не ездит около 40 лет. Единственное исключение — это цирк на Цветном бульваре. 3 года назад я вывез свою труппу во Францию, где мы очень хорошо отработали в 4 городах, но не заработали ничего. Это был не коммерческий проект, а проба пера, чтобы при более благоприятном стечении обстоятельств воспользоваться опытом.

Европа консервативна, русский цирк там ещё помнят, но внушить зрителям, что на него нужно ходить, непросто. Надо людей к этому постепенно приучать, объяснять, ломать их консерватизм. К тому же в Европе в цирковой среде серьёзная конкуренция: всё уже давно поделено. Для того чтобы серьёзно конкурировать, нужны большие инвестиции, а в бюджете нет такой статьи. Сегодня вкладывать около миллиона евро в раскрутку проекта, который будет приносить доход только через 2–3 года, никто не хочет.

Я не раз говорил — чтобы восстановить слегка пошатнувшийся российский имидж в той же самой Европе, лучше цирка ничего не придумаешь. Потому что цирк — это дети, добро, позитив.

О династии Никулиных

— Вы руководите «Московским цирком Никулина на Цветном бульваре» уже с 1997 года. Как известно, многие сомневались, что вам удастся так долго продержаться на этой непростой должности. А вы сами как думали?

— Сначала я пришёл сюда просто помочь своему отцу и не собирался менять профессию журналиста, но потом втянулся. А когда не стало Юрия Никулина и коллектив выбрал меня на должность генерального директора, то это была уже другая ответственность. Сначала тяготил некоторый момент обречённости, потому что я уже не мог «соскочить», ведь было доверие людей и ответственность перед отцом. А быть обречённым даже на счастье — это всегда если не коробит, то как-то мешает. Но со временем эта мысль перестала меня доставать, ведь главное, что есть чувство полезности, а это, как мне кажется, главный стимул для человека в любой работе.

Читайте также:
Галька в интерьере: лучшие решения для стильного дома

И я, и люди, которые меня выбирали, прекрасно понимали, что я никогда не смогу быть адекватной заменой Юрию Никулину, да и нет такой замены. Но с фамилией Никулин я могу добиться для цирка большего, чем любой другой человек с фамилией Иванов.

— В цирке на Цветном бульваре работают и два ваших сына. На их выбор места работы повлияла та самая «обречённость», или это было самостоятельное решение?

— Это был их личный выбор. Они, как и я в своё время, выбрали нейтральный вуз, а потом уже пришли сюда. Старший сын Юрий работает в направлении рекламы, спецпроектов, а младший — Максим — занимается зарубежной работой и гастрольной деятельностью. Конечно, я доволен, что они занимаются цирком, и дед был бы доволен, но главное, что им это нравится и ни один из них здесь не отсиживается.

Внук Никулина не смог стать клоуном

Незабываемый клоун, неподражаемый актер кино, артист Советского Союза. Имя Юрия Никулина известно каждому. Гениальный мастер перевоплощений умер 16 лет назад, но когда приходишь в цирк на Цветном бульваре, веришь: сейчас он выйдет на арену в нелепом костюме и улыбнется, как умеет только он. Чем сейчас живет цирк, где Юрий Владимирович проработал полвека и которому отдал все, что имел, рассказывает сын великого артиста – директор цирка на Цветном бульваре Максим Юрьевич Никулин.

В кабинете любимого артиста уютно и светло. Всюду памятные фотографии, портреты Никулина, игрушки и забавные фигурки. Раньше за этим столом сидел Юрий Владимирович, а потом тут работала его жена Татьяна Николаевна. Она и сейчас хозяйка этого кабинета, но 84-летняя вдова известного клоуна редко посещает цирк. Хотя ее тут всегда ждут, ведь здесь ее дом, ее семья. Сын Максим – директор цирка, старший, 26-летний внук Юрий – руководитель pr-службы, младший, 24-летний Максим – специалист зарубежного отдела.

– Я думаю, что папа был бы доволен, как работает цирк, – говорит директор цирка Максим Юрьевич, – ведь последние двадцать лет он работает на подъеме. И нам удалось сохранить тот цирк, который он создал. Здесь – большая семья. Коммуналка, или, наоборот, – маленькая страна. Кто-то в цирк приходит, как в другой мир. Я в него вполз, потому что рос здесь с пеленок. И первых впечатлений о цирке у меня нет, ведь это мой привычный мир, с которым связано всё. Детство, юность, вся жизнь. Мой отец много работал, но летом мы ездили отдыхать на море и снимали маленькую комнату в Ливадии. Ну и конечно, если летом цирк работал на югах, мы были вместе. А так я родителей почти не видел, я жил у бабушки.

– Наверное, поэтому рано женились, чтобы иметь свою семью? Вам же было только 18 лет.

– Не каждый находит свою половину с первого раза. Отцу повезло, он сразу встретил маму. У меня было три попытки. А потом. На факультете журналистики я играл в рок-группе, и как-то наш звукооператор привел в коллектив девушку Машу, сестру своей жены. И она прекрасно играла на скрипке. Вот мы с ней уже 26 лет играем. Потом родились Юра и Максим. Когда сыновья были маленькими, я немного разъезжал. Самая длительная, месячная, командировка у меня была в Америку. Помню: сидим мы в офисе СNN в Нью-Йорке, а по телевизору показывают стотысячную демонстрацию на Тверской. И американцы говорят: «Плюйте на родину. У вас там будет переворот!» – и советуют нам остаться. Мы все посмеялись, ясно, что никто не останется. Но я шутки ради звоню жене и говорю: «Слушай, американцы предлагают мне тут остаться». А она отвечает: «Да не вопрос. Если ты останешься, тебе через месяц придут два ящичка. Один побольше, с надписью «Юрочка», а второй поменьше – «Максюша».

– Ничего себе! А как же Мария относится к избранницам ваших сыновей?

– Наши невестки – прекрасные девчонки. Младший Максим живет с Таней больше года, старший Юра не только женился, но и они с Настей подарили нам внука Стасика. У меня трое детей, но когда берешь на руки внука – это совсем другое. Я когда взял Стасика на руки, меня даже на слезу пробило.

– Максим Юрьевич, с дочкой от второго брака Машей поддерживаете отношения?

– Так получилось, что когда мы со второй женой развелись, Машеньке было всего три года. Ну что такое три года? Дочка, конечно, меня не помнила. Они уехали в Германию. А пять лет назад мне позвонила бывшая жена. Маше необходима была операция. Конечно, я хотел помочь. Дочь приехала в Москву, легла в больницу. Операция прошла успешно, а после выписки Маша пришла в гости. И я познакомился с уже взрослой дочерью. Она большая молодец, врач-нейрохирург, в этом году ей будет 33 года. У нее замечательный муж, и сейчас они думают о ребенке. Теперь они могут его себе позволить. Сначала они жили в Бонне, но там нет жизни. Переехали в Мюнхен. Теперь они купили собственное жилье и могут планировать рождение детей. Кстати, вот ребята с Машей очень хорошо дружат, созваниваются, встречаются.

Читайте также:
Дизайнерские идеи для маленьких квартир: лучшие варианты

Пользуясь случаем, я решила поговорить и с внуком великого Юрия Никулина, которого в честь деда назвали Юрой. И для которого цирк, как и для деда, – это и дом, и работа, и семья.

– Когда я впервые попал в цирк, не помню – был маленьким. Но я помню, что в детстве хотел стать воздушным акробатом. На отдыхе даже попытался попробовать. Это очень интересно, мне понравилось. Но уже тогда я понял, что если выберу работу циркового артиста, то погружусь в пятичасовые репетиции, тренажерные залы, балетные классы, спектакли. У меня появились сомнения, а этого ли я хочу. И понял: не мое. Но я всегда знал, что буду работать только в цирке! Я рано стал самостоятельным человеком и научился принимать решения сам. Родители часто и подолгу были на гастролях и никогда не читали нам морали. А мы, молодые, безбашенные, любили устраивать в свободной квартире вечеринки, на которые приходили близкие друзья. Мама с папой, кстати, были только за. Ведь они были уверены, что мы не бегаем по подворотням, не пьем дешевую паленую водку. Так вот, в один прекрасный вечер в гости пришел мой друг Серега со своей девушкой Настей, которая работала в должности хостес в ночном клубе. Очень красивая девушка. Когда отношения Насти и Сереги разладились, я подставил ей правое плечо, потом левое. А затем сделал ей предложение. Теперь у нас растет сын Станислав.

Не могла я не встретиться и с младшим внуком Юрия Владимировича – Максимом, благо он тоже работает в цирке. И попросила его рассказать о дедушке.

– Большую часть лета мы проводили на даче в Валентиновке, поэтому я помню дедушку веселым и добрым. Он всегда с нами занимался, даже где-то баловал, приносил нам с братом какие-то «Киндер-сюрпризы», играл. Мой дедушка был прекрасным рассказчиком и душой компании, я же никогда не старался быть хохмачом или шутником, но вроде иногда и у меня получается. Моя девушка говорит, что из меня мог получиться клоун. Но я никогда не думал об искусстве, это не мое. И потом, вы знаете, все-таки дедушка был таким человеком, которого знала вся страна. Сравнения явно не в мою пользу. Дедушка был человеком в единственном экземпляре, один на миллион. Но и без цирка жить я уже не могу, тут мой дом, моя семья, поэтому я занимаюсь гастролями за рубежом. Ведь цирк без этого существовать не может. Наших артистов хорошо принимают всюду, очень любят русских в Японии. Зрители очень бурно реагируют на номера наших артистов. Ведь медведь на арене для них – шок, экзотика. И наши воздушные гимнасты для них особенные, совершенно другие. Кстати, моя бабушка Татьяна Николаевна всегда интересуется, как проходят выступления за границей, и всегда, несмотря ни на что, посещает все премьеры программ. Даже когда у нее были серьезные проблемы со спиной, она находила в себе силы прийти в цирк, который носит имя ее мужа. Сейчас бабушке 84 года, она хорошо себя чувствует, очень активная, веселая и упертая. Если что решила – обязательно сделает. А еще с ней приятно поговорить по душам, она сама цирковой человек, поэтому всегда даст хороший совет и, конечно, вспомнит, как работал дед. Кстати, мою 22-летнюю девушку тоже зовут Татьяна, мы с ней давно уже познакомились, она студентка Финансовой академии, работает в крупной компании. Я ее уже и с сестрой Машей познакомил. На новогодние каникулы мы поехали кататься на горных лыжах и заглянули в Мюнхен, ведь там живет сейчас моя старшая сестра. Она очень приятный человек, с ней хорошо общаться. Правда, часто видеться не получается. Но мы стараемся.

«Папа на гастролях в Америке получал $8 в день»

У цирковых есть одна национальность — артист и один Бог — манеж, уверен Максим Никулин. Цирк на Цветном бульваре, где он директорствует, наконец открылся и готовится отметить 100 лет со дня рождения народного артиста СССР Юрия Никулина. Об этом Максим Юрьевич рассказал «Известиям» во время репетиций новой программы «Всё будет хорошо».

План на год

— Чем стартовали после длительного перерыва?

— Спектаклем к 100-летию со дня рождения Юрия Владимировича Никулина. Но пандемия все средства, которые мы аккумулировали, почти 400 млн рублей, съела — ушли на содержание цирка. А мы планировали основательно обновить техническую часть. Так что к премьере пришли практически без средств. На проект был жесткий бюджет — 10 млн. Не уложились, потратили 12 млн. Но на манеж выходят все звезды Цирка на Цветном бульваре. Эквилибристы, акробаты, жонглеры, воздушный полет, клоуны. А еще медведи, лошади, собаки. Один номер лучше другого.

Цены на билеты выросли?

— Немного. Стартовая цена, как и была, 600 рублей. Самый дорогой билет — 5 тыс. Эти билеты уходят первыми. После пандемии у нас пропали спекулянты. Люди не ходят в кассу — покупают в интернете. Правда, проблема с сайтами-подделками остается. Но с ними борются.

Генеральный директор и художественный руководитель цирка Максим Никулин во время просмотра новой программы «Всё будет хорошо» на арене Московского цирка Никулина на Цветном бульваре

Из-за 50-процентной заполняемости аншлага не будет. Заработать не получится, прибыль для нас начинается с 60%. Но мы не теряем, а значит, зарабатываем. В наше время это уже плюс. Мне кажется, всё будет хорошо. Недаром так наша программа называется.

— Хотите поднять дух зрителей?

— Нет, это просто старая еврейская песня, которую любил мой папа. В ней припев: «Всё будет хорошо, к чему такие спешки? Всё будет хорошо, и в дамки выйдут пешки. И будет шум и гам, и будут сны к деньгам, и дождички пойдут по четвергам».

Читайте также:
Какие цвета подойдут для декорирования дома: подбираем лучшую комбинацию для Нового года

— 100 лет со дня рождения Юрия Никулина будет 18 декабря. Но уже сейчас открылась посвященная ему выставка в здании Совета Федерации. Почему там?

— Это была инициатива Совета Федерации. Мы приехали туда обсудить планы. А когда там узнали, что хотим организовать еще и выставку, предложили сделать ее у них в фойе. Мы предоставили личные вещи Юрия Владимировича: костюмы, фотографии, записные книжки, детские игрушки. На открытие пришла Валентина Матвиенко.

Мы у всех просили помощи на юбилейные мероприятия, которые еще состоятся в течение года. Будут гастроли цирка в Санкт-Петербурге. Папа защищал Ленинград в войну. Будет еще большой концерт в Смоленске, на его родине.

— А что в день рождения Никулина будет в цирке Никулина?

— Особенная программа. Пригласим звезд. А еще планируем вечер в Кремлевском дворце. Там тоже будет эстрадно-цирковое представление. Сейчас думаем над концепцией, ищем режиссера.

Звезда за $8

— Цирк — вечный праздник. Вам есть что возразить на это?

— Когда папа стал работать в цирке коверным клоуном, то столкнулся с кучей бытовых проблем. Жили в неотапливаемых гримерках. Папа стал сетовать, а пожилой артист сказал ему: «Милок, ты не думай — до цирка советская власть еще не дошла».

Раньше цирком занимались, потому что у СССР было три выездных кита: Большой, спорт и мы. Если в спорте, чтобы доказать преимущество социалистической системы, надо прыгать выше, бегать быстрее, то театр и цирк были источниками валюты. А артистам платили копейки. Папа на гастролях в Америке получал $8 в день. В Большом платили больше, но тоже не сильно много.

Дрессированные собаки во время циркового номера «Карамель» в новой программе «Всё будет хорошо» на арене Московского цирка Никулина на Цветном бульваре

Однажды папа поломал эту систему. В конце 1980-х цирк отправился на фестиваль в Париж. Артисты наши завоевали кучу медалей и получили хорошие призовые, а после пришли к папе сдавать валюту. Он сказал: «Быстро идите и потратьте ее». Приехав в Москву, пошел с отчетом в главк. А там ему: «Давайте». — «Чего?» — «Деньги. Вы же медали получили». — «Я не знал, меня не предупредили. Артисты же заработали эти деньги». — «Товарищ Никулин, ну что вы прям как маленький!»

— Наказали?

— Нет, все-таки статус и звание народного СССР. Сказали только, что им теперь «отмазываться наверху».

— Многих российских артистов переманил Цирк Дю Солей. Но пандемию не пережили даже канадцы, разорились. Наши вернулись на родину?

— Не сидеть же им без денег. Хотя не все вернулись. Чем привлекателен для наших артистов «Дю Солей»? С ними подписывали контракт сразу на два года. Кстати, канадцы не такие уж большие деньги платили — средние.

— Но больше, чем в России?

— Больше, однозначно. Хотя сегодня ведущие артисты нашего цирка получают €500 за выступление. В «Дю Солей» оплачивали рабочий день, а мы — спектакль. Если в среднем 25 представлений в месяц, посчитайте.

Ваши артисты — состоятельные люди?

— Естественно. Но сейчас мы ужали всё что можно. Артисты понимают, что, если будут просить прежние ставки, не заработают вообще. В Европе тоже гонорары упали в среднем на 40%.

Всё сломать!

Недавно был выбран новый глава Росгосцирка. Вам никогда не предлагали эту должность?

— Было. Я отказался. Сейчас ни один самый гениальный продюсер, будь хоть сам Билл Гейтс, в Росгосцирке ничего не сделает. Это старая машина, она не поедет. Вы можете колеса заменить, руль, сиденья обтянуть кожей крокодила, но если мотор сдох, это уже не средство передвижения. Нужен новый автомобиль. В Росгосцирке надо всё менять, а сделать это никто не позволит.

— За 13 лет в госкомпании сменилось девять руководителей. Людям не дают развернуться или они не оправдывают доверие?

— Не в этом дело. В Министерстве культуры спрашивали мою точку зрения, я писал им рефераты. Там кивали головой, но ничего из предложенного мною не сделано.

Генеральный директор и художественный руководитель цирка Максим Никулин

Мир стал другим, а структура та же, и бюрократия тоже. За рубежом нет «Франкцирка», «Италцирка» — есть артисты. У нас есть уникальная система, национальный цирк, и его надо поддерживать, именно поддерживать, а не направлять и не руководить.

А потом, чего греха таить, Росгосцирк — это деньги, и очень серьезные. Государство дает на него около 1,5 млрд в год. Как говорят на Уолл-стрит: «Миллиард туда, миллиард сюда, и в конце концов речь может зайти о серьезных деньгах». Надо всё ломать и строить совсем другое. И да, там будет меньше возможности.

— . воровать?

— Да. Цирк состоит из трех направлений. Первое — творчество: новые номера, аттракционы, режиссура, композиторы, художники по костюмам. Второе — бизнес: билеты, зрительный зал, публика. Третье — управление: здание, транспорт, техническая сторона. На что дает деньги государство? На здания, половина которых доведена до состояния разрухи. Но даже если цирки будут новенькие, как елочные игрушки, работать в них кто будет? А кто туда будет ходить? Если в цирке проблемы, народ не пойдет, никого не обманешь.

Мама моя ностальгически с пафосом говорила: «Неужели не вернутся времена, когда на Цветном бульваре зимой жгли костры, люди ночевали на улице, чтобы первыми купить билеты на премьеру?» Я отвечал: «Мама, побойся бога. Время какое!» Раньше из развлечений были пара каналов телевидения, радио «Маяк», кинотеатры с одинаковым набором фильмов и цирк. Сейчас глаза разбегаются от предложений куда пойти.

— У цирка серьезная конкуренция?

— Очень. Но при этом последние три года, не беру пандемию, билеты продаются на 98%. Если в этом изобилии развлечений люди всё равно приходят в цирк, значит, им это нужно, интересно.

Читайте также:
Синий цвет в интерьере: правильные сочетания и удачные стилевые решения

Ведь цирк — это немного из детства. Считается, что человек ходит сюда три раза в жизни. Впервые с родителями, потом он ведет в цирк своих детей, а позже внуков. Собираясь в цирк, подсознательно люди хотят увидеть то, что было в детстве: свет, музыка, клоуны, животные. И если там что-то другое, к чему люди не готовы, они чувствуют себя обманутыми.

Поэтому мы у себя воплощаем традиционные цирковые жанры. Как говорят англичане, по-настоящему элегантный человек должен хотя бы на сезон отставать от моды. Мода приходит и уходит, а классика остается.

Артисты выступают в новой программе «Всё будет хорошо» на арене Московского цирка Никулина на Цветном бульваре

— Сделать ретроцирк дешевле, чем осовременить?

— Нет. Всё сильно подорожало. Раньше считалось, что цирк не очень искусство. Когда моя мама сказала своей тетке: «Я познакомилась с молодым человеком. Он артист», та поинтересовалась: «В каком театре?» «Он в цирке клоуном работает», — был ответ. И тетка упала в обморок. Потом призналась, что последний раз клоуна видела в балагане еще до революции. Он был рыжий, пьяный, всё время падал и кричал: «Ой-ой-ой!»

С тех пор цирк сильно поменялся. А за последние лет 20 стал ближе к театру. У меня нет жонглеров, эквилибристов, у меня артисты. Каждый за 3–4 минуты рассказывает свою историю. И публике неважно, сколько сальто-мортале они увидят. Цирк — не Олимпийские игры, здесь рекорды не нужны. Если на манеже не артист, он неинтересен.

К деньгам!

— Цирковые Telegram-каналы — одни из самых злобных. Вам не кажется, что недоброжелателей в вашем цехе больше, чем в том же театре?

— Тут я с вами не совсем соглашусь. Мне есть с чем сравнивать. Давно, по семейным обстоятельствам, я был связан с миром Большого театра. Когда театр готовился к гастролям в Америке, на 80 человек отъезжающих поступило больше 200 анонимок.

Артисты, работающие в манеже, ерундой не занимаются, им некогда. А те, кого никуда не берут, строчат почем зря. Это как с фронтовиками. В свое время, работая на радио, я готовил программу к 40-летию Победы. В студию пришел маршал Покрышкин, трижды Герой Советского Союза. Мы никак не могли его разговорить. Он лишь отмахивался: «Зачем вам всё это?» Мы уже и водкой его поили, и Шульженко ставили. Ни в какую. В конце концов маршал пошел нам навстречу. Это к тому, что фронтовики никогда про войну особо не рассказывали. А те, кто в красках описывали, как победили Гитлера, дай бог, в штабе, а то и вообще в тылу сидели.

— Новомодные тенденции диктуют кино, сколько в фильме должно быть артистов разных рас и какой сексуальной ориентации. В цирке до такого не дошли?

На Западе сейчас много дурнины. Они не понимают, что творят. Но всё равно обратка будет. В цирке такого нет. Здесь никогда не стоял национальный вопрос. Есть одна национальность — артист. Никогда не выясняют религиозные взгляды. Потому что у нас один Бог — манеж, и ему все молятся.

— Какова судьба цирковых пенсионеров?

— По-разному складывается — у кого-то хуже, у кого-то лучше. Нагрузки в цирке запредельные, артисты переломанные, с выбитыми менисками, порванными связками. В силовых жанрах к 40 годам становятся инвалидами. Но при этом из цирка не уходят. Пожарная охрана, билетеры, гардеробщики — почти все наши бывшие артисты. Отец в последние годы своей жизни создал благотворительный фонд «Цирк и милосердие». Он помогает нашим ветеранам.

Генеральный директор и художественный руководитель цирка Максим Никулин

— Говорят, 13 — счастливое число в вашем цирке. Почему?

— Так и есть. Диаметр манежа 13 м, адрес — Цветной бульвар, 13. Сюда идет автобус № 13. Я не мистик, но что-то в этом есть. У меня на всех машинах номера 013.

В мистику не верите, а спиной к манежу садиться нельзя. Почему?

— Можно по шее получить.

— От кого?

— От любого, кто мимо проходит. Это скорее не примета, а техника безопасности. Если сидишь спиной в манеж, не видишь, что там делается. А там может быть что угодно: львы, например. Еще примета — в цирке нельзя семечки грызть, денег не будет.

— И вы не рискуете?

— Иногда. Дома. В карантин оторвался. Пандемия застала нас в Монако. От ограничений мы чуть не озверели. И как только разрешили выходить за продуктами и в аптеку, ломанулись в русский магазинчик между Ниццей и Антибом, который немцы держат. Пельмени, водка, соленые огурцы — и семечки!

Максим Никулин окончил журфак МГУ. В 1993 году пришел в Московский цирк на Цветном бульваре на должность директора-распорядителя. После кончины отца в августе 1997 года был избран генеральным директором. Награжден орденом Почета, орденом Дружбы. Академик Национальной академии циркового искусства.

Максим Никулин – биография, фото, личная жизнь, новости 2018

Максим Никулин: биография

Максим Юрьевич Никулин – директор «Цирка на Цветном бульваре», сын артиста Юрия Никулина.

Максим Никулин и Юрий Никулин

Максим родился 15 ноября 1956 года в столице СССР в семье цирковых артистов Юрия Владимировича и Татьяны Николаевны Никулиных. Когда в 1949 году Юрий сделал предложение Татьяне, внучке депутата Российской Госдумы 1 созыва, студентке Тимирязевской академии, родители девушки были не в восторге. Но Татьяна не послушала родных, вышла замуж. Вскоре стала помогать Юрию на арене, увлеклась цирком и осталась работать клоунессой.

Юрий и Татьяна Никулины

Семья жила в большой коммуналке в Арбатском переулке. В гостях у артистов часто бывали друзья: Виктор Некрасов, Булат Окуджава, Евгений Евтушенко, Евгений Урбанский. Но чаще всего родители Максима пропадали на гастролях в СССР и за рубежом. Воспитанием Никулина-младшего занималась бабушка. На лето удавалось вместе с родителями попасть на юг дикарями или в составе цирковой труппы, которая иногда отправлялась на море с гастролями.

Читайте также:
Как сделать пол эксклюзивным: выбор и укладка художественного паркета

Максим Никулин в детстве с отцом

Мальчик посещал общеобразовательную школу, часто шалил и, бывало, разбивал окна. В подростковом периоде увлекся музыкой. Максим Никулин вместе с друзьями создал собственную музыкальную группу, в которой играл на гитаре. В раннем возрасте состоялся дебют Максима Никулина в кино. Он снялся в комедии «Бриллиантовая рука» вместе с отцом. Максим исполнил роль мальчика, безмятежно шагающего по воде.

Максим Никулин и Андрей Миронов в фильме «Бриллиантовая рука»

Второй работой в художественном кино Максима Никулина стала роль школьника в комедии Александра Митты «Точка, точка, запятая…». В съемках детского фильма приняла участие вся семья Никулиных. Татьяна и Юрий сыграли родителей главного героя Алеши Жильцова, который шалил в школе ничуть не меньше, чем их собственный сын.

В подростковом периоде Максим перенес тяжелое заболевание, после чего врачи вынуждены были удалить мальчику одну почку. Из-за болезни Никулина-младшего уже не имели права призывать в армию.

Журналистика

После школы в 1972 году сын Никулина поступает на факультет журналистики. Неожиданно юноша увлекся профессией, с третьего курса перевелся на вечернее отделение и устроился в редакцию газеты «Московский комсомолец» корреспондентом. Максиму пришлась по вкусу работа без выходных, в молодежном издании, но через три года после смены главного редактора молодого журналиста уволили без объяснения причины.

Максим Никулин и Юрий Никулин

Некоторое время Максим сидел без работы, пока не нашел объявление о наборе сотрудников редакции радиостанции «Маяк». На новом месте от журналистов требовалось обязательное посещение курсов по развитию речи и литературных занятий, на которых разбирались речевые ошибки, допущенные в эфире. Работа на государственной радиостанции стала для Максима настоящей школой профессионализма.

Максим Никулин на радио

После 10 лет деятельности на радио Никулин перешел на телевидение. С 1986 года Максим Юрьевич занимался редактурой новостной программы «Время», а затем устроился ведущим в программу «Утро» – пригодилась закалка, полученная на «Маяке». Но любовь к шалостям осталась: Максим Никулин досаждал начальству неакадемичным поведением в кадре. Ведущий первым в стране стал рассказывать в эфире еврейские анекдоты, за что его невзлюбили и русские, и евреи.

Творчество и цирк

В 1993 в «Цирке на Цветном бульваре» произошла трагедия – был убит директор труппы Михаил Седов, и Юрий Никулин попросил сына помочь в финансовых вопросах. Максим Никулин согласился потрудиться в свободное время бесплатно, из чувства солидарности к отцу. Но работа увлекла Максима, и через год, уволившись с телевидения, журналист официально возглавил цирк Юрия Никулина. Вместе отец и сын проработали 4 года до смерти Никулина-старшего.

Максим Никулин с сыновьями

В 1997 году Максим Никулин занимает пост генерального директора и художественного руководителя Московского цирка Никулина на Цветном бульваре. Через три года появляется на телевидении с проектом «Мой цирк», который вел на телеканале «Культура» в течение трех лет. В 2003 году Максима Никулина приглашают на «Первый канал» в передачу о цирковом искусстве «Форганг». Никулин-младший – частый гость в биографических передачах об отце и знаменитостях. В 2000-е годы Максим Юрьевич снялся в 8 документальных фильмах.

Директор цирка Максим Никулин

Помимо выполнения обязанностей директора цирка Никулин-младший становится членом жюри международных цирковых фестивалей. Максим Никулин – частый гость в Монако, где в столице Монте-Карло ежегодно проходит цирковой конкурс. В 2014 году Максим Юрьевич понес еще одну невосполнимую утрату: скончалась мама Татьяна Николаевна. С уходом Никулиной старшим в семье остался Максим. На почетном месте в центре директорского кабинета висит фото Юрия Никулина.

Личная жизнь

Личная жизнь Максима складывалась непросто. Первый раз молодой человек женился в 18 лет на школьной приятельнице, но уже через год молодожены развелись. Второй раз Максим зарегистрировал отношения в начале 80-х годов, в семье сразу же родилась дочь Маша. Но в 1984 году журналист вновь подал на развод.

Максим Никулин с женой

Третий раз Максим не спешил. Познакомившись с Марией в общей компании, молодой корреспондент долго не решался на серьезные отношения. Девушка училась в институте управления. Молодые люди начали жить вместе в квартире Никулиных на Бронной и расписались, только когда родился первенец Юрий. После рождения второго сына Максима жена Никулина создала собственную лингвистическую школу, которой долгое время руководила. Затем переключилась на туристический бизнес, попутно выполняя функции экономического директора в проектном институте.

Максим Никулин с семьей

Оба сына Максима Никулина закончили продюсерский факультет школы-студии МХАТ, сейчас работают в «Цирке на Цветном» в отделе менеджмента. Сергей женат на девушке по имени Анастасия, в 2009 году супруги подарили родителям внука Станислава. Старшая дочь Максима Никулина живет в немецком городе Мюнхене вместе с мужем и матерью. Мария работает нейрохирургом. Дети Максима Никулина дружат между собой, и сыновья часто бывают в гостях у сестры.

Максим Никулин сейчас

В конце 2016 года на «Первом канале» состоялся показ программы «Наедине со всеми», в которую Юлия Меньшова пригласила Максима Никулина. Представитель цирковой династии поведал об особенностях работы российского цирка, а также о некоторых фактах биографии собственной семьи.

Сейчас Максим Никулин полностью погружен в работу труппы «Цирка на Цветном». В феврале 2017 года состоялась премьера новой концертной программы «Магия цирка». Невероятные трюки, лавирование над фонтанами воды, перемещение в пространстве – все это теперь можно увидеть в исполнении российских артистов цирка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: