Гравюра при помощи куска линолеума: необычная методика для домашнего творчества

Как сделать линогравюру или чем заняться на выходных

Автор: Альберт · Опубликовано 2014/03/09 · Обновлено 2019/09/04

Поначалу дочка совсем не оценила подаренные ей на 8 Марта куски линолеума и какие-то резцы.
— Линогравюра? Неа, не знаю.
Пришлось знакомить, а через пару часов Александру буквально накрывало от восторга и она издавала какие-то гортанные звуки. Сейчас я расскажу как всё было.

Для линогравюры потребуются резцы (штихели):

… и конечно линолеум (тот самый “лино” в названии техники), толщиной не менее 2,5 мм. Я купил 5-ти миллиметровый прямо в художественной лавке (сайт) и это оказалось довольно дорогой покупкой — 540 руб. за один лист 20*30 см. На линолеуме была вот такая маркировка с обратной стороны:

Рисунок будущей гравюры Александра нарисовала прямо карандашиком, после чего немедленно приступила к вырезанию (гравированию). Главное не держать нерабочую руку впереди резца, иначе можно серьёзно пораниться! Линолеум прекрасно режется:

Важно понимать два момента:

  1. Всё, что вырезается и имеет углубление, будет белым на бумаге, то есть без краски. Всё остальное будет покрыто краской. Это называется “высокая печать”. Чем больше вы отсекаете лишнего, тем светлее будет гравюра!
  2. Будущую линогравюру нужно рисовать зеркально. Особенно надписи!

Моя первая в жизни гравюра готова:

Наотсекал на 25 грамм :)

Что составило больше 20% от изначального веса куска линолеума:

Но не будем отвлекаться, пора делать первый оттиск! Серьёзные дяди и тёти рекомендуют использовать специальную типографскую краску для высокой печати типа немецкой “Аква-Линоль” от Nerchau. Благодаря своей пластичности, она даст чёткие контуры и равномерную окраску поверхности. Однако, купить такую краску в вышеупомянутой лавке мне не удалось и я решил использовать обычные акриловые, что в приличном количестве скопились у нас дома.

Однако, акриловая краска очень быстро сохнет и самый первый оттиск получился довольно отстойный. Краска высохла мгновенно и я не успел сделать нормальный отпечаток:

Пришлось использовать замедлитель высыхания для акрила:

Капнули замедлителя, добавили красочки:

Поролоновым валиком раскатали до однородного состава:

И нанесли на гравюру:

Далее накрываем листом бумаги, на который будет переноситься картинка и как следует прикатали обычной столовой ложкой (ну и ладошками тоже :)

А вот и наш семейный лино-креатив!

Это моя не очень удачная попытка сделать лино-аватар. Получился просто некий дядька и его автопортрет:

“I am a cup” — младший Семён (9 лет) сделал вот такую кружку. Старшие дети сразу же указали ему на ошибку:

А ещё Сёмочка сделал вот такой table under cube. Вырезал минут за пять и получилось очень здорово на самом деле!

Даня сделал иконку Piano:

Сашуля (12 лет) забацала своего любимого кота Саймона:

Правда же прикольно? Присоединяйтесь!

В интернете много обучающих роликов по технике линогравюры. Мне понравился вот этот:


Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов

Линогравюра — это гравирование на линолеуме, печатная форма для так называемой высокой печати. Возникла линогравюра на рубеже XIX-XX веков с изобретением линолиума. В России, один из первых, серьезно стал заниматься это техникой Иван Павлов. С 1909 года Павлов, работая в типографии Ивана Сытина, стал применять для обложек и иллюстраций линогравюру вместо трудоемких литографии и цинкографии.

Этот мастер-касс рассчитан на новичков и предполагает использование подручных средств, а не профессиональных инструментов и материалов. Одним словом, для тех кто хочет просто попробовать и сделать это на «коленке»!

И так, что же понадобится для созданная нашей первой работы:

2. Режущий инструмент (резак, штихель, стамеска).

4. Резиновый валик.

7. Маркер и карандаш.

8. Столовая ложка.

Начинаем с создания эскиза. Выбираем близкий вам сюжет или тему и начинаем отрисовывать ее на бумаге. Так же вы можете скачать мой эскиз.

Работая карандашом сразу заштрихуйте объекты и формы, которые будут отпечатываться — это создаст правильное представление того каким будет изображение на печати.

Второй шаг это выбор и подготовка линолеума. Линолеум художественный — очень дорогой, поэтому мы будем использовать строительный, единственное что нужно учесть его толщина должна быть не меньше 2,5 мм, он должен быть твердым и однородным. Купить такой можно на строительных рынках или в специализированных супермаркетах, причем нередко там торгуют обрезками. Отрезаем кусок линолеума исходя из размеров эскиза с небольшими припусками с каждой стороны для удобства работы. Затем тщательно шлифуем всю поверхность наждачной бумагой (это делается для того, чтобы краска равномерно ложилась на нашу будущую форму).

Читайте также:
6 предметов, которые должны быть на каждом балконе

Шаг третий. Переводим на кальку рисунок с эскиза мягким карандашом (я использую карандаш 8В). Кальку и эскиз между собой лучше скрепить, например, канцелярскими прижимами.

Затем уже с кальки переводим рисунок на линолеум. Переворачиваем кальку той стороной, на которой остался след от мягкого карандаша и тупым карандашом или шариковой ручкой путем нажатия переводим рисунок на линолеум. Получившийся рисунок на линолеуме обводим тонким фломастером черного цвета. Можно использовать для перевода копировальную бумагу и обойтись без кальки, но она имеет свойство пачкаться и смазываться (я не рекомендую, проверено на опыте).

Шаг четвертый. Берем в руки штихель (угловая стамеска) и начинаем гравировать. Вместо штихеля можно использовать небольшую полукруглую стамеску. Также понадобится макетный или канцелярский нож для подрезки контуров. Снимаем области линолеума, которые не должны отпечатываться и оставляем не тронутыми те, которые будут печататься.

Спешить не нужно, но и слушком аккуратно работать тоже не правильно. Постарайтесь добиться живой линии, работайте смело, активно и в тоже время следите за инструментом, что бы не пораниться.

Шаг пятый. Если все необходимые участки вырезаны и проработаны стряхните мусор и удалите всю пыль с формы.Приступаем к накатке краски на форму. Я использую штемпельную краску, она идеально подходит в нашем случае так как стоит недорого и высыхает очень медленно. Купить такую можно почти в любом канцелярском магазине. Что бы раскатать краску я использую резиновый валик для фотографий (такой есть почти у всех, кто занимался печатью пленочных фотографий дома). Если такого валика нет под рукой, можно купить полиуретановый валик для обоев. Сначала нужно раскатать краску на стекле, чтобы равномерно нанести ее на всю поверхность валика.

Затем хорошо с усилием накатать краску на форму. Делать это нужно в разных направления, избегая нераскатанных сгустков краски.

Шаг шестой — печать. Берем плотный лист бумаги, например, ватман или бумагу для акварели (если хотите поэкспериментировать) накладываем на форму и печатаем. Я для печати использую обычную столовую ложку и круговыми движениями прикатываю бумагу к форме, проходя несколько раз в противоположенных направлениях. Так же отлично подойдет бутылка, кусок пластиковой трубы или жесткая втулка от какого-нибудь рулона — всем это прекрасно прокатает бумагу.

И, наконец, с замиранием снимаем бумагу с формы и. Получаем превосходный результат! Если не получилось можно отпечатать еще раз, или слегка подправить форму.

Делитесь своим результатом в комментариях. Всем удачи и вдохновения!

Гравюра при помощи куска линолеума: необычная методика для домашнего творчества

Графика

ПОПРОБУЕМ СЕБЯ В ГРАВЮРЕ

Начинающему художнику советуем вначале заняться линогравюрой, для чего понадобятся:

кусок старого линолеума на текстильной основе; для начала лучше небольшой, не больше тетрадного листа;

резцы (рис. 15);

Рис. 15. Резцы.

тушь, типографская черная краска (применяют и масляную краску, предварительно выдержав ее в течение суток на рыхлом картоне);

бумага для печати (обычная писчая или любая другая сухая бумага, ватман);

валик для накатки фотографий;

небольшой кусок толстого стекла или пластмассовая пластина (самый удобный размер 30х30 или 30х40 см).

Понадобятся также копировальная бумага, калька, деревянная дощечка для набивки линолеума, чайная ложечка или старая зубная щетка, заостренная деревянная палочка или использованный стержень от шариковой ручки, кнопки, маленькие гвоздики.

Лучше все подготовить заранее, тогда в работе не будет спешки и суеты.

Напомним, что принцип выпуклой гравюры — линогравюры и ксилографии — состоит в том, что краска переходит на бумагу с выпуклых мест печатной формы, то есть с тех мест, где доска соприкасается с бумагой.

Линогравюра так же, как и гравюра на дереве, исполняется, как правило, в черно-белой манере. И чтобы лучше представить себе готовую гравюру, предварительный набросок-эскиз делается черной тушью.

Резец следует брать в руку так, чтобы линии получались от нажима большого пальца. Толкать резец следует от себя, иначе можно порезаться. Если нужно изменить направление линии — поверните дощечку и продолжайте работу, толкая резец по-прежнему от себя.

Читайте также:
Дом Михаила Пореченкова: русский стиль и душевность

Для удобства линолеум укрепляем мелкими гвоздиками на дощечке, чуть большей по размерам.

Выполняем тушью рисунок — эскиз будущей гравюры. Затем сверху рисунка накладываем кальку и обводим тушью контуры рисунка — это называется «снять кальку».

Линолеум покрывается копировальной бумагой (если поверхность линолеума не совсем ровная, ее необходимо отполировать наждачной бумагой или пемзой с водой). Сверху кладется калька рисунком вниз. Это делается для того, чтобы изображение на отпечатке не вышло «зеркальным».

Рис. 16. Этапы выполнения линогравюры:
а — крепление кальки с копировальной бумагой к линолеуму;
б — удаление кальки и копировальной бумаги;
в — нанесение рисунка на линолеум с помощью резца.

Прикрепляем кальку вместе с копиркой к линолеуму кнопками (рис. 16, а). Проводим по линиям рисунка, как бы рисуя заново, заостренной палочкой или чистым стержнем от шариковой ручки. Это надо сделать особенно аккуратно, не пропустив ни одной линии.

Снимаем кальку и копировальную бумагу (рис. 16, б). Рисунок перешел на линолеум, но в перевернутом виде. Изображение зеркальное.

Закрашиваем тушью все, что в задуманном вами эстампе должно быть черным. И берем в руки резец. Всякая проведенная им бороздка будет в отпечатке белой линией, а углубленное место — белым пятном. Не спешите, лучше лишний раз остановиться и подумать, куда вести резец дальше. Еще раз напоминаем: резец надо толкать от себя (рис. 16, в). Линия изменила направление — поверните дощечку.

Только когда убедитесь, что гравюра вырезана верно — на поверхность линолеума перенесена каждая нужная линия (пятно), можно начинать печатать гравюру.

Краску наносим на валик для накатки фотографий и раскатываем ее — проводим несколько раз валиком по стеклу, пластмассовой дощечке или по глянцевой поверхности картонной папки. Это делается для того, чтобы краска легла на валик ровным слоем.

После того как краска равномерно распределилась по всей поверхности валика, легко проводим валиком по линолеуму. Затем еще и еще раз — в разных направлениях.

Но можно сделать проще — нанести краску или тушь на подготовленную поверхность линолеума с помощью тампона из мягкой тряпки. Этот прием подходит для маленькой пластины.

Теперь на поверхность со свеженанесенной краской кладем лист чистой бумаги, прожимаем рукой и протираем ложечкой или ручкой от зубной щетки. Протираем круговыми движениями, тщательно. Время от времени осторожно приподнимайте бумагу за уголок — хорошо ли пропечатался рисунок.

Снимаем бумагу. Там, где лист соприкасался с доской, получилось черное изображение. В местах, где протирка сделана не очень плотно, видны широкие штрихи.

Печатают гравюру не только на белой бумаге, но и на цветной. И краску используют не только черную. Можно, например, попробовать оттиснуть изображение сначала черной краской на белой бумаге, а затем голубой краской на золотой или серебряной бумаге.

Линогравюру, как и ксилографию, делают и в несколько красок, которые наносят тампонами на различные участки одной доски.

При другом, классическом, способе для каждого цвета режут отдельную доску. Печатают по очереди с каждой доски на один и тот же лист бумаги. Размер всех досок, конечно, одинаков по ширине, длине и толщине. И с эскиза кальку снимают отдельно для каждого цвета. Все это достаточно сложно. Так работают, достигнув определенной стадии мастерства.

А вот ещё один способ качественно и быстро перевести эскиз линогравюры на линолеум. Для этого эскиз нужно отксерить, намочить разбавителем 646 приложить на кусок линолеума и прокатить резиновым валиком.

Данная статья составлена по публикациям
О.А. Никологорской и Л.И. Маркус.
Автор-составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru

© “Энциклопедия Технологий и Методик” Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Линогравюра: её виды в печатной графике Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мирошина Маргарита Юрьевна

Рассматриваются история появления линогравюры и причины ее популяризации. Выявляются особенности техники выполнения гравюры на линолеуме. Показана актуальность линогравюры и её видов в современном мире и дизайне.

Читайте также:
Как обшить комод и шкаф тканью: простейшие методики обновления мебели

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Мирошина Маргарита Юрьевна

LINOCUT: ITS TYPES IN PRINTMAKING

The article reveals the history of linocut and the main reasons for its popularization. It identifies the features of technique of engraving on linoleum. The relevance of linocut and its types in the modern world and design are shown.

Текст научной работы на тему «Линогравюра: её виды в печатной графике»

ЛИНОГРАВЮРА: ЕЕ ВИДЫ В ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКЕ

LINOCUT: ITS TYPES IN PRINTMAKING

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Don State Technical University Rostov-on-Don, Russia

The article reveals the history of linocut and the main reasons for its popularization. It identifies

Рассматриваются история появления линогравюры и причины ее популяризации.

Выявляются особенности техники выполнения the features of technique of engraving on

Введение. Линогравюра является одной из основных, но при этом, наиболее «молодых» графических техник. Этот вид печати играет важное значение в развитии графического дизайна.

Линогравюра — способ печати, основанный на вырезании рисунка ручным способом на линолеуме. В полиграфии техника линогравюры относится к иллюстрационным печатным видам высокой печати. Высокая печать — способ печати, отличающийся от плоской и глубокой печати тем, что печатающие элементы на форме расположены выше пробельных, так что при печати пробельные элементы не касаются бумаги.

Эта техника появилась на рубеже Х1Х-ХХ вв., почти одновременно с изобретением линолеума и имеет определенное сходство с техникой ксилографии. Впервые ее использовали в 1905 году в качестве материала для печати больших плакатов художники немецкой группы «Мост» (например, печать такого вида — плакат участника группы «Мост» Фрица Блейля, 1906).

Основная часть. Линогравюра быстро завоевала популярность в среде художников и дизайнеров. Этому способствовали два фактора — доступность и пластические возможности линолеума. Изготовление печатной формы из линолеума оказалось значительно дешевле, чем из металла, камня или дерева. Кроме того, на линолеуме можно вырезать гравюры большого размера. Он удобен в обработке, поскольку легко режется. Недостатком гравюры на линолеуме является лишь то, что с такой формы можно сделать значительно меньшее количество оттисков, чем с традиционных материалов. Поскольку линолеум — мягкий материал, то при механическом воздействии форма может достаточно быстро разрушаться. Однако оказалось, что техника гравировки на линолеуме имеет богатые возможности, и интересные особенности штампа, позволяет легко создавать разнообразные текстуры с помощью резцов, что сделало эту технику необыкновенно привлекательной для творчества. К середине XX века даже складывается несколько графических школ, занимающихся искусством линогравюры. Особенное распространение линогравюра получает в странах Латинской Америки. В качестве примера можно привести бразильский «Клуб друзей гравюры» (Р. Кац, К. Склиара, В. Праду и др.) и «Мастерскую народной графики» в Мексике (А. Бельтрана, Л. Мендеса). Линогравюрой увлекались и многие

гравюры на линолеуме. Показана linoleum. The relevance of linocut and its types in

актуальность линогравюры и её видов в the modern world and design are shown. современном мире и дизайне.

Ключевые слова: линогравюра, станковая Keywords: Linocut, easel graphics, printing.

Молодой исследователь Дона

европейские знаменитые художники, например, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Франц Мазерель, Фриц Блейль, Морис Эшер, Карлос Кортес, и даже отдельные издательства (издательство Мартена Фабиани в Париже и др.) [1, 2].

Достаточно быстро эта техника проникла в Россию. Имеется множество произведений, выполненных такими известными мастерами, как И. Н. Павлов, К. Е. Костенко, И. А. Соколов. Особого расцвета линогравюра в нашей стране достигла в 50-60 годы ХХ столетия. В этот период во многих союзных республиках были созданы целые национальные школы линогравюры.

Особенность техники выполнения гравюры на линолеуме связана с тем, что штамп (печатная форма) выполняется посредством специальных инструментов — штихелей, которые могут иметь разный профиль и диаметр. Это позволяет добиваться тонких и толстых линий различной длины и конфигурации. Сначала на форму наноситься рисунок «зеркальным способом» (в перевернутом слева направо виде), затем мастер вырезает его штихелями, прорезая линолеум на нужную глубину. После выполнения необходимого изображения на поверхность изготовленной формы наносится краска. Далее на штамп накладывают лист бумаги, прижимают и прокатывают на офортном станке. Так получается оттиск механическим способом, то есть с помощью офортного станка. В домашних условиях оттиск можно выполнить ручным способом, прижав лист прессом или прокатав резиновым валиком.

Читайте также:
Где живет Леонид Якубович: московская квартира и загородный особняк

Существует два основных виды линогравюры: черно-белая и цветная. Черно-белая линогравюра — это гравюра, выполненная на основе черной краски в виде черно-белого оттиска. Краска может быть типографской, специальной для линогравюры, акриловой и даже гуашь, важно чтобы она была умеренно густой и не очень быстро высыхала. Для изготовления формы берут достаточно толстый линолеум (не менее 2,5 мм) с гладкой поверхностью. Материал должен быть обезжирен или быть хорошо высушенным. По этой причине, наибольшую ценность для граверов имеет старый линолеум, снятый в квартирах. Иногда используется пластик ПВХ, из которого делают отделку для пола. Однако этот материал обычно применяют для изготовления небольших по размеру гравюр. Особенности старого линолеума таковы, что на нем допускается даже применение штихелей для торцевой резьбы по дереву. Предварительно на материал наносится рисунок посредством черной туши. Для тонких линий используется перо, для толстых — кисть. Иногда применяют более простой метод перевода рисунка с бумажного листа. Будучи прижатым к гладкой поверхности линолеума, карандашное изображение очень легко на нем отпечатывается. Для выполнения фактуры часто используется метод пунктирной манеры. Изображение вырезается с использованием тех же приемов, что и в обрезной ксилографии. Для печати рисунков может быть использован метод притирки кисточкой либо специальный станок (для больших изображений).

Цветная линогравюра — более сложная техника, поскольку выполняется с нескольких «досок». В этом случае, для каждого цвета создается отдельный слой со своим вырезанным рисунком, затем слои совмещаются, путем последовательного наложения на основной лист. Такая техника значительно более трудоемкая, требует внимания художника и высокой степени его мастерства. При создании гравюры художники стараются минимальным количеством красок создать как можно больше цветовых оттенков. При этом учитывается то, что при наложении разных цветов одновременно на один и тот же участок они выступают как составляющие нового цвета (при смешении красного и синего получается фиолетовый и т.д.). Для выполнения изображений используют специальное приспособление — доску с набитыми на нее уголками, вырезанными из линолеума. Сначала накатывают гравюру первого цвета и выравнивают ее в

Молодой исследователь Дона

уголках. Далее к ней прижимают бумагу и притирают кистью. Лист при этом прикалывают к уголкам кнопками. Затем лист аккуратно приподнимают (кнопки не убирают) и вытаскивают первую форму. После этого на ее место кладут вторую и опять притирают бумагу. Процесс продолжают до тех пор, пока все штампы не будут использованы.

Более простой вариант цветной линогравюры — это цветная печать, выполненная путем нанесения нескольких красок в определенных местах формы или в виде свободного пятна [3, 4].

Следует привести имена известных мастеров прошлого, работавших в технике линогравюры: П. Пикассо («Портрет идальго» ,1965; «Портрет молодой девушки», 1958),

A. Матисс (линогравюры из книги Анри де Монтерлан. «Пасифая». Песня Миноса (Критяне),

B. Смирнов «Загорск» (1961), И. Соколов («Осень. Кузьминки» (1937), и др. Мастерами современности, работающих в технике графики, являются Андреа Лорэн (Франция), А. Дворникова, М. Шишова, Вейс ван дер Вельде (Нидерланды).

Заключение. Для современной цветной линогравюры характерно стремление собирать единую форму на основе небольших разнообразных резных элементов, ритмичность, полихромия, уход от единой тематической композиции в область декора.

В целом можно сказать, что искусство линогравюра остается популярным видом станковой графики. В типографиях линогравюру применяют как один из способов плоской печати. В среде художников и дизайнеров она обретает новые формы и самобытность, развивается в сторону декоративизма и ажурного принтевого рисунка.

1. Зорин, Л. Г. Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам /Л. Г. Зорин. — Москва : 2004. — 200 с.

2. Леман, И. И. Гравюра и литография. Очерки истории и техники /И. И. Леман. — Санкт-Петербург : 2004. — 156 с.

3. Варшавский, Л. Р. Очерки по истории современной гравюры в России (ксилография и линогравюра) / Л. Р. Варшавский — Москва : 1923. — 188 с.

Читайте также:
Дом Льва Лещенко: в каких условиях проживает знаменитый певец

4. Мильчин, А. Э. Издательский словарь-справочник / А.Э. Мильчин — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : 2006. — 118 с.

Линогравюра как одно из самых ярких направлений искусства

Линогравюра — пожалуй, одно из самых нестандартных, самых прогрессивных, молодых направлений искусства. Оно представляет собой использование линолеума для создания отпечатков. Это техника, относящаяся к разновидности высокой печати, которая характеризуется тем, что на материале оставляет след выступающая часть пластины. Раньше таким способом изготавливали дорогостоящие обои, и лишь недавно начали его использовать в изобразительном искусстве.

История жанра линогравюры

Этот удивительный жанр зародился между 1905-1913 годами в Германии, и художники работали над ним очень кропотливо. Дело в том, что это очень трудоемкое занятие — оттиски на линолеуме. Сначала необходимо вырезать рисунок, для чего обычно используется острый нож. Затем лист покрывают краской, причем черно-белая картина создается гораздо проще цветной. Художник должен быть очень внимательным, потому что слишком много краски может залить мелкие детали, слишком мало — оставить пустоту. Это тонкая грань, если научиться ее соблюдать, можно создавать потрясающие шедевры.

Изначально основную выразительную роль здесь играли силуэт, гладкое красочное пятно, всего за какое-то столетие направление изменилось до неузнаваемости. Сейчас так делают пейзажи, натюрморты, даже портреты. Но каждый художник все равно приносит сюда что-то свое, авторское.

В 20 веке линогравюра была очень популярна в Латинской Америке и в других странах, где динамично развивалось искусство, обращенное к широким массам. Какое-то время направление даже использовалось для создания иллюстраций к книгам, но поскольку это очень трудоемкое и времязатратное искусство, дальше оно распространялось только на стандартные портреты, пейзажи и натюрморты.

Пикассо “Женщина в шляпе”

Известная картина Пикассо “Женщина в шляпе” занимает особую роль в направлении линогравюры. Такая техника обычно требует вырезания отдельных матриц для каждого задуманного на картине цвета. “Женщина в шляпе” была выполнена всего лишь одним куском пластины, именно из-за этого она так прославилась тогда, оставаясь известной сейчас.

Художник поочередно наносил на линолеум по одному цвету, затем чистил пластину, срезал уже отработанные фрагменты, на оставшиеся наносил новый слой краски. Скоро такой способ нанесения стали применять другие художники. Он более сложный, трудо- и времязатратный, но гораздо менее дорогостоящий.

Процесс создания работы

Линогравюра как техника гравирования очень похожа на ксилографию. Процесс работы выглядит примерно так:

  • Для работы необходим линолеум толщиной примерно 3 мм. На него с кальки аккуратно переносится эскиз рисунка, с которого делают оттиск.
  • По полученному эскизу мастер острым ножом вырезает этот рисунок.
  • Затем постепенно, слоями на эскиз наносится краска на рельефные части изображения.
  • При необходимости рисунок отпечатывается на плотную бумагу, на которой появляется контрастное изображение.

Какие же материалы необходимы, чтобы работать профессионально? Художники имеют в своем распоряжении:

  • Линолеум. Это не тот линолеум, о котором мы привыкли слышать. Это специальные материал для творчества, который изготовлен для удобства работы художника. Домашние мастера могут использовать обычный линолеум, но результат может быть непредсказуемым.
  • Стамески. Как правило, достаточно уголковой, коробчатой, радиусной, плоской стамески.
  • Краски. Они должны быть не слишком жидкими, умеренно густыми. Важно, чтобы краски высыхали не слишком быстро, иначе художник попросту не успеет перенести их на рабочую поверхность, что даст не тот результат, который требовался от мастера.
  • Валики. Некоторым мастерам хватает классического валика, но многие выбирают такие, с которыми просто привыкли работать.
  • Материалы для оттиска. Чаще всего используют бумагу, но бывает, применяют дерево и даже ткань.
  • Пресс. Если художник работает в домашних условиях, он может заменить его ложкой или скалкой.

Если мастеру необходимо, дополнительно он может применять замедлитель высыхания красок. Это вполне обоснованно, поскольку тщательная и кропотливая работа требует, чтобы краски долго оставались в пластичном состоянии, не высыхали. Также может использоваться фиксатор красителей на ткани, если именно она служит материалом для оттиска.

Особенности линогравюры

Как правило, это направление любят мастера, которые предпочитают экспрессию, лаконичность, контрастность. Очень показательными его чертами являются:

  • Сравнительная дешевизна материалов. Обратите внимание: дешевизна материалов не означает дешевизну работы. Это очень кропотливое занятие, стоит оно недешево, если работа ведется качественно.
  • Сравнительно простая техника гравирования, работа с цветом. Возможность послойно наносить краску очень помогает сделать контрастный рисунок.
  • Высокая декоративность картины. При правильном подходе изображение получается гладким, реалистичным и плавным.
  • Наличие жестких границ штрихов. Кстати, это основное отличие линогравюры от ксилографии.
Читайте также:
Квартиры и дома известного артиста Юрия Антонова

Эти характеристики важно понимать неопытным художникам, которые строят свои предположения об этом жанре изобразительного искусства, затем сталкиваются с реальностью, которая выглядит совсем иначе.

Интересные факты

Интересно, что как искусство линогравюра появилась случайно. Основной задачей такой техники нанесения собирались сделать печать плакатов, транспарантов с наименьшими денежными, временными затратами. Это была хорошая идея, ведь всего лишь одного полотна хватило бы на сотни одинаковых копий. Кроме того, для такого направления не нужен станок-пресс, который может обходиться достаточно дорого.

Только благодаря наблюдательности, любопытству талантливых художников стиль обрел свое место в изобразительном искусстве.

Линогравюра в украинском искусстве

Очень талантливая современная художница, работающая в стиле линогравюры — это Елизавета Мазур. Мастерица обожает природу, все, что с ней связано. Творит она преимущественно в стиле модернизма, в ее работах можно встретить лесные домики, водоемы, небольшие лесные дворики. Такая легкость в оттисках — ее главная особенность, которой она отличается от своих современников.

Но не только современные украинские художники любят этот жанр. Украинские художники-шестидесятники Алла Горская, Григорий Гавриленко активно работали в этом направлении, в 1964 году даже вышла серия линогравюр “Наш современник”, которая очень показательно освещала стили, обычаи, традиции изобразительного искусства того времени.

Если вам нравится линогравюра, вы можете полюбоваться картинами современных художников на сайте нашей галереи, особенно понравившиеся работы даже заказать для украшения своего жилья или в подарок близкому человеку. Удобный фильтр позволяет показать только тех художников, которые наиболее вам близки, при желании вы можете ознакомиться с их биографией.

Гравюра при помощи куска линолеума: необычная методика для домашнего творчества

Линогравюрой называют графическое изображение, отпечатанное с формы, вырезанной на линолеуме или пластике. Сначала поговорим о материалах и инструментах для линогравюры и о том, как их подготовить к работе.

Материалы

Линолеум — гибкий и послушный материал. Делают его из различных смол и красок, льняного масла, молотой пробки, торфяной муки, нанесенных на плотный холст или джутовую ткань. Промышленность выпускает линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Для работы используют гладкий линолеум. Особенно ценится линолеум, снятый с полов в старых, идущих на слом зданиях (он хорошо высушен и отлично режется).

Для гравирования линолеум следует подготовить. Отрежьте кусок нужного формата с небольшим припуском на случай, если край обломается или раскрошится. Затем кругообразными движениями отполируйте заготовку средне-зернистой наждачной бумагой так, чтобы на ней не осталось царапин. Наждачную бумагу оберните вокруг какого-нибудь небольшого прямоугольного бруска. Затем тоже кругообразными движениями зачистите поверхность линолеума пемзой. Работа пойдет быстрее и лучше, если линолеум время от времени смачивать водой. Проследите, чтобы после такой обработки на заготовке не осталось ни вмятин, ни царапин, ни бугров. Образовавшуюся при шлифовке кашицу смойте водой. Линолеум высушите, вытрите тряпкой — заготовка, или, как называют ее граверы, доска, готова к переводу на нее рисунка.

Пластик. Выпускается много различных пластиков (материал этот не имеет матерчатой основы), пригодных для изготовления печатной формы. Им, как и линолеумом, покрывают полы. Пластик удобнее использовать для небольших, с множеством мелких деталей гравюр, он однороднее по составу, и поэтому резец идет по нему легче.

А как подготовить пластик? Сначала с него крупной шкуркой удаляют царапины, бугры, вмятины, а потом зачищают мелкой шкуркой: фабричная поверхность слишком гладкая и скользкая, краска на ней плохо держится.

Инструменты

Их изготовлению и подготовке гравер придает большое значение. Резцы, или, как их еще называют, штихели, покупают в магазинах либо делают сами: сгибают из металлической полосы или изготавливают на фрезерном станке.

Неплохие штихели получаются из стальных школьных перьев № 19. Сферическую (корневую) часть пера затачивают напильником, затем доводят на точильном бруске, а потом вставляют перо пишущей частью в ручку — штихель готов (см. рис. 2).

Читайте также:
Создаем кухню, как с обложки журнала: простые приемы

Для резания гравюры нужны штихели разных профилей. Расскажем, как сделать их из тех же перьев. У пера сталь закалена, гнуть ее плохо — может сломаться. Поэтому лучше «отпустить» металл. Накалите перо на огне до красного свечения, а потом дайте ему остыть — сталь станет пластичной. Теперь корню пера можно придать любой профиль. Прежде всего сделайте резцы-уголки — ими, как правило, выполняется основная работа. На рисунке 5 показаны наиболее ходовые профили штихелей-резцов. Нужно иметь несколько резцов со скругленной нижней частью — тонштихели (расстояние между кромками их желобков 1, 2 и 3 мм). Для выбирания белых мест на линолеуме (больших площадей) неплохо обзавестись еще и резцами-выборками. Самоцельные штихели нужно обязательно закалить.

Накалите сталь до красного свечения, а потом быстро опустиге в масло (машинное или подсолнечное). Зашипело масло — значит, сталь закалилась, можно затачивать.

Штихель вставляют в деревянную ручку, (рис. 1). Обратите внимание: для удобства работы часть деревянной ручки стесана. Причем каждый мастер делает себе инструмент по руке. Для небольшой ладони основные размеры штихеля будут такие: лезвие 70—80 мм; ручка — длина 40—45 мм, наибольшая ширина 25—30 мм.

Граверы иногда работают различными стамесками. А вот известный советский мастер гравюры на линолеуме П. Староносов часть своих гравюр вырезал ножом.

Несколько слов о том, как затачивать резцы. Труднее всего затачивать уголок. Сначала резец обрабатывают напильником, затем на точильном камне и только после этого доводят на оселке. Жало уголка (та часть, которая режет материал) — место самое ответственное, на него во время работы приходится наибольшая нагрузка, оно быстрее всего и тупится. Поэтому нужно уметь не только затачивать, по и «подправлять» инструмент.

Итак, заточите напильником левую и правую стороны резца, а потом сточите снизу угол — тоже слева и справа (см. рис. 6). Постарайтесь выполнить эту операцию аккуратно: если недоточите жало, уголок будет плохо резать; если переточите, на жале образуются раковины, и штихель будет рвать линолеум. Чтобы исправить ошибку, нужно поставить штихель вертикально на точильный камень, снять старую заточку и заточить инструмент заново. И еще один совет. При заточке происходит небольшой завал металла внутрь — появляются заусенцы. Их нужно тоже сразу устранить. Приложите полоску шкурки-нулевки к одной из внутренних граней штихеля, прижмите лезвием от безопасной бритвы и устраните завал. Точно так же обработайте и вторую грань (см. рис. 7).

Проверяется качество заточки следующим образом. Взяв свободно штихель в руку, проведите резцом по линолеуму так, чтобы жало слегка касалось поверхности. Если оно режет линолеум или, как говорят граверы, цепляется за него, заточка хорошая, если скользит, инструмент заточен плохо.

Выборка затачивается как обычная полукруглая стамеска. Храните штихели на подставке (см. рис. 10).

Гравирование

Первым делом научитесь правильно держать штихель в руке. На рисунке 11 показано, как им работают. Большим пальцем гравер упирается в доску, а ручку держит мизинцем, безымянным и средним пальцами. Указательный палец лежит на штихеле, который при резании скользит по подушечке большого пальца. Так, перемещая кисть относительно неподвижного большого пальца, масгер наносит штрихи на линолеум.

Вырезая рисунки на доске, он поворачивает и вращает ее, пока гравюра не примет удобное для резания положение. Запомните правило: кисть левой руки, удерживающая гравюру, должна находиться чуть сзади или сбоку от штихеля. Прежде чем браться за работу, проверьте штихели. Попробуйте на куске линолеума сделать пробные штрихи разными резцами: определите возможности каждого из них. Неплохо будет, если вы сделаете оттиск с этих пробных штрихов. Освоив инструменты, можно браться за работу. Отшлифованную поверхность линолеума покройте тушью, слегка разведенной водой, используйте широкую кисть или тампон из ваты. Тон должен быть такой интенсивности, чтобы рисунок, который будет потом сделан тушью, был четко виден. Так готовил материал к работе замечательный советский художник-гравер В. Фаворский. Этот способ удобен тем, что позволяет легко различить срезанные участки линолеума: на темной поверхности материала (серый тон и черный рисунок) срезанные, более светлые (коричневые) штрихи хорошо видны. На оттиске соответственно получается: вся поверхность “черная, а там, где на линолеуме были грезы, бумага останется непропечатанной. Таким образом, художник, еще не сделав оттиска, может уже представить себе, как он будет выглядеть.

Читайте также:
Светильник из пергамента и рисовой бумаги: две оригинальных технологии

Теперь на затонированную доску нужно нанести рисунок. С готового эскиза снимите на кальку (или промасленную бумагу) контур изображения — так называемый абрис. Затем переведите этот рисунок на линолеум в зеркальном изображении. Для перевода используйте копирку для пишущих машинок или бумагу, затушеванную мягким простым карандашом. После этого рисунок на линолеуме «доводится»: прорисовывается, уточняется кистью и тушью.

На пластик рисунок переводится так же, как на линолеум, разница лишь в тон, что наносится он не тушью, а цветные черным карандашом — на поверхность пластика тушь очень плохо ложится.

Корректировать работу нужно по контрольному эскизу. Однако на нем изображение реальное, а на линолеуме зеркальное, обратное. Это затрудняет дело. Поэтому художник ставит напротив эскиза зеркало и смотрит не на эскиз, а на его отражение. Зеркало можно укрепить на проволочной подставке-держалке (см. рис. 9).

Семь раз отмерь, один раз отрежь. Эта пословица очень подходит для граверной работы. Действительно, прежде чем начать резать, нужно усвоить основное правило гравера: береги поверхность доски. Конечно, можно исправить промахи. Но лучше не ошибаться. Первая ошибка начинающего обычно заключается в том, что он обводит штихелем все контуры. Это неверно. К контуру нужно подбираться, то есть начинать с центральной части и постепенно продвигаться к краям.

Не следует начинать с наиболее трудоемких, ответственных мест, например с фигуры человека. В процессе работы неплохо будет, если вы сделаете 2—3 контрольных оттиска. О технике линогравюры можно говорить бесконечно, но не все можно описать — некоторые операции нужно просто попробовать выполнить, и тогда многое станет ясным. На рисунке 8 мы приводим некоторые приемы решения штриха на линолеуме. Постарайтесь освоить их.

Как устранить дефект, если вы нечаянно срезали не то, что нужно? Самое простое — найти случайно срезанную стружку и сразу же приклеить ее на место, прижав грузом. Клей скоро схватится, и вы сможете свободно работать по исправленному месту. Ну а если стружку вам не удастся найти, составьте из клея БФ, зубного порошка, опилок линолеума шпатлевку и заделайте дефект так, чтобы исправленное место стало несколько выше поверхности линолеума. А когда шпатлевка высохнет, сровняйте ее шкуркой и пемзой. Испорченное место можно «залечить» и методом маркетри: заменить место дефекта новым куском линолеума, подклеенного к листу бумаги. Чтобы шов не пропечатывался на бумаге, вырезайте линолеум по штрихам.

Печатание линогравюры

Для печати лучше всего подходит литографская краска. Если она слишком густая, добавьте в нее немного масляной краски. Можно пользоваться и просто масляной краской, но от нее на оттиске образуется жирный ореол — это портит гравюру. Чтобы этого не происходило, масляную краску обезжиривают — выдавливают на час-два на картон или бумагу, а потом разбавляют ее олифой.

На небольшие доски краску можно набивать тампоном из кожи или резиновым валиком для фоторабот. Для больших гравюр лучше сделать из куска кожи размером 20х15 см, дерева и проволоки специальный валик (см. рис. 13).

Бумага для печати должна быть гладкой и пористой. Смочите край подготовленной для работы бумаги водой: если он быстро промокает, бумага годится. Впрочем, можно печатать и на жесткой, сильно проклеенной бумаге, но для этого поверхность ее нужно периодически увлажнять.

К печатной форме бумагу притирают обычно специальной кисточкой-гладилкой (см. рис. 14). Граверы вырезают ее из кости. Размеры гладилки: длина 12—14 см, ширина около 3 см. Но подойдет и ручка от старой зубной щетки, пластмассовый нож для разрезания бумаги или обыкновенная столовая ложка.

Теперь о том, как же получить оттиск с линогравюры.

На кусок стекла (лучше толстого) шпателем или ножом нанесите ровным слоем краску, движениями вдоль и поперек хорошенько раскатайте, разровняйте ее валиком. Перенесите со стола и накатайте опять же валиком краску на печатную форму.

Чистыми руками возьмите приготовленную бумагу и, стараясь расположить изображение посередине листа (поля должны быть одинаковыми), аккуратно прижмите ее к форме, а потом гладилкой или ложкой хорошенько притрите бумагу к гравюре.

Читайте также:
Как применять в интерьере старую обувь: самые интересные идеи

Чтобы гладилка лучше скользила, бумагу нужно предварительно слегка натереть воском или парафином (свечой). Гладилку затушуйте мягким карандашом — это даст вам возможность видеть на обратной стороне притираемой бумаги штрихи гравюры, и вы сможете в зависимости от рельефа менять степень нажима гладилки на бумагу.

Убедиться, что работа идет нормально, можно так. Придерживая ладонью лист, приподнимите край оттиска я посмотрите, хорошо ли пропечатался рисунок. Непропечатавшиеся места еще раз притрите гладилкой. Снятый оттиск просушите.

Несколько общих рекомендаций.

Не беритесь сразу за сложную гравюру, начинайте с небольших легких вещей и только постепенно усложняйте задачу. Помните, что линогравюра может быть решена не только белым и черным штрихами, но и в полутонах. Учитесь пользоваться всем многообразием гравюры: белой линией по черному, черной линией по белому, штриховкой, пересечениями, пунктиром светлым и темным, пятном светлым и темным (см. рис. 8).

И конечно, обязательно посмотрите хотя бы основные работы таких замечательных мастеров линогравюры, как В. Фаворский, М. Маторин, И. Голицын, Г. Захаров.

Не попробуешь — не узнаешь

О буднях художника, которому интересно почти все на свете

Как я напечатала свою первую линогравюру или linocut для чайников

  • Автор NatashaSpring
  • 27 мая 2019, 04:30

Все ручные техники — это магия, это ограниченные серии и душа, вложенная в каждый штрих. Ну если есть вариант самому создать принт и самому его напечатать, то я это точно попробую. Короче у меня загорелось, я решила попробовать линогравюру.

Что это такое? Это вырезание на линолеуме печатной формы для последующего создание оттиска на бумаге или ткани.

Я начала с интернета, почитала статьи на первой странице выдачи, посмотрела видео. Хм, вроде не так уж и сложно. ХОЧУ! Но материалы… Дальше пошёл поиск по городу и по сайтам. Сейчас я покажу вам, что я купила, и что покупать не стала. Сами понимаете, не хотелось, чтобы потом все эти дорогие штуки валялись по коробкам, если вдруг дело не пойдёт.


*Стамески (lino cutters Essdee) по сути это держатель и 5 или 10 лезвий на выбор. С одной стороны, занимает меньше места, с другой — не очень удобно, нужно в процессе работы менять лезвия туда сюда. Профи советуют покупать набор стамесок, в России, я читала, повсеместно продаются стамески Татьянка. В моем наборе ещё есть barren, который можно использовать как мини пресс или как держатель для штампов. Но можно использовать просто ложку.

*Специальная резина для линогравюры той же марки. Довольна дорогая штука, особенно на нашем краю света. Я ожидала, что толщина будет больше, но мне досталась всего 5мм, может меньше. В интернетах, на Али есть резина 10мм. Также можно использовать коммерческий гомогенный линолеум, однако он тверже и его редко продают маленькими объемами. Так случилось и у нас, минимум 4 кв.м., цена около 2800 руб/м В России должно быть около 1000-1200 руб/м

Что я покупать не стала:

*Специальный твёрдый резиновый валик без ворса и
*специальную краску для линогравюры (дорого). В итоге я без них обошлась прекрасно, но валик все таки на будущее куплю. Дальше объясню, почему.

Ещё понадобятся:
*карандаши (обычный и мягкий для перевода рисунка);
*бумага для скетча;
*бумага для печати;
*ложка;
*перманентный маркер;
*гуашь или акрил.

Для первой пробы лучше выбрать рисунок попроще. Но я никогда этому правилу не следую, я всегда беру по хардкору Почему-то мне захотелось нарисовать дубовые листья и жёлуди.

Сделала набросок на айпаде (один раз диджитал — навсегда диджитал), инвертировала рисунок, чтобы понять что нужно вырезать, а что оставлять. Это не так-то просто, как кажется. Такой у меня получился дизайн, так должен выглядеть готовый отпечаток.

Перенесла инвертированный рисунок в блокнот, размер точно под размер резины. По умолчанию то, что наносят на резину черным, то и вырезают, а там, где чёрного нет, не трогают. Чтобы дальше перенести рисунок на резину, я обвела его мягким карандашом, приложила к резине и прошлась ложкой по обратной стороне листа.

Читайте также:
Образцовый дом Бориса и Татьяны Щербаковых: жизнь пары за городом

Так я думала и была очень уверена, но, оказывается, я все перепутала, ничего инвертировать не надо. Рисуете картинку, переводите на линолеум, вырезаете белое, оставляете чёрное. В общем делаете как хотите, результат будет один и тот же. Главное — помнить, что вырезать, а что оставлять.

Но карандаш в процессе вырезания будет стираться и размазываться по рукам и вообще. Тут мы берём маркер и все черное обводим маркером.

Ну и погнали. Значит, что нужно знать при работе со стамесками:
*это все таки режущий инструмент — режем только от себя;
*желательно также резать в направлении от основной части рисунка (лезвие может соскочить и вы получите пустое место в отпечатке там, где его быть не должно);
*следим за положением левой руки и не ставим ее на пути лезвия.

Это не так сложно, как кажется, у меня все пальцы целы (и я не самый ловкий человек от природы )

Сначала я взяла самое тонкое V-образное лезвие и обвела им по контуру все формы.

Когда пришло время выбирать весь объём резины внутри или снаружи этих контуров я поняла, что их следовало делать как можно толще и глубже, так как маленькие кусочки резины остаются и потом портят отпечаток.

Лезвия имеют изогнутую форму у основания и получается некий рычаг. То есть ставишь стамеску, давишь вниз и вперёд, режешь, а потом, когда надо остановиться, надавливаешь на ручку стамески, и лезвие делает движение вверх за счёт этого рычага. Чтобы приноровиться, требуется время.

В общем это довольно интересное медитативное занятие, хотя я и порядком устала, плечи и спина напрягаются, нужно делать перерывы, разминаться и переводить внимание на что-то другое.

Менять лезвия в процессе мне пришлось не так уж и часто, так что пока что этот набор лезвий мне подходит.

Когда все выглядит сносно, можно попробовать сделать первый пробный отпечаток. Я использовала обычную гуашь, спонж для макияжа (ну наконец-то хоть для чего-то пригодился) и тарелку. Также можно использовать акрил с замедлителем высыхания. Получилось вот так.

Проблема гуаши только в том, что она быстро сохнет, в остальном получилось довольно прилично. Наносим краску, кладём сверху на форму лист бумаги, проходим оооооочень тщательно сверху ложкой и вуаля! На первом отпечатке видно, что можно выбрать ещё резину вокруг рисунка, хотя эти экстра полоски добавляют некоторый шарм, да и вообще, когда из-под твоих рук выходит первый отпечаток, пусть не идеальный, это радостная радость прям.

Почему спонж хуже валика? Спонж намного мягче валика и соответственно прокрашивает все неровности вокруг рисунка, которые отпечатаются потом на бумаге. Но опять же, так рисунок выглядит не идеально, живо, мне это даже нравится. Валик наносит краску, как только на самый высокий участок формы ровным гладким слоем. Получается более профессиональный результат. Плюс для валика нужно использовать кусок стекла или пластика, в общем что-то плоское, для раскатки краски.

В этом видео автор использует ещё подушечки для штампов и сравнивает результат с валиком.

После пробной печати я доработала форму, сняла побольше резины вокруг рисунка, чтобы сделать его чище, заметила некоторые недостатки, но, увы, их уже не исправишь, можно только мотать на ус.

Потом я попробовала сделать белый оттиск на тёмной бумаге. Вышло не очень. Краска легла неровно. Текстурную бумагу для линографии использовать не советую, лучше плотную, но гладкую.

Ну и чёрный принт получился отлично на обычной бумаге для графики.

Вот в общем-то и все. На создание моей первой линогравюры 10*15 см у меня ушло примерно 4 часа, включая эскиз, вырезание и печать. Определённо, буду вырезать ещё, это оказалось не так страшно. Ведь не попробуешь, не узнаешь.

Если есть вопросы, постараюсь на них ответить. Удачи

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: