Где живет Маргарита Пушкина: шикарный особняк известного искусствоведа

Где жила булгаковская Маргарита?

“Мастер и Маргарита” – культовый роман Михаила Булгакова (1891-1940), полюбившийся публике за особенную “булгаковскую” мистику, интригующую романтическую линию и подробные описания московского быта, поданные в увлекательной форме.

Булгаков писал роман с 1928 года и до самой своей смерти в 1940 году. При жизни автора произведение не раз переписывалось и редактировалось, и по факту Булгаков не успел его дописать: привычный нам роман “Мастер и Маргарита” – результат сведения и редактирования черновых записей автора, которое произвела его третья жена Елена Булгакова (Шиловская). Сведение черновиков воедино – не единственная заслуга Елены Шиловской; считается, что она стала прототипом главной героини романа – Маргариты.

“Мастер и Маргарита” обрел огромную популярность и оброс армией фанатов; с момента публикации романа и по сей день не прекращаются дискуссии вокруг его содержания, и, конечно же, многие “булгаковеды” и поклонники произведения пытаются отыскать в Москве места, в которых происходило действие романа.

И если определить многие прочие локации оказалось не так уж сложно, то дом Маргариты, в котором она жила со своим законным мужем в начале сюжетной линии, стал одной из загадок романа.

Описание дома Маргариты

Роман не даёт подробного описания дома героини, тем не менее, в нём указаны некоторые детали, по которым можно предположить, какие из московских зданий могли стать его прототипом:

“Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу – особняк еще цел до сих пор.”

“Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги.”

“Все пять комнат в верхнем этаже особняка, вся эта квартира, которой в Москве позавидовали бы десятки тысяч людей, в полном ее распоряжении.”

Часть вторая

Глава 19. Маргарита

“Луна в вечернем чистом небе висела полная, видная сквозь ветви клена. Липы и акации разрисовали землю в саду сложным узором пятен. Трехстворчатое окно в фонаре, открытое, но задернутое шторой, светилось бешеным электрическим светом.”

Часть вторая

Глава 20. Крем Азазелло

“Час или два проводит так Иван Николаевич. Затем снимается с места и всегда по одному и тому же маршруту, через Спиридоновку, с пустыми и незрячими глазами идет в Арбатские переулки.

Он проходит мимо нефтелавки, поворачивает там, где висит покосившийся старый газовый фонарь, и подкрадывается к решетке, за которой он видит пышный, но еще не одетый сад, а в нем – окрашенный луною с того боку, где выступает фонарь с трехстворчатым окном, и темный с другого – готический особняк.”

Часть вторая

Эпилог

Из текста романа выходит, что дом Маргариты – 2-этажный готический особняк с отдельным садом, огороженным забором с решёткой, который находится в одном из переулков вблизи Арбата. Помимо прочего, особняк имеет приметную деталь – большое трёхстворчатое окно.

Указания на конкретный переулок в тексте нет, но есть важное уточнение: неподалёку от дома Маргариты есть нефтелавка.

Более подробное описание переулков есть в сцене полёта Маргариты над Москвой: из него выходит, что дом Маргариты расположен в третьем переулке от Арбата, а нефтелавка находится в кривом и длинном переулке, который пересекается с ним под прямым углом.

“Невидима и свободна! Невидима и свободна! Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок с покосившейся дверью нефтелавки, где кружками продают керосин и жидкость от паразитов во флаконах, она перерезала в одно мгновение и тут усвоила, что, даже будучи совершенно свободной и невидимой, все же и в наслаждении нужно быть хоть немного благоразумной. Только каким-то чудом затормозившись, она не разбилась насмерть о старый покосившийся фонарь на углу.

Третий переулок вел прямо к Арбату.

Часть вторая

Глава 21. Полёт

Загвоздка в том, что в переулках вблизи Арбата нет домов, отвечающих всем заданным критериям, а дома, которые им отвечают, в разной степени удалены от Арбата. С учётом этой нестыковки, на сегодняшний день считается, что особняк Маргариты из романа – своеобразная компиляция, вдохновлённая двумя или более разными домами и “размещённая” Булгаковым в определённом месте вблизи Арбата.

Основываясь на маршруте полёта Маргариты и описаниях её дома, булгаковеды и поклонники романа выделяют ряд особняков, которые находятся в “зоне действия” сюжета и теоретически могли стать прототипом дома Маргариты.

Читайте также:
Антимикробная мебель в борьбе с коронавирусами и бактериями

Особняк Ивана Коровина

Особняк Ивана Коровина в Малом Власьевском переулке, 12 – самый очевидный претендент на роль прототипа дома Маргариты по той простой причине, что совпадает с географическими приметами романа: это третий переулок от Арбата, за углом от которого – в переулке Сивцев Вражек – действительно находилась нефтелавка.

Здесь совершенно логично вписывается маршрут полёта Маргариты до Арбата: вылетев из Малого Власьевского, новоиспечённая ведьма попала в перпендикулярный ему переулок Сивцев Вражек, действительно длинный и кривой. Обратив внимание на нефтелавку, которая в прошлом находилась вблизи перекрёстка, Маргарита в одно мгновение пересекла Сивцев Вражек до ближайшего перекрёстка, где свернула в Калошин переулок и попала на Арбат – во всяком случае, такой маршрут ей, как правило, приписывают исследователи романа.

К сожалению, несмотря на географическое положение, особняк Коровина едва ли мог быть прототипом дома Маргариты – при нём есть сад и решётка, фасад украшают большие окна; вроде бы всё правильно, если бы не одно “но” – он не готический. Здание построено в 1903 году по проекту архитектора Ивана Кондратенко в стиле модерн.

Фото: особняк Коровина в Малом Власьевском переулке в 1950-1960-х годах, pastvu.com

Несомненно, Булгаков не раз бывал в Малом Власьевском и видел особняк с садом и оградой: напротив него жила Ольга Бокшанская – старшая сестра его жены Елены.

Вполне вероятно и даже очевидно, что при написании романа автор мог избрать в качестве места жительства Маргариты такое близкое и памятное место, однако, в случае с особняком Коровина речь идёт именно о месте – дом не подходит под указанные в романе параметры, и Булгаков, возможно, мог “заместить” его более подходящим, “разместив” его на месте Коровинского особняка.

Особняк Зинаиды Морозовой

Особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке, 17 чаще всего указывается как возможный архитектурный прототип дома Маргариты.

Дом действительно очень подходит под описание: он построен в 1893-1898 в стиле английской неоготики по проекту архитектора Фёдора Шехтеля. Шикарный особняк заказал для своей жены богатый промышленник Савва Морозов: он двухэтажный, готический, имеет отдельный сад, отгороженный забором с решёткой, и в целом отвечает перечисленным в романе характеристикам.

Единственное, в чём особняк Морозовой не совпадает с описанным в романе домом Маргариты – его расположение. Спиридоновка находится неподалёку от Арбата, но это далеко не один из его переулков.

Тем не менее, Спиридоновки касается сюжетная линия романа: в самом начале повествования поэт Иван Бездомный преследует по ней шайку Воланда, а в эпилоге описано, как Бездомный проходит по Спиридоновке в сторону Арбатских переулков и, пройдя мимо нефтелавки, видит дом Маргариты. Примечательно, что в тексте не указано, где именно он его увидел, и не будь в романе упоминаний о нахождении дома в одном из Арбатских переулков, можно было бы предположить, что именно на Спиридоновке он и находится.

Особняк архитектора Льва Кекушева

Особняк Льва Кекушева на Остоженке, 21 был построен в 1900-1903 годах для семьи архитектора по его собственному проекту.

На самом деле, среди всех прочих “претендентов” он не так уж похож на дом, описанный в “Мастере и Маргарите”: нет ни сада, ни ограды (и никогда не было), да и Остоженка едва ли похожа на переулок Арбата. Пожалуй, единственное сходство – трёхстворчатое окно, но оно не имеет значения, учитывая, что в целом особняк не назовёшь готическим.

Несмотря на значительные расхождения с описанием, здание причисляют к числу возможных прототипов благодаря интересной романтической детали: дочь Льва Кекушева Мария против воли родителей вышла замуж за артиста Малого театра Сергея Топленинова, с которым они поселились в Мансуровском переулке, где, согласно географии романа, проживал Мастер.

По мнению многих исследователей романа, это даёт основания полагать, что Топленинов, с которым Булгаков также был знаком, мог быть прототипом (или одним из прототипов) Мастера, соответственно, дом, из которого он забрал свою невесту, теоретически может быть прототипом дома Маргариты.

Дом архитектора Соловьёва

Особняк Сергея Соловьёва в Малом Ржевском переулке, 6 построен в 1901-1902 годах по собственному проекту архитектора.

В принципе, дом в целом подходит под данное в романе описание: его внешний вид заимствует ряд готических элементов, перед ним во времена Булгакова был сад с оградой (сейчас их нет), кроме того, у него есть трёхстворчатое окно (хоть оно и выходит в переулок, а не в сад). Расположение особняка условно подходит – это один из переулков в окрестностях Арбата – однако, не совпадает с географией романа, в котором чётко указано, что дом Маргариты находился на третьем переулке от Арбата, а Малый Ржевский находится значительно дальше и, кроме того, не имеет нефтелавки по соседству.

Читайте также:
Устаревший дизайн: о чем стоит забыть при обустройстве интерьера

Фото: особняк архитектора Соловьёва в Малом Ржевском переулке в 1900-х годах, pastvu.com

Особняк Степана Рябушинского

Особняк Степана Рябушинского на Малой Никитской улице, 6 построен в 1900-1903 годах по проекту архитектора Фёдора Шехтеля.

В архитектуре особняка присутствуют элементы английской готики, но в целом он совершенно модернистский. При нём есть сад, окружённый кованой оградой, однако, нет подходящего трёхстворчатого окна, да и расположение подкачало: Малая Никитская – совсем не переулки Арбата.

Фото: особняк Степана Рябушинского на Малой Никитской улице в 1900-х годах, pastvu.com

Причина, по которой дом Рябушинского считают одним из возможных прототипов дома Маргариты – проживание в нём Максима Горького, который часто называется в качестве одного из возможных прототипов Мастера.

Выводы

Увы, но точно ответить на вопрос, где жила булгаковская Маргарита и какой дом стал прототипом её особняка – невозможно.

В “Мастере и Маргарите” дано достаточно точное описание расположения дома, в котором булгаковеды распознали Малый Власьевский переулок, но расположенный в нём особняк совершенно не похож на описанный, из чего можно сделать вывод, что дом Маргариты – результат “соединения” нескольких зданий на страницах романа, либо “переноса” одного особняка на место другого.

А вот какой из московских особняков стал именно архитектурным прототипом дома главной героини – большой вопрос. Чаще прочих наиболее вероятным претендентом называют дом Зинаиды Морозовой на Спиридоновке – но по сути это лишь мнение.

Но, возможно, это и к лучшему – допустив такие непонятки с домом Маргариты, Михаил Булгаков внёс в произведение дополнительный мистический момент, а ведь именно за неповторимую булгаковскую мистику роман “Мастер и Маргарита” и стал культовым для нескольких поколений читателей.

Любовь с первого взгляда: впечатляющий дом Маргариты Пушкиной

На чтение: 4 минуты Нет времени?

Основательница международной арт-ярмарки Маргарита Пушкина несколько лет разрабатывала архитектуру и дизайн дома. В первую очередь она мечтала достичь идеальной гармонии, в которой каждая деталь проживала бы собственную жизнь, но в то же время идеально вписывалась бы в общую концепцию. Сегодня в обзоре HouseChief мы предлагаем совершить необыкновенную экскурсию по удивительному дворцу знаменитого коллекционера и искусствоведа.

Читайте в статье

Идеальная гармония с природой: имение Маргариты Пушкиной

Ещё в конце девяностых прошлого столетия Маргарита Пушкина с супругом приобрели большой участок земли в окружении берёзового леса в Подмосковье. Для утончённого вкуса искусствоведа важно было гармонично вписать особняк в девственную природу, не нарушив живописные окрестности. Поскольку дом планировался как арт-объект, решено было сделать максимальным естественное освещение с панорамным остеклением.

Этапы создания необычного проекта

Маргарита Пушкина была убеждена, что главное в доме ̶ не декор, а пространство. Поэтому она обратилась в известное бюро, с которым уже работала во время оформления интерьера московской квартиры. Проект создавался не один год. Постепенно шаг за шагом искусствовед формировала собственный вкус и вместе с архитекторами искала идеальное решение.

Маргарита Пушкина как-то призналась, что многие работы современных архитекторов наполнены модными элементами, в то же время в них нет индивидуальности, ощущения единства. Это нужно уметь увидеть заранее и найти силы вовремя отказаться от красивого декора в пользу гармонии.

ФОТО: larryslist.com Возле камина стоит дизайнерское кресло с обивкой из натуральной кожи

Наконец проект был согласован, и мастера приступили к строительству дома. Двухэтажную коробку со вторым светом возвели за неполный год. Дизайн Маргарита Пушкина доверила ребятам из знакомой студии, работы которых вызывали восхищение. Перед профессионалами была поставлена задача обустроить интересный и уникальный интерьер без привязки к определённому стилю и времени.

ФОТО: theblueprint.ru Зону для релаксации украшает картина «Растянутая женщина», привезённая из японской галереи

Основные идеи дизайна

Интерьер дома выполнен в бело-бежевой гамме, в качестве декора выступает большое количество натурального текстиля, который создаёт в доме невероятно уютную атмосферу. Все предметы имеют строгие симметричные формы и пропорциональные линии. Основной изюминкой стало отсутствие плинтусов, благодаря такой находке создаётся ощущение, будто стены парят в воздухе.

ФОТО: instyle.ru В зоне отдыха постелили необыкновенный ковёр, это дизайнерская работа, сшитая из кусочков старых паласов

Единая концепция в гостиной

В просторной гостиной установили камин, работающий на биотопливе. Вечером он создаёт невероятную атмосферу в пространстве. Рядом обустроили удобную зону отдыха, в которой поставили два белоснежных дивана с регулируемыми спинками. Чёрные футуристические подлокотники перекликаются с каркасом журнального столика.

ФОТО: avatars.mds.yandex.net Мраморная плита не выглядит массивной, поскольку установлена на некотором расстоянии от пола

Оформление столовой зоны

Для столовой зоны соорудили подиум из натурального дерева. Обеденный комплект изготовлен по индивидуальному эскизу дизайнеров. В качестве главного акцента выступает оригинальный светильник с лаконичным чёрным абажуром, свисающим с потолка на тоненьком проводе. Стены зашили панелями из массива цвета светлый орех.

Читайте также:
Где живет вдова Олега Табакова Марина Зудина: рассказываем об имуществе артистки

ФОТО: tr.pinterest.com Окна задрапированы однотонными светлыми портьерами

Современная классика на кухне

Несмотря на небольшой размер кухня очень функциональна благодаря огромному острову, на котором разместилась вся рабочая зона, мойка и варочная поверхность. Мощная Т-образная вытяжка полностью поглощает все запахи во время готовки.

Мебель изготовлена из массива, на всех дверцах установлены встроенные ручки. По обе стороны от острова разместили высокие барные стулья. Стену украшает фотография известного мастера «Стол. Второй вид».

ФОТО: kvartiravmoskve.ru Холодность хрома смягчает деревянная панель на задней стенке кухни

Парящая лестница на второй этаж

В холле расположена необычная скульптура лётчицы на фоне огромного пропеллера, закреплённого на стене. Рядом стоит эффектная банкетка на хромированных ножках. Дубовая лестница на второй этаж с белоснежным ограждением и скруглёнными перилами выглядит невесомой, её деревянные ступени словно парят в воздухе.

Где живет Маргарита Пушкина

Окончила Московский Государственный Университет им. Ломоносова. Долгое время занимала пост управляющего директора в одном из банков Москвы. Начиная с 2010 года являлась главным издателем архитектурного журнала «Проект Классика».

В конце 2010 года организовала ярмарку Cosmoscow, а через пять лет после этого вошла в список самых значимых людей в современном искусстве. В рамках проекта Cosmoscow прошли три международных выставки – в 2010, 2014 и в 2015 годах, получившие признание по всему миру.

Дом Маргариты Пушкиной

Несколько лет назад вместе с мужем она задумалась о собственном жилье за городом и для того, чтобы правильно его оформить, обратилась в уже знакомое им архитектурное бюро PANACOM к знакомому архитектору Лане Гриневой. С ней семья уже сотрудничала при оформлении городской жилплощади.

Больше всего хозяевам хотелось четких линий и абсолютной гармонии, а задача дизайнера заключалась в том, чтобы создать интересный интерьер вне времени и стиля. В интерьере двухэтажного особняка много белых и бежевых цветов, большое количество текстиля, а все предметы мебели имеют четкие и пропорциональные линии. Отличительным моментом в дизайне является отсутствие плинтусов, за счет чего создается ощущение парения стен.

На первом этаже расположена большая гостиная, в которую ведет холл со скульптурой летчицы и пропеллера выглядывающего из стены и небольшой банкеткой. Вся мебель в особняке изготовлена известными дизайнерами, а на стенах висят картины из личной коллекции Маргариты.

В гостиной, как и в большинстве загородных особняков, установлен камин с небольшой прикаминной зоной, в которой стоит темно-коричневое кресло от Andrew Martin. Мягкая зона очень просторная и совсем простая в оформлении. Диван выполнен в белом цвете с черными элементами, но привлекает к себе внимание не он, а необычный дизайнерский ковер, сшитый из множества лоскутов старых ковров.

Столовая располагается на деревянном подиуме, обеденный комплект выполнен на заказ. Ярким акцентом здесь является люстра, с черным абажуром, свисающая с потолка.

Многофункциональная кухня от bulthaup оформлена в современной классике с использованием большого количества хрома, оттеняет который деревянные планки за кухонным гарнитуром.

На второй этаж ведет лестница с белоснежными перекладинами. Освещает это место винтажная люстра от Taraxacum, которая идеально подошла к картине «Чистый понедельник».

На втором этаже находится спальня в оформлении которой так же использовались арт-объекты современного искусства, такие как неоновый контур британской художницы Трейси Эмин и «Критик» стоящий на прикроватной тумбочке, от арт-группировки ЗИП.

В отделке ванной удалось гармонично сочетать мраморную плитку с многочисленными прожилками и каменную мозаику серых тонов.

Коттедж находится в березовом лесу в ближнем Подмосковье. На открытой террасе рядом с домом расположена современная лаундж-зона с применением древесных акцентов, а вокруг в хаотичном виде растут березы. Их хозяйка специально не стала вырубать, чтобы не испортить естественного ландшафта, а обустроила все вокруг них.

Квартира Маргариты Пушкиной

Любимый дизайнер хозяйки Лана Гринева также оформляла и четырехкомнатную квартиру на Остоженке, которая находится на втором этаже шестиэтажного дома в переулке Коробейников, 1.

Дизайн включает в себя применение огромного количества натуральных покрытий нескольких пород дерева и мрамора, применяемых в слэбах, мебели и перегородках, а так же в облицовке ванных комнат.

Отличительной особенностью проекта является многофункциональность и простота. На 245 квадратных метрах расположено три спальни (мастер-спальня, детская и гостевая) и одно большое гостевое пространство, соединяющее в себе гостиную, кухню и столовую.

За счет двери, выдвигающейся из стены в холле, при желании можно полностью отделить приватную зону от гостевой, а благодаря стеклянным перегородкам кухня изолируется от гостиной и столовой.

Читайте также:
Розовый цвет в интерьере: особенности, сочетания, подходящие стили и отделка помещений

Кухонный гарнитур, также как и в загородном коттедже от Bulthaup – эту марку Лана очень любит и применяет её практически во всех своих проектах.

Жилплощадь оснащена современной системой «умный дом», что позволяет управлять многими функциями удаленно и программировать действия на несколько часов, дней и недель вперед. Такая система позволила сэкономить более 20% электроэнергии и избежать монтажа лишних электро-розеток и выключателей.

Все системы хранения полностью скрыты в стеновых панелях, а то, что устанавливалось «на виду», подбиралось с особой тщательностью. Картины и статуэтки из личной коллекции искусствоведа, а мебельные композиции приобретались только известных дизайнеров, либо изготавливались на заказ.

Главная ванная оформлена с применением сантехники известных марок и полностью уложена мрамором от Аrabescato, в её оформлении все просто и лаконично.

По некоторым неподтвержденным данным, квартира выставлена на продажу. По данным ЦИАН, четырехкомнатные квартиры на Коробейников, 1 стоят от 200 до 350 млн. руб.

Дом творчества: где живет Маргарита Пушкина

«Я убеждена, что интерьер должен быть основой, в которой работы живут сами по себе, добавляя дому характера и даже уюта, проявляя индивидуальности живущих в нем»

Маргарита Пушкина. Блузка, брюки, все — Ralph Lauren

На то, чтобы придумать и построить идеальный дом среди подмосковных берез, у основательницы арт-ярмарки Cosmoscow Маргариты Пушкиной ушли годы. Зато теперь в этом пронизанном светом пространстве одинаково комфортно чувствуют себя и ее близкие, и друзья — и любимые работы из личной коллекции.

«На балконе второго этажа я планировала поставить шезлонг, чтобы лежать в нем с книжкой, — но времени на это катастрофически не хватает», — признается хозяйка

Крыльцо дома заплетено длинными побегами девичьего винограда, которые слегка раскачивает ветер. Выше, в лапах громадных темных елей и ветвях старых берез, он набирает силу, отчего по облицованному камнем фасаду бегут рябью ажурные тени. Элегантное здание будто растворяется в зеленой тишине — сложно представить, что от поселка, где мы находимся, до Москвы полчаса езды, если без пробок. «Виноград, да и сирень, что у входа, мы из старого дома сюда привезли — и они отлично прижились. Как и мы», — смеется Маргарита Пушкина, выходя босиком на террасу.

Подвернутые джинсы, футболка с камуфляжным принтом, заколотые в пучок волосы — у себя дома основательница и директор главной российской арт-ярмарки Cosmoscow, которая пройдет с 7 по 9 сентября в Гостином дворе, может сделать паузу в своем бешеном графике: кроме ярмарки, в списке ее проектов ежегодный аукцион Off white, фонд поддержки современного искусства Cosmoscow, одноименный клуб коллекционеров — и грандиозные планы на будущее.

Будто сшитый из разрозненных кусочков ковер — авторства Патрисии Уркиолы. Висящую слева на стене сделанную из силикона и человеческих волос работу Эвана Пенни «Растянутая женщина № 2» Пушкина купила в Японии: «Ее доставили в ящике как раз нам к новоселью»

Сюда Маргарита с мужем Сергеем, сыном Иваном и мамой Валентиной Ивановной переехали 10 лет назад, но история дома началась еще в конце 1990-х, когда семья стала задумываться о том, чтобы сменить прежнее жилье, тоже загородное, на что-то более просторное, комфортное и поближе к Москве. Пересмотрев множество участков, выбрали именно этот — за ощущение близости к природе.

Компанию подлинным китайским терракотовым воинам из древней гробницы составляет полотно Валерия Кошлякова

«Таких старых деревьев больше не было нигде — и они для меня стали главными героями, — вспоминает Пушкина. — Здесь стояла еще огромная сосна, под которую в проекте здания предусмотрели внутренний дворик, — но, увы, рабочие повредили ей корни».

На бетонной каминной полке — работа «Критик» арт-группировки «ЗИП»

Кто мог знать, что идея переезда, по сути, поменяет и всю ее жизнь? «Для меня все, связанное с этим домом, было очень творческим процессом, — уверена Маргарита. — Обдумывая, каким бы я хотела его видеть, я начала много общаться с архитекторами, познакомилась с критиком Григорием Ревзиным — с ним мы потом издавали журнал «Проект Классика». А вслед за архитектурой еще больше заинтересовалась современным искусством — и занялась им уже профессионально».

«Особенно красиво здесь вечером, когда по всему дому зажжен теплый свет: ты одновременно будто и на улице, и внутри», — рассказывает хозяйка. Платье, Ralph Lauren; туфли — собственность героини

Свет пронизывает все пространство дома, подхватывает нас волной, когда вслед за хозяйкой мы входим в холл. Прямо — стеклянный кубик того самого дворика-патио и примыкающая к нему лаконичная кухня с гарнитуром bulthaup и работой бельгийца Ханса Оп де Бека на стене. Направо коридор уводит к кабинету Маргариты. А слева, за широкой дубовой лестницей со скругленными перилами, начинается огромная гостиная с камином, вальяжным угловым диваном Flexform, кожаным креслом Andrew Martin, игровой приставкой и бильярдным столом в окружении книжных полок. Никакой пестроты: везде стены оттенка яичной скорлупы, дубовые полы, льняные занавеси, панорамные окна.

Читайте также:
Стол из эпоксидки и катушки Тесла: делаем своими руками

Дубовые стол и скамья на кухне сделаны на заказ, а подаренный друзьями антикварный графин возрастом почти в сто лет перекочевал сюда из предыдущего дома семьи

«За счет этого все воспринимается как единый объем, — комментирует Пушкина. — Я очень хорошо понимаю людей, строящих первое жилье: им хочется все и сразу, но именно поэтому важно иметь мужество отказаться от каких-то, пусть даже эффектных решений в пользу принципиально важного».

В холле входящих встречает деревянная скульптура Стефана Балкенхола «Летчица с пропеллером»

А важными были именно простота, легкость, обилие света и эстетика, близкая к галерейной. Поэтому, поручив проект архбюро Panacom, она лично вникала во все детали — от вентиляции до облицовки фасада. А интерьером занялась сама при помощи своей подруги Ланы Гринёвой: «Мне было интересно, скажем, целенаправленно искать мебель — стол Исаму Ногучи в гостиную, стулья Джаспера Моррисона на кухню».

«Эту раннюю, 90-х годов, работу Трейси Эмин я купила в 2008 году — еще до участия художницы в Венецианской биеннале. Мне вообще очень интересны Young British Artists», — говорит Пушкина

Время шло, дом был готов, но переселяться в него не спешили. «А потом муж сказал: «Все, Рита, поехали», — смеется Пушкина. — И вот мы наспех собрались, переехали — а за остальными вещами в прежний дом так и не вернулись. Ничего и не помню из того, что там оставили».

Огромное полотно Виноградова и Дубосарского из серии Underwater повесили на лестнице, ведущей наверх

С собой они взяли немного: книги («Когда мы с Сергеем в самую первую квартиру переезжали, у нас даже посуды не было — но первым делом мы купили не ложки с вилками, а «Библиотеку всемирной литературы»), несколько памятных вещей — и свою арт-коллекцию, конечно, которая уже тогда играла серьезную роль в жизни обоих.

Довольно крупную скульптуру Бориса Орлова хозяйка решила поставить в гостиной

На новом месте Пушкиным оказалось легко. Особенно сдружились они с жившими по соседству Анастасией и Сергеем Рябцовыми — так, что между участками даже забора не ставили: «Мужчины играли в пинг-понг, дети во что-то свое, мы ходили друг к другу завтракать сырниками и ягодами, все это перетекало в обед, потом еще гости подходили. Словом, все прелести дачного быта!»

Над пианино (на нем играет Иван) — работа Семена Файбисовича

За разговором мы поднимаемся по лестнице на второй этаж. Здесь все так же просто. Вот комната Вани: на дверном косяке зарубки разных лет с обозначением его роста — сложно представить, что это тот высокий парень, что сейчас внизу играет в баскетбол с папой Маргариты Анатолием Алексеевичем, заехавшим погостить. Вот гардеробная — в ней выстроились ровные ряды лодочек и кроссовок (Маргарита ежедневно бегает по 8-10 км). Вот гостевая комната с полотном Александры Паперно на стене, а украшением белой спальни хозяев служат заглядывающая в балконную дверь зелень деревьев и неоновая работа Трейси Эмин.

«Когда глубоко вникаешь в искусство, получаешь уверенность в своем вкусе: ты четко знаешь, что стоит покупать и на что обратить внимание. Другое дело, что у меня этот список очень большой, — смеется Пушкина. — Вот в кабинете у нас висит Василий Ситников, есть и другие шестидесятники: Борис Свешников, Анатолий Зверев, Михаил Рогинский. Но потом я, как на ракете, умчалась в сторону актуального искусства, хотя сейчас, к примеру, вряд ли бы уже купила и того же Пенни. Но я не жалею — это история моих вкусов. И я убеждена: интерьер должен быть основой, в которой работы живут сами по себе, добавляя дому характера и даже уюта, проявляя индивидуальности живущих в нем».

Дворик сделали специально, чтобы сохранить росшую здесь огромную сосну: дерево, к сожалению, погибло, но хозяйка дома любит здесь завтракать

Она спускается вниз и выходит во дворик. По забору шмыгает белка — Маргарита задумчиво глядит ей вслед: «Да, сюда, пожалуй, можно поставить ленд-арт. Энтони Гормли или Ричард Серра тут бы в саду отлично смотрелись!» История этого дома продолжает твориться на глазах.

Читайте также:
Виртуальная экскурсия по дому Навки и Пескова

Источник фотографий: Nora JanÉ, Kirill Ovchinnikov

Семь зданий, претендующих на звание «Дома Булгаковской Маргариты»: Готический особняк в тихом переулке

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Зданий, в полной мере отвечающих всем этим параметрам, в Москве, судя по всему, нет (иначе не было бы столь жарких споров), впрочем, автору вовсе не обязательно было описывать в романе конкретный дом точь-в-точь. Возможно, он представлял себе некое реальное здание и прибавил к этой картинке более характерные детали. Но какой именно особняк все-таки мог быть прототипом дома Маргариты? Поклонники знаменитого романа выдвигают совершенно разные версии, и на данный момент зданий-претендентов несколько.

1. Дом в Малом Власьевском

Это здание хотя и выполнено в стиле модерн и имеет много интересных архитектурных элементов, не очень похоже не «готический особняк», упоминаемый в романе. Однако у него есть несколько характерных деталей – он расположен в переулке возле Арбата, у него есть сад и металлическая ограда, которая, кстати, сохранилась в первозданном виде. Описанный Булгаковым знаменитый полет Маргариты тоже говорит в пользу этой версии: если сравнить этот путь с расположением данного дома, то многие детали совпадают.

Кстати, история у здания интересная. До революции им владел купец Иван Коровин, затем в особняке располагался Институт Ритма, и есть данные, что в нем неоднократно танцевала сама Айседора Дункан (ее студия была неподалеку, на Пречистенке). Сейчас это частная жилая резиденция.

2. Дом Соловьева

Угол Хлебного и Малого Ржевского переулков украшает великолепное готическое здание, которое в начале прошлого века выстроил для себя академик архитектуры Сергей Соловьев.

Дом с арочными окнами, лепниной, кованым декором и керамическими панно в античном стиле вполне мог быть прототипом жилища Маргариты, а его характерное трехчастное окно, по мнению сторонников этой версии, – именно то окно, из которого героиня романа вылетела на метле.

После смерти Соловьева владельцем здания стал художник-график Павел Павлинов, который в первые годы революции был одним из инициаторов проведения в этом доме выставок живописи, позже в нем находилось представительство Грузинской республики. Кстати, дом «засветился» в фильме «Семнадцать мгновений весны» – именно в нем якобы располагалось гестапо, где держали радистку Кэт.

3. Готический «замок» Кекушева

Этот особняк, расположенный на Остоженке, считают одним из главных претендентов на звание «Дома Маргариты». Здание напоминает средневековый замок и весь его вид очень необычен – оно асимметричное, наполненное всевозможными интересными деталями, с высокой шатровой башенкой и огромным металлическим львом на щипце.

Кроме того, с домом связана любопытная история. Архитектор Лев Кекушев построил его для себя и своей семьи. Так вот известно, что дочь зодчего против воли родителей ушла из дома и поселилась у своего возлюбленного – артиста Сергея Топленинова – в Мансуровском переулке. А в романе Булгакова именно в этом переулке жил Мастер.

Впрочем, есть и несовпадения с домом Маргариты. Согласно описанию, ее особняк был гораздо меньше и ниже, чем дом Кекушева, к тому же, у него, напомним, имелся сад с оградой и он стоял в арбатском переулке, а не на Остоженке.

4. Дом Рябушинского (Музей Горького)

Знаменитый и невероятно экстравагантный московский особняк, выстроенный архитектором Федором Шехтелем для купца Рябушинского, а после революции ставший домом Максима Горького, вполне мог быть взят Булгаковым за основу при описании дома Маргариты.

У этого здания есть элементы готики, оно обнесено кованой оградой, однако у него нет трехстворчатого окна, похожего на упомянутое в романе, и оно слишком шикарное для того, чтобы в нем мог жить обычный инженер и занимать целый этаж. И, опять же, Малая Никитская улица, на которой расположен особняк, не имеет ничего общего с арбатскими переулками.

5. Особняк Cаввы Морозова

С появлением этого особняка на Спиридоновке связана очень романтическая история: купец-миллионер построил его для любимой жены. Однако дом пережил драматичный разрыв их отношений, а также финансовый и психологический кризис Саввы Морозова.

Этот дом спроектирован архитектором Федором Шехтелем в стиле английской неоготики, он окружен изящным чугунным забором, а на территории, как и описано в романе, расположен сад. Чем не особняк Маргариты? Однако он, как и особняк Рябушинского, слишком велик в сравнении с предполагаемым жилищем героини. А вот по меркам шикарных купеческих домов того времени он, напротив, скромноват – все-таки встречались в Москве здания намного помпезнее и эпатажнее.

Подробнее про особняк-замок Морозовых можно прочитать здесь .

6. Доходный дом в Чистом переулке

Это московское здание, известное как Доходный дом наследников Н.П. Циркунова, выполнено в стиле псевдоготики с элементами модерна. Оно вполне могло стать прототипом особняка Маргариты, тем более что именно здесь Михаил Булгаков одно время жил со своей женой (правда, флигель, в котором располагалась их квартира, до наших дней не сохранился). Кстати, «Дни Турбиных» были написаны именно в этом доме, а Булгаковский профессор Преображенский жил как раз в Чистом (Обуховом) переулке. Иными словами, творчество писателя было тесно связано с этим местом.

Читайте также:
Как сделать помещения светлее без светильников: лучшие приемы

Однако есть и противоречие: писатель здесь жил со своей второй женой – Любовью Белозерской, а большинство булгаковедов склоняются к тому, что Маргариту он писал не с нее, а со своей третьей супруги – Елены Шиловской. Кроме того, у здания в Чистом переулке пять этажей.

7. Особняк Дерожинской

Дом владелицы текстильного предприятия и дочери купца Бутикова Александры Дерожинской тоже считают возможным прототипом особняка Маргариты. Он расположен в довольно тихом Кропоткинском переулке, у него есть сад, а также металлическая ограда. Но в то же время есть и факты, говорящие не в пользу этой версии. Во-первых, здание Дерожинской все-таки уместнее отнести к модерну, чем к готике. Во-вторых, оно опять же слишком большое.

Кстати, у особняка очень насыщенная история. После того, как его национализировали советские власти, он постоянно переходил «из рук в руки», сменив множество организаций. А с 1959 года в нем располагается посольство Австралии.

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Особняк, в котором жила булгаковская Маргарита, продают за 4 миллиарда рублей

15 февраля 2016 1:00

В Москве оживились продажи элитного жилья. Странный для кризиса ажиотаж! В январе спрос на особняки и пентхаусы вырос на 25%. И это при средней цене такого жилья почти в 90 млн. рублей. По словам риэлторов, главная причина – скачки курсов валют. В долларах цена роскошных апартаментов упала, а заначки у большинства толстосумов были именно в них. Вот и налетели, пока дешево.

НОВАЯ МОДА: ПОЛУШОПИНГ В ЭЛИТНЫХ ДОМАХ

Продается особняк. Три этажа. Постройка начала прошлого века, полностью отреставрированная в 2010 году. Во внутренних помещениях – эксклюзивный ремонт, заменены все коммуникации. Несколько санузлов. В подвале – бассейн. В общем, 1500 квадратных метров элитного счастья. Это я пересказал содержание одного из объявлений на сайте недвижимости. Все в нем впечатляет, но особенно цена – 6,3 миллиарда рублей. И таких предложений сейчас в столице немало.

Напроситься на смотрины дорогущего особняка оказалось непросто. Каждый звонок – маленький допрос.

– Чьи интересы вы представляете? Вы кто? Агент?

Пришлось выдумать легенду. Заказчик – большой человек, работает в Питере, его жена с сыном живут в Европе. Но папа хочет, чтобы семья воссоединилась в Москве, ищет дом. А я как бы представляю их интересы.

– Ну, папа работает в компании, которая полезные ископаемые добывает, – уклончиво вру я по телефону. – А почему вы так подробно выспрашиваете?

– Нам важно понимать, в какой сфере работает клиент, платежеспособен ли он, – объясняет мне агент. – А то, знаете, как бывает. Часто звонят вроде бы обеспеченные женщины. Приезжают в мехах, на дорогих машинах, ходят по объекту, цокают, а в конце говорят: да я так, просто посмотреть приехала. Это у них такой полушопинг.

В общем, я заранее прошу прощения у риэлторов, которых обманул.

КВАДРАТНЫЙ МЕТР ПО ЦЕНЕ ТРЕШКИ

Наконец я договорился! Первый дом – в Малом Власьевском переулке. Центр, Хамовники. За кованой оградой старая усадьба c высоченными окнами, мезонином и богатой лепниной по фасаду. Общая площадь – больше 1500 квадратов. Цена вопроса – 55 миллионов долларов. По нынешнему курсу это 4,3 миллиарда рублей. Квадратный метр выходит в районе 2,8 млн. А это трешка в подмосковной новостройке.

Собственник с риэлтором встречают меня в парадной. Пролетарское слово «подъезд» здесь употреблять даже совестно как-то. За стойкой охранник. Через несколько ступенек вверх – две пары шикарных колонн. Старинная лепнина, фрески на стенах.

Но главное украшение особняка – Голубой зал. Это чудо такое чудесное с потолками в 5,5 метра. Огромный ажурный «сундучок» – рельефный орнамент в несколько слоев по потолку и стенам. А на них – десятки постеров с афишами, на всех певец и актер Алексей Воробьев, участник «Евровидения-2011». Оказалось, он снимает это помещение под офис.

Показ особняка владелец начинает с экскурса в историю. Это важно. История у усадьбы – закачаешься.

ЗАГЛЯНЕМ В ПРОШЛОЕ

Дом в Малом Власьевском построили больше века назад, в 1903-м, по заказу купца Ивана Коровина. С него, кстати, Алексей Толстой списал героя своего романа «Гиперболоид инженера Гарина». Коровин был одержим наукой, мечтал о путешествии на Луну и в итоге соорудил космический корабль – внешне получилось вроде дирижабля из металла. В августе 1917 года Коровин пригласил друзей на испытательный полет в Воронежской губернии. Приехал и Алексей Толстой. Изобретатель сказал, что летает его машинка за счет электромагнитного поля, помахал ручкой и взмыл в небо. Больше его никто не видел. Считается, что аппарат разбился.

Читайте также:
Декоративная решетка из труб ПВХ: дизайнерская вещь своими руками

После революции в этом доме был Институт ритмического воспитания (здесь учили художественному слову и пластике). Говорят, в том самом Голубом зале танцевала Айседора Дункан, бывали Есенин и Маяковский. А в доме напротив жила сестра Михаила Булгакова. И, по мнению исследователей творчества писателя, в особняке в Малом Власьевском он поселил свою героиню Маргариту, оттуда она вылетала пошалить на метле.

АБРАМОВИЧ СМОТРЕЛ, НО ВЫБРАЛ ПОБЛИЖЕ К БОЛЬШОМУ ТЕАТРУ

Надо сказать, что особняк продается уже не первый год. Для дорогой недвижимости обычное дело. До кризиса было несколько клиентов, которые активно интересовались домом в Малом Власьевском. Предметные переговоры шли с представителями Романа Абрамовича. Правда, не нравилось, что окна пристройки для обслуги выходят прямо во двор и работники могут наблюдать за членами его семьи. Придумали решение: окна закроют непрозрачными материалами, чтобы горничные с кухарками лишний раз глаза себе не ломали.

– Но потом закончилась реконструкция Большого театра, и Абрамович решил взять что-то поближе к нему, – рассказывает собственник.

Все постройки на участке – в частной собственности. А несколько га земли под ними в долгосрочной аренде. Памятником архитектуры особняк не является, и это редкость для недвижимости с историей. Обустраивать его новый потенциальный владелец может без оглядки на культуроохранные органы.

С НОВОДЕЛОМ ПРОБЛЕМ МЕНЬШЕ

Еще один спец по недвижимости долго объяснял мне, что со старыми особняками связываться не стоит. Почти у всех есть статус исторической ценности. Даже просто стену подолбить – кучу разрешительных бумаг нужно собрать.

– Обычно эти дома нужно реконструировать, – говорит агент. – Возьмет клиент особняк миллионов за 50 – и еще миллионов 10 придется выложить за ремонт. А вы варианты с особняками-новоделами не рассматриваете?

На следующий день встречаемся в Кривоарбатском переулке. В сотне метров от стены Цоя, на углу загогулины переулка (он ведь на самом деле кривой), стоит трехэтажный особняк с колоннами. Парадный вход – 14-метровая ротонда со стеклянным куполом.

– Особняк в стиле неоклассицизма построен по проекту известного французского архитектора, – с интонациями гида объясняет риэлтор.

Внутри пока пустое бетонное пространство. В ротонде – широченная винтовая лестница, с нее попадаешь в уходящие вправо и влево крылья. Здесь будущие гостиные, спальни, будуары, а пока – просто стены.

Под домом – парковка на 10 машин. Есть внутренний двор, 5 соток.

– До кризиса особняк стоил 75 миллионов долларов. Сейчас – 65 млн. (больше 5 миллиардов рублей), – говорит риэлтор. – Но можно говорить о дополнительной скидке.

ВЛАДЕЛЬЦЫ ПЕНТХАУСОВ ЖДУТ ЛУЧШИХ ВРЕМЕН

Следующий в моем списке – особняк на Остоженке за 5 млрд. рублей. Но в дороге меня застал звонок агента: продавец пока снял этот объект с рынка. С курсами валют неразбериха.

В агентстве Welhome объясняют, что так поступили собственники, которым не критично повременить с продажей хоть год, хоть два:

– Остальным приходится предлагать серьезные скидки – до 50% от первоначальной стоимости. Да и в целом цены на московские пентхаусы за 1,5 года изменились. В среднем долларовая цена 1 кв. м такой недвижимости упала на 15 – 20%.

В компании Blackwood отмечают, что за год серьезно уменьшилось число объектов, продаваемых за доллары. Год назад их доля была около 50% от общего числа.

– А сегодня она не превышает 30%, – рассказал «КП» директор департамента консалтинга, аналитики и исследований Blackwood Александр Шибаев. – Из-за роста курса доллара покупательная способность клиентов с валютными сбережениями выросла. Поэтому основным спросом на рынке элитной недвижимости пользуются объекты, представленные в рублях.

По статистике Welhome, запросов на покупку пентхаусов по сравнению с периодом до кризиса меньше не стало. А вот решения клиенты теперь принимают раза в два дольше. Ездят, смотрят, ждут – а вдруг продавец занервничает и еще скинет?

КСТАТИ

Топ-5 самого дорогого жилья Москвы

6,3 млрд. руб., ул. Остоженка

3-этажный дом площадью около 1500 квадратных метров. Старинный особняк недавно был реконструирован – проложены современные коммуникации, ремонт сделан из эксклюзивных материалов. Одна из вишенок на торте – большой бассейн на цокольном этаже.

Читайте также:
Полезные вещи из старого телевизора с ЭЛТ: самые интересные идеи

4,3 млрд. руб., Малый Власьевский переулок

3,8 млрд. руб. Серебряный Бор

Двухэтажный особняк в закрытом поселке в 300 метрах от Москвы-реки. Гостиная, огромная столовая, 6 спален и 4 санузла. Подземный паркинг. На участке много деревьев, собственный пруд и беседки для отдыха.

3,2 млрд. руб., Гоголевский бульвар

Еще один объект на Остоженке. Двухэтажный особняк, построенный в 1852 году. 800 кв. м., внутри восстановлены интерьеры классического стиля, 16 санузлов. Под домом – парковка на 30 машин.

2,8 млрд. руб., 2-й Вражский переулок

Особняк в 3 этажа. Постройка 2004 года. Жилая площадь – около 700 кв. м. На цокольном этаже бассейн, сауна и собственный тренажерный зал.

КСТАТИ

Кто покупает элитку?

По просьбе «КП» в агентстве Welhome попробовали нарисовать портрет типичного покупателя элитных пентхаусов.

– Это мужчина от 35 до 45 лет, – говорят риэлторы, – собственник бизнеса или топ-менеджер промышленной компании, звезда шоу-бизнеса. Понятно, что для него это не первая покупка жилья. Скорее эта недвижимость должна подчеркивать для людей его круга высокий статус и финансовую состоятельность человека.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Дачи за $80 млн.

Цены на загородную недвижимость не только не отстают от московских, но и довольно часто превосходят ее. Во многом из-за земли. Если в столице владельцы особняков могут «ютиться» на небольших участках (да и те чаще всего лишь в долгосрочной аренде у города), то за МКАД богатым людям есть где развернуться. За те же 80 миллионов долларов, что и особняк на Остоженке, сейчас в Подмосковье выставлены сразу несколько резиденций.

К примеру, в закрытом элитном поселке Сколково есть трехэтажная усадьба. Больше 2,5 тысячи квадратов в стиле ар-деко. На первом этаже у владельца, помимо банальных столовой, двух гостевых спален, рабочего кабинета, трех санузлов и большого каминного зала, – собственный кинотеатра и спа-зона со спортзалом. На втором уровне – спальни и игровые комнаты для детишек, комната няни, основная спальня с двумя санузлами, несколько гардеробных. Цокольный этаж занимает большая винотека и кладовая. В отдельном флигеле – помещения для обслуживающего персонала, прачечная, кухня, две спальни и кабинет управляющего. На участке около 3 гектаров разбит собственный парк.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

История особняка Саввы Морозова: здесь бывала сама Маргарита!

Счастливая судьба особняка Саввы Морозова в Москве

Известные литературоведы да и просто поклонники писателя Михаила Булгакова до сих пор спорят, в каком же московском доме жила Маргарита — героиня его легендарного романа «Мастер и Маргарита». И многие склоняются к мысли, что это особняк Саввы Морозова, в котором ныне располагается дом приемов Министерства иностранных дел (МИД). Впрочем, обо всем по порядку.

На том балу увидели друг друга

Известно, что Савва Тимофеевич Морозов и Сергей Викулович Морозов были родственниками, первый приходился второму двоюродным дядей. В то время Сергей Викулович был женат на 20-летней Зинаиде. Молодая женщина не питала особо трепетных чувств к супругу. По одной версии, считала его «лапотником»: он носил длинную бороду и не особо задумывался о светских манерах. По другой, жена попросту видела в нем слабого человека, больше увлеченного скачками и азартными играми, нежели семейной жизнью.

Однажды в доме Саввы Морозова давали благотворительный бал, но Сергей Викулович не захотел туда идти (говорят, что отношения между двумя родственниками не отличались особой теплотой). Однако Зинаида не пожелала оставаться дома и отправилась на светское мероприятие одна. В тот период выходить куда-то женщине без сопровождения было моветоном. Но Савва тут же заприметил красивую девушку и решил познакомиться с ней поближе. И как сказал бы Аркадий Аверченко: «Все завертелось!»

Напрасно Сергей Морозов умолял жену одуматься и даже увез ее на некоторое время в Крым, понадеявшись на известную пословицу: «С глаз долой — из сердца вон». Она и слушать ничего не хотела. И в 1887 году супруги развелись. А Савва женился на Зинаиде. Молодая женщина радовала себя, как могла: заказывала дорогие платья в парижских салонах, тратила деньги на драгоценности, а потом… попросила у мужа построить для нее особняк.

Читайте также:
Квартира Николая Добрынина: уникальный дизайн и максимум функциональности

И хотя говорят, что уже в ту пору Морозов охладел к своей жене, тем не менее, он исполнил ее главную прихоть. Новое здание начали строить на месте обветшалого деревянного дома, принадлежащего семейству Аксаковых.

За дело взялся известный архитектор Федор Шехтель, который просто фонтанировал идеями. Так, он предложил хозяину особняка Савве Морозову на выбор стили ренессанс, рококо и английскую неоготику. Поскольку Морозов учился в Европе, он выбрал последний вариант. И Шехтель показал Морозову 600 чертежей, где была учтена каждая деталь не только внешнего вида, но и внутреннего убранства роскошного дома: мебель, люстры, перила.

Кстати, свою лепту в оформление особняка Морозовых внес и художник Михаил Врубель, который создал панно «Времена года», скульптурную группу «Роберт и монахини» по мотивам оперы Джакомо Мейербера «Роберт-Дьявол», украсившую парадную лестницу, и витраж «Встреча рыцаря-победителя».

Неоготика и немного ампира и рококо

Всего же процесс строительства продлился четыре года. Особняк Саввы Морозова на Спиридоновке соответствовал всем канонам стиля неоготики благодаря остроконечным башенкам, кованой решетке, высоким потолкам. Здание имело ассиметричную форму, внимание посетителей акцентировалось на угловой части особняка, напоминающей средневековую башню.

По парадной лестнице с чугунными перилами, украшенными изображениями фантастических существ: разных химер, змея и собаки, гости поднимались в аванзал. Кстати, змей и собака являются масонским символом противоборства добра и зла.

Затем посетители особняка Саввы Морозова в Москве попадали в Большую гостиную, Курительную комнату, оформление которой взял на себя Михаил Врубель. Красоту этого зала подчеркивала деревянная резьба на стенах, потолке и камине.

Большой мраморный зал с белыми колоннами тоже был объектом восхищения всех пришедших гостей.

Все эти залы были оформлены не только в неоготическом стиле. Во многих из них угадывались черты ампира, ренессанса, рококо. Особое очарование и некий мистический флер одному из залов особняка Саввы Морозова придавали статуи рыцарей.

Впрочем, особняк просто изобиловал произведениями живописи и скульптурными композициями.

Роковая любовь

Казалось бы, такой особняк был просто создан во славу вечной любви, но нет. Впоследствии Савва Морозов увлекся актрисой МХАТа Марией Морозовой, и все в его жизни пошло наперекосяк (это благодаря Морозову Константин Алексеев, известный по псевдониму Станиславский, основал Московский художественный театр). Эта любовь совсем не принесла ему счастья. Есть предположение, что Андреева вытягивала из мецената все деньги. Но его чувство было безусловным…

Недаром, когда Морозов застраховал свою жизнь на 100 000 рублей, страховой взнос он отдал Андреевой. 40 000 она потратила на свои долги, еще 10 000 отдала Максиму Горькому, с которым тогда состояла в отношениях… А судьба самого Морозова сложилась очень трагически. До сих пор неизвестно, действительно ли он покончил жизнь самоубийством или же ушел на тот свет не по своей воле.

Возможно, благодаря этой истории некоторые предполагали, что прототипом Маргариты была именно Андреева. Ведь по булгаковскому сюжету Мастер также выиграл в лотерею сотню тысяч, десять из которых отдал своей любимой женщине…

А была ли Маргарита?

Но на тот факт, что особняк принадлежал Маргарите, указывает ряд других описаний. В частности, что в начале романа поэт Иван Бездомный проходит мимо Спиридоновки, а в конце он снова идет мимо этой улицы, сворачивает в сторону Арбатских переулков и видит дом Маргариты. По описанию выходит, что это двухэтажный готический особняк с садом и трехстворчатым окном. Очень похоже на Дом приемов.

Кадр из фильма “Мастер и Маргарита” Владимира Бортко

После смерти мужа Зинаида Морозова уехала из дома, объяснив свое желание покинуть особняк тем, что ее тревожит призрак супруга. Мол, кто-то ночью все время покашливает и двигает предметы. Особняк купил Михаил Рябушинский, привезший с собой коллекцию живописи.

Кстати, очень трагично сложилась судьба самого Федора Шехтеля, который после революции совершенно не вписался в новое время. Он пытался пристроиться на какую-нибудь работу, но все было безрезультатно. Последние дни талантливому архитектору даже не хватало денег на еду.

Особняк Саввы Морозова в наши дни

Сейчас в особняке Морозова, где располагается Дом приемов МИДа, проходят встречи на высшем уровне, в частности, встречи большой восьмерки. Устраиваются приемы для иностранных журналистов с участием министра иностранных дел Сергея Лаврова и официального представителя МИДа Марии Захаровой. На подобных приемах доводилось бывать и автору этих строк.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: